Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири
Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири
Дипломная работа Самборского Дмитрия Владимировича
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, КАФЕДРА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Новосибирск
2000
Территориальное
пропорции машиностроительной промышленности в переходный период. Методические
подходы к анализу и прогнозу развития
машиностроения по регионам. Оценка прогнозных направлений развития и
размещения машиностроительной промышленности РФ и Сибири.
Введение:
Выбор
данной темы был обусловлен остротой сложившейся ситуации в МП Российской
Федерации. Отечественная экономика сегодня характеризуется большим спадом
производства и острыми диспропорциями развития. Тяжелая ситуация в народном
хозяйстве страны усугубляется кризисным положением одной из важнейших его
отраслей – машиностроения.
Машиностроительный
комплекс является основным фондосоздающим звеном экономик и от его
функционирования напрямую зависит состояние производственного аппарата страны,
его качественный уровень. В последние десятилетия машиностроительный комплекс
формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны
и под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы
предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими
связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.
К началу
90-х гг. машиностроение оказалось в кризисной ситуации. Структура его конечной
продукции отличалась крайней утяжеленностью и высокой степенью милитаризации.
Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%, средний
возраст работников приблизился к 50 годам. Очень высок был уровень концентрации
и монополизации производства и велики зоны избыточной, неэффективной
производственной активности. Лишь около четверти новых технологий
соответствовали мировому уровню. В 1992-96 гг. из-за либерализации цен и
сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд резко
снизилась емкость рынков инвестиционных и сложных потребительских товаров, а
также вооружения и военной техники. В итоге возникло противоречие между
потребностям текущего производства, определяемыми плажеспособным спросом, и
необходимостью обновления технологий, обусловленной перспективным
инвестиционным спросом.
Исходя из
вышеизложенного, представляется немаловажным и полезным оценивание перспектив
развития машиностроения и его структурных изменений с точки зрения реализации
возможных сценариев развития экономики в целом. Необходимость такого рода
подхода вызвана тем, что развитие машиностроения а каждый данный момент времени
определяется социально-экономическими целями, стоящими перед народным
хозяйством. Одно из очень перспективных направлений развития это - эффективная
программа реструктуризации производств и обновления перечня продукции, которая
сможет конкурировать с западной аналогичной продукцией.
Целью
данной работы являлось разработать некоторые направления возможного улучшения
размещения машиностроительных предприятий и прогнозирование направлений
развития машиностроения, в зависимости от входных данных, состоящих из основных
предпосылок и показателей определенного варианта развития народного хозяйства.
Для
достижения этой цели анализируются причины кризиса отрасли, рассматривается ее
современное состояние, оцениваются ресурсно-технологический и рыночный
потенциал машиностроения, а также рассматриваются возможные сценарии развития
экономики. Анализ состояния машиностроения проводится как в отдельных субъектах
федерации, так и по группам регионов.
В ходе
работы были изучены возможные подходы к анализу региональных особенностей
машиностроения, были разработаны возможные прогнозные направления развития в
регионах.
Работа была
выполнена на основе материалов сектора экономических проблем машиностроения
ИЭиОПП СО РАН. Личным вкладом является: анализ современного состояние
машиностроения в регионах и субъектах Российской Федерации, разработка
прогнозов и направлений развития машиностроения в РФ на основе имеющихся
методик.
Глава I: Территориальное
пропорции машиностроительной промышленности в переходный период.
§1. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной
промышленности РФ.
1. Общая оценка состояния отрасли
Ситуация в
российском машиностроении в течение 1995-1998 гг. характеризовалась тем, что
при некотором оживлении конъюнктуры в отдельных сегментах рынка
машинотехнических товаров продолжалось падение производства отраслевой
продукции в целом.
За период
1991-1998 гг. общий спад продукции машиностроения составил около 56% и является
одним из самых высоких среди отраслей промышленности (по промышленности в целом
этот показатель приблизился к 49%). В результате удельный вес продукции
машиностроения и металлообработки среди промышленных отраслей еще снизился с
22.8% в 1995 г. до 20.4% в 1998 г.
Таблица 1.
Динамика производства продукции по подотраслям машиностроительного комплекса
(%).
|