В случае профицита часть товара остается
вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители
удовлетворили потребности в соответствии со своими
оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть
затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка
товара, поставщик вынужден продавать излишки по более
низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше)
и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего
объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом,
в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и
сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за
собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары
(более низкая рабочая точка на кривой спроса).
Таким образом, при
несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене
товара, поиск оптимального для себя выхода
продавцами и покупателями приводит к
изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при
которой спрос и предложение равны.
Ясно, что выбираемый
покупателями и поставщиками новый
уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке
не обязательно
находится между значениями P1 и Ро для дефицита и между значениями Ро и Р2 для профицита: новый
уровень цены может «перелететь»
через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако,
всегда вокруг равновесной цены.[5]
Поведение основных экономических
агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей,
условности схемы кругооборота она отражает главное — в развитой рыночной
экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос
рождает предложение, а предложение развивает спрос.
Экономический кругооборот — это циркуляция реальных
экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.
Основными субъектами рыночной
экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на
потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками
экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою
очередь, потребительские товары и услуги.
Кругооборот спроса и
предложения может быть конкретизирован с учетом ресурсов, потребительских благ
и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, которые осуществляются на
рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих благ и услуг составляют
выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки
фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю,
предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату,
ренту, проценты, прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ
дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.
Эта модель может быть
уточнена при помощи включения оборотов внутри секторов. Простая модель
кругооборота несколько идеализирует реальную действительность. Во-первых, она
не учитывает накопления как экономических благ, так и денежных ресурсов, а
так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например,
если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние
совокупного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут существенно
модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие
кредитной системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. Роль
государства в современном мире весьма многообразна, поскольку оно влияет как на
агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства,
кредита.
Домашние хозяйства и фирмы
платят в пользу государства налоги, получая от него в свою очередь трансфертные
платежи и субсидии. Кроме того, правительство осуществляет на всех рынках
крупные закупки как потребительского, так и производственного характера.
В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее
международной торговли.
Закон спроса.
Закон спроса
характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит,
что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости
от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном
случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос.[6]
Обратная зависимость
динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение
цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет
покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к
снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной
полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу
товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям
приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не
мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз,
поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже.
Действие закона
спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект
дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует
себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения
состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить
подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Действие закона
спроса ограничено в следующих случаях:
1. При ажиотажном спросе,
вызванном в ожидании повышения цен.
2. Для некоторых редких и
дорогих товаров, покупка которых является средством накопления.
3. При переключении спроса на
более новые и качественные товары.[7]
Изменение величины спроса. Изменения в спросе.
Изменения в спросе на российских рынках товаров и услуг
Изменение величины спроса,
изменения в спросе.
Во избежание путаницы под
термином «изменение спроса» принято понимать изменение
самой функции Q = D(P) («смещение» всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, а под термином
«изменение величины спроса» - реакцию спроса на изменение
цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение
вдоль кривой спроса).
Ценовой
фактор –
это цена на данный товар, она влияет на спрос обратно пропорционально. На
графике спроса это отмечается движением величины спроса вдоль кривой спроса:
вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается
за счет падения цены.
Любая цена,
назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар.
Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса
представлена кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет
продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые
могут взиматься в рамках иного отрезка времени. В обычной ситуации
спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше
цена, тем ниже спрос.[8]
Высокая
Цена
Ц3
Ц2
Цена
Ц2
Ц1
Ц1
Низкая
Малое К2 К1 Большое
К1 К2
А. Для большинства
товаров Б. Для престижных товаров.
И соответственно,
чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст
меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом,
столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены
которых оказываются для них слишком высокими.
Большинство кривых спроса стремится
вниз по прямой или изогнутой линии, как показано на рисунке. Однако в случаях с
престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типа
представленного на рисунке Б.
Большинство фирм
проводят исследования изменений спроса. Различия в подходах к замерам
диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса
свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую
фирма за него запрашивает. Однако с появлением конкурентов кривая
спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены
конкурентов постоянными или меняются.
Для замера спроса необходимо
провести его оценку при разных ценах. На рисунке представлена оценка спроса
на кукурузные хлопья. Спрос растет по мере снижения цены с 15 рублей до 10
рублей. Однако на уровне 6 рублей он начинает падать, ибо люди думают, что
кукурузные хлопья слишком дешевые и следовательно, низкого качества.[9]
Цена служит самой
важной детерминантой количества любого покупаемого продукта,
но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются
неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются,
происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами
изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение
кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность
покупать большее количество данного товара по каждой из возможных
цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо.
Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной
его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество
продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и
смещение кривой спроса влево.
Рассмотрим
влияние неценовых детерминант:
1. Потребительские
вкусы. Благоприятное
для данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений,
вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос
возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях
потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса
влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта
способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример:
физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает
спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Число покупателей.
Увеличение
на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А
уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении
спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское
телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на
такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос
на образование.
3. Доход. Воздействие на спрос изменения
денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров
повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос
на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного
дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными
товарами.
Товары, спрос
на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает
при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Примеры: увеличение
доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное
масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории,
как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.
4. Цены на сопряженные
товары.
Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или
снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является
ли этот родственный товар заменителем нашего продукта
(взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим
товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один
из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара
являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом
на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются
независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на
один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры:
снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на
поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение
цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
5. Ожидание.
Потребительские
ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего
дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов
ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение
также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает
ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает
текущий спрос на него.
Увеличение
спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает
эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта.
Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект
сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между
изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной
цены и количества продукта.[10]
Возможны случаи, когда предложение и
спрос изменяются в противоположных направлениях.
Предположим, что предложение
увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются
два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем
при действии одного из эффектов. Направление изменения количества
продукта зависит от относительных параметров изменения предложения
и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество
увеличивается). Предположим теперь, что предложение сокращается,
а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если
уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное
количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Возможны
также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же
направлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|