Анализ перспектив инвестирования российских пенсионных капиталов: силы, слабости, возможности, угрозы
Анализ
перспектив инвестирования российских пенсионных капиталов: силы, слабости,
возможности, угрозы
Введение
Закон РФ №
111-ФЗ ««Об инвестировании средств для финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации» [1] устанавливает рамочные условия для
инвестирования средств накопительной составляющей пенсий на отечественном и
мировом фондовом рынке. В своей работе [2] я акцентировал внимание на
потенциальных проблемах управления этими инвестиwиями (в момент написания статьи Закон «Об
инвестировании...» еще не вступил в силу и был принят только во втором чтении).
Прошел год,
закон принят, инвестиции начались (пока только в государственные
обязательства). И, если рассматривать инвестирование пенсионных капиталов как
проектную деятельность, подлежащую оценке с позиций ожидаемой эффективности и
риска (далее будем называть эту деятельность Проектом), то можно применять к
такой деятельности стандартные процедуры маркетингового SWOT-анализа (подробно
существо этой процедуры изложено в [3] ). Здесь S - силы Проекта, W - слабости
Проекта, O - возможности, открывающиеся перед Проектом; T - угрозы, относимые к
Проекту.
Сильные и
слабые стороны инвестиционного проекта - это его внутрисистемные составляющие.
Они подлежат контролю и коррекции со стороны владельца Проекта (в нашем случае
- государства и инвестиционных институтов). Возможности и угрозы имеют источником
внешнее окружение Проекта, а посему они не могут быть скорректированы изнутри
Проекта. Наоборот: Проект окажется успешным, если он будет наилучшим образом
адаптирован к потенциальным угрозам и возможностям внешнего мира.
1. Сильные
стороны Проекта
По результатам
смены политического строя в СССР Россия осуществила переход с позиций
супердержавы в категорию стран третьего мира, потеряв свыше половины своего
экономического потенциала. За капиталистический выбор России пришлось заплатить
массовым обнищанием населения, криминализацией всех сфер жизни (включая тесное
сращивание бюрократической машины с организованным преступным сообществом),
утратой доминирующего геополитического положения. Главное же позитивное
следствие перемен - демократизация общества и образование большого числа
экономических субъектов, развивающихся по рыночным принципам.
Фондовому рынку
России недавно исполнилось 10 лет, если не брать в расчет дореволюционную
рыночную историю (мировой организованный фондовый рынок будет отмечать в 2011
году свое 400-летие). За короткое время 90-х годов прошлого века российскому
фондовому рынку довелось пережить даже слишком многое: ваучерный бум, путч 1993
года, финансовые пирамиды, крах 1998 года. Но рынок устоял и вышел на новые
рубежи. Поэтому первой и главной силой Проекта мы считаем наличие российского
фондового рынка и накопленный на этом рынке неоценимый боевой опыт падений и
взлетов. Мне довелось быть одним из организаторов рынка (я получил свой
квалификационный аттестат 1-ой категории в 1992 году). Поэтому я понимаю
существо вещей, о которых пишу. Забавный очерк тех времен можно прочитать на
моем сайте [4] .
За очень
короткий срок рынок перешел с уровня примитивной розничной торговли
сомнительными фондовыми ценностями типа акций на предъявителя «Дока-Хлеб» и
билетов АО «МММ» на уровень биржевой электронной торговли. Этот качественный
сдвиг сопоставим разве что с проведенной в СССР в кратчайшие сроки
индустриализацией. Образовались и получили законный статус все необходимые
рынку институты: сначала - инвестиционные и брокерские компании, затем -
депозитарии, регистраторы, паевые инвестиционные фонды (образованные на базе
чековых инвестиционных фондов). Институт инвестиционных консультантов развития
не получил, - но все еще только начинается.
Вторая сильная
сторона Проекта - это доминирующее положение России на мировом рынке
энергоресурсов. При наличии отставания большинства сторон российской
экономической жизни от уровня западных стран экономика сырья в России остается
эффективной и прибыльной. Эффективность отрасли равна эффективности инвестиций.
Поэтому развитие ресурсных индустрий провоцирует развитие рынка капиталов. Тем
самым у фондового рынка имеется потенциал для долгосрочного развития и роста,
как в плане роста суммарной рыночной капитализации, так и ведущих фондовых
индексов.
Третья сильная
сторона Проекта - наличие разветвленной инфраструктуры (железные и
автомобильные дороги, телекоммуникации), которые также могут давать эффективную
отдачу на инвестированный капитал. Структура собственности в этих секторах
экономики - вопрос второй.
Вот, пожалуй, и
все, что касается сильных сторон Проекта. Рассмотрим теперь его слабости.
2. Слабые
стороны Проекта
Опыт,
полученный на фондовом рынке его участниками, - это очень важное но совершенно недостаточное
условие эффективности Проекта.
Поэтому в числе
первых и главных слабостей Проекта я назову отсутствие достаточного опыта
управления фондовыми активами - у субъектов фондового рынка, и полное
отсутствие опыта управления пенсионными инвестициями - у Пенсионного фонда РФ,
где эти инвестиции в основном и консолидируются. Поэтому здесь с неизбежностью
возникнут издержки, связанные с целым рядом моментов - с
организационно-правовыми коллизиями управления, с убытками по причине неверной
оценки инвестиционных перспектив тех или иных рынков, и так далее.
На второе место
я ставлю неразвитость рыночной экономики в РФ. Суммарная рыночная капитализация
РФ, по моим оценкам, не превышает 100 млрд. долл., в то время как в США такой
капитализацией обладают несколько десятков компаний. Российский фондовый рынок
технически слаб, он живет с постоянной оглядкой на рынок США, и с этой точки
зрения он уязвим. Пенсионная система уже сейчас готова предоставить в
распоряжение рынка финансовый поток в размере 2-3 млрд. долл. Но рынок не в
состоянии усвоить этот поток, потому что связанное с этим разводнение капиталов
новыми эмиссиями способно нарушить сложившийся баланс интересов собственников
крупнейших российских корпораций.
Третье:
экономика России носит экспортоориентированный характер. В этом смысле она
однобока и чрезвычайно конъюнктурно-уязвима. Сырьевые отрасли монополизированы,
а контроль над ними имеет чрезвычайно малая группа собственников, называемых
олигархами. Интересы олигархов очень часто оказываются в противоречии с
национальными интересами России (простенький пример - экспорт капитала из
страны).
Четвертое:
росийский фондовый рынок абсолютно неисследован. Невозможно в кратчайшие сроки
получить инвестиционную рекомендацию или получить развернутый отчет по
эмитенту. Большая часть необходимой финансовой информации находится в закрытом
доступе и распространяется информационными агенствами за плату. То есть
инвестор (частное лицо или инвестиционный институт) вынужден принимать свое
инвестиционное решение в условиях расплывчатой, неполной и труднодоступной
информации.
Пятое: сама
пенсионная система в РФ терпит кризис. Неуклонно снижается фактическая
платежность выплачиваемых пенсий. По данным [5] , за восемь лет, начиная с 1990
года, средний размер трудовой пенсии, исчисляемый в ценах 1990 года, снизился в
четыре раза (!) и продолжает неуклонно снижаться. Государство явно не
справляется с задачей обеспечения достойной старости своим гражданам.
Шестое:
неблагоприятны демографические тенденции. Население планеты, и в том числе
России, неуклонно стареет. Одновременно снижается численность экономически
активного населения, а в России - и численность населения в целом. Все это
вместе дает соотношение работающих и пенсионеров как 1.3 к 1. Всего через пару
десятков лет численность работающих и пенсионеров сравняется.
Крупнейшие
денежно-финансовые катаклизмы, организованные государством, в России (СССР) в
ХХ веке
Таблица 1.
Отказ государства от своих обязательств
|
|
|