Выбор и расчет электродвигателя
Введение
Для передачи вращающего
момента, от вала двигателя к валу рабочей машины, в приводах различных машин и
механизмов применяются редукторы.
Редуктором называют
механизм, состоящий из зубчатых или червячных
передач, выполненный в виде отдельного
агрегата и служащий для передачи вращающего момента от вала двигателя к валу
рабочей машины, поэтому
редукторы широко применяются в приводах различных машин и механизмов. Редуктор
состоит из корпуса (ленточного чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи
– зубчатые колеса,
валы, подшипники и т.д.
Редуктор предназначен для
понижения угловой скорости и соответственно повышения вращающего момента
ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор проектируют либо
для привода определённой машины, либо по заданной нагрузке и передаточному
числу без указания конкретного назначения.
Передаточное отношение
одноступенчатых цилиндрических редукторов ограничено Umax ≤ 6,3, поэтому для реализации
больших передаточных отношений в схему привода дополнительно включают цепные
или ременные передачи.
Для привода ленточного
конвейера спроектировать одноступенчатый цилиндрический редуктор общего
назначения с прямозубыми колесами предназначенный для длительной эксплуатации.
Передача нереверсивная ,
нагрузка близкая к постоянной. Работа двухсменная.
Исходные данные:
Тяговое усилие ленты Fл = 2,07 кН
Скорость ленты Vл = 1,33 м/с
Диаметр приводного
барабана Дб = 380 мм
Схема привода
1. Выбор
электродвигателя и кинематический расчет
По таблице 1.1 [1]
принимаем:
К.п.д. пары
цилиндрических зубчатых колес h1 = 0,98;
К.п.д. пары подшипников
качения h3 = 0,99;
К.п.д. открытой цепной передачи
h2 = 0,92;
К.п.д. потерь в опорах
приводного барабана h4 = 0,99
Общий К.п.д. привода
h = h1 × h22× h3× h4 = 0,98 × 0,992 × 0,92 × 0,99 = 0,87
Мощность на валу барабана
Рб = Vл× Fл = 1.33× 2.07 = 2.75кВт
Требуемая мощность
электродвигателя
кВт
Угловая скорость барабана
рад/с
Частота вращения барабана
об/мин.
По ГОСТ 19523- 81
(таблица п.1) по требуемой мощности Ртр = 3,15 кВт выбираем
асинхронный трехфазный короткозамкнутый электродвигатель серии 4А с синхронной
частотой частотой вращения nc = 1000 об/мин. Типа 112 МВ6 с параметрами Рдв = 4 кВт и
скольжением S = 5,1%.
Номинальная частота
вращения двигателя
nдв = 1000 (1-S) = 1000(1-0.051)=949 об/мин
Угловая скорость
электродвигателя
рад/с
Передаточное отношение
привода
Принимаем по ГОСТ
2185-66передаточное отношение редуктора Up = 4, тогда передаточное отношение
цепной передачи
Вращающие моменты на
валах:
На валу шестерни Н×м
Навалу колеса Т2
= T1 × Up =
31,7× 4 = 126,8 Н×м
Частоты вращения и угловые скорости
валов
Вал В
|
n1 = nдв= 949об/мин
|
w1 = wдв = 99,3 рад/с
|
Вал С
|
об/мин
|
рад/с
|
Вал А
|
n3 = nб = 67
об/мин
|
n3 = nб = 67
об/мин
|
2.Расчет зубчатых
колес редуктора
По таблице 3.3 [1]
выбираем материал зубчатых колес:
для шестерни сталь 45 –
термообработка улучшение,
твердость НВ 230;
для колеса – сталь 45 –
термообработка улучшение, твердость
НВ 200.
Допускаемые контактные
напряжения (формула 3.9 [1])
,
где GНlimb – предел контактной выносливости при
базовом числе циклов нагружения.
По таблице 3.2 [1] для
материала колёс: Нlimb = 2НВ + 70.
КHL – коэффициент долговечности при
длительной эксплуатации КHL = 1,0 (стр.33 [1]);
[Sн]- коэффициент безопасности. Для улучшеной стали [Sн] = 1,15 (cтр.
33 [1]).
Допускаемые контактные
напряжения
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Коэффициент нагрузки, с
учётом влияния изгиба от натяжения цепи, принимаем как для несимметрично
расположенных колёс. По таблице 3.1[1] Кнл=1.25
Коэффициент ширины вунца
по межосевому расстоянию Ψва= в/aw
Для прямозубых колёс
Ψва= 0,16 (стр.36)
Межосевое расстояние из
условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяем по
формуле 3.7 [1]
мм,
Принимаем по ГОСТ 2185–66
аw = 180 мм
где Ка = 49,5
– коэффициент для прямозубых колес (страница 32 [1]).
Нормальный модуль зацепления
m = (0,01¸ 0,02) аw = (0,01¸ 0,02) × 180 = (1,8¸ 3,5) мм.
Принимаем по ГОСТ 9563-60
m = 3 мм
Определяем суммарное
число зубьев колес
Число зубьев шестерни
Число зубьев колеса
Z2 = ZE –Z1= 120-24 = 96
Уточняем передаточное
отношение
Уточняем межосевое
расстояние
аw =0,5(Z1 – Z2)m = 0.5 (24+96) ·3 =180 мм
Основные размеры шестерни
и колеса:
делительные диаметры:
d1=m·z1= 3·24 = 72мм;
d2=z2·m = 96·3 = 288мм.
Проверка: мм.
диаметры вершин зубьев
da1 = d1 + 2m = 72 + 2 × 3 = 78 мм;
da2 = d2 + 2m = 288 + 2 × 3 = 294 мм.
диаметры впадин зубьев
df1 = d1- 2.5 m = 72-2.5·3 = 64.5 мм
Ширина колеса мм.
Ширина шестерни b1 = b2 + (2÷5) = 30 + 4= 34 мм.
Коэффициент ширины
шестерни по диаметру
.
Окружная скорость колеса
и степень точности передачи:
м/с.
При такой скорости колёс
следует принять 8-ую степень точности передачи.
По таблице 3.5 [1] при bd = 0.47 и твердости НВ< 350, принимаем
КНb = 1.05.
По таблице 3.4 [1] при V = 3.6 м/с и 8-й степени точности,
коэффициент КНa =1,09.
По таблице 3.6 [1] для
шевронных колес коэффициент КHv = 1,05.
Тогда коэффициент
нагрузки КН = КНb × КНa × КНv = 1.05 × 1,09 × 1,05 = 1.20
Проверяем контактные
напряжения по формуле 3.6 [1]
Мпа < [Н].
Силы действующие в
зацеплении:
окружная сила Н
радиальная сила Н,
Проверяем зубья на
выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.25 [1]
£ [F].
где коэффициент нагрузки
КF = KFb × KFv
По таблице 3.7 [1] при bd = 0.47,твёрдости НВ<350.
Коэффициент КFb = 1,08
По таблице 3.8 [1] при V=3.6и 8-ой степени точности коэффициент
КFv = 1.45
Тогда КF = 1,08· 1,45 =1,57
YF – коэффициент прчности зуба по
местным напряжениям,
зависящий от эквивалентного числа зубьев zv:
тогда YF1 = 4.09 YF2=
3.61 (страница 42 [1]).
Допускаемые напряжения
при изгибе
По таблице 3.9 [1] для
стали 45 улучшенной при твердости НВ< 350 принимаем НВ.
для шестерни 0Flimb1 = 1,8 × НВ1 = 1,8 × 230 = 414Мпа;
для колеса 0Flimb2 = 1,81 × НВ2 = 1,8 × 200 = 360 Мпа.
Коэффициент безопасности
[SF] = [SF]¢ [SF]''.
По таблице 3.9 [1]: [SF]¢ = 1,75
и [SF]'' = 1,0.
Тогда [SF] = 1,75 × 1,0 = 1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Производим сравнительную
оценку прочности зубьев для чего находим отношение
:
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Дальнейший расчет ведем
для зубьев колеса ,
для которых это отношение меньше.
Мпа < [F2] = 206Мпа.
Вывод: условие прочности
выполнено.
3. Предварительный
расчет валов редуктора
Предварительный расчет
валов проведем на кручение. Крутящие моменты в сучениях вылов: ведущего-T1 = 31,7 H·м;
ведомого –Т2 = 126.8 Н·м
3.1 Ведущий вал
Крутящий момент на валу Т1
= 12.5.
Допускаемые напряжения на
кручение [tк] = 25 Мпа.
Диаметр выходного конца
вала
мм.
Так как ведущий вал
редуктора соединяется муфтой МУВП с валом электродвигателя, то необходимо
согласовать диаметры выходных концов валов.
По таблице 2[1] для
электродвигателя 4A112М dдв = 32мм.
Тогда dв1 = 0,75 × dдв = 0,75 × 32 =24м (страница 296 [1]);
диаметр вала под подшипниками
принимаем dп1 = 20мм.
Конструкция ведущего
вала
3.2 Ведомый вал:
Крутящий момент на валу Т2
= 50×м. Диаметр выходного конца вала под
ведущую звездочку цепной передачи определяем по пониженным напряжениям [tк] = 20 МПа, чем учитывается влияние изгиба вала от натяжения цепи:
мм
Принимаем dв2 = 32, диаметр вала под подшипники dп2 = 35м, под зубчатым колесом dк2 = 40.
Диаметр остальных
участков валов назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке
редуктора.
Конструкция ведомого
вала
4. Конструктивные
размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за
одно целое с валом, ее
размеры определены выше:
Z1 = 24; m = 3мм; dа1 = 78; df1
= 64.5м; b1 = 34.
Колесо кованое, его
размеры
d2 = 288; da2
= 294; b2 = 30мм; m = 3мм; Z2
= 96 мм; df2 = 280.5мм,
диаметр ступицы колеса dст2 = 1,6 dк2 = 64мм
длина ступицы колеса lст2 = (1,2¸1,5) dк2 = (1,2¸1,5) × 40 = (48-60)мм
принимаем lст2 = b2 = 50
Толщина обода d0 = (2¸4) m = (2¸4) × 3= (6¸12)мм
принимаем d0 = 10мм.
Толщина диска С = 0,3 × b2 = 0,3 × 30=9мм, принимаем с = 10мм
Диаметр окружности
центров в диске
Дотв =0,5 (До
+ dст2) = 0.5(269+64) = 162мм
Где До = df2 – (2do + 5m) = 294-(2·10+3·5) = 259мм
Диаметр отверстий в диске
колеса
5.Конструктивные
размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и
крышки
d = 0,025×aw + 1мм = 0,025 × 180 + 1
= 5,5 мм;
d1 = 0,02×aw +1мм = 0,02 × 180 + 1 = 4,6 мм
принимаем d = d1 = 8мм.
Толщина фланцев поясов
корпуса и крышки
b = b1 = 1,5× d = 1,5 × 8 = 12 мм.
Толщина нижнего пояса
корпуса
р = 2,35 × d = 2,35 × 8 = 18,8 мм, принимаем p = 20 мм.
Диаметры болтов:
Фундаментных: d1 = (0,03¸0,036)×аw + 12 = (0,03¸0,036)×180 + 12 = (17,4¸18,5) мм; принимаем болты с резьбой
М18;
крепящих крышку к корпусу
у подшипников:
d2 = (0,7¸0,75)×d1 = (0,7¸0,75)×18 = (12,6¸13,5) мм, принимаем болты с резьбой М12.
соединяющих крышку с
корпусом: d3 = (0,5¸0,6)×d1 = (0,5¸0,6)×18 = (9¸10,8) мм; принимаем болты с резьбой
М10.
6. Расчет цепной
передачи
Выбираем приводную
роликовую однорядную цепь. Крутящий момент на валу
Т2 = 126,8Н·м
Передаточное отношение
определено выше Uц = 3,55.
Число зубьев ведущей
звездочки
z3 = 31 – 2Uц = 31 – 2 × 3,55 = 23,9; принимаем z3 = 24.
Число зубьев ведомой
звездочки
z4 = z3×Uц = 24 × 3,55 = 85,2. Принимаем z4 = 85
Фактическое передаточное
отношение
что соответствует
принятому.
Оклонение Δ =
Допускается ± 3%
Определяем расчетный
коэффициент нагрузки (формула 7.38[1]);
Кэ = Кд×Ка×Кн×Кр×Ксм×Кп = 1×1×1×1,25×1×1,25 = 1,56;
где Кд = 1 –
динамический коэффициент при спокойной нагрузке;
Ка = 1 –
коэффициент, учитывает влияние межосевого расстояния при ац £ (30÷60)t;
Кн = 1 – коэффициент
влияние угла наклона линии центров при = 45°; Кн =1,0
Кр –
коэффициент, учитывает способ регулирования натяжения цепи Кр = 1,25 при периодическом регулировании
натяжения цепи;
Ксм – коэффициент
учитывает способ смазки; при непрерывной смазке Ксм = 1,0;
Кп – учитывает
продолжительность работы передачи в сутки, при двухсменной работе Кп = 1,25.
Для определения шага цепи
надо знать допускаемое давление [p] в
шарнирах цепи. По таблице 7.18 [1] при n2 = 238 об/мин, ориентируясь на шаг цепи t = 19,05 принимаем [p] = 24 МПа.
Шаг однорядной цепи
мм.
Подбираем по таблице 7.15
[1] цепь ПР–25,4–60 по ГОСТ 13568-75, имеющую: шаг t = 25,4 мм; разрушающую нагрузку Q = 60кН; массу q = 2,6
кг/м;
Аоп = 179,7мм2.
Скорость цепи
м/с.
Окружная сила
H.
Давление в шарнирах
проверяем по формуле 7.39 [1]:
МПа.
Уточняем по таблице 7.18
[1] допускаемое давление.
р = 23 [ 1 + 0,01 (z3 – 17)] = 21 [1 + 0,01 (24 – 17)] = 22,5 МПа.
Условие р £ [p] выполнено.
Определяем число звеньев
цепи (формула 7.36 [1])
,
где (стрaница 148 [1]); zå = z3 + z4 = 24 + 85 = 109.
тогда Lt = 2 · 50 + 0,5 · 109 + = 156,4. Округляем до четного числа Lt = 156.
Уточняем межосевое
расстояние цепной передачи по формуле 7.37 [1]
Для свободного провисания
цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на 1265 · 0,004 » 5
мм.
Определяем диаметры
делительных окружностей звездочек по формуле 7.34 [1]
мм;
мм.
Определяем диаметры
наружных окружностей звездочек.
мм
мм,
где d1 = 15,88 мм – диаметр ролика цепи (таблица 7.15 [1]).
Силы, действующие на цепь:
Окружная Ftц = 1300Н (определены выше).
От центробежных сил Fv = q · u2 = 2,6 ·
2,422 = 16 H.
От провисания цепи Ff = 9,81 · Kf · q · ац = 9,81 · 1,5 · 2,6 · 1,27= 49 Н,
Расчетная нагрузка на вал
Fв = Ftц
+ 2Fγ = 1300+ 2 · 49 = 1398H.
Проверяем коэффициент
запаса прочности цепи (формула 7.40 [1])
> [S] = 8,4
где [S] = 8,4– нормативный коэффициент
запаса прочности цепи (таблица 7.19 [1]).
Условие S > [S] выполнено
Размеры ведущей
звездочки:
dd3 =194.6мм; Дез = 206мм
диаметр ступицы звездочки
Дст3= 1,6 dв2 = 1,6 ·
32 = 52мм;
длина ступицы lст3 = (1,2¸1,6) ·
dв2 = (1,2¸1,6) ·
32 = (38,4÷51,2) мм;
принимаем lст3 = 50 мм.
Толщина диска звездочки
С = 0,93 Вн = 0,93 · 15,88 =14,8 мм
где Вн = 15,88
мм – расстояние между пластинами внутреннего звена цепи (табл. 7.15 [1])
7. Первый этап
компоновки редуктора
Компоновку выполняется в
два этапа. Превый этап позволяет приближенно определить положение зубчатых
колес и ведущей звездочки цепной передачи относительно опор для последующего
определения опорных реакций и набора подшипников.
Компоновочный чертеж
выполняем в одной проекции – разрез по осям валов, при снятой крышке корпуса в масштабе М 1:1.
Примерно по середине
листа проводим горизонтальную осевую линию, затем две вертикальные оси валов на расстоянии аw = 180 мм.
Вычерчиваем упрощенно
шестерню и колесо: шестерня выполнена за одно целое с валом: длина ступицы
колеса равна ширине венца колеса.
Очерчиваем внутреннюю
стенку корпуса:
а) принимаем зазор от
окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А = δ =10 мм;
б) принимаем зазор между
торцом ступицы шестерни и внутренней стенкой корпуса А1 = 10 мм;
в) принимаем зазор между
наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А2
= 10 мм.
Предварительно намечаем
радиальные шарикоподшипники легкой серии по ГОСТ 8338-75. Габариты подшипников
выбираем из таблицы П3. [1] по диаметру вала в месте посадки подшипника: dп1 = 30 мм; dп2 = 35 мм.
Условное
обозначение подшибника
|
d
|
D
|
B
|
Грузоподъёмность,
кН
|
Размеры, мм
|
206
|
30
|
62
|
16
|
19,5
|
10
|
207
|
35
|
72
|
17
|
25,5
|
13,7
|
Решаем вопрос смазки
подшипников. Принимаем для подшипников пластичную смазку. Для предотвращения
вытекания смазки внутрь и вымывания пластичной смазки жидким маслом из зоны
зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширина определяет размер
У=10 мм; принимаем У = 10 мм.
Находим расстояние от
середины шестерни до точек приложения реакции подшипников к валам:
на ведущем валу мм;
на ведомом валу мм;
тоесть l1 = l2 = 54 мм.
Из расчета цепной
передачи определяем расстояние от точки приложения натяжения цепи к валу, до
точки приложения реакции ближайшего из подшипника ведомого вала.
Длина гнезда подшибника
мм,
S = 10 мм – толщина врезной крышки;
Определяем расстояние от
точки приложения натяжения цепи к валу до реакции ближайшего подшибника
ведомого вала
мм
8. Проверка
долговечности подшипников
8.1 Ведущий вал
Силы, действующие в
зацеплении:
Ft = 500 H; Fr = 182
H, из первого этапа компоновки l1 = 46 мм.
Расчетная схема вала
Определяем реакции опор:
а) в горизонтальной
плоскости H;
б) в вертикальной
плоскости Н.
Определяем изгибающие
моменты и строим эпюры:
а) в горизонтальной
плоскости
Mx1 = 0; Mx2 = 0; Mcx = Rx1·
l1 = 440· 54 = 23760 H·мм = 23,76 Н·м;
б) в вертикальной
плоскости
My1
= 0; My2 = 0; Mcy = Ry1· l1 = 160· 54 = 8640 H·мм = 8,64 Н·м.
Определяем суммарные
реакции опор
Так как осевая нагрузка в
зацеплении отсутствует, то
коэффициент осевой нагрузки
y = 0, а радиальной x = 1,0.
Эквивалентную нагрузку
определяем по формуле
Рэ = x · v · R · Кб · Кт
при t < 100° C, температурный коэффициент Кт
= 1,0 (табл. 9.20 [1] );
V = 1,0 – коэффициент при вращении
внутреннего кольца подшипника.
Кб =1.2
–коэфициент безопасности для редукторов
Тогда Рэ = 1,0
· 1,0 · 470 · 1,2 · 1,0 = 570 H =
0,57кН.
Расчетная долговечность,
часов
часов.
8.2 Ведомый вал
Силы действующие в
зацеплении: Ft = 880 H; Fr = 320
H; Fц = 1398 H. Крутящий
момент на валу Т2 = 126 Н·м. n2 = 238об/мин
Из первого этапа компоновки:
l2 = 54 мм; l3 = 70 мм.
Расчетная схема вала
Составляющие действующие
на вал от натяжения цепи.
Fцx = Fцy = Fц · sinγ
= 1398 · sin 45° = 1398 · 0,7071 = 988 Н.
Определяем реакции опор:
а) в горизонтальной
плоскости
åm3 = 0; Fцx· (2l2 + l3) – Ft ·
l2 – Rx4
· 2l2 = 0;
Н;
åm4 = 0; – Rx3 · 2l2 + Ft · l2 + Fцx · l3 = 0
H.
Проверка:
åxi = 0; Rx3 + Fцx – Ft – Rx4 = 1126 + 988 – 880 – 1234=
0.
Следовательно реакции
определены верно.
б) в вертикальной
плоскости
åm3 = 0; Fr·
l2 + Fцy· (2l2 + l3) – Ry4· 2l2 = 0
H;
åm4 = 0; – Ry3· 2l 2 – Fr· l 2 + Fцy· l 3 = 0;
Н.
Проверка:
åyi = 0; Ry3 + Fr + Fцy – Ry4 = 480 + 320+988 – 1788
= 0.
Следовательно реакции
определены верно.
Определяем изгибающие
моменты и строим эпюры:
а) в горизонтальной
плоскости
Мx3 = 0; Mbx = 0;
Max = - Rx3· l2
= - 1126· 54
= - 60800 H·мм = -60,8 Н·м;
M4х = - Fцx· l3
= - 988 ·70 =
- 69160 H·мм = - 69,16 Н·м;
б) в вертикальной
плоскости
M3y = 0, M by = 0;
May = Ry3· l 2 = 480 ·
54 = 25920 H·мм = 25,92 Н·м;
M4y = - Fцy· l 3 = - 998 · 70 = - 69160 H·мм = - 69,16 Н·м.
Определяем суммарные
реакции опор
Н;
Н.
Эквивалентную нагрузку
определяем для более нагруженной опоры “4”, так как
R4 > R3.
Значения коэффициентов принимаем
те же, что и для ведущего вала:
x = 1,0, v = 1,0, Кт = 1,0, Кб = 1,2. У = 0;
Определяем эквивалентную
нагрузку
Рэ4 = x · v · R4 · Кт · Кб
= 1,0 · 1,0 · 2,18 · 1,2 · 1,0 = 2,62 кН.
Расчетная долговечность,
часов
часов.
Подшипники ведущего вала
№ 205 имеют ресурс Lh = 69·104
ч, а подшипники
ведомого вала № 206 имеют ресурс Lh = 64,52·103 часов.
9. Проверка прочности
шпоночных соединений
Шпонки призматические со
скругленными торцами. Размеры сечений шпонок, пазов и длины по ГОСТ 23360 – 78. Материал шпонок сталь 45, нормализованная.
Напряжения смятия и
условие прочности
;
допускаемые напряжения
при стальной ступице [см]
= 120 МПа, а при чугунной ступице [G см] = 70 МПа.
9.1 Ведущий вал
Крутящий момент на валу Т1
= 31,7 Н·м.
Шпонка на выходном конце
вала для соединения муфтой с валом электродвигателя. По таблице 8.9 [1] при dв1 = 18 мм находим b×h = 8×7 мм; t1 = 4 мм;
длина шпонки
l = 40 мм, при длине ступицы полумуфты lст = 45 мм (Таблица 11.5 [1]).
Тогда
9.2 Ведомый вал
Крутящий момент на валу Т2
= 126,8 Н·м.
Шпонка под зубчатым
колесом dк2 = 40 мм. По табл. 8.9 [1] принимаем b×h = 12×8 мм; t1 = 5 мм; длина
шпонки l = 45 мм . При длине ступицы колеса lст3 = 50 мм.
Тогда
Шпонка на выходном конце
вала, под ведущую звёздочку цепной передачи,
dв2 = 32мм; По таблице8.9[1] b×h = 10×8; t 1 = 5мм; l = 50мм; при длине ступицы звёздочки lст = 55мм
Звёздочка литая из стали
45Л
Тогда
Вывод: Условие см £ [см] выполнено.
10. Уточненный расчет
валов
Будем выполнять расчет
для предположительно опасных сечений. Прочность соблюдена при S ³ [S].
10.1 Ведущий вал
Материал вала сталь 45,
улучшенная так как вал изготовлен за одно целое с шестерней. По таблице 3.3 [1]
при диаметре заготовки до 90 мм (в нашем случае da1 = 78 мм) принимаем в = 780 МПа.
Предел выносливости при
симметричном цикле изгиба
= 0,43·в = 0,43 · 780 = 335 МПа.
Предел выносливости при
симметричном цикле касательных напряжений
t-1 = 0,58· = 0,58 · 335 = 193 МПа.
Сечение А-А .
Это сечение выходного
конца вала dв1 = 24 мм под муфту, для соединения
вала двигателя с валом редуктора. Концентрацию напряжений вызывает наличие
шпоночной канавки. По таблице 8.9 [1] при dв1 = 24 мм находим b = 8 мм; t1 = 4 мм. Это сечение рассчитываем на
кручение. Коэффициент запаса прочности сечения
.
Момент сопротивления
кручению
мм3.
Крутящий момент на валу Т1
= 12,5 Н·м.
Амплитуда и среднее напряжение
цикла касательных напряжений
МПа.
Принимаем по таблице 8.5
[1] K = 1,78,
по таблице 8.8 [1] et = 0,83 и yt = 0,1. Тогда
10.2 Ведомый вал
Материал вала – сталь 45,
нормализованная. По табл.3.3[1] принимаем в = 580 МПа.
Cечение вала А-А.
Это сечение под зубчатым
колесом dк2 = 40 мм. Крутящий момент на валу
Т2 = 126,8 Н·м. Концентрация напряжений
обусловлена наличием шпоночной канавки. По табл. 8.9 [1] при dк2=35мм находим b = 12 мм, t1 = 5 мм.
Вал подвергается совместному
действию изгиба и кручения.
Момент сопротивления
изгибу:
мм3.
Амплитуда нормальных
напряжений:
МПа.
Амплитуда и среднее
напряжение цикла касательных напряжений:
МПа.
По табл. 8.5 [1] K= 1,58; Kt = 1,48;
По табл. 8.8 [1] e = 0,85; et = 0,73; yt = 0,1.
Коэффициент
запаса прочности по нормальным напряжениям
.
Коэффициент запаса
прочности по касательным напряжениям
Результирующий
коэффициент запаса прочности сечения
Сечение вала Б-Б.
Это сечение выходного
конца вала под ведущую звездочку цепной передачи
dв2 = 32мм. Концентрация напряжений
обусловлена наличием шпоночной канавки. По табл. 8.9 [1] при dв2=25 мм находим b = 10 мм, t1 = 5 мм.
Вал подвергается
совместному действию изгиба и кручения
Изгибающий момент в
сечении под звездочкой
Mи = Fц· x , приняв x =50
мм получим
Ми = 1398 ·
50 = 69,9 Н·м.
Момент сопротивления
кручению
мм3.
Момент сопротивления
изгибу
мм3.
Амплитуда нормальных
напряжений
МПа; m
= 0.
Амплитуда и среднее
напряжение цикла касательных напряжений
МПа.
По табл. 8.5 [1]
принимаем К= 1,58; Кt = 1,48.
По табл. 8.8 [1] находим e= 0,87; et = 0,76;
Коэффициент
запаса прочности по нормальным напряжениям
Коэффициент запаса
прочности по касательным напряжениям
Результирующий коэффициент
запаса прочности сечения
Вывод: прочность валов
обеспечена.
11. Выбор сорта смазки
Смазывание зубчатого
зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь
корпуса редуктора.
Объем масляной ванны (Vм) определяется из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой
мощности.
Vм = 0,25· Ртр = 3,15 = 0,7 дм3.
По табл. 10.8 [1]
устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях
н = 302 МПа и скорости колес V = 4,26 м/с рекомендуемая вязкость
масла
u50 = 28·10-6 м2/c
По табл. 10.10 [1] по
ГОСТ 20799 – 75 выбираем масло индустриальное И - 30А.
Подшипниковые камеры
заполняют пластичной смазкой УТ-1 (Табл. 9.14 [1]). Периодически смазка
пополняется шприцем через пресс – масленки.
12. Посадки деталей
редуктора
Посадки назначаем в
соответствии с указаниями таблица 10.13. [1]
по ГОСТ 25347 – 82.
Посадка зубчатого колеса
на вал .
Посадка ведущей звездочки
на вал .
Шейки валов под
подшипники выполняем с отклонением вала к6. Отклонения отверстий в корпусе под
наружные кольца подшипников по Н7.
Посадки остальных деталей
указаны на сборочном чертеже редуктора.
13. Сборка редуктора
Перед сборкой внутреннюю
полость редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку
производят в соответствии с чертежом общего вала, начиная с узлов валов;
На ведущий вал насаживают
мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники номер 206, предварительно нагретые в масле до t = 90 – 100 °С и надевают сквозную подшипниковую
крышку.
В ведомый вал закладывают
шпонку 12×8×45 мм и напрессовывают колесо до упора в бурт вала, устанавливают распорную втулку, мазеудерживающие кольца, шарикоподшипники номер 207
предварительно нагретые в масле и надевают сквозную подшипниковую крышку.
Собранные валы укладывают
в основание корпуса,
заполняют подшипниковые камеры пластичной смазкой. Покрывают поверхности стыка
корпуса и крышки спиртовым лаком, устанавливают в проточки корпуса глухие врезные
подшипниковые крышки и устанавливают крышку корпуса.
Перед установкой сквозных
подшипниковых крышек в проточки закладывают войлочные сальники.
Для центровки крышка
устанавливается на корпусе с помощью двух конических штифтов.
Проверяют проворачиванием
валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышку корпуса болтами.
Ввертывают пробку
маслоспускного отверстия с прокладкой, жезловый маслоуказатель и пресс-масленки. Заливают
внутрь корпуса масло индустриального И – 30А и закрывают смотровое отверстие
крышкой с прокладкой, из
маслостойкой резины, и
закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают
и подвергают испытанию на стенде.
Литература
Чернавский С.А. и др. “Курсовое
проектирование деталей машин”. М., 1987г.
Устюгов.И.И «Детали машин». М 1981г.
|