Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля
Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов Реферат по истории экономических учений Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля Выполнила: студентка 3 курса Вечернего факультета Курочкина О.Н. гр. 384 Проверил: Терентьев С.А. Санкт-Петербург 2005 г. Оглавление
Введение 2
Жизнь и творчество 3
ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 3 ГОДЫ СТРАНСТВИЙ 4 ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 4 СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 6 Аристотель об обществе и государстве. 9
Условия формирования экономических взглядов Аристотеля 11
Экономические взгляды Аристотеля 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких
социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны
переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и
становление новых философских учений, поэтому представляет интерес
рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху
великих потрясений. Мир Аристотеля – это мир крушения системы
греческих городов-полисов и возникновения империи Александра
Македонского. С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические
взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его
экономических взглядов. Тем более, что особенный стиль в изложении
взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами его творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и
рассуждений. Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может,
даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с
половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным,
неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени
он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о
мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего
мнения. Жизнь и творчество Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания,
который характеризуется высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от
ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла. Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина – город Стагир во
Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля
Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского
царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим
сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II.
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида.
Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил
одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. В
365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие
годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его
профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с
большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367
г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр
культурной жизни Эллады – город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в
Афины необычайная популярность основателя Академии Платона. ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г., Аристотель поступил в
существовавшую там уже в течение двадцати лет Академию Платона, где пробыл
20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя. Когда Аристотель
приобщился к философской школе Платона, последнему было уже 60 лет, и он
находился на вершине своей прижизненной философской славы. Платон высоко
ценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая Аристотеля с другим своим
учеником – Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ) нуждается в
шпорах, другой (Аристотель) – в узде»; и «Аристотель меня брыкает, как
сосунок жеребенок свою мать». Аристотель же всегда глубоко уважал своего
учителя. Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав
беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул
к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотель был
самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учению
Платона. Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно
убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя
Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К
этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника
Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному
превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло
имущество Академии. ГОДЫ СТРАНСТВИЙ Покинув великий город, Аристотель находит себе убежище в малоазийском
городе Ассосе в Троаде. Прибрежный Ассос был только что основан Гермием –
тираном малоазийского города Атарнея. Мыслитель провел в Ассосе три года
(348/7-345). Здесь он нашел себя, – его собственное мировоззрение
определилось. К тому же племянница (приемная дочь) Гермия Пифиада
становится женой Аристотеля и матерью его дочери, Пифиады-младшей. После
казни Гермия, предательски захваченного персами и распятого, Аристотель
вынужден был покинуть Атарней и последующие три года Аристотель живет в
городе Митилена на соседнем с Ассосом острове Лесбос, куда его пригласил
Теофраст – друг и помощник, уроженец тех мест. В 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению Филиппа II, переехал в
новую столицу Македонии – город Пеллу, где в течение трех лет преподавал
тринадцатилетнему Александру политические и философские науки. В выборе
Филиппа сыграли роль, по-видимому, и старое знакомство с Аристотелем, и
слава последнего как философа (учившего к тому же, что историческое
предназначение греков – стать властелинами мира). Трудно сказать, в чем
состояла методика воспитания Аристотеля, и насколько ему удалось
облагородить характер будущего «завоевателя мира», отличавшегося
безрассудной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием.
Но конечно Аристотель не стремился сделать из Александра философа (чего
желал бы на его месте Платон) и не мучил его геометрией, а нашел главное
средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосе Гомера. Говорят, что
Аристотель специально для своего воспитанника «издал» гомеровскую «Илиаду»,
благодаря чему тот нашел свой идеал в Ахилле. Впоследствии Александр якобы
сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я
обязан жизнью, то Аристотелю – тем, что дает ей цену». Преподавательская
деятельность Аристотеля прекратилась вследствие того, что Александр стал
правителем огромной страны. Аристотель возвращается на родину – в Стагир, разрушенный Филиппом II
в войне против Афин. Там он провел три года (339-336). Пребывание
Аристотеля в Стагире оказалось небесполезным для родины философа. Придя к
власти, Александр, из уважения к своему учителю, восстанавливает город, за
что жители стали устраивать ежегодные праздники в честь Аристотеля. Сам же
он с победой македонян в сражении при Херонее в 338 г. получает возможность
вернуться в Афины. ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД Оказавшись в 335 г. (после двенадцатилетнего перерыва) снова в Афинах,
уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян, и в первую
очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против
персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственную философскую
школу. Правда, как иногородцу, ему разрешается открыть школу лишь за чертой
города – к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был
одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Он
находился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и
гимнасию, и школе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с
гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как
«прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» по-древнегречески «перипатос»
((((((((((), то школа Аристотеля получила второе название -
«перипатическая» (мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых
аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулок излагать
своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено). От него
происходит название членов Ликея – «перипатетики». Аристотель преподавал в
Ликее более двенадцати лет. Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций
Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и
естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников.
Аристотель и его школа приобрели широкую известность. Второй афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра
Македонского, иначе говоря, с «эпохой Александра», которая была, как
подчеркивает Маркс, временем «высочайшего рассвета» Эллады. Аристотель
пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не
греков. Его открытое письмо Александру «О колонизации» успеха у царя не
имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику: он не
препятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме
того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих
друзей и соратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля
Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое
превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к
охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем. Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего Александра в Вавилоне (который
он предполагал сделать столицей своей сверхдержавы) 13 июня 323 г. вызвала
в Афинах антимакедонское восстание, в ходе которого представители
промакедонской партии были подвергнуты репрессиям. Не избежал общей участи
и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему обвинение
в кощунстве. Поводом для этого послужило давнишнее стихотворение Аристотеля
на смерть Гермия. Оно квалифицируется как пеан – гимн в честь бога, что не
подобало смертному, а потому считалось кощунством. Не дожидаясь суда,
Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы
избавить афинян от вторичного преступления против философии (под первым
преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.). Аристотель отправляется в Халкиду (на остров Эвбея), на виллу своей
матери Фестиды. Там Аристотель продолжал свои научные изыскания. Он
занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями и
составлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалось
осуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей
его всю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное
наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр
вскоре подавил восстание в Афинах, и власть промакедонской партии была
восстановлена. Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В нем исполнителем
своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобы рядом с
ним похоронили останки его первой жены – Пифиады (она умерла молодой), что
было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержание
своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает
распоряжения относительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотель
отпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании
оставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада-
младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от
третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда.
Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его
смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ Аристотелевские сочинения распадаются на три группы:
Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его
пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по
сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;
Осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в
частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда
в Элладе и за ее пределами;
Трактаты, представляющие собой то ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли
записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят
из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его
философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на
несовершенство формы, это основные труды Аристотеля – в них выражено его
зрелое мировоззрение. Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и
другие ранние труды Аристотеля погибли. Мы знаем более или менее об их
содержании на основании некоторых отрывков из них, приводимых в трудах
более поздних античных авторов, а также в пересказе. Погибли и все
коллективные работы, в том числе описания государственных устройств,
исключая «Афинскую политию», связываемую обычно с именем самого Аристотеля.
Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта,
где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохраняется. Уцелела
и «История животных». Что касается третьей группы сочинений, то в
большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде. Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к
ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более
ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его
воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов,
относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о
хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден,
поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что
более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно
сохранившийся диалог «Евдем», или «О душе», содержит доказательства
бессмертия души, сходные с аргументами платоновского «Федона». Следуя
Платону же, он «провозглашает душу формой (eidos), и потому хвалит здесь
(ср.: Арист. О душе, III, 429а) тех, кто рассматривает ее как
местонахождение идей» (Розе фр. 46). Опять-таки в соответствии с Платоном
пишет он, что «жизнь без тела представляется для души естественным
состоянием, [тогда как связь с телом - болезнью] » ( фр. 41). Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе
фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр
философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к
созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится
в «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию
идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом
провозглашает «мышление» (рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в
его платоновском значении проникновения философского ума в высшую
реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто
житейскую мудрость. Лишь в сочинении «О философии», некоторыми исследователями относимом
ко второму периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются существенные
отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно
Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. «Если поэтому идеи
означают какое-то иное. число, чем математические, - пишет он,-то это вовсе
недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то]
иное число?» (фр. 9). Вместе с тем, Аристотель опровергает и воззрение
пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут
образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о
двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу
во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при
этом переосмысление образа «пещеры». В своем «Государстве» (V 11, 51 4а -
51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные
пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в «подлинном»
мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире.
Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной
пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев
красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и что все
это - произведение богов» (Розе фр. 12). Таким образом, не созерцание
запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего
земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок
Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.
Страницы: 1, 2
|