Социальные последствия безработицы
Отрицательные
- обострение криминогенной ситуации;
- усиление социальной напряженности;
- рост количества физических и душевных
заболеваний;
- увеличение социальной дифференциации;
- снижение трудовой активности.
Положительные
- повышение социальной ценности рабочего
места;
- увеличение личного свободного времени;
- возрастание свободы выбора места работы;
- увеличение социальной значимости и ценности
труда.
Экономические последствия безработицы
Отрицательные
- обесценивание последствий обучения;
- сокращение производства;
- затраты на помощь безработным;
- утрата квалификации;
- снижение жизненного уровня;
- недопроизводство национального дохода;
- снижение налоговых поступлений.
Положительные:
- создание резерва рабочей силы для
структурной перестройки экономики; - конкуренция между работниками как стимул к
развитию способностей к труду; - перерыв в занятости для переобучения и
повышения уровня образования; - стимулирование роста интенсивности и
производительности труда [13].
Общие положения теории занятости, рынка труда
и безработицы вполне применимы и к анализу современной безработицы в России.
Однако модель безработицы, характерная для стран с развитой рыночной
экономикой, не может быть механически перенесена на Россию, осуществляющую
переход от командно-административной системы к рыночной экономике и демократическому
общественному устройству.
До недавнего времени безработица в России не
являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории
СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она
признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике,
поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма.
Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как результат действия
всеобщего закона капиталистического накопления и приводила к всеобщему
обнищанию трудящихся – относительному и абсолютному. В действительности
определенные формы безработицы наблюдались и в советском обществе в условиях
господства общественной собственности и централизованного управления экономикой.
Например, текучесть рабочей силы, соответственно текучая (фрикционная)
безработица имелась и в 30-е годы, и в последующие десятилетия фактическая
безработица маскировалась искусственным сокращением излишков рабочей силы на
предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом и т.д. С переходом к
рыночной экономике в конце 80-х начале 90-х годов происходит рост безработицы и
превращение ее скрытых форм в открытые [17].
Одной из характерных черт регистрации в
России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности.
Самой «безработной» категорией в наше время
оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не
устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов,
юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые
специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта
«надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность»
молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической
безопасности и социальной стабильности страны.
Большие проблемы у тех, чей возраст
приближается к пенсионному, так как в нашем обществе живуче мнение, что они не
столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам
[15].
С момента возникновения в России безработицы,
характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных,
официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время
численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза
меньше, чем среди общей численности безработных. Проблема женской безработицы,
прежде всего, связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при
приеме на работу и увольнении. В наиболее сложном положении на рынке труда
оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не
имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины,
имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается
мужчинам [1].
Вместе с ростом открытой безработицы
происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей
угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса.
По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую
озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает
одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и безработным: если в
свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то затем они
стали считаться «жертвами» стихии рынка, а в последнее время просто людьми,
временно попавшими в трудное положение, нуждающимися в социальной защите
общества.
Процесс формирования полноценного рынка труда
в России тесно связан с этапами перехода от централизованной плановой экономики
к рыночной, с проводимыми в стране радикальными экономическими и социальными
реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда
унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика
заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных
регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою
функцию выполняет не в полной мере.
Во-первых, заработная плата резко отстала от
стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной
платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система
договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые
централизованные способы административного регулирования заработной платы
(единая тарифная сетка для бюджетных организаций) [6].
Негибкость рынка труда определяется также
отсутствием свободного рынка жилья, институтом прописки (регистрации) и другими
ограничителями, оставшимися в наследство от старого режима.
Характерной чертой рынка труда России является
наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.
Всех занятых в экономике можно условно
разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном
негосударственном (частном), неформальном секторах. К последнему относятся
незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая
деятельность, занятые в которой не платят налогов. В России неформальный сектор
чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей
занятости: по профессионально-квалификационному уровню и уровню доходов
выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные
уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные
работы), не требующая квалификации работа (мелкая торговля, «челночный
бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники» и другие граждане, не
платящие налоги от своих теневых доходов [17].
Следует обратить внимание на феномен фиктивной
безработицы, когда граждане, официально получившие статус безработного, имеют
не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой деятельности и не трудовой
деятельности, преимущественно торгово-посреднической.
Можно выделить следующие особенности
современной безработицы в России:
- наличие наряду с открытой безработицей
значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на
предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;
- наличие наряду с официально регистрируемой
безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в
несколько раз превышают размеры официальной безработицы;
- наличие значительной фиктивной безработицы
(скрытая занятость на неформальных рынках труда);
- неразвитость инфраструктуры рынка труда;
- наличие больших разрывов в уровнях безработицы
по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой
транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм [1].
Что можно сказать о безработице в настоящее время?
Росстат опубликовал краткие итоги обследования населения по проблемам
занятости, и при сравнении с результатами предыдущего исследования в сфере
занятости обнаруживается несколько не очень приятных тенденций. Так, в ноябре
2006 года из 69,2 млн. занятых россиян 5,0 млн. человек классифицировались как
безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ). По
сравнению с ноябрем 2005 года численность занятого населения увеличилась на
0,7%, численность безработных сократилась на 8,8%. Между тем показатели
аналогичного августовского обследования Росстата были заметно лучше. За год,
прошедший с августа 2005 года, в России численность безработных сократилась на
10,3% вместо ноябрьских 8,8%. Также в августе 2006 года по сравнению с августом
2005 численность занятого населения увеличилась на 1,1%, что выше ноябрьских
0,7%, а безработных с применением критериев МОТ было меньше – 4,5 млн. человек.
Соответственно и уровень безработицы с августа по ноябрь возрос с 6,1% до 6,7%.
Но ситуация еще более ухудшается. Если в конце октября 2006 года безработными,
в соответствие с методологией МОТ, классифицировались 5,0 млн. человек, или
6,6% экономически активного населения, то в январе 2007 года эти показатели
составляли уже 5,3 млн. человек и 7,14% соответственно.
Между тем официальная безработица за период с
августа по январь не изменилась. По данным Федеральной службы по труду и
занятости, в конце января 2007 года на учете в органах гос.службы занятости в
августе состояли 1,7 млн. безработных, то есть ровно столько же, сколько и в
конце августа 2006 года.
Еще тревожнее стал возросший уровень первичной
безработицы. В ноябре в общей численности безработных уже 1,6 млн. человек, или
31,8%, не имели опыта трудовой деятельности. Тремя месяцами ранее их было 1,3
млн. и 28,3% соответственно. К тому же в ноябре 2006 года по сравнению с
ноябрем 2005 года среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы,
увеличилась на 3,3 процентного пункта, в то время как аналогичный августовский
показатель был, наоборот, лучше на 0,9 процентного пункта. Требуемый опыт
работы почти всегда обязателен, а обучать молодых берутся разве что в
метрополитене, милиции или других, самых непрестижных производствах и
специальностях.
Усиливаются и проблемы со служебным или
карьерным ростом. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, уже
1,1 млн. человек, или 31,9%, составляют лица, уволившиеся по собственному
желанию. В августе таких было 1,0 млн. и 31,2% соответственно. С 0,9 до 1 млн.
возросло количество лиц, которые оставили последнее место работы в связи с
сокращением персонала. Если по сравнению с августом 2005 года доля уволившихся
по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на
1,1%, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6%. Правда, доля безработных,
оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2
вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не
секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается
конфликт работника и работодателя.
Неудивительно, что российская безработица
носит застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска
работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с
августом 2005 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже
до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии безработицы – один год и
более. В ноябре 2006 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2005 года –
38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше –
составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди
безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась
на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же
масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в
безработном состоянии.
Тревожной тенденцией является и уменьшение
среднего возраста безработных, который всего за три месяца снизился с 34,5 до
34,1 года, занятого населения – 39,6 года. Среди безработных возросла доля
молодежи до 25 лет – с 30,2% до 31,1%. Зато занятой молодежи стало меньше – уже
не 12,2%, как в августе, а всего 11,2%.
Правительственная программа содействия
занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно
российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии
полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения
профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки
высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы,
повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других
мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики
занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и
местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и
поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально
приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное
сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет
различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом,
структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью [2].
Наличие определенного числа граждан, ищущих
работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как
неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация
социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности
организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его
основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка
рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.
Главным направлением государственной политики
в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания
рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами
по предотвращению роста безработицы [14].
Можно выделить следующие государственные
задачи в этой сфере:
- обеспечение правовых, экономических и
организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития
кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской
Федерации;
- регулирование складывающегося национального
рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры
занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих
мест;
- развитие профессиональной и территориальной
мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для
повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения,
усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере
занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и
массовой безработицы.
Реализуемая политика занятости становится
активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения
используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование
затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление
субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное
обучение и переподготовку [2].
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать,
что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной
экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую
деятельность.
Безработица – явление, присущее всем странам
мира, Россия не является исключением. В настоящее время уровень безработицы в
нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного
положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в
стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование
значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди,
занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных
структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и
т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности
(репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая
нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по
вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих)
предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и
переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.
Если до недавнего времени правительство
России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости
населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых.
Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых
делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:
- программы по стимулированию роста занятости
и увеличению числа рабочих мест;
- программы, направленные на подготовку и
переподготовку рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию
безработицы [13].
Забота государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом
государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития
экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной
политики.
1.
«Российская бизнес-газета» – № 10, 2007.
2.
«Российская газета» – № 60, с.5, 2007.
3.
«Социально- политический журнал» – №1, с. 63, 2006.
4.
«Человек и труд» – №1, с. 37-46, 2004.
5.
Бестужев-Лада И.В. «Безработица? Не может быть!» –
М.: Знание, 2001.
6.
Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь
противодействия безработице»– «Человек и труд» – №9, 2000.
7.
Бузгалин А.В. «Переходная экономика» – М.: Таурус,
2002.
8.
Булатов А.С. «Экономика» – М.: Экономист, 2003.
9.
Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М.,
2004.
10.
Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» – М.:
ИМПЭ, 2001.
11.
Камаев В.Д. «Основы экономической теории» – М.:
Владос, 2002.
12.
Лившиц А.Я. «Введение в рыночную экономику» – М.,
2005.
13.
Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» – М.: «Туран»,
2001. т.1.
14.
Никифорова А.А. «Рынок труда: занятость и безработица»
– М., 2003.
15.
Носова С.С. «Основы экономики» – М.: Владос.
16.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» –
М., 2002.
17.
Якушев С.С. «
18.
Экономика России» – М.: Прогресс, 2000.
(справочное)
Основные показатели социально-экономического
положения Оренбургской области.
|