Анализ итоговых показателей предприятия
ПЛАН
| |Стр. |
|Введение | |
1. Состав валового дохода предприятия
| | |
1.1. Прибыль от реализации продукции
| | |
1.2. Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера
| | |
1.3. Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества
| | |
|1.4. Внереализационные доходы и расходы | |
2. Роль прибыли в условиях развития предпринимательства
| | |
2.1. Оценка уровня прибыльности
| | |
2.2. Функции прибыли
| | |
2.3. Рентабельность предприятия
| | |
3. Факторы, влияющие на величину прибыли
| | |
3.1. Затраты на производство и реализацию продукции
| | |
3.2. Объем выручки от реализации продукции
| | |
3.3. Ценообразование
| | |
4. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения
| | |
4.1. Балансовая прибыль
| | |
4.2. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия
| | |
4.3. Чистая прибыль
| | |
5. Значение чистой прибыли
| | |
Заключение | | |
|Литература | |
Введение При переходе к рыночной системе экономических отношений в РФ
предприятия получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и
экономической деятельности. Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в
обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании
трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких
производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-
технического прогресса. Рынок стимулирует предприятия к решительным
действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей
деятельности. В условиях рынка предприятие является главным объектом
хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое
пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от
умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся
экономической среды. К основным принципам рыночной экономики относятся следующие: экономическая и юридическая самостоятельность предприятия; становление свободной конкуренции; свободное ценообразование; недопустимость административного вмешательства государства в дела
предприятия; здоровая финансово-рыночная система; государственная охрана основных принципов рыночной экономики. На основе этих принципов каждое предприятие строит свой финансовый
(рыночный) механизм, стремясь к получению как можно большей суммы доходов -
основного источника прибыли: . экономическую и юридическую деятельность осуществляет самостоятельно; . расходы осуществляет за счет доходов и, как правило, обеспечивает прибыльность; . гарантирует материальную ответственность своим обособленным имуществом; . обеспечивает материальную заинтересованность работников в результатах труда. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную
эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются
показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу
экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу
для самофинансирования. Расширенного воспроизводства, решения проблем
социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет
прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом,
банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели
прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой
деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности
и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи
авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. 1. Состав валового дохода предприятия 1.1. Прибыль от реализации продукции Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности
обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому
прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем
прибыли предприятия представляет собой Валовой доход. На величину валового
дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от
предпринимательской деятельности. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности
предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с
договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества,
улучшение ассортимента, повышение эффективности использования
производственных фондов. Рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся
изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию,
влияние природных, географических, транспортных и технических условий на
производство и реализацию продукции и др. Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовой доход
предприятий. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов
деятельности. Прежде всего валовой доход от реализации товарной продукции,
исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой
продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка
от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода. Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации
прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки)
подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других
хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. В состав валового дохода входит также прибыль от реализации основных
фондов и другого имущества. Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы
и расходы, т.е. результаты внереализационных операций. В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (95 - 97 %)
предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода
должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и
не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на
доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат
детальному изучению и анализу. Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации
продукции, является изменение объема производства и реализации продукции.
Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит
предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих
равных условиях прямо пропорциональная. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не
считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен,
неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости
принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции
на основе технического его обновления и повышения эффективности
производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных
отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий
реализации продукции, а следовательно, росту прибыли. Не менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации
товарной продукции, является изменение себестоимости продукции. Если
изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально,
то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже
себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и
реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь,
находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения
уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения
с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на
производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли. Кроме указанных выше факторов на величину дохода от реализации,
безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой
продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как
отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше
прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции
повлечет сокращение прибыли. 1.2. Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера Кроме прибыли от реализации продукции в состав валового дохода
включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного
характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового
дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так
и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств,
торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от
реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки,
что соответственно скажется на объеме валового дохода. 1.3. Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия,
реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не
связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли
(убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону
различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе
списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других
предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и
другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и
разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-
материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет
место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем
выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации
основных фондов финансовый результат определяется как разница между
продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной
стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации. Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо,
запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки,
программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная
валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные
драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких
изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества
предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим
расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой
прибыли. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного
имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница
(превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной
стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на
основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на
индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации. По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и
быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем
начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и
имущества. Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной
передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль. В случае, если остаточная (первоначальная) стоимость основных фондов и
иного имущества, скорректированная на индекс инфляции, равна продажной цене
или превышает ее, прибыль предприятия для целей налогообложения уменьшается
на сумму фактически полученной прибыли от реализации этих основных фондов и
иного имущества и не увеличивается на сумму превышения остаточной
(первоначальной) стоимости основных фондов и иного имущества, пересчитанной
на индекс инфляции, над их продажной ценой. Индекс инфляции не применяется в случае реализации основных фондов и
иного имущества по цене равной или ниже их остаточной, первоначальной
стоимости. По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по
ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения
принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги),
сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам
выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств
(включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или
аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой
продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена
реализации продукции. Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены,
сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует
понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется
исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на
ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей
территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных
пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ национально - и
административно - территориальных, национально - государственных
образований. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам,
не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало (реализовывало)
аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по
всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из
максимальных цен реализации этой продукции. При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами)
либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения
определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной
продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась
указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной
продукции (работ, услуг) за месяц - исходя из цены ее последней реализации,
но не ниже фактической себестоимости. Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее
не производилась, или обменивает приобретенную продукцию (основные
средства, производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы, иное имущество), то для целей налогообложения принимается
фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент
исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактической себестоимости
(балансовой стоимости). В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость
приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие
аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым
начисляется износ, принимается их остаточная стоимость. Сумма выручки,
полученная от таких видов сделок, определяется предприятием на основании
расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения
предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу
на прибыль. 1.4. Внереализационные доходы и расходы Внереализационные доходы и расходы - это денежные средства, которые
получены либо истрачены предприятиям не при осуществлении основной
деятельности (отсюда и их название), которые могут быть представлены
следующим образом: В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:
доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий,
от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям,
облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также
другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с
производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые
федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых
результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли. В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы
средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии
совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные
фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном
законодательством; средств, полученных в рамках безвозмездной помощи,
оказываемой иностранными государствами в соответствии с
межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных
организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и
культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве
инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов);
средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии,
что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном
капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие
производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического
лица).
Страницы: 1, 2, 3
|