Закон спроса и предложения
смотреть на рефераты похожие на "Закон спроса и предложения" | | Казанский ЮИ МВД РФ ________________________________________________ Контрольная работа По курсу: Экономика. Зачетная книжка __ курс группа № ___________ Слушатель: Казань 1999 г. Вариант №1. Тема №12: Закон спроса и предложения. Равновесная цена. Функции равновесной
цены. Изменения равновесия при изменении спроса и предложения. Эластичность
спроса и предложения и факторы, определяющие ее изменение. Практическое
применение эластичности. ПЛАН. Введение. Закон спроса и предложения.
Равновесная цена.
Функции равновесной цены.
Изменения равновесия при изменении спроса и предложения.
Эластичность спроса и предложения. Факторы, определяющие ее изменение.
Практическое применение эластичности. Список использованной литературы. Введение “Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра.” П.Самуэльсон Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может
судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и,
конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука
эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас,
независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими
явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою
квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами,
являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” -
экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине,
где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового
организма, необходимо прежде всего разобраться в законах функционирования
здоровой экономики. Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно
использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые
резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор
аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях.
И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может
существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров
повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода
происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой. Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных
наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с
членом общества, подверженного воздействию традиций, национального
менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет
поэтому национальную специфику.[1] Наука формируется примерно также, как растет дерево или строится
здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию,
называемую микроэкономикой. В качестве исходного пункта для анализа здесь
берется хозяйство предпринимателя и фермера. Микроэкономика изучает
отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и
наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы:
спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной
производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно
связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником,
руководством для бизнеса. Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и
потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и
товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов,
инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих
функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система
отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки
товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок — основа рыночной экономики. Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный
или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между
предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них
покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и
предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо
усвоить два фундаментальных понятия: . Спрос; . И предложение. Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма,
где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных
продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно
пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне
цен на товары.
1. Спрос и предложение:
Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными
потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой
неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности
могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень
интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не
только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их
«истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос:
насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает
покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать
для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является
спрос. Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре
при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в
данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных
средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся
беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за
некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей—мы
сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.[2] Итак, спрос—это объем возможной купли товара в зависимости от
установившейся цены на него. Спрос—это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от
множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей
деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются
методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю». Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически
всех покупателей приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся: 1. цена самого товара Х (обозначим ее Рх); 2. цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n,
где N—число товаров, взаимосвязанных с товаром X); 3. вкусы потребителей (Т); 4. средний доход потребителей (Y); 5. распределение дохода между потребителями (Y*); 6. количество покупателей (N); 7. ожидания изменений цен товаров или вкусов потребителей (Е). Исследовать характер влияния всех этих факторов сразу невозможно.
Целесообразно воспользоваться методом, в соответствии, с которым для
выявления характера изменения какой-то величины Z, зависящей от нескольких
неизвестных (факторов, в нашем случае), необходимо сначала зафиксировать
значение всех переменных, кроме одной, и изучить взаимосвязь Z с этой
неизвестной переменной. Затем считать переменной следующую неизвестную и
выявить зависимость Z от этой переменной и т. д. Полный перебор неизвестных
и позволит выявить характер изменения Z под влиянием всех переменных
факторов. Подобный метод означает, что мы исследуем зависимость Z от каждой
переменной при прочих равных условиях. Количество товара X, которое желают купить потребители (QD), является
функцией нескольких переменных: QD=QD (Px, Pi, Т, Y, Y*, N, Е). Задача нашего исследования состоит в том, чтобы выявить закономерности
формирования цены товаров и услуг. В этой связи экономисты основное
внимание уделяют изучению зависимости количества товара, которое желают
приобрести потребители, от цены самого товара, т. е. зависимость QD товара
Х от Px при прочих равных условиях. Спрос (demand-D)—это вся совокупность значений QD товара X,
соответствующих возможным различным величинам цены товара Px, при прочих
равных условиях. Алгебраически функция спроса представляется формулой QD=QD(Px)
Pi, Т, Y, Y*, N, E= const. Т. о., чтобы исследовать зависимость QD от цены Px мы должны
зафиксировать все остальные факторы и изучить функцию QD=QD(Px). Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара
соответствует определенная величина спроса. Здравый смысл подсказывает
людям при более высоких ценах покупать меньше, при более низких—больше.
Такую обратную зависимость между количеством какого-либо блага, которое
люди будут покупать, и ценой (жертвой), которую они должны платить для его
приобретения, выражает закон спроса. Значение закона спроса: • он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены; • он показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально» себя проявлять—уменьшаться при росте цены и увеличиваться при снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия. Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом
рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между
ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и
уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел. Следует учесть и такой важный момент. Формулируя закон спроса, мы под
ценой подразумеваем цену относительную, т. е. рассчитанную по отношению к
другим товарам. Предложением называется количество товара или услуги, которое
производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Если спрос является качественной характеристикой потребления, то
предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же
определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и
предложено ими на продажу? Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях,
изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Рассмотрим эту
зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют. Количество товара X, которое производители хотели бы выпустить и
продать называется количеством предложенного товара (quantity
supplied—QSx). QSx может отличаться от количества товара X, реально
проданного потребителям. Величина QSx также зависит от промежутка времени
как и QDx, поэтому предложение будем рассматривать за тот же неизменный
период (год).
На количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие
факторы. Основные из них: 1) цена самого товара Х (обозначим Рх); 2) цены ресурсов (Рг), используемых в производстве X; 3) уровень технологии (L); 4) цели фирмы (А); 5) величины налогов и субсидий (Т); 6) цены на иные товары (Pi); 7) ожидания (Е); 8) количество производителей товаров (N). Чтобы раскрыть категорию предложения целесообразно сначала исследовать
зависимость QSx от Рх при прочих равных условиях, т. е. полагая неизменными
иные факторы, влияющие на QS. Количество товара, предлагаемого фирмами к продаже, является функцией
нескольких переменных: QSx=QS (Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N). Нас в случае предложения товара Х интересует характер зависимости QSx
от цены самого товара Х при прочих равных условиях.
Мы исследуем функцию: QS=QS(Px) Рг, L, А, Т, Pi, E, N= const. Всю совокупность значений QSx товара X, соответствующих различным
возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют
предложением (supply—S) товара X. На рис. 1 изображена кривая предложения рыбы, показывающая зависимость
между ценой товара Рх и количеством товара, которое продавцы намерены
продать. Кривые предложения как и кривые спроса, строятся, исходя из
допущения «при прочих равных». Кривая предложения рыбы показывает, как
производители меняют свои планы в ответ на изменения цены рыбы
(предполагается, что неизменными остаются цены других товаров, технология
производства и ряд других важных условий). Таблица 2 |Цена рыбы (руб. |Предложенное |
|за кг) |количество рыбы (млрд.|
| |кг в год) |
|64 |2,6 |
|60 |2,5 |
|40 |2,0 |
|36 |1,9 |
|32 |1,8 |
|28 |1,7 |
|24 |1.6 |
|20 |1,5 |
|16 |1,4 |
[pic]Рис. 1
Кривая предложения имеет положительный наклон. Почему? Применительно к
определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько.
Объяснение первое. Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию
производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена рыбы, тем больше смысла
вкладывать время и силы в ее добычу и переработку.
Объяснение второе. Положительный наклон кривой предложения выражает
растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных
производственных возможностях. Производитель рыбной продукции, пытающийся
увеличить ее добычу в ограниченном водоеме, будет вынужден увеличить
затраты на условия содержания рыбы (более качественный корм, очистка
водоема и т.д.). Но это имеет смысл только до той точки, пока эти
добавочные затраты не превышают добавочного количества рыбы, полученного на
основе этих затрат.
Объяснение третье. Положительный наклон кривой предложения может быть
объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и
альтернативной стоимости. Допустим, что возможно производство только двух
товаров—рыбы и помидоров. Каждый товаропроизводитель имеет сравнительное
преимущество в производстве одного из этих товаров. В ситуации, когда
производятся только помидоры, товаропроизводители, имеющие наибольшее
сравнительное преимущество в производстве рыбы (т. е. те, кто может
производить рыбу по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут
производить рыбу, даже если ее рыночная цена низка. По мере движения точки
вдоль кривой цена рыбы должна возрастать, чтобы те товаропроизводители, у
которых альтернативная стоимость относительно высока также переключились на
производство рыбы. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной
стоимости производства добавочного количества рыбы для товаропроизводителя,
который находит целесообразным переключиться с производства помидоров на
производство рыбы именно в этой точке границы производственных
возможностей.
Эластичность спроса и предложения. В экономике широко распространено использование процентного исчисления
для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой.
Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их
процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая
в экономику из физики). Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к
изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень
чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на
спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность
спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к
изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене
показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при
уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент. Математически прямая эластичности может быть выражена в виде
коэффициента эластичности:
Относительное (процентное) изменение объема спроса = ld Относительное (процентное) изменение цены Процентное изменение называется относительным, т. к, показывает,
насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему
или среднему значению данной величины. Рис. 2 Относительное изменение величины спроса и цены.
[pic] Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не
единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток:
она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким
интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют
применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и
цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для
одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема
следующая формула:
q=a—Ьр, где q—величина спроса, р—цена, а и b—константы. Тогда коэффициент эластичности в точке для эластичности спроса будет
выглядеть так:
Эластичность = bp / (а — bp). Представляемый горизонтальной кривой спроса, численно не может быть
определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной
оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само
численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря,
любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля,
а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до
бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене. [pic] Рис.3 Эластичность в различных точках кривой спроса. ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их
полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.
Классический пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно
ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос
на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, т. к. при
повышении цены на него потребители переключатся на потребление
подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для
приготовления пищи. Другое дело—та категория потребителей, для которых нет
альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет
относительно неэластичным.
ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже
и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже
эластичность спроса. Агрегирование—это объединение товара с другими товарами во все более и
более расширяющиеся группы. Рассмотрим перечень товаров: 1) эксклюзивная модель норковой шубы производства АО «МЕЛИТА» в выставочном зале Дома Моды; 2) шуба их меха норки производства АО «МЕЛИТА»; 3) шуба их меха норки; 4) шуба из натурального меха; 5) теплая одежда; 6) одежда. Степень агрегированности конкретного товара возрастает при движении от
первого пункта к пятому. Например, исходя из наших климатических условий и
культурных традиций, спрос на одежду вообще (наиболее агрегированный товар)
будет абсолютно неэластичным. В условиях российских зим мы привыкли носить
теплую одежду и не считаем, что другими удовлетворительными способами
согреться в морозы, по крайней мере для абсолютного большинства людей,
могут стать передвижение по улице только в автомобиле с обогревающимся
салоном или постоянное употребление «горячительных» напитков. Автомобиль и
напитки не подойдут на роль субститутов по отношению к теплой одежде. В то
же самое время спрос на каждый конкретный вид теплой одежды относительно
эластичен. Если вырастет цена на шубы из меха норки при неизменных ценах на
кроличьи, то мы увидим, как многие будут щеголять в «субститутах» из
кролика. Подорожают все натуральные меха, повысится спрос на шубы из
синтетического «зайца». Проанализируйте, как будет постепенно повышаться
эластичность от конца к началу вышеприведенного перечня товаров. ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более
эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей
совокупности. Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный
их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при
изменении цены одного из них. ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют
значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой
эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов. С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее
влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на
зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо.
ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос
на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими
знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой
эластичностью. ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен
эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен—падает. Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при
неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке
дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит
товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится. ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном
предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности
спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка
конкурирующие товары-заменители.
ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной
степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается
решение о покупке. Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах
спрос менее эластичен, чем на длинных.
Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара
может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Пример из
российской экономики переходного периода. Повышение цен на проезд в
пригородных поездах в условиях задержек заработной платы и скромных пенсий
сделало затруднительными поездки на садово-огородные участки для
значительной части их владельцев. Люди были удручены таким положением. Но
количество покупаемых билетов на электрички сократилось сначала
незначительно, ведь садово-огородные работы должны идти по биологическим
правилам, а не железнодорожным! Однако, со временем люди все больше
приспосабливались к ситуации. Одни сочли более выгодным починить старый
автомобиль, другие продали дачный участок и подыскали новый, ближе к
городу. У третьих садово-огородный участок стал просто садовым: от
выращивания овощей, требующих непрерывного ухода, пришлось отказаться, т.
к. «овчинка выделки не стоит». Остались на участках кустарники и деревья,
которым можно реже уделять внимание. Теперь бывшие покупатели семян,
огородного инвентаря, удобрений, они же бывшие производители овощей,
становятся покупателями овощей. (Если же упрямо продолжать свои огородные
традиции, то нужно отказаться от потребления каких-то других продуктов и
услуг в пользу поездок с прежней частотой). Постепенно величина спроса на
услуги пригородных поездов упала значительно больше, чем это произошло
сразу после повышения цен. (О пассажирах-«зайцах» деликатно умолчим, хотя
их экономическое поведение—тоже вариант приспособления, но с другими
последствиями).
Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей
наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента
товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.
Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей.
Например, можно утверждать, что сегодня для большинства россиян
употребление в пищу мяса и хлеба более привычно. Медики же убеждают, что
для нашего здоровья полезнее употреблять больше рыбы и овощей. Вероятно, им
удастся когда-нибудь переубедить население. Но пройдет значительное
количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи
по цене будет оставаться высокой. Далее мы убедимся в том, какую важную роль играет относительная
эластичность спроса на длинных временных интервалах в стратегии
предпринимательской активности и в оценках успехов функционирования рынка. Эластичность спроса по доходу. Реакция величины спроса на изменение в цене—наиболее общее, но не единственное применение такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку). Эластичность спроса на товар по доходам определяется как отношение
процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению
доходов. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цены
товара в этот конкретный момент не меняются. Обозначим доходы до и после
изменения как Y1 и Y2. Формулу средней точки для эластичности спроса по
доходам можно выразить следующим образом: Эластичность процентное
изменение Спроса Ly=(Q2-Q1)/(Q1+Q2) = величины спроса По доходам (Y1-Y2)/(Y1+Y2) процентное изменение величины дохода Известно, что товары бывают нормальные (высшего качества) и низшие
(низкого качества). Численное значение эластичности по доходам тесно
связано с этими понятиями. Повышение доходов ведет к повышению спроса на
нормальные товары. Эластичность спроса по доходу на нормальные товары
положительна (величины ее могут принимать любые значения от 0 до +оо),
поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном и том же
направлении. Если Ly>1 товары являются эластичными по доходу, если Ly1 предстоит
расширение, а отрасли с Ly
|