Загадки электронных рынков
Загадки
электронных рынков
В основе
ставших уже привычными утверждений о практически абсолютной эффективности
электронных рынков лежит довольно простая цепь логических рассуждений. Основная
идея заключается в том, что Интернет сокращает издержки потребителей, связанные
с поиском и получением информации, поэтому продавцы оказываются в ситуации
совершенной конкуренции и вынуждены снижать цены до уровня предельных издержек.
Теоретические модели (Salop и Stiglitz, 1977 и Varian, 1980), описывающие рынки
с асимметричной информацией, допускают, что в равновесии продавцы могут
назначать разные цены. Однако по мере снижения издержек поиска дисперсия цен
снижается. Помимо более тесной конкуренции между продавцами и лучшей
информированности потребителей электронные рынки должны обеспечивать и
относительную экономию для компаний, торгующих онлайн, в первую очередь за счет
отсутствия издержек на аренду офисных и складских помещений. Другими словами,
идентичные товары в Интернете должны продаваться по одинаковой цене, близкой к
предельным издержкам. Рассуждения, приведенные выше, выглядят вполне логично,
но фактами не подтверждаются.
Экономическая
теория называет четыре основных фактора, определяющих эффективность
интернет-рынка: (i) уровень цен, (ii) ценовая эластичность, (iii) издержки меню
(menu costs) и (iv) ценовая дисперсия. Что касается издержек меню и ценовой
эластичности спроса, то эмпирические данные подтверждают теорию: эластичность
спроса на электронных рынках выше, а издержки меню и соответственно минимальные
кванты изменения цен - ниже. Однако простое сравнение цен онлайн и оффлайн дает
противоречивые результаты, а дисперсия цен оказывается существенно выше на
электронных рынках (см. таблицу 1).
Таблица 1.
|
|