Двигатели постоянного тока
1. Двигатели постоянного тока Двигатели постоянного тока используются в прецизионных приводах,
требующих плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне. Свойства двигателя постоянного тока, так же как и генераторов,
определяются способом возбуждения и схемой включения обмоток возбуждения.
По способу возбуждения можно разделить двигатели постоянного тока на
двигатели с электромагнитным и магнитоэлектрическим возбуждением. Двигатели с электромагнитным возбуждением подразделяются на двигатели
с параллельным, последовательным, смешанным и независимым возбуждением. Электрические машины постоянного тока обратимы, то есть, возможна их
работа в качестве двигателей или генераторов. Например, если в системе управления с использованием генератора в
обратной связи отсоединить генератор от первичного двигателя и подвести
напряжение к обмоткам якоря и возбуждения, то якорь начнет вращаться и
машина будет работать как двигатель постоянного тока, преобразуя
электрическую энергию в механическую. Двигатели независимого возбуждения
наиболее полно удовлетворяют основным требованиям к исполнительным
двигателям самоторможение двигателя при снятии сигнала управления, широкий
диапазон регулирования частоты вращения, линейность механических и
регулировочных характеристик, устойчивость работы во всем диапазоне
вращения, малая мощность управления, высокое быстродействие, малые габариты
и масса. Однако двигатели постоянного тока имеют существенные недостатки,
накладывающие ограничение на область их применения малый срок службы
щеточного устройства из-за наличия скользящего контакта между щетками и
коллектором, скользящий контакт является источником радиопомех. [pic] Рис. 1.1. Структурная схема двигателя независимого возбуждения Подставим в уравнение второго закона Кирхгофа для якорной цепи [pic] и
[pic] получим [pic], [pic],
где [pic]- якорное сопротивление, [pic]- добавочное сопротивление. Электродвижущая сила (ЭДС) якоря - [pic]пропорциональна угловой
скорости - [pic], связь между ЭДС и угловой скоростью, а так же между
вращающим моментом [pic] и [pic] в системе единиц СИ определяется единым
электромагнитным коэффициентом [pic],
где [pic] - число пар полюсов двигателя, [pic] - число проводников обмотки
якоря, [pic] - число пар параллельных ветвей обмотки якоря, [pic] -
магнитный поток. Причем [pic],
где [pic] - конструктивный коэффициент. [pic], [pic], тогда E якоря [pic],
а момент [pic],
и напряжение, подаваемое на двигатель [pic],
откуда [pic], механическая характеристика двигателя постоянного тока записывается в виде [pic]. Следовательно, механическая характеристика при Ф = const представляет
собой прямую линию. Угловую скорость, соответствующую при М = 0 и
номинальном напряжении - Uном запишем в виде [pic]. Эту скорость называют угловой скоростью идеального холостого хода. [pic], [pic] Рис. 1.2. Механические характеристики в двигательном режиме Рассмотрим установившиеся режимы работы двигателя постоянного тока для
случая соответствующего постоянному моменту сопротивления. Такая схема нагружения двигателя постоянного тока соответствует
подъему или спуску постоянного груза. [pic] Рис. 1.3. Структурная схема нагружения двигателя постоянного тока для постоянного момента нагружения Рассмотрим обобщенные механические характеристики двигателя
постоянного тока [pic] Рис. 1.4. Механическая характеристика двигателя постоянного тока В первом квадранте двигатель постоянного тока находится в двигательном
режиме и потребляет энергию из сети. При вращении якоря со скоростью (>(0
двигатель постоянного тока переходит из двигательного режима с моментом М>0
(первый квадрант) в генераторный режим (второй квадрант) с отрицательным
вращающим моментом (якорь вращается перпендикулярно, например, под
действием инерции исполнительного механизма). При этом момент М
|