Меню
Поиск



рефераты скачать Золотовалютные запасы в мире

p> Те страны, положение которых на внешних валютных рынках было устойчиво, могли бы прийти на помощь путем ревальвации своих валют, но они это делали это не часто и весьма неохотно. Дело в том, что валютная интервенция от этих стран требовала лишь продажи своей валюты, которую они могли без ограничений производить с помощью печатного станка, бумаги и типографской краски, так что особых выгод от ревальвации они не испытывали.
Такие страны, как ФРГ, располагавшая мощной промышленностью, ориентированной на экспорт, многие годы процветала, вовсе не собираясь поднимать обменный валютный курс немецкой марки.

Также необходимо отметить два важных момента. Во-первых, хотя в течение всего послевоенного периода товарные цены росли, официальная цена золота не изменялась, то есть золотое содержание валют не отражало их покупательную способность по отношению товарам и услугам. Это говорит о том, что золото и в условиях Бреттон-Вудской валютной системы не служило основой формирования валютных курсов. Только в период фактического золотого обращения курсы валют были непосредственно связаны с золотом, при этом весовое соотношение содержания золота в различных денежных единицах служило основой образования валютных курсов. В настоящее время курсы валют формируются путем непосредственного их сопоставления через механизм спроса и предложения на мировом валютном рынке.

Во-вторых, фиксированность валютных курсов отнюдь не означала их стабильности. И до обострения валютного кризиса 1971-1973 годов курсы валют были подвержены неожиданным скачкообразным изменениям в ходе официальных девальваций и ревальваций.

Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительную длительную стабильность обменных курсов валют. Это объяснялось тем, что стремление укреплять курсы валют стран-членов МВФ по отношению к доллару США содержало в себе принципиальные противоречия.
Такое укрепление могло происходить только за счет ослабления американского доллара. Однако, поскольку вся система договорно-фиксированных курсов строилась на презумпции незыблемости доллара, ослабление последнего фактически означало подрыв основ всей Бреттон-Вудской валютной системы.

Режим фиксированных валют действовал на протяжении почти 30 лет.
Однако усиление инфляции, которая стала принимать голопирующий характер, послужило одним из основных факторов отхода от фиксированных паритетов.

Глава 3. Ямайская валютная система

1973 год был ознаменован формальным крахом бреттон-вудской валютной системы. Это не могло не сказаться на всем механизме формирования и движения валютных курсов. Результатом явился переход к
"плавающим" валютным курсам, что должно было неизбежно привести к усилению неустойчивости курсовых соотношений валют. Широкая система государственно-монополистического регулирования в сфере образования валютных курсов (валютные интервенции, дисконтная политика, валютные ограничения) оказалась не в состоянии стабилизировать валютные рынки.

В настоящее время в мире действует Ямайская валютная система
(новые соглашения были подписаны в январе 1976 года в городе Кингстон,
Ямайка). С ее введением было отменено золотое содержание валют, соотношение которых даже юридически не основывается на золотых паритетах. Ямайская система узаконила свободно колеблющиеся курсы валют, при этом был существенно модифицирован механизм национального и межгосударственного воздействия на формирование курсовых соотношений.

Положение нового устава МВФ, вступившего в силу с апреля 1978 года, в области валютных паритетов и курсов открывают перед странами-членами возможность гибкого маневрирования. Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать
"плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валютами, для которых установлен паритет, допускается в пределах
+4,5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму
"плавающего" курса.

Таким образом, в соответствии с Ямайскими соглашениями странами- членами МВФ предоставлено право выбора: иметь "плавающий" курс валюты; либо установить или поддерживать фиксированную стоимость валюты в СДР
(специальных правах заимствования) или других расчетных единицах; либо привязать свою валюту (т. е. установить твердое соотношение) к другой валюте или нескольким валютам. Исключается только возможность паритета валюты в золоте.

В конце 1984 года в мире существовали следующие режимы "плавания" валютных курсов:

- свободно плавающие курсы валют имели США, Канада, Великобритания,
Япония, Греция, Израиль, ЮАР, Ливан;

- страны входящие в европейскую валютную систему (ЕВС), зафиксировали курсы взаимного обмена своих валют (так называемая
"европейская валютная змея"), но эти курсы "плавали" по отношению к третьим валютам;

- 16 стран определяли центральные курсы своих валют по отношению к
СДР;

- ряд стран, включая страны Северной Европы, устанавливали центральные курсы по отношению к индивидуальным "корзинам" валют;

- валюты 38 стран были привязаны к доллару США, 13 - к французскому франку, 5 стран - к другим валютам.

С введением "плавания" валютных курсов резко усилилась их нестабильность. В течение года курсы валют могут изменяться на величину до
40-45% (см. табл. 1).

Размеры изменений курсов валют основных стран по отношению к доллару США в течение 1973-1972 годов (в %).

Таблица 1.
|Годы|Великобритания |Франция |ФРГ |Япония |
| |с 1 января1979|с 15 сентября |с 6 |
| |г. |1984г. |апреля1986г. |
|Бельгийский франк |3,66 |3,71 |43,6761 |
|Датская крона |0,217 |0,219 |7,91896 |
|Люксембургский франк |0,14 |0,14 |43,6761 |
|Марка ФРГ |0,828 |0,719 |2,13834 |
|Французский франк |1,15 |1,31 |6,9628 |
|Ирландский фунт |0,00759 |0,00871 |0,712956 |
|Итальянская лира |109,00 |140,00 |1496,21 |
|іГолландский гульдені |0,286 |0,256 |2,40935 |
|Английский фунт |0,0885 |0,0878 |0,630317 |
|стерлингов | | | |
|Греческая драхма |- |1,15 |135,659 |

Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. - p. 1, 13;
Financial Times 07.04.86.

В связи с изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в процентном выражении постоянно меняется. В истекший период этот процесс шел весьма интенсивно. Как видно из данных табл. 2, доля сильных валют - марки ФРГ и голландского гульдена до 1984 года росла, в то время как слабых
- итальянской лиры и французского франка - снижалась.

В результате ЭКЮ все в меньшой степени представляла весь набор входящих в нее национальных валют. Для выправления сложившегося положения и в соответствии с существующими порядком 15 сентября 1984 года состав корзины ЭКЮ был пересмотрен (см. табл. 2). Доля сильных валют была понижена, слабых повышена. Одновременно в корзину была введена греческая драхма.

По замыслам инициаторов ЕВС ЭКЮ должна стать альтернативой доллару в качестве международного платежного и резервного средства.

Вторым элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов, пришедшая на смену "европейской валютной змее". Для каждой денежной единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.

Удельный вес национальных валют в корзине ЭКЮ

(%, на конец года).
| |Июнь |Июнь |Июнь |Сентябрь|Декабрь|
| |1975 |1979 |1984 | | |
| | | | |1984 |1985 |
|Бельгийский франк |8,1 |9,1 |8,0 |8,2 |8,3 |
|Датская крона |3,1 |3,0 |2,6 |2,7 |2,8 |
|Люксембургский франк |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 |
|Марка ФРГ |27,3 |32,9 |37,0 |32,0 |32,8 |
|Французский франк |22,2 |19,7 |16,8 |19,0 |19,5 |
|Ирландский фунт |1,3 |1,1 |1,1 |1,2 |1,2 |
|Итальянская лира |13,5 |9,6 |7,9 |10,2 |9,3 |
|Голландский гульден |9,1 |10,3 |11,4 |10,1 |10,4 |
|Английский фунт |15,1 |14,0 |14,9 |15,0 |14,5 |
|стерлингов | | | | | |
|Греческая драхма |- |- |- |1,3 |0,9 |

Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. - p. 11;
Business Week. - February 10. - 1986.

Сетка паритетов служит для измерения взаимных отклонений рыночных курсов любой пары валют, допустимыми пределами отклонений курсов от центрального являются +2,25%, для Италии - +6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных интервенций.

Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению к ее центральному курсу, называемым "индикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют.
Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный" механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наоборот, банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, либерализирует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки. Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.

В результате использование сетки паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению экономической политики обязана принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.

Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;

3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.

Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без каких- либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году должны были быть преобразованы в Европейский валютный фонд. Предполагалось, что он заменит Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в апреле 1973 года в период первой попытки Сообщества достичь экономического и валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд. до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС осуществили все страны ЕВС, а также Великобритания. Взамен на их счета в
ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ.

В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма "европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в области проведения внутренней экономической политики; иной принцип оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных курсов не должно быть связано с американским долларом.

Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные черты. Легко проследить преемственность основных элементовэтих двух систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в
ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в намеченном направлении были сделаны.

ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы -
"европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось маловероятным.

Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ вместо стандарта СДР, использование "демонетизированного" золота в качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.

Заключение

Несмотря на вышеперечисленные недостатки и трудности, практически стопроцентно можно утверждать, что "плавающие" валютные курсы будут существовать в мировой экономической системе достаточно большой период времени. Те рыночные силы, которые ныне определяют "подвижность" обменных курсов валют и их чувствительность к потокам и перемещениям капитала, превосходят в своем могуществе способности и потенциалы даже самых мощных в экономическом отношении государств поддерживать курсы своих валют на фиксированных уровнях за счет валютных интервенций на внешних рынках и их стерилизации на рынках внутренних. Более того, сегодня правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, нежели абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутри страны. В настоящий момент не возникает вопроса о поиске лучшей международной валютной системы. Вероятнее всего на сегодня она единственная возможная.

Литература:


1. Т.Д.Валовая "Европейская валютная система" Москва, "Финансы и статистика", 1986

2. О.Л.Алмазова, Л.А.Дубоносов "Золото и валюта: прошлое и настоящее"

Москва, "Финансы и статистика", 1988

3. Ю.В.Пашкус "Деньги и валютная система современного капитализма"

Ленинград, издательство Ленинградского университета, 1983

4. В.С.Кузнецов "Мировая валютная система: под знаком "долгового" кризиса"

Москва, "Финансы и статистика", 1990

5. А.И.Ачкасов, О.М.Прексин "Международные валютно-кредитные отношения: два пути развития" Москва, "Финансы и статистика", 1988

6. В.В.Ачаркан "Валютные кризисы в экономике современного капитализма"

Москва, "Международные отношения", 1986

7. Эдвин Дж.Долан, Колин Д.Кэмпбелл, Розмари Дж.Кэмпбелл "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика" Москва-Ленинград, 1991

8. Кэмпбелл Р.Макконел, Стэнли Л.Брю "Экономикс" Москва, "Республика",1992


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.