Затраты на получение товарного знака
Затраты на получение товарного знака
А. Мусина, Консалтинговая группа «РУНА»
Порядок
регистрации товарных знаков установлен в Законе Российской Федерации от
23.09.92 г. № 3520-1 (в ред. от 11, 24.12.02 г.) «О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее - Закон №
3520-1).
Товарный
знак может быть получен путем регистрации новой марки либо покупки у другой
компании.
Регистрация нового товарного знака
После
того как будет разработан дизайн товарного знака, можно подавать заявление в
Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам (Роспатент). Роспатент выдаст свидетельство, удостоверяющее приоритет
товарного знака и исключительное право владельца на распоряжение им, а также
запрет на его использование другими лицами. После получения свидетельства о
регистрации можно принимать товарный знак к учету.
Согласно
п. 4 положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ
14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 91н,
исключительное право владельца на товарный знак для целей бухгалтерского учета
относится к нематериальным активам. Если организация получила в соответствии с
Законом № 3520-1 свидетельство о государственной регистрации товарного знака на
свое имя, то этот нематериальный актив считается созданным самой организацией,
даже если разработкой товарного знака занималась сторонняя организация.
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной
стоимости (п. 6 ПБУ 14/2000).
При
самостоятельной разработке товарного знака первоначальная стоимость
складывается из расходов на его создание и изготовление (за исключением НДС и
иных возмещаемых налогов):
стоимость
использованных материалов;
оплата
труда работников организации и единый социальный налог;
услуги
сторонних организаций;
патентные
пошлины, связанные с получением свидетельств, патентов.
Стоимость
нематериальных активов (в данном случае товарного знака) погашается путем
начисления амортизации в соответствии с п. 15 ПБУ 14/2000 и с учетной политикой
организации. Чаще всего на практике амортизация начисляется линейным способом.
При этом годовая сумма амортизационных отчислений определяется на основании первоначальной
стоимости объекта нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной
исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года
амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляются ежемесячно
независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п.
16 ПБУ 14/2000).
Срок
полезного использования товарного знака определяется организацией при принятии
его к бухгалтерскому учету исходя из срока действия свидетельства на товарный
знак. В п. 1 ст. 16 Закона № 3520-1 определено, что регистрация товарного знака
действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в Роспатент.
Если невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных
отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока
деятельности организации).
Амортизационные
отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия
товарного знака к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения
стоимости этого объекта либо выбытия его с бухгалтерского учета в связи с
уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности (п. 18 ПБУ 14/2000).
Пример
1. Торговый комплекс ООО «Мир скидок» заказал разработку дизайна своего логотипа
в рекламном агентстве. Стоимость услуг - 33 400 руб., в том числе НДС – 5095
руб. Пошлины за регистрацию товарного знака составили 18 500 руб. Амортизация
по нематериальным активам начисляется линейным методом. Годовая норма
амортизационных отчислений - 10% (100% / 10 лет). В табл. 1 приведены
бухгалтерские записи, которыми оформляется эта операция.
Таблица
1
|