Антимонопольная политика РФ, значение и проблемы
смотреть на рефераты похожие на "Антимонопольная политика РФ, значение и проблемы" Министерство образования РФ Сыктывкарский государственный университет Факультет управления Кафедра экономической теории корпоративного управления Допустить к защите: « »________ Руководитель: Тувмасян В.В., доцент Курсовая работа по «институциональные преобразования в Российской экономике» Антимонопольная политика РФ значение и проблемы Исполнитель: студентка Морозова Р.Н. группа 4220 « »________2002 Сыктывкар 2002 Содержание
Содержание 2
Введение 3 1.Роль государства в экономике 4 2.Причины существования монополий 5 2.1.Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки. 5 2.2. Естественные монополии 6 2.3.Легальные барьеры: патенты и лицензии 7 2.4.Собственность на важнейшие виды сырья 9 2.5.Нечестная конкуренция 9 3.Сущность монополии. Её формы, типы и виды 10 4.Ущерб, наносимый монополиями, и необходимость государственного
регулирования……………………………………………… 14 5.Государственное вмешательство в деятельность монополий в условиях
экономики рыночного типа 17 6.Активизация конкурентных рыночных структур. Либерализация рынков 18 7.Направления антимонопольной политики в постсоциалистиской экономике 20 8.Преобладание нерыночного мышления у населения 21 9.Административный монополизм и структурные сдвиги в экономике 22 10.Особенности монопольных структур в условиях директивной экономики и при
переходе к рынку. 25 11.Несовершенство законодательства, связанного с преодолением чрезмерной
власти монополий и монополизма 27 12. Система государственного регулирования естественных монополий в России.
Проблема становления. 32 Заключение 36 Список используемой литературы 37 Введение Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и
широких слоев населения. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство
от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению
недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как
присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-
административная система по своей сути исключала наличие свободной
конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и
усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования
монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины
необходимости экономических реформ в данной сфере. 1.Роль государства в экономике Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов
является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет
важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические
предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного
производства. Особенно наглядно проявляется роль государства в так называемые
переломные, переходные периоды. Поэтому исключительную роль в формировании
инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл
мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Он привёл к тому, что объём
производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля.
Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические
функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно
должен быть дополнен мерами государственного регулирования. Одним из важных видов государственного регулирования является
регулирование монополий. 2.Причины существования монополий Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в
значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в
отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в
отрасль. 2.1.Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное
мало затратное производство может быть достигнуто, только если
производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так
и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень
существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении
большого отрезка в сторону горизонтальной оси объёма производства (рис. 1).
При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и,
следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от
существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной
фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность
являются несколькими из многих отраслей тяжёлой промышленности, которые
отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере
пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3
рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в
эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие
производители, будут иметь небольшой или не будут иметь никакого шанса для
выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями,
они не в состоянии получить экономию на издержках, которую получает
существующая “Большая тройка”, и, следовательно, будут не в состоянии
получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Новые конкуренты в
базовых сталелитейной и автомобильной отраслях не появятся в результате
успешного функционирования и расширения небольших производителей “с
задворок отрасли”. Они просто будут недостаточно эффективны, чтобы выжить.
Другой вариант - войти в отрасль, будучи крупным производителем. На
практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет
очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы
приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из
“Большой тройки” в автомобильной отрасли. Финансовые препятствия на пути
крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны
запретительным. Рис.1 Издержки на единицу продукции Долгосроч. АТС 0 Количество продукции АТС – средние общие издержки. 2.2. Естественные монополии В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба
производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция
неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли
называются естественными монополиями, и большинство из так называемых
предприятий общественного пользования - электрические и газовые компании,
автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи
- могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно
предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это
исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов
в данной географической области правительство сохраняет за собой право
регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления
монопольной властью, которую оно предоставило.[1,c.87] Давайте рассмотрим несколько примеров. Было бы чрезвычайно
расточительно для общества иметь несколько фирм, снабжающих водой или
электричеством. Технология в этих отраслях такова, что требуются большие
постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование,
водопроводы и линии высоковольтной передачи. Эта проблема обостряется тем,
что капитальное оборудование должно быть пригодным, чтобы удовлетворять
пиковым нагрузкам, которые случаются в жаркие летние дни, когда поливаются
газоны и работают воздушные кондиционеры. Эти большие постоянные издержки
означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с
числом кубических футов воды или киловатт-часов электроэнергии,
поставленных каждой фирмой. Присутствие нескольких поставщиков воды и
электроэнергии поделило бы весь рынок и сократило бы продажи каждого
конкурента. Каждая фирма была бы отжата выше её понижающейся кривой средних
издержек. Фирмы стали бы использовать не полностью своё постоянное
оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции и,
следовательно, тарифы на электричество и воду были бы неоправданно высоки.
Вдобавок конкуренция могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной.
Например, присутствие полудюжины телефонных компаний в городе могло бы
повлечь за собой неудобство иметь шесть телефонов и шесть телефонных книг,
не говоря о шести телефонных счетах, чтобы обеспечить связь со всеми
другими постоянными жителями того же самого города. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя
правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. В результате
ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать,
когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания.
Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и
возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может
стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из
своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на
свои товары и услуги. Чтобы избавить общество от таких неприятных результатов, правительство
будет обычно предоставлять исключительную привилегию одной фирме поставлять
воду, природный газ, электричество, телефонные услуги или осуществлять
автобусные перевозки. В обмен правительство сохраняет за собой право
определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать
качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.
Результатом является регулируемая или государственно-организованная
монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на
производство единицы продукции, но регулируемая для того, чтобы
гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в
издержках. 2.3.Легальные барьеры: патенты и лицензии Уже отмечалось, что правительство зачастую предоставляет естественным
монополиям исключительные привилегии. Государство создаёт также легальные
барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии. Патенты. Они обеспечивают создателям новых продуктов, технологий,
произведений искусства исключительные права на продажу их «продукции».
Смысл таких патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы (или отдельных
лиц) изобретать новые продукты, процессы и т.п., поскольку с помощью
патентов гарантируется получение дохода именно авторам изобретений. Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт
в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту
изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса
конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени,
усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, патенты могут
обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента.
Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных
индустриальных гигантов - “Нэшнл кэш реджистер”, “Дженерал моторз”,
“Ксерокс”, “Полароид”, “Дженерал электрик”, “Дюпон”, если назвать
нескольких. Деятельность компании “Юнайтед шу машинери” - ярчайший пример
того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть
монопольной власти. “Юнайтед шу” стала исключительным поставщиком некоторых
важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она
распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного
оборудования, требуя от пользователей её патентованных машин подписывать
“привязывающее соглашение”, в котором производители обуви соглашались также
брать в аренду всё другое сапожное оборудование у “Юнайтед шу”. Это
позволило “Юнайтед шу” монополизировать рынок, пока правительство не
предприняло в 1955 г. антитрестовские расследования, имевшие частичный
эффект. Научно-исследовательская работа, конечно, лежит в основе разработки
пригодной для патентования продукции. Прибыли, обеспеченные одним важным
патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-
исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для
патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам,
вполне может усиливаться. Фирмам, частным предпринимателям г. Иркутска выдавался патент на право
торговли на неопределенный период времени, пока фирма будет его оплачивать
(например, для оптовой торговли - 0,2 % от объема реализации). (В связи с
введением налога с продаж с 1.11.98г. патент на право торговли был
отменен). Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть
ограничены государством путём выдачи лицензий. Например, на государственном
уровне Федеральная комиссия по связи выдаёт лицензии радио - и
телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить
муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнанно, что ограничение
вследствие этого предложения такси создаёт монополистические доходы
владельцев и шофёров такси. В некоторых случаях государство может выдать
лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать
государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде
штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные
магазины. 2.4.Собственность на важнейшие виды сырья Институт частной собственности может быть использован монополией как
средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов.
Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в
процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
Существует несколько классических примеров. “Алюминиум компани оф Америка”
удерживала своё монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы
благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов -
главного сырья, используемого в алюминиевом производстве. Одно время
“Интернэшнл никель компани оф Кэнада” (называемая теперь “Инко”)
контролировала приблизительно 90% известных мировых запасов никеля. Также
трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда
существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде
главных стадионов и арен.[2,c.34] 2.5.Нечестная конкуренция Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов
заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными
приёмами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и
банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего
персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства
конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь
являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше
чем исторический интерес. Например, хотя федеральное законодательство
запрещает снижение цен, направленное для ослабления конкуренции, как можно
на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией,
основанной на преимуществах в издержках, и ценовой конкуренцией,
предназначенной для того, чтобы сделать банкротами соперников? 3.Сущность монополии. Её формы, типы и виды Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому
при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило,
используется троякое определение монополии, а именно монополия
определяется: . как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»); . как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.); . как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|