| Введение основных понятий в оптику |
Введение основных понятий в оптику
Министерство
Образования Российской Федерации
Оренбургский Государственный Педагогический Университет
Факультет: Физико-математический
Кафедра методики преподавания физики
Курсовая работа
По
физике
На тему: Введение основных
понятий в оптику
Составитель: студент
Физико-математического факультета 41 группы
Дедловский Сергей Сергеевич
Научный руководитель: Суербаев
Ахмед Хамитович
Оренбург 2002 г.
Введение
Учение о свете является одним из самых важных в
современной физике. Оно основывается на волновых и квантовых представлениях.
Технические приложения оптики огромны. Оптические методы широко внедряются в
научные исследования и в технику (при измерениях размеров тел, в спектральном и
люминисцентном анализе, исследованиях упругих свойств материалов и т.п.).
Законы оптики широко применяются в оптотехнике, связанной с получением
изображений в оптических инструментах, светотехнике, занимающейся освещением и
источниками света, и в фототехнике, в которой используются квантовые свойства
света.
Несмотря на такое огромное значение
оптики и её технических приложений, содержание этого важного раздела курса
физики средней школы не отражает в должной мере её успехи. Даже так называемые
традиционные вопросы курса геометрической (или лучевой) оптики в практике
преподавания часто не получают правильного истолкования. Речь идет не о
дополнении курса физики подробностями, не имеющими принципиального характера, а
о физическом истолковании понятий и законов оптики. Во многих случаях в памяти
учеников остаются знания о свете, к сожалению, только как о лучах и светящихся
точках. Между тем, как известно, последние являются абстракциями, так же как,
например, абсолютно твердое тело, точечный электрический заряди т.п. Поэтому
учащиеся пытаются применить абстрактное понятие о световых лучах как
геометрических линиях и понятиях о светящихся точках как математических точках
к тем областям оптических явлений, где эти понятия теряют свой смысл.
При изложении геометрической оптики в
курсе физики средней школы часто не используются закон сохранения и превращения
энергии, понятия об управлении световым потоком с помощью зеркал и линз, о
световых пучках, с которыми только и проводятся эксперименты в школе; не
рассматриваются роль диафрагм в получении изображений, глаза в их формировании;
изображения не доводятся до сетчатки глаза, т.е. глаз не рассматривается
совместно с оптической системой, например микроскопом и телескопом. Поэтому
такое важное понятие, как мнимое изображение, не разъясняется с достаточной
полнотой. Обычно не обращается внимание также на область видения изображений,
поле зрения.
Программа по физике для средней школы
содержит достаточный объем знаний по оптике. В неё входят также некоторые
вопросы физической оптики – интерференция и дифракция света, фотоэффект,
химическое действие света и их различные применения (автоматика и фотография),
излучение и поглощение света атомами и др. Таким образом, по оптике объем
сведений в программе достаточный. Однако в значительном усовершенствовании
нуждается методика её изложения, в том числе геометрической её части (лучевой
оптики). Необходимо формировать правильное понимание учащимися соотношения
между волновой и геометрической оптикой, разъяснить пределы применимости
последней. Пренебрежение же волновыми свойствами света приводит к тому, что
остаётся невыясненным, почему существует предел увеличения оптических
инструментов.
Обычно оптику разделяют на геометрическую и физическую. Геометрическая
оптика, являющаяся теоретической основой оптотехники, базируется на четырех
законах: прямолинейного распространения света в однородной среде; независимости
световых пучков друг от друга; отражения и преломления света.
Геометрическая оптика не объясняет
природы оптических явлений, а основывается на геометрических представлениях.
Перечисленные выше законы относятся лишь к направлению распространения света,
следовательно, имеют скорее геометрический смысл, чем физический смысл.
Методика
изучения темы «отражение и преломление света»
Отражения света. Зеркала.
Во введении к данной теме
подчеркивается, что на границе раздела двух сред происходит отражение и
преломление света. При разделении светового потока соблюдается закон сохранения
энергии.
Указывается
также, что при зеркальном отражении неровности отражающей поверхности должны
быть значительно меньше 1мк. Такого же порядка неоднородности могут быть в
немутной преломляющей среде.
Разделение
светового потока на отраженный и преломленный демонстрируется с помощью таких
опытов:
1.Используется
аквариум с флюоресцирующей жидкостью. Параллельный пучок лучей от проекционного
фонаря направляется на экран (металлическое или стеклянное зеркало),
поставленный под углом к световому потоку. Последний отражается также под углом
на поверхность воды в аквариуме. Преломленный пучок света ясно виден во
флюоресцирующей жидкости. Отраженный пучок можно принять на белый экран или
увидеть в задымленном воздухе.
2. На оптической
шайбе устанавливается стеклянный полуцилиндр. От осветителя узкий пучок света
направляется на плоскую поверхность цилиндра. В последнем виден пучок
преломленного света, а на белом диске шайбы – отраженный пучок. При изменении
угла падения пучка можно видеть изменение яркости преломленного и отраженного
пучка – яркость одного увеличивается, а другого уменьшается.
Для проверки
закона отражения ставятся параллельно два опыта – с волнами на поверхности
жидкости (желательно со стробоскопом) и с оптической шайбой.
Пальцем ударяют
по линейному вибратору. Всплеск доходит до экрана (металлического бруска),
поставленного один раз перпендикулярно линии распространения волны, а другой
раз – под углом к ней. Наблюдается, в каком направлении распространяется волна.
Затем рассматривается непрерывная картина распространения и отражения плоских
волн. Обращается внимание на угол падения и отражения лучей. Дается рисунок
наблюдаемой картины. Нормали к фронту волны вычерчиваются цветным мелком.
В опыте с
оптической шайбой узкий пучок света направляется на плоское зеркало вначале
перпендикулярно ему, а затем под все увеличивающемся углом и измеряются углы
падения и отражения.
Обращается
внимание на то, что в опыте с водяными волнами изменяется направление нормали к
фронту волны (рис. 1, а), а в оптическом опыте – направление осевого луча в
световом пучке (рис. 2, а).
Аналогично
рассматривается отражение круговых водяных волн и расходящихся пучков. Угол
между линиями, ограничивающими световой пучок, не изменяется.
Чтобы учащиеся правильно отсчитывали
углы падения и отражения света, можно рекомендовать вести отсчет этих углов
всегда от перпендикуляра, восстановленного в точке падения луча. При
формулировке закона отражения надо подчеркнуть не только равенство этих углов,
но и то, что они лежат в одной плоскости.
Сравнивается характер зеркального и
диффузного отражения. В числе иллюстрирующих примеров можно показать
использование зеркального гальванометра (ставится опыт с отклонением светового
пятна на шкале при нагревании термопары рукой).
При наличии достаточного времени
желательно ознакомить учащихся с отражательной способностью некоторых
материалов – с понятием, весьма важным в светотехнике (таб 1.)
|
материал
|
Коэффициенты
отражения
|
Полированное серебро
|
0,88 – 0,93
|
Посеребренное стеклянное зеркало
|
0,7 – 0,85
|
Полированный хром
|
0,6 – 0,7
|
Белая жесть
|
0,69
|
Полированный
никель
|
0,55
– 0,63
|
В этом месте курса возможны
упражнения следующего содержания:
1. Узкий пучок света образует с
плоскостью зеркала угол в 300. Какой будет угол между падающим и
отраженным пучком?
2. Под каким углом к параллельному
пучку света надо поставить зеркало, чтобы этот пучок пучок повернуть на 900?
3. Показать построением с помощью
транспортира, что при отражении от плоского зеркала вид пучка света не
изменяется. Рассмотреть два случая – параллельный и расходящийся световой
пучок.
4. Узкий пучок света падает на
плоское зеркало под углом. На какой угол сместится отраженный пучок света, если
зеркало повернуть на 150?
Зеркала.
Получение изображений (светящейся точки и протяженного предмета) в
плоском зеркале рассматривается на опыте и при помощи геометрических
построений. Для опыта лучше взять оконное стекло, а не обычное зеркало.
Обращается внимание на следующее:
Из расходящегося пучка света берутся
лишь два крайних луча, ограничивающих пучок и падающих на зеркало;
Все лучи после отражения пересекаются
при обратном их продолжении в одной точке (мнимое изображение). Полезно
построить два из них на чертеже; изображение предмета будет симметричным
относительно зеркала, прямое равное и мнимое; глаз обладает свойством воспринимать
расходящиеся пучки света, в результате чего человек видит предмет, хотя его
изображение мнимое( в дальнейшем, после изучения свойства глаза, рисунок,
иллюстрирующий получение изображения в плоском зеркале, можно дополнить
построением действительного изображения предмета на сетчатке).
Какова область видения изображения
(рис.1 и 2)
Для пояснения последнего вопроса
можно повернуть плоское зеркало так, чтобы изображение, например, свечи увидела
только одна половина класса, а после поворота вокруг вертикальной оси – другая
половина.
Разъясняются различные применения
плоских зеркал в технике.
Рекомендуются следующие упражнения:
1.Перед плоским зеркалом, несколько в
стороне от него находится точечный источник света S. Определить где находится его
изображение и область видения.
Эту задачу можно решить двояко.
Первый путь – построить световой пучок, падающий на зеркало, и, пользуясь
законом отражения, найти изображение точки и область его видения. Другой путь –
нанести на чертеже точку S1, зная, что изображение находится на
одном перпендикуляре к зеркалу со светящейся точкой и на таком же расстоянии от
него, на каком источник S находится перед зеркалом. От
точки S1 проводят ограничивающий пучок на
зеркало; продолжение его является отраженным пучком, где и находится область
видения изображения.
Наконец определяется, каково
направление любого третьего луча внутри светового пучка после отражения. Можно
исследовать, куда движется изображение, если S перемещается вправо, влево, к зеркалу и от него.
2. Данный точечный источник света
перед зеркалом и величина зрачка глаза, находящегося по ту же сторону зеркала:
а) построить пучок лучей, позволяющий
наблюдателю видеть изображение источника;
б) определить всю область видения
изображения.
3. Светящийся предмет находится перед
зеркалом несколько в стороне от него. Построить изображение и определить
область видения всего изображения.
Здесь полезно рассмотреть два
случая: Когда предмет длинной стороной расположен параллельно зеркалу и под
углом к его плоскости.
4. Проверить (дома) закон отражения
света при помощи булавок и плоского зеркала (хорошо использовать полоску
жести).
Излагаются характеристики сферических
зеркал – полюс зеркала, фокус, оптический центр, дается понятие о приосевых
лучах.
При геометрических построениях
изображений рекомендуется:
·
каждый
случай построения иллюстрировать опытом;
·
показать,
что любой луч в пучке, падающий на зеркало, после отражения пройдет через ту
точку, в которой пересекаются два луча, выбранных для построения изображения;
·
указать,
что лучи, идущие от любой некрайней точки предмета, пересекутся в
соответствующих местах межу крайними точками изображения;
·
не
обрывать пучков света в местах получения изображений - их следует несколько
продолжить после пересечения лучей;
·
в каждом
случае рисовать зрачок глаза и подчеркивать, что расходящиеся световые пучки
собираются в глазу, на сетчатке которого получается изображение;
Обращается внимание учащихся на то,
что построение изображений возможно не только с помощью тех двух лучей, которые
указаны в учебнике на рисунках, а любых двух лучей, падающих на зеркало.
Наиболее удобно это сделать, пользуясь парой лучей из следующих трех:
параллельно главной оптической оси; проходящего через оптический центр зеркала
(вдоль радиуса кривизны).
Далее
рассматривается применение сферических зеркал в прожекторах и фарах (в
автомашинах, мотоциклах, велосипедах), в зеркальных телескопах, в
оториноларингологии (вогнутое зеркало с отверстием посередине) и т.п.
Обращается внимание на то, что светотехнические устройства перераспределяют
световой поток в пространстве, направляя его в пределах небольшого угла.
Поэтому сила света в определенном направлении увеличивается.
Преломление
света. Линзы.
Преломление
света.
Для проверки
законов преломления демонстрируются два опыта: отражение и преломление
(одновременно) плоских волн на поверхности жидкости (желательно
стробоскопически) и отражение и преломление параллельного светового пучка на
оптической шайбе. Зарисовываются наблюдаемые явления в обоих опытах. (рис 3. )
В волновой ванне преломление волн
имеет место, если на её дно помещена стеклянная пластинка. С уменьшением
толщины слоя жидкости скорость распространения волн уменьшается, что
обуславливает преломление. Оптический опыт рекомендуется показать с одноцветным
пучком света (используется светофильтр).
Аналогичные
демонстрации ставятся с круговыми водяными волнами и с расходящимся пучком
света.
Углы
падения и преломления рекомендуется отсчитывать от нормали, восставленной к
поверхности раздела двух сред; подчеркивается, что эти углы лежат в одной
плоскости.
|