p> 2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении
определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или
за 2-3 года). Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота
предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота.
Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по
площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по
ценам реализации товаров. Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием)
торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется
методом прямого расчета. Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации
Тс.ц., проводится по следующим формулам: [pic] где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ; Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый
период по сравнению с базовым. Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно
предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен
реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса
инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с
отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия. На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота
вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же
темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода. Важное значение для планирования и управления имеет так же определение
средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или
среднегодовых) по формуле среднегеометрической: [pic] где [pic]- среднегеометрический темп роста; [pic] - конечный показатель динамического ряда; [pic] - начальный показатель динамического ряда n – количество показателей в динамическом ряду. 3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового
предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей
развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и
разновидностями товаров). На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста,
абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным
группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных
товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия.
Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в
коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает
возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса,
специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения,
налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и
продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и
др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и
объема реализации товаров. Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить
ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий
товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или
негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий
объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения. 4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от
положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера
реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли. Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный
период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей
отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым
потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по
безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной
торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др. Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой
объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста
и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота. 5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно,
исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и
определение факторов, которые их обуславливают. Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают
показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров:
среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ([pic]) и
коэффициент вариации (v): [pic] [pic] где хi – товарооборота за i-тый период; [pic] - средний объем товарооборотов за n периодов; n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов). Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания
реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота
предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на
протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер
отклонения объема товарооборота от среднего размера. Исследования названных показателей дает возможность установить степень
равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности
торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше
значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации
товаров на данном предприятии. 6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение
факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и
структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов
внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с
численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с
использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов
внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки,
цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень
жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются,
социально-демографические факторы и др.) Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом
цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и
объема товарооборота предприятия. Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование
запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется
возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к
достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности». Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог
безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их
значения рассчитываются так: ПБто= Тф – Тб/з [pic] где Тф – фактический объем товарооборота предприятием; Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная
деятельность. Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой
прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом,
составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения
обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании. Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» Таблица 2.1. Динамика розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 г.г.
| |Фактический розничный |Цепные темпы роста|Базисные темпы |
|Годы |товарооборот (тыс. |товарооборота, % |роста |
| |грн.) | |товарооборота, % |
| |В |В |В |В |В |В |
| |действующ|сопоставимых |действу|сопоставим|действ|сопоставим|
| |их ценах |ценах |ющих |ых ценах |ующих |ых ценах |
| | | |ценах | |ценах | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1998 |2141,5 |2141,5 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|1999 |2620,7 |2176,6 |122,4 |101,7 |122,4 |101,7 |
|2000 |3105,2 |2227,5 |118,5 |102,3 |145,0 |104,0 |
| | | | | | | | Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста
розничного товарооборота снижаются: в 1999 году рост товарооборота составил
122,4%, а в 2000 году - 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары,
реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнению с 1999 годом,
но меньше, чем в 1999 году по сравнению с 1998 годом (средний индекс цен в
1999 году - 1,204 или 120,4%, в 2000 году - 1,158 или 115,8%). Количество
реализованных товаров увеличилось в 1999году на 1,7%, в 2000 году на 2,3%.
Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров)
невысокие, но тенденция намечается положительная. За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в
действующих ценах) или на 963,7 тыс. грн. (3105,2 -141,5). Этот прирост
произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического
объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. грн.
(2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на
877,7 тыс. грн. (3105,2 - 2227,5). По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста
товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных
средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более
высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. грн. За 1998-2000 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в
действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%. По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся
неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте. По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся
неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает
оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в
годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение
оборота по кварталам года продолжает изменяться. Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам
рассмотрим на основе данных таблицы 2.2. Таблица 2.2. Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ» по кварталам года
| | | |Откло |2000год|
| | | | |в |
| |1999 год |2000 год |нение |% к |
|Кварталы |сумма, |удельный |сумма, |удельный |в |1999 |
| | | | | | |году |
| |тыс. грн.|вес, % |тыс. грн.|вес, % |сумме | |
| | | | | |(+,-) | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1 |610,8 |23,3 |714,0 |23,0 |+103,2 |116,9 |
|2 |655.2 |25,0 |770,5 |24,8 |+115,3 |11 7,6 |
|3 |647,3 |24,7 |770.1 |24,8 |+122,8 |119,0 |
|4 |707,4 |27,0 |850,6 |27,4 |+143,2 |120,2 |
|Всего за год |2620,7 |100,0 |3105,2 |100,0 |+484,5 |118,5 | Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота
предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а
наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота
достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и
четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного
товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота
каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес
оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению
с 1999 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в
целом за год (118,5%). Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1999 году до 24,8%
в 2000 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота
четвертого квартала составила в 2000 году 27,4% и возросла по сравнению с
1999 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом,
товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и
развивался неритмично. Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года.
(см. Таблицу2.3.) Ритмичность развития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» по месяцам года |Кварталы |1999 год |2000 год |Отклоне|2000 г.|
| | | |ние в |в % к |
| | | |сумме |1999г. |
| | | |(+, - )| |
| |сумма, |удельный |сумма, |удельный | | |
| |тыс. грн.|вес, % |тыс. грн.|вес, % | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|Январь |202,1 |33,1 |228.2 |32.0 |+26,1 |112,9 |
|Февраль |198,3 |32,5 |225,0 |31,5 |+26,7 |113,5 |
|Март |210,4 |34,4 |260,8 |36,5 |+50,4 |124,0 |
|Итого за 1 кв,|610,8 |100,0 |714,0 |100,0 |+103,2 |116,9 |
|Апрель |220,9 |33,7 |243,3 |31,5 |+22,4 |110,1 |
|Май |215,4 |32,9 |256,4 |33,3 |+41,0 |119,0 1|
|Июнь |218,9 |33,4 |270,8 |35,2 |+51,9 |123,7 |
|Итого за 2 кв.|655,2 |100,0 |770,5 |100,0 |+115.3 |117,6 |
|Июль |216,0 |33,4 |256,2 | |33,3 |+40,2 |118.6 |
|Август |214,8 |33,2 |255,2 |33,1 |+40,4 |118,8 |
|Сентябрь |216,5 |33,4 |258,7 |33,6 |+42,2 |119.5 |
|Итого за 3 кв.|647.3 |100,0 |770,1 |100,0 |+122,8 |119,0 |
|Октябрь |232,5 |32,9 |279,7 |32,9 |+47,2 |120,3 |
|Ноябрь |229,0 |32,4 |270,8 |31.8 |+41,8 |118,3 |
|Декабрь |229,0 |32,4 |270,8 |31,8 |+41,8 |118,3 |
|Итого за 4 кв.|707,4 |100,0 |850,6 |100,0 |+143,2 |120,2 |
| | | | | | | |
|Всего за год |2620,7 |---------|3105,2 |---------|+484,5 |118,5 1|
| | |------- | |-------- | | |
| | | | | | | | Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного
товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота
колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март). Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале
являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за
первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал -
соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за
четвертый квартал - 120,2% и 122,0%. Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к
неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого
были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и
др. Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам
предприятия используем следующую таблицу 2.4. Таблица 2.4. Розничный товарооборот по отделам магазина «ВИЗИТ» за 1999-2000 г. г. |Отделы |Фактический розничный |Отклонение в |1998г. в % к |
|предприятия |товарооборот, тыс. грн..|сумме (+,-) |1997 г. |
| |1999 |2000 |В |В |В |В |
| | | |действ|сопост|действу|сопост|
| | | |ующих |авимых|ющих |авимых|
| | | |ценах |ценах |ценах |ценах |
| | |В |В | | | | |
| | |действу|сопоста| | | | |
| | |ющих |вимых | | | | |
| | |ценах |ценах | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|Мясной |372,1 |447.0 |376,6 |+74,9 |+4,5 |120,1 |101,2 |
|Колбасные |652,6 |767.0 |653,8 |+114,4|+1,2 |117,5 |100,2 |
|изделия | | | | | | | |
|Ликероводочные|597,4 |705,0 |604,7 |+107,6|+7,3 |118,0 |101,2 |
|изделия | | | | | | | |
|Соки-воды |264,7 |321,8 |304,8 |+57,1 |+40,1 |121,6 |115,1 |
|Рыбный |76,1 |90,1 |77,3 |+ 14,2|+1,2 |118,7 |101,6 |
|Бакалейный |369,5 |441.7 |378,5 |+72,2 |+9,0 |119,5 |102,2 |
|Хлебный |117,9 |136,6 |117,5 |+18,7 |- 0,4 |115.9 |99,7 |
|Непродовольств|170,4 |195.8 |168,3 |+25,4 |- 2,1 |114,9 |98,8 |
|енные товары | | | | | | | |
|Итого по |2620,7 |3105,2 |2681,5 |+485,5|+60,8 |118,5 |102,3 |
|предприятию | | | | | | | | Таблица 2.5. Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ» по товарным группам за 1999-2000 г.г. |Товарные группы |1999 |2000 |2000 г. в % к |
| | | |1999 г. |
| |сумма |удель| в действующих |в сопоставимых|в сопо|в |
| |тыс. |ный |ценах |ц енах | |деист |
| |грн. |вес, | | |стави |вующих|
| | |% | | |мых |ценах |
| | | | | |цепях | |
| | | |сумма |удель |сумма |удель |Ценах | |
| | | |тыс. |ный |тыс. |ный | | |
| | | |грн. |вес ,%|грн. |вес, %| | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Мясо и птица |372,1 |14,2|447,0 |14,4 |376,2 |14,0 |120.1 |101,2 |
|Колбасные |340,8 |13,0|403,4 |13,0 |342,7 |12,8 |118,4 |100,6 |
|изделия | | | | | | | | |
|Рыба, сельдь |76.1 |2,9 |90,3 |2,9 |77,3 |2,8 |118,7 |101.6 |
|Масло животное |97.0 |3,7 |114,9 |3,7 |98,8 |3,7 |118.5 |101,9 |
|Молоке, сыр и |214,8 |8,2 |248.7 |8,0 |212,2 |7,9 |115,8 |98.8 |
|молочные | | | | | | | | |
|продукты | | | | | | | | |
|Яйца |68,2 |2,6 |80,9 |2,6 |69,8 |2,6 |118,6 |102.3 |
| | | | | | | | | |
|Сахар |81.3 |3,1 |99,3 |3,2 |84,0 |3,2 |122,1 |103,3 |
| | | | | | | | | |
|Кондитерские |157,3 |6,0 |186,8 |6,0 |160,5 |5,9 |118.8 |102.0 |
|изделия | | | | | | | | |
| Хлеб и |117,9 |4,5 |136,6 |4,4 |117,5 |4.4 |115,9 |99,5 |
|хлебобулочные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Мука, крупа и |62,7 |2,4 |74,7 |2,4 | 64,2 |2.4 |119,1 |102,4 |
|макаронные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Водка и |314,4 |12,0|375,7 |12,1 |323,5 |12,1 |119.5 |102„9 |
|ликероводочные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Вина, |283,0 |10,8|329,3 |10.4 |281,2 |10,5 |116.4 |99,4 |
|шампанское, | | | | | | | | |
|коньяк | | | | | | | | |
|Прочие |264,7 |10,1 |321,8 |10,4 |304,8 |11,4 |121,6|115,1 |
|продовольсгвенны| | | | | | | | |
|е товары | | | | | | | | |
|Непродовольствен|170,4 |6,5 |195,8 |6,3 |168,3 |6,3 |114,9|98,8 |
|ные товары | | | | | | | | |
| | | | | | | | |— |
|Всего товаров |2620,7|100,0|3105,2 |100,0 |2681,5|100,0 |118,5|102,3 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | |. „ | |
Страницы: 1, 2, 3
|