|
где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции: Тпр = Тср – 100 . Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5. Таблица 5 Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год | ||||||||||||||||
Изделие (цех) |
Объем производства продаж, тыс. руб. |
Отклонение план. выпуска от прошлого года |
Отклонение фактического выпуска продукции |
|
|||||||||||||
Прош. год |
Отчет. год |
тыс. руб. |
% |
От плана |
От прошлого года |
|
|||||||||||
тыс. руб |
% |
тыс. руб. |
% |
|
|||||||||||||
План |
Факт |
|
|||||||||||||||
А |
30500 |
28800 |
25200 |
-1700 |
-5,57 |
-3600 |
-12,5 |
-5300 |
-17,3 |
|
|||||||
…….. |
…….. |
…….. |
……. |
……. |
…. |
……… |
…… |
……. |
…… |
|
|||||||
Итого: |
90200 |
96000 |
100800 |
5800 |
+6,43 |
+4800 |
+5,00 |
+10600 |
+11,75 |
|
В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
1.2. Анализ ассортимента продукции
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.6.
Таблица 6
Выполнение плана по ассортименту
Изделие
ТП в план. ценах,
тыс. руб.
Выполнение плана, %
ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту,
тыс. руб.
План.
Факт.
А
28800
25200
87,5
25200
В
33600
33264
99,0
33264
С
19200
23176
120,7
19200
Итого:
81600
81640
100,049
77664
Оценка выполнения плана по ассортименту может
производиться:
· по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);
· по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен
план выпуска продукции (33,3%);
· по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn
: ВП0 х 100%,
где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;
ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более
их планового выпуска;
ВП0 - плановый выпуск продукции.
Для нашего примера ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.
Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).
1.3. Анализ структуры продукции
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле
,
где – изменения объема выпуска
продукции за счет структуры;
ВП1 – фактический выпуск продукции при
фактической структуре;
ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой
структуре.
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.7) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
Таблица 7
Анализ структуры продукции
Изделие
Опт. цена за единицу продукции, руб.
Объем производства продукции в натуральных измерителях
Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.
Изменение
ТП за счет структуры, тыс. руб.
План.
Факт.
План.
Факт пересчи-танный на план. структуру
Факт.
1
2
3
4
5
6
7
8= 7-6
А
500
57600
50400
28800
28900
25200
- 3700
В
600
56000
55470
33600
33717
33282
-435
С
700
27430
35650
19201
19267
24955
5688
Итого:
141030
141520
81601
81884
83437
1553
Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).
Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.
При использовании средних цен расчет производится по формуле
,
где Ц1, Ц0 - средняя оптовая
цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,
VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде,
натуральные измерители.
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества
относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые
промышленные страны;
- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
;
;
.
где Ц0, Ц1 – соответственно цена
изделия до и после изменения качества;
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения
качества;
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК - количество реализованной продукции повышенного
качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
Пример.
1. Себестоимость забракованной продукции - 500 тыс.
руб.
2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб.
3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб.
4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб.
5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) = 420
Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.
Путь для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.
Тогда фактический уровень рентабельности:
(104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.
Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.
После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
3. Анализ ритмичности выпуска продукции
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к
которым относят:
- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического
(но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0
к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:
Крит. = VВП1,0 : VВП0 ;
- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):
,
где n – число суммируемых плановых заданий.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные
возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для
этого используют:
а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;
б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным
исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1).
Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и
конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,
где ВП0 - плановый объем продукции
для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Литература
1. Абрютина М.С. Экономический
анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности
под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш. шк.,1999.
3. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ
финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие.
– М.: «Дело и сервис», 1998.
4. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического
анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство
«Бухгалтерский учет», 1998.
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ
хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 1992.
7. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности в
торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., 1995.
8. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности
предприятий общественного питания: Учебно-практическое пособие. – Мн.:
«Финансы, учет, аудит», 1998.
9. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – М.:
Финансы и статистика, 1998.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор
инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996.
11. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ
финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
12. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие.
– Ростов н/Д.: Издательство Рост., ун-та, 1994.
13. Методика экономического анализа промышленного предприятия
(объединения). / Под ред. Бужинекого А.И., Шеремета
А.Д. – М.: Финансы и статистика, 1998.
14. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. –М.: Выш.
шк. , 1997.
15. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ
производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий. –
М.: Машиностроение, 1989.
16. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы. – М.: «Ось-89»,
1998.
17. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый и управленческий анализ. –М.:
Издательство Приор, 1999.
18. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия.
–М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП
«Экоперспектива», 1998.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК:
Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
21. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на
предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
22. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности
предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,1974.
23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализ предприятия.
– М.: Инфра –М, 1996.
24. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра
– М, 1999.
25. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности
предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 1982.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.