Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике
Введение
Дидактические функции проверки и
учета знаний и умений, учащихся Уровни проверки
Устная
проверка знаний и умений, учащихся по физике
Письменная
проверка знаний и умений, учащихся по физике
Педагогические функции персонального
компьютера в
учебно-воспитательном процессе
Проблемы
создания и использования обучающих программ
Заключение
литература
В многочисленных
публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер
может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных
дисциплин для решения самых различных задач: выполнения сложных вычислительных
операций, анализа результатов учебных экспериментов, построения и
интерпретации математических моделей физических, химических и других явлений и процессов.
Он может выполнять функции информационной системы, банка данных,
автоматизированного справочника. Эксперименты показывают методическую
эффективность использования графических возможностей персонального компьютера
(ПК) при обучении геометрии, черчению для развития пространственного
воображения, конструкторских способностей и т. п. Указываются и многие другие
возможности применения компьютеров в учебном процессе.
Отмечается, в
частности, что компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях
учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные
функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться
качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала,
значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс
обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными
стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его
динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели
собственно процессуальной стороны обучения — формированию положительного
отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения
результатами каждого локального этапа в обучении.
Одним из важных
структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является
проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального
внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший учитель не
станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении
всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и
умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает
удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или,
наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.
Дидактические функции проверки и учета знаний и умений
учащихся.
Ученые-педагоги и методисты выделяют
такие функции проверки:
контролирующая, обучающая, ориентирующая и
воспитывающая.
Сущность контролирующей
функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и
навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу
обучения.
Сущность обучающей
функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний,
умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и
памяти школьников.
Ориентирующая функция
проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда,
информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в
целом.
Воспитывающая функция
проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой
учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт—честности,
правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
Рассмотрим
подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как учебному
предмету. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых знаний сразу же
после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и усвоение главного,
существенного в материале, на этом главном и заостряется внимание школьников.
На данном этапе проверки учитель не только отрабатывает знания школьников, но и
учит их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить
«сортировку» материала. В процессе проверки выявляется структура учебного
материала. По мере постановки учителем вопросов выявляется самое основное в
разобранном материале.
Очень часто
с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать
о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется
также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и
последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное,
включать в рассказ показ опытов и их объяснение. В зависимости от цели
рассказа, поставленной учителем, учащиеся будут по-разному строить свой ответ.
При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление,
расширение и упрочение знаний, отработка умений и навыков, формирование и
отработка умственных действий—сравнения, обобщения, классификации, анализа,
синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления учащихся. Активное и
сознательное участие школьников в процессе проверки достигается
организацией самостоятельной работы учащихся, активизацией их умственной
деятельности и т. д.
Для реализации
рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений, учащихся необходимо
обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета, что
выполняется, если проверка плановая. Под объективностью проверки понимается
такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно
существующие знания учащихся по проверяемым вопросам программы.
Как показывают
наблюдения, полнота проверки часто учителями не осуществляется, многие стороны
знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить
новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой
ситуации, хотя сформированность этого умения способствует развитию мышления
школьников, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на уроках физики
явлений, дает экономию времени на изучение сходных физических явлений. Проверка
играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся
достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиеся
класса обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его
ответу. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции
проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За
проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту
проверки формирование знаний еще не завершено, что обусловлено как возрастными
и индивидуальными особенностями учащихся (различные быстрота восприятия, объем
памяти, уровень развития мышления, познавательный интерес, мотивация и т. п.),
так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний.
За проверкой нельзя
признать лишь контролирующую функцию также еще и потому, что в процессе
проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в
речи учащихся.
Признание
за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки,
делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей,
обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение
проверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различных
этапах процесса обучения проявляются в разной степени.
Уровни
проверки.
Количество
уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация должны быть
посильными для каждого учителя физики без специального обучения. В соответствии
с требованиями программы по физике и стабильных учебников, Оноприенко Ольга
Владимировна предлагает следующие уровни проверки, применяемые при обучении
физике в VII—XI классах. Определяя содержание уровней, она рассматриваем лишь
конечные их этапы, минуя промежуточные. 1 уровень низший, предполагает прямое
запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение
опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у
учащихся:
1. Умение
описывать устно или письменно физическое явление (например, явление
теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).
2. Знание отдельных фактов
истории физики.
3. Знание
названий приборов и области их применения (например, амперметр—прибор для
измерения силы тока).
4. Знание буквенных
обозначений физических величин.
5. Знание
условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и
чертежах.
Для проверки знаний
и умении, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид
заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений.
Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного
учета.
При достижении учащимися 2 уровня
предполагается:
1. Знание теории, лежащей в основе
изучаемого явления,
2. Знание и
понимание формулировок физических законов, их математической записи.
3. Знание и
понимание определений физических величин (например, удельной теплоемкости
вещества, скорости, ускорения).
4. Знание единиц
физических величин, их определений (например, за единицу силы в СИ принимается
сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с).
5. Понимание
принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений,
снимать показания.
Для проверки умения
применять эти знания в учебной практике используются репродуктивно-рефлекторные
задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе
осмысливания. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко
используются узнавание и явление пера-носа. Для выполнения таких заданий
требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при
выполнении заданий на 1 уровне.
3 уровень определяет конечную цель обучения:
1. Умение
применять теорию для объяснения некоторых частных явлений (например, на основе
молекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатного
состояния вещества, диффузию газов, давление газа).
2.
Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу
однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из
металла за1 с под действием света, от энергии светового пучка; зависимость
энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, от длины волны
света).
3. Умение
изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять
характер этой связи.
4. Умение
сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы
(например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от объема
погруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два тела
одинаковой массы, но разного объема).
5. Умение производить
расчет, пользуясь известными формулами.
6.
Представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о
развитии представлений о волновой и квантовой природе света, о развитии
взглядов на теорию строения вещества).
7. Сформированность
«технических приемов» умственной деятельности:
умение читать
книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т. п.
Для проверки
знаний, соответствующих 3 уровню, и умения применять их в учебной практике
используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на
репродуктивные знания, но требует глубокой осмысленной деятельности, знания
приемов умственной деятельности, умения применять их. При выполнении заданий
этого уровня используются психологические операции—воспроизведение, узнавание,
широкий перенос.
При разработке
конкретных заданий, требований к их выполнению (объему, качеству) следует
учитывать, знания какого уровня они будут проверять, на каком этапе обучения.
Требования к
знаниям учащихся возрастают по мере приближения к конечной цели обучения. Сразу
же после изучения нового материала ученик приобретает знания и умения,
соответствующие 1 уровню, а также частично 2 и 3. Учителю предстоит добиться
перехода всех учащихся с 1 уровня на 2 и 3. Для этого следует использовать
систематические упражнения.
Знания и умения,
приобретенные учащимися на 1 ступени обучения физике, служат основой для
дальнейшего изучения предмета, поэтому учитель при обучении физике должен
учитывать, что каждый уровень знаний, достигнутый на 1 ступени обучения, может
быть воспроизведен на 2 ступени. В IX—XI классах перед изучением тем, отдельные
вопросы которых рассматривались в VII—VIII классах, следует провести
диагностирование знаний и умений учащихся, наметить пути их корректирования
(общего и индивидуального) и вести изучение нового материала с прямой опорой на
знания и умения, приобретенные в VII—VIII классах.
В осуществлении
принципа преемственности и непрерывности обучения важен вопрос о
психологической подготовке учащихся: они всегда должны быть готовы к
воспроизведению знаний и умений, приобретенных ими на любом этапе обучения
физике.
УСТНАЯ
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Широкое
использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся
обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими
формами—непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе
проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего,
своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно
состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно
строить изложение, правильно применять терминологию и т. п.
Но в то же
время при устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных
знаний. Трудности в методическом отношении связаны с:
1) отбором
материала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством:
2)
зависимостью оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и
разных классов от их общей успеваемости;
3) потерей
внимания всего класса к ответу одного ученика. Поэтому при подготовке к устной
проверке учитель должен тщательно отбирать материал по содержанию, заранее
формулировать вопросы, определять требования к ответам учащихся.
Устная форма может
быть использована для проверки усвоения учебного материала на всех уровнях.
Нельзя забывать,
что функции проверки (контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая)
будут выполняться лишь в том случае, если школьники убеждены в необходимости,
целесообразности и объективности проверки, в справедливости и доброжелательности
учителя. На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде
фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за
короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по
определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя
используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для
определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что
разобранного на уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной
проверки, определяет ее место на уроке, а объем, глубина и полнота проверяемого
материала—время, отводимое на проверку. В процессе фронтальной проверки учитель
может проверить знания формулировок законов, их математического выражения,
характера связи между величинами, единиц физических величин, их определений,
узловых вопросов темы; выяснить понимание сущности рассматриваемых явлений, т.
е. поверить знания 1, 2,3 уровней. Индивидуальная устная проверка позволяет
выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту
и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического
мышления, культуру речи учащихся. Эта форма проверки используется для текущего
и тематического учета. Ее содержание составляет учебный материал, который
учащиеся должны изложить в виде развернутого рассказа с применением выводов,
доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с
анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента !
ПИСЬМЕННАЯ
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ.
Письменная проверка
позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся
одновременно. Ее специфическая особенность— большая объективность по сравнению
с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для
письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов,
определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному
осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.
Страницы: 1, 2
|