p> Кроме всего прочего выделяют бестарифную систему оплаты труда, которая
учитывает квалификационный уровень работника, характеризующий фактическую
продуктивность медперсонала. В настоящее время здравоохранение представлено в основном бюджетными
ЛПУ, где все названные системы оплаты труда ориентированы на заданные
бюджетным финансированием оплаты. Дополнительной к бюджетным средствам
оплатой труда является часть прибыли, идущая на материальное поощрение,
экономически обоснованным источником, которой являются платные медицинские
услуги. Кроме того, дополнительные выплаты могут формироваться за счет
экономии фонда оплаты труда (не укомплектованность штатов,
внутриучрежденческие совмещения и т.д.), а также за счет средств
обязательного медицинского страхования. Кроме вышеназванных, выделяют смешанную форму оплаты труда. Она
является наиболее современной, т.к. сочетает повременную и сдельную формы.
Кроме того, она позволяет индивидуально подходить к оплате труда
работников, гарантируя и обеспечивая лишь часть заработной платы. Все вышеназванные формы и системы оплаты труда могут быть применены в
бюджетной сфере здравоохранения, которая в этом смысле характеризуется
следующими особенностями. 1. Заработная плата в здравоохранении состоит из схемного должностного
оклада (ставки), а также повышений, доплат и надбавок, предусмотренных
действующим законодательством. Единая тарифная сетка определяет минимальный
уровень оплаты труда. Трудовые доходы регулируются налогами и максимальными
размерами не ограничиваются. 2. Администрации краев, областей, городов за счет средств
соответствующих бюджетов могут направлять средства на дополнительное
увеличение должностных окладов (ставок), размеров и видов повышений, доплат
и надбавок сверх предусмотренных нормативными актами Правительства РФ. 3. Оплата труда в здравоохранении регламентируется приказом МЗ РФ от
15.10.99 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников
здравоохранения». 4. Заработная плата руководителя медицинского учреждения зависит от его
квалификационной категории и группы оплаты труда руководителей, к которой
относится данное медицинское учреждение. Структура заработной платы представляет собой соотношение элементов,
формирующих заработную плату. Тарифная часть заработной платы имеет следующие характеристики. Тарифные ставки представляют собой выраженный в денежной форме
абсолютный размер оплаты труда различных групп рабочих в единицу рабочего
времени (как правило, за месяц). Размеры тарифных ставок постоянно меняются
и определяются на основе Единой тарифной сетки' (ETC). Постановлением
Правительства РФ от 18.03.99 № 309 «О повышении тарифных ставок (окладов)
Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной
сферы» была утверждена новая Единая тарифная сетка (ETC). Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается
Правительством РФ. Ставки работников остальных разрядов Единой тарифной
сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого
разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Ставка 1 разряда с
1.12.2002 года составляет 450 рублей. В зависимости от избранных единиц рабочего времени различают часовые,
дневные или месячные тарифные ставки, которые устанавливаются по каждому
разряду. Тарифные ставки являются основной нормативной величиной,
определяющей размер оплаты труда всех категорий работников. Тарифные сетки являются практическим средством дифференциации оплаты
труда работников в зависимости от квалификации и квалификационного уровня
выполняемых работ. Они представляют собой совокупность действующих тарифных
(квалификационных) разрядов и соответствующих каждому разряду тарифных
коэффициентов. Единая тарифная сетка, применяемая в здравоохранении,
соответствует простой повременной системе оплаты труда. Тарифный разряд, присвоенный работнику - это показатель квалификации
рабочего или квалификационного уровня данной работы. При оплате труда
рабочих по тарифным ставкам каждому тарифному разряду рабочего
соответствует определенный размер тарифной ставки. Для определения разряда оплаты труда медицинского работника необходим
сборник квалификационных характеристик, определяющих объем профессиональных
знаний и трудовых навыков, которыми должен обладать медицинский работник
определенного разряда. С его помощью сопоставляются разнообразные виды
работ по степени их сложности, уровню квалификации работников. Все
квалификационные характеристики утверждаются постановлениями Министерства
труда и социального развития РФ. Тарифный коэффициент, соответствующий определенному разряду показывает,
во сколько раз уровень оплаты работника, отнесенного к данному разряду,
превышает уровень оплаты работника, отнесенного к 1 разряду. Отношение
тарифного коэффициента высшего разряда к тарифному коэффициенту первого
разряда является диапазоном тарифной сетки. Оплата труда работников бюджетной сферы производится на основании
постановления Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в
уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной
сетки». Применение Единой тарифной сетки обязательно для всех учреждений,
предприятий и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Надтарифная часть заработной платы представлена дополнительной оплатой
и премиями. Дополнительная оплата включает в себя: Надбавки - это денежная компенсация более высокой интенсивности труда в
связи с выполнением особо важных работ, стимулирование работников к
повышению квалификации, работе на постоянном месте и др. К основным видам надбавок к заработной плате медицинских работников,
изложенных в приказе МЗ РФ от 15.10.99 № 377, относятся следующие: - за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения
(свыше 5 лет - 30%); - за условия труда (вредность - 15 %, молоко); - за применение в работе достижений науки и передовых методов труда; - за высокие достижения в работе; - за выполнение особо важных или срочных работ; - за напряженность в труде и т.д. Все виды надбавок начисляются на оклад без учета других повышений,
надбавок и доплат. Надбавки стимулирующего характера предельными размерами
не ограничиваются. Они устанавливаются на определенный срок, но не более 1
года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом
на основании представления коллектива. Стимулирующие надбавки отменяются
при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных или срочных
работ. Руководителям учреждений здравоохранения надбавки устанавливаются
решением вышестоящего органа управления здравоохранением за работу,
направленную на развитие учреждения, применение в практике учреждения
передовых методов диагностики и лечения больных, новых лекарственных
средств и медицинского оборудования, Доплаты представляют собой компенсацию дополнительных трудовых затрат
или работы в условиях, отличающихся от нормальных. Работникам учреждений здравоохранения предусмотрены следующие виды
доплат: - за работу в ночное время; - за работу с разделением смены на части; - за работу сверх рабочего времени; - за совмещение должностей; - за работу в выходные и праздничные дни; - за дежурство на дому в нерабочее время; - гарантийные доплаты несовершеннолетним работникам в связи с
сокращением их рабочего дня и др. Перечень должностей работников, которым могут устанавливаться указанные
доплаты, и размеры доплат определяются руководителем учреждения по
согласованию с выборным профсоюзным органом. Во всех случаях доплаты к
должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в процентах,
абсолютный размер каждой доплаты исчисляется из должностного оклада
(ставки) без учета других надбавок и доплат. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы Разряды оплаты труда |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13 |14 |15 |16 |17 |18 | |Тарифные коэффици-енты |1,00 |1,11 |1,23 |1,36 |1,51 |1,57 |1,84 |2,02 |2,22 |2,44 |2,68 |2,89 |3,12 |3,36 |3,62 |3,9 |4,2 |4,5 | | Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы Разряды оплаты труда |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13 |14 |15 |16 |17 |18 | |Тарифные ставки (оклады) |450 |500 |555 |610 |680 |750 |830 |910 |1000 |1100 |1205 |1300
|1405 |1510 |1630 |1755 |1890 |2025 | | Расчеты. Например, рассчитаем заработную плату начинающего врача - эпидемиолога,
работающего во вредных условиях, но не имеющего стажа работы. Он проводит
прием больных, выходит на участок, проверяет лечебные учреждения
(инфекционную больницу, туберкулезную и т.д.). Оклад по 9 разряду - 2,22 х 450 = 1000 рублей Надбавка за работу во вредных условиях - 15 % = 150 рублей Итого: месячный ФЗП - 1150 рублей. Если же врач проработал более 5 лет, проучился на курсах повышения
квалификации, получил первую квалификационную категорию, его заработная
плата составит:
Оклад по 13 разряду - 3,12 х 450 = 1405 рублей
Надбавка за работу во вредных условиях - 15 % = 110 руб. 75 коп.
Доплата за стаж работу в мед. учреждениях более 5 лет - 30 % - 421 руб. 50
коп.
Итого: месячный ФЗП - 2037 рублей 25 копеек Помощник санитарного врача имеет среднее образование. Выходит на
объекты производственной деятельности с забором проб и смывов. Посещает
больных на дому. Также работает во вредных условиях. Его заработная плата
будет рассчитываться следующим образом. 11 разряд - 2,68 х 45 = 1206 рублей Надбавка за работу во вредных условиях труда - 15 %- 180 р. 90 к. Доплата за стаж более 5 лет - 30 % - 361 р. 80 к. Месячный ФЗП - 1748 р. 70 к. У санитарки, не имеющей образования, стажа работы и работающей не во
вредных условиях заработная плата составит: 3 разряд - 1,23 х 450 = 555 рублей Месячный ФЗП - 555 рублей Анализируя расчеты видно, что необходимо повышать свое образование и
квалификация для получения более высокой заработной платы (барьеры выхода
на рынок: интеллектуал и образование). Повышения окладов (ставок) также являются денежными компенсациями за
неблагоприятные условия труда. К основным видам повышений окладов работников здравоохранения
относятся: - повышения окладов специалистов, работающих на селе; -повышение окладов при обслуживании определенных контингентов
(работников леспромхозов, строителей железных дорог и др.); - повышения окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми
условиями труда (для работников структурных подразделений по лечению
больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психических больных, больных
туберкулезом и др.); - повышения окладов работникам госпиталей для ветеранов войн и
специальных отделений, центров восстановительной терапии для воинов-
интернационалистов; - для работников домов ребенка, школ-интернатов для детей-сирот и др. В приложении 2 к приказу Минздрава России от 15.10.99 № 377 приведен
подробный перечень учреждений, подразделений и должностей, работа которых
дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для
здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Повышения окладов устанавливаются в процентном отношении к окладу.
Абсолютный размер каждого повышения исчисляется из оклада (ставки) без
учета других повышений, надбавок и доплат. Одним из вариантов повышения оклада является увеличение разряда.
Существенным различием в данном случае является то, что повышение
производится не в процентном отношении, а путем увеличения разряда оплаты
труда по ETC. Увеличение разряда связано с уровнем квалификации специалиста
(ученая степень, почетное звание и др.). Как указывалось выше, одним из элементов надтарифной части заработной
платы является премия. Премии могут выражаться в двух основных формах: - поощрение за особые заслуги или определенные достижения результатов
труда в рамках системы оплаты труда; - награждение отличившихся работников вне системы оплаты труда. Премирование возможно тогда, когда используемая система оплаты труда не
предусматривает оценку индивидуального трудового вклада работника и не
несет определенной стимулирующей функции. В лечебном учреждении должно быть
разработано и утверждено положение о премировании, содержащее в себе
конкретные условия и показатели, при которых возможно премирование и
депремирование медицинских работников. Положение утверждается руководителем
ЛПУ по согласованию с выборным профсоюзным органом. В положении о
премировании учреждения здравоохранения предусматриваются показатели
премирования как по структурным подразделениям (исходя из показателей
деятельности подразделения), так и по отдельным должностям, исходя из
утвержденных показателей деятельности работников этих должностей. Размер
премии предельными размерами не ограничивается. В принципе, премирование работников здравоохранения, прежде всего,
должно быть направлено на повышение материальной заинтересованности
работников в оказании качественной медицинской помощи населению, в
достижении наилучших результатов труда. Премия не всегда носит регулярный
характер, а выплачивается по мере достижения каких-либо конкретных
результатов труда. Лишение премии или снижение ее размера (депремирование)
возможно только по основаниям, указанным в Положении о премировании,
утвержденном в учреждении. Премии выплачиваются за счет премиального фонда,
входящего в состав фонда заработной платы, который создается в учреждении
за счет средств различных источников финансирования (платная медицинская
деятельность, средства ОМС, бюджетные средства и др.). В условиях децентрализации управления отечественной системы
здравоохранения в настоящее время многие функции управления переданы на
местный уровень. Руководители лечебных учреждений вправе самостоятельно
принимать многие решения в рамках действующего законодательства. Одним из
механизмов реализации указанных прав является использование в деятельности
лечебных учреждений экономических методов управления, к числу которых
относится стимулирование конечных результатов профессиональной деятельности
медицинских работников посредством дифференцированной оплаты труда. Первоочередное внимание должно быть уделено Уставу лечебного
учреждения, поскольку Устав является основным документом, определяющим
деятельность ЛПУ. В Уставе наряду с другими должны быть отражены вопросы,
связанные с оплатой труда медицинских работников. Если в лечебном
учреждении предусматривается стимулирующая система оплаты труда, то ей
должен быть посвящен специальный раздел и разработано соответствующее
положение. Положение об оплате труда является основным внутриучрежденческим
нормативным документом, регламентирующим условия оплаты труда работников
данного ЛПУ. В Положении указывается установленный порядок оплаты труда
работников с учетом специфики лечебного учреждения. В учреждении могут быть
приняты как Единое положение, так и несколько положений, регулирующих
вопросы оплаты труда различных категорий работников. Для принятия Положения
создается рабочая группа, которая может включать: заместителей главного
врача (по экономическим вопросам; организационно-методической работе;
лечебной работе) главного бухгалтера; главную медицинскую сестру;
юрисконсульта; представителя профсоюза и т.д. Положение принимается
большинством голосов на собрании трудового коллектива. Об изменении системы
оплаты труда сотрудники медицинского учреждения предупреждаются за 2 месяца
до ее введения. Положение утверждается приказом руководителя данного
учреждения. Положение должно содержать следующие моменты. 1. Наименование медицинского учреждения. 2. Должность, Ф.И.О. руководителя, утверждающего положение. 3. Дата подписания (утверждения положения). 4. Дата вступления в действие и срок действия. 5. Данные об уполномоченном органе, с которым согласовано положение. 6. Наименование Положения (например, Положение о дифференцированной
оплате труда медицинских работников в зависимости от объема и качества). 7. Юридические основы, на которых строится Положение (постановления
правительства, приказы МЗ и т.д.). 8. Цели и задачи разработки Положения. 9. Взаимодействие данного Положения с другими локальными актами
(положениями, приказами и т.д.). 10. Источники средств для оплаты труда. 11. Формируемые из полученных доходов фонды: заработной платы,
материального поощрения, социального развития и т.д. 12. Круг лиц, на которых распространяется Положение.
Страницы: 1, 2, 3
|