Анализ свойств товаров с помощью дифференцированной оценки
Анализ
свойств товаров с помощью
дифференцированной оценки
Для выяснения
степени соответствия продукта субъективным представлениям потребителей
существует несколько возможностей:
можно просто
опросить потребителей, как они оценивают качество товара
можно провести
дифференцированную оценку отдельных элементов и свойств продукта. Для этого
существуют две модели: компенсационные и некомпенсационные
Линейно-компенсационные
модели:
Модель
Розенберга
Aj=Сумма
(Vi*Iij), где Aj – субъективная пригодность продукта
(отношение к продукту)
Vi –
важность мотива для потребителя,
Iij –
субъективная оценка пригодности продукта j для удовлетворения мотива i.
Потребители
оценивают продукт с точки зрения его пригодности для удовлетворения своих
потребностей.
Модель Фишбейна
(более практичная)
Qj=Сумма
от 1 до n (Xk*Yik), где
Qj –
оценка потребителями марки j,
Xk –
важность характеристики K марки j с
точки зрения потребителя
Yik
– оценка характеристики K марки j с
точки зрения потребителей.
Собрав таким
образом данные о многих продуктах, можно получить:
общие оценки
продуктов, которые могут служить индикаторами предпочтений потребителей;
информацию о
том, как воспринимаются потребителем отдельные продукты;
информацию о
важности различных характеристик для общей оценки.
Модели с
идеальной точкой
Qj= Сумма от 1
до n (Wk*[Bjk-Ik]r), где
выражение в скобках [] берется как модуль,
Qj – оценка
потребителями марки j
Wk –
важность характеристики k (k=1,...,n)
Bjk – оценка
характеристики k
маркой j с точки зрения
потребителей
Ik – идеальное
значение характеристики k с точки зрения потребителей
r –
параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую пользу.
Многомерные
методы
Для каждого
товара определяется набор характеристик, по которым потребитель оценивает
товар, а затем набор характеристик сужается до 2-х наиболее важных.
Модели
«продукт-рынок» с предварительно заданными характеристиками.
Потребители
должны определить место продукта на шкале (чаще всего сами при помощи
ступенчатого рейтинга), отражающей определенную характеристику. Затем с помощью
статистических методов эти шкалы можно уплотнить до небольшого числа. В итоге
получается наглядная модель рынка, в котором каждый продукт занимает свое
место.
Модели
«продукт-рынок» без задания характеристик.
Продукт
оценивается парами характеристик без задания их свойства. Характеристики не
определяются заранее, а определяются из
суждения о сходстве продуктов.
n(n-1)/2 = число попарных сравнений.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html
|