Меню
Поиск



рефераты скачать Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе

p> Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.

Включение в процесс обучения межпредметных связей как стимула познавательного интереса качественно преобразует другие его стимулы. Это происходит в силу того, что учебный процесс представляет собой систему, в которой все компоненты находятся в структурно-функциональной связи и изменение одного из них нарушает эти связи и вызывает необходимость системного подхода к организации всего процесса. Включаемые в содержание урока межпредметные связи усиливают его новизну, вызывают обновление уже известного материала, объединяют новые и прежние знания в систему. Связи смежных курсов позволяют глубже проникнуть в сущность предметов, раскрыть, например, причинно-следственные, физико-химические связи в биологических процессах. Это дает возможность полнее показать историю науки, методы и достижения современной науки, в которой усиливаются интеграция знаний и системный подход к познанию. Укрепляя стимулирующее содержание уроков, межпредметные связи активизируют и процесс усвоения знаний, основанный на их постоянном применении. Становится наглядной практическая нужность и полезность знаний по всем предметам. Осознание нужности знаний надежно укрепляет интерес к их углублению и расширению. Сам процесс познания, обогащенный межпредметными связями, активизируя мыслительные процессы, служит источником устойчивого' интереса школьников. Межпредметные связи усиливают обобщающий характер содержания учебного материала, который требует изменения и методов обучения.

Межпредметные связи приводят в действие все стимулы познавательного интереса, связанные с учебной деятельностью: вносят проблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению новыми умениями. Преобразуя методы обучения, межпредметные связи оказывают влияние на изменение и его организационных форм. Возникает потребность в коллективных формах организации учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают решение межпредметных проблем, создавая условия для проявления знаний и интересов учащихся по другим предметам. При этом возможен успех для каждого. Успешность деятельности, как известно, важнейший побудитель активности и интереса к ней. В коллективных формах учебной работы активно действуют стимулы познавательного интереса, связанные с отношениями между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка в деятельности, элементы соревнования, поощрение и другие (Г. И. Щукина).

В процессе формирования познавательных интересов учащихся межпредметные связи (содержательные, операционно-деятельностные, организационно- методические) выполняют многоплановые функции. Прежде всего, они выступают как стимул интересов учащихся к урокам, преломляясь во всех других положительных стимулах, идущих от содержания, деятельности и отношений.
Учебная деятельность с опорой на межпредметные связи вызывает непосредственный интерес к урокам. Осуществляясь систематически, они становятся условием формирования устойчивых познавательных интересов школьников. Такие умения формируются на основе установления межпредметных связей биологии с историей, географией, обществоведением, когда учитель предлагает задачи типа «дать критику», «доказать», «обосновать»,
«аргументировать вывод» и т. п. Оценочный фактор в познании стимулирует интерес и активность учащихся.

Итак, обучение на основе разносторонних межпредметных связей активно формирует устойчивые широкие мировоззренческие познавательные интересы, что особенно ценно для всестороннего развития личности старшеклассника.
Мировоззренческая направленность познавательных интересов — это устойчивое стремление школьника к пониманию и обоснованию существенных связей, объясняющих отношения «личность и общество», «природа и общество», «человек и труд». Процесс формирования мировоззренческой направленности познавательных интересов включает этапы:

I. пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при усвоении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов проблемности;

II. развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, формирование познавательной самостоятельности при решении межпредметных задач;

III. укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания).

Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в деятельности на основе межпредметных связей происходит в тесной взаимосвязи с формированием мировоззренческих, ценностных ориентации личности, регулирующих ее социальную активность.

§3 ПРИНЦИП ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ.

В основе молекулярной физики лежит представление об атомно-молекулярном строении материи, которое позволяет объяснить макроскопические свойства вещества в различных агрегатных состояниях и закономерности перехода веществ из одного состояния в другое. Химия - это наука, исследующая состав, строение и превращение одних веществ в другие. Иначе говоря и в молекулярной физике, и химии за основу взяты строение и свойства вещества, хотя в химии преимущественно внимание уделяется влиянию состава «строения вещества на его химические свойства, а в молекулярной физике - на физические свойства вещества.

В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопроса взаимосвязи молекулярной физики и химии в курсе средней школы.

При изучении молекулярной физики взаимосвязь ее с химией проявляется в двух главных направлениях. Первое из них заключаются в использовании знаний учащихся, полученных ими в процессе изучения химии в качестве материала для доказательства основных положений молекулярной физики. Второе направление заключается в дополнении знаний о молекулярной физике рядом фактических сведений, изучаемых на уроках химии.

Характерно, что по ныне действующим программам учебникам, начиная с VII
(в химии - с VIII) и кончая XI классом, атомно-молекулярное учение получает свое развитие, как в физике, так и в химии, при этом соответствующий материал в учебниках базируется на ранее рассмотренных сведениях той или иной дисциплины. Поэтому знание преподавателем содержания учебного материала и практических навыков учащихся, полученных ими при изучении смежной дисциплины, является одним из главных факторов, позволяющих обеспечить прочное усвоение той или иной темы и кура в целом.

Важным звеном в организации межпредметной связи является наглядное сопоставление взаимосвязанных тем с указанием времени их прохождения, глубина изучения вопросов в смежных курсах и перечнем демонстраций, практических лабораторных работ, предусмотренных программами этих предметов.

Практика работы показала, что наиболее удобным в этом отношении является план межпредметной связи, составленный нами по теме «Молекулярная физика», изучаемое в X классе по новым программам и новому учебному пособию.

|Физика |Химия |
|Время |Программные вопросы |Время |Программные вопросы |
|изучен| |изучен| |
|ия | |ия | |
|X-I |I. Тепловые явления | | |
| |Температура. Тепловое | | |
| |равновесие. Уравнение | | |
| |состояния. Газовые | | |
| |законы. Закон | | |
| |Бойля-Мариотта. Закон | | |
| |Гей-Люссака Закон | | |
| |Авогадро Уравнение | | |
| |состояния идеального | | |
| |газа Количество | | |
| |переданной теплоты. | | |
| |Теплоемкость. | | |
| |Внутренняя энергия. | | |
| |Закон сохранения | | |
| |энергии в механических | | |
| |и тепловых процессах | | |
| |Тепловые двигатели | | |
| | |VIII-I|Реакции экзо - и эндотермические |
| | |VIII-I|Кислород и его физические свойства. |
| | |I |Воздух. Состав воздуха. Инертные |
| | | |газы, их свойства, а применение |
| | | |Горение в воздухе простых и сложных |
| | | |веществ |
| | |VIII-I|Водород Физические свойства |
| | |I |водорода. |
| | | |Тепловые явления при растворении |
| | |VIII-I|Грамм-атом и грамм-молекула. Объем |
| | |II |г-моля газа при нормальных условиях |
| | | |Закон Авогадро. Тепловой эффект |
| | | |химической реакции |
| | |IX-III|5Основные виды топлива. Способы |
| | | |сжигания твердого жидкого и |
| | | |газообразного топлива. Роль химии в |
| | | |энергетике |
|X-I |II. Основы | |
| |молекулярно-кинетическо| |
| |й теории. | |
| |Строение газообразных, | |
| |жидких и твердых тел. | |
| |Основное уравнение | |
| |молекулярно-кинетическо| |
| |й теории газов. | |
| |Температура – мера | |
| |средней кинетической | |
| |энергии молекул. | |
| |Броуновское движение. | |
| |Взаимодействие атомов и| |
| |молекул в веществе. | |
| | |VIII-|Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное|
| | |I |учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. |
| | | |Дальтона в создании основ, |
| | | |атомно-молекулярного учения. |
| | | |Молекулярная масса. |
| | |VIII-|Ионная связь. Ковалентная связь. |
| | |II |Полярная и неполярная ковалентная |
| | | |связь. Значение периодического закона|
| | | |Д.И. Менделеева для научно – |
| | | |материалистического мировоззрения и |
| | | |развития науки и техники. |
| | |X-I |Теория химического строения. |
|X-I |III. Взаимные | |
| |превращения жидкостей и| |
| |газов | |
| |Силы взаимодействия | |
| |молекул. Испарение | |
| |жидкостей. Кипение. | |
| |Зависимость температуры| |
| |кипения от давления. | |
| |Влажность. | |
| | |VIII-|Ионная связь, механизм ее |
| | |II |образования. Ковалентная связь, |
| | | |механизм ее образования. Полярная и |
| | | |неполярная ковалентная связь. |
| | |VIII-|Вода и ее свойства. |
| | |II | |
| | |IX-II|Адсорбция и абсорбция. |
| | |I | |


|X-I |IV. Свойства жидкостей | |
| |и твердых тел | |
| |Особенности жидкого | |
| |состояния. | |
| |Поверхностное | |
| |натяжение. Капиллярные | |
| |явления. Смачивание. | |
| |Кристаллы. Анизотропия | |
| |кристаллов. | |
| |Поликристаллы. Аморфные| |
| |вещества и их свойства | |
| | |VIII-|Ионная связь. Ковалентная связь. |
| | |II |Полярная и неполярная ковалентная |
| | | |связь. Значение периодического закона|
| | | |Д.И. Менделеева для научно – |
| | | |материалистического мировоззрения и |
| | | |развития науки и техники. |
| | |VIII-|Вода и ее свойства. |
| | |III | |
| | |VIII-|Виды химической связи. Ионные, |
| | |IV |атомные и молекулярные кристаллы. |
| | |IX-II|Углерод. Аллотропия углерода. Уголь. |
| | |I |Адсорбция. |
| | |IX-II|Металлическая связь. Кристаллическое |
| | |I |строение металлов. Сплавы |
| | |IX-IV|Алюминий и железо, их сплавы и |
| | | |применение. |
| | |X-I |Теория химического строения вещества |

Следует заметить, что такого рода план не в состоянии полностью удовлетворить требования реализации межпредметной связи в преподавании физики и химии, т.к. он не отражает особенностей изложений взаимосвязанных тем в учебниках и других учебных пособиях, не включает вопросов комплексного характера, совершенно обходит вопросы межпредметной связи при решении задач в смежных курсах.

Анализ ныне действующих задачников по физике и химии показал, что имеется целый ряд задач и упражнений, развивающих у учащихся представления, одинаково ценные как для молекулярной физики, так и для химии, и что осуществление межпредметной связи при решении позволит в значительной степени дополнит, и углубить взаимосвязанные разделы смежный курсов.

Предварительное знакомство учителя физики с содержанием используемых задач смежного курса дает в одних случаях богатый иллюстративный материал для разъяснения сущности физико-химических процессов, а в других - позволяет при изложении определенной темы полностью базироваться на этом материале.

Прежде чем приступить к изучению молекулярной физики, следует иметь в виду, что этой теме предшествует ряд разделов физики и химии, описывающих различные стороны строения вещества и представляющих достаточную теоретическую и экспериментальную основу для изложения молекулярно- кинетической теории на более высоком уровне.

Учитывая разбросанность пропедевтического материала молекулярной физики смежных курсах по времени изучения в VIII-X классах, следует внимательно продумать методику его повторения и систематизации с тем, чтобы учащиеся в момент ссылки учители на известные факты могли быстро воспроизвести их в памяти и установить взаимосвязь с изучаемой темой.

Перед научением основных положений кинетической теорий газов мы готовили учащихся к восприятию этой темы. Всему классу предлагалось повторить те разделы смежных курсов, которые могли быть использованы при изложении настоящей темы.

Так, по физике нужно было повторить следующие вопросы: первоначальные сведения о строении вещества, хаотическое (тепловое) движение молекул и внутренняя энергия (из раздела «Тепловые явления»), вес воздуха и атмосферное давление, строение атома; из химии: молекулы и атомы, атомно- молекулярное учение, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учении атомный и молекулярный вес; кислород и водород, их физические свойства; состав воздуха; грамм-атом, грамм-молекула и закон
Авогадро.

Практика показала, что нельзя ограничиваться одним только повторением, необходимо обобщать и систематизировать накопленные сведения об атомно- молекулярной структуре вещества и характере движения частиц в различных агрегатных состояниях.

Для этого некоторым (более подготовленным) ученикам было предложено подготовить 7-12 минутные сообщения по отдельным темам смежных курсов, а другая группа учеников готовила экспериментальное обоснование изученные теоретическим вопросам. Нами были даны задания сделать сообщения по следующим разделам: а) роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно- молекулярного учения; б) опытное обоснование строения вещества из атомов и молекул; в) факты, подтверждающие непрерывность движения и взаимодействие частиц, из которые состоит вещество в различных агрегатных состояниях; г) воздух, его состав и физические свойства; д) постоянство состава сложных веществ и установление атомарного состава молекул; е) закон Авогадро и способы определения атомных и молекулярных масс.

Помимо этого, классу предлагалось выборочно решить несколько несложных задач из химии, подобранных таким образом, чтобы учащиеся могли закрепить полученные по теме знания из смежных курсов. Решение одних задач требовало знания основных положений молекулярно-кинетической теории, другие закрепляли понятия: «атомная масса», «молекулярная масса», «грамм-атом»,
«моль» и методы их нахождения, а третьи представляли собой задачи на применение закона Авогадро для определения массы, объема и молекулярной массы газа при нормальных условиях.

Проведя таким образом подготовку учащихся к восприятию газовых законов и молекулярно-кинетической теории, мы приступили к изучению этих вопросов.
Сделанные учащимися сообщения обобщающего характера послужили хорошим введением к изучаемой теме.

Использование знаний учащихся из химии при изложении коренных вопросов молекулярно-кинетической теории дало возможность не только сделать доступными восприятию многие вопросы курса физики, но и значительно дополнить часть из них. Знание строения одного-, двух- и многоатомных молекул позволило выяснить характер движения этих молекул и внести поправку, поясняющую зависимость физических свойства от атомного состава его молекул.

Воспользовавшись методами определения состава воздуха и законом
Авогадро, можно доказать справедливость закона Дальтона. Из химии известно, что воздух состоит из смесей газов, причем по объему основная доля приходится на азот (78%) и кислород (21%).

Все газы, заполняющие определенный объем, распределены в нем равномерно. Поэтому общее давление газа на стенки, сосуда является следствием ударов молекул газовой смеси. Очевидно, последовательное удаление компонентов смеси должно сопровождаться уменьшением давления в сосуде. Воспользовавшись опытом определения состава воздуха методом сжигания красного фосфора в сосуде соединенном с манометром, можно определить, какую часть, объема воздуха в сосуде занимал кислород, и какое давление он создавал в данном сосуде, т.е. парциальное давление кислорода.

Дав формулировку закона Дальтона (это удобнее сделать после изучения закона Авогадро) можно его пояснить на основе молекулярной теории, взяв за основу закон, Авогадро. Так как давление газа при неизменной температуре зависит только от числа молекул в единице объема, то при удалении части молекул из данного объема давление газа должно уменьшиться. Но такое же уменьшение давления может быть получено за счет удаления такого же числа молекул другого, газа, что подтверждается законом Авогадро. В этом, собственно, и заключена суть связи закона Авогадро с законом Дальтона.

Независимо от способа вывода основного уравнения кинетической теории газов и уравнения Менделеева–Клапейрона, учащимся необходимо хорошо знать закон Авогадро, число Авогадро, иметь представление о молекулярной массе и методах его определения, знать соотношения между объемом, массой и молекулярным весом газа при нормальных условиях. Предварительное повторение этих понятий в определенной степени облегчит вывод основных соотношение молекулярной физики.

Использование этих данных из химии и физики позволяет раскрыть физическую сущность универсальной газовой постоянной (R), постоянной
Больцмана (К), значительно упростить вывод основного уравнения кинетической теория газа, формулу средней квадратичной скорости движения молекул газа выведенной из основного уравнения кинетической теории газа.

В теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории» при изучении методов определения массы и размеров молекул нужно полнее опираться на знания, полученные учащимися в курсе химии. Это позволяет сократить время, предусмотренное на изучение этих вопросов программой по физике и соответственно увеличить время на изучение принципиально новых вопросов и решение задач творческого характера.

При изучении в X классе взаимодействия атомов и молекул, а также физических свойств твердых тел и жидкостей следует уделить особое внимание видам химической связи, известным учащимся из курса химии VIII классе, т.к. этот материал в дальнейшем используется при изучении проводников и диэлектриков, электрического тока в газах, жидкостях и металлах при изучении электрических свойств полупроводников и других вопросов курса физики.

Причем изложение видов химической связи на уроках физики должно быть не простым повторением изученного в химии, а определенным дополнением и углублением знаний учащихся в этой области.

Практика работы показала, что понятие Ван-дер-Ваальсовой, ионной и металлической связи можно дать учащийся VIII класса при изучении взаимодействия молекул и на основе полученных представлений о видах связи
(включая и ковалентную связь, известную учащимся из курса химии) раскрыть содержание разделов, касающихся строения и свойств твердого тела и жидкости. К этому времени учащимся уже известно строение атомов элементов малых и больших периодов, электростатическое взаимодействие одноименных и разноименных зарядов, поэтому объяснение видов связи на основе современных представлений о строении атома не вызывает существенных затруднений.

Для уточнения понятия об энергии взаимодействия молекул желательно вернуться к вопросу об ионной связи при изучении закона Кулона в IX классе.
Сила связи может быть определена по формуле закона Кулона:
[pic]

[pic] где l - заряд электрона.

При уменьшении расстояния r между ионами сила взаимодействия возрастает по абсолютной величине, и при этом должна также возрастать энергия притяжения, но при определенное значении r начинают действовать силы отталкивания, причина которых заключается в электростатическом взаимодействии следующих электронных оболочек атомов. Эти силы быстро возрастают, и при некотором значении r0 устанавливается равновесное состояние ионов. Энергия взаимодействия в этом случае минимальна, что соответствует устойчивому состоянию образовавшейся молекулы. Это легко поясняется графиком на рисунке.

На основе понятия об ионной связи можно познакомить учащихся со строением ионных кристаллов, объяснить их физические свойства.

Достаточно глубокое объяснение причин возникновения ковалентной связи является трудной задачей, так как для этого необходимо знание квантовой теории строения атома. Однако, учитывая важность этого вида связи, целесообразно использовать имеющиеся в учебнике химии VIII класса объяснение ковалентной связи на основе моделей электронных облаков в атомах. Здесь же в параграфе «Атомные и молекулярные решетки» преподаватель физики найдет ценный иллюстративный материал для объяснения физических свойств веществ с атомными кристаллическими решетками. Помимо названных видов связи, желательно познакомить учащихся, хотя бы в общих чертах, с металлической связью.

В металлических телах существует связь, отличная от ионной и ковалентной, получившая название металлической. Учащимся известно, что валентные электроны в атомах металла связаны с ядром относительно слабо. А атомы металла в твердом состоянии тела располагаются настолько близко, что валентные электроны приобретают способность покидать атом и свободно перемещаться, распределяясь равномерно по всему объему металла.
Образовавшиеся положительные ионы металла стягиваются блуждающими между ними электронами.

В заключение полезно познакомить учащихся с таблицей зависимости физических свойств вещества от типа кристаллической решетки.

Таблица 2
|Тип |Свойства вещества |Структур|Тип связи |Примеры|
|кристалла | |ные | | |
| | |единицы | | |
|Молекулярн|Мягкие, низкая температура плавления,|Молекулы|Ван-дер-Ваа|Йод, |
|ые |растворимы в органических жидкостях. | |льсовы силы|лед |
|кристаллы | | | | |
|Металличес|Твердые, высокая температура |Ионы |Металлическ|Медь и |
|кие |плавления, тягучие, ковкие, высокая |металлов|ая связь |другие |
| |электротеплопроводность, | | |металлы|
| |металлический блеск, растворимы | | | |
| |только в жидких металлах. | | | |
|Ионные |Твердые и упругие, высокая |Положите|Электростат|Хлорист|
|кристаллы |температура плавления, растворимы в |льные и |ическая |ый |
| |ионизирующих растворителях типа воды |отрицате|ионная |натрий |
| |или нерастворимы. Растворы или |льные |связь | |
| |расплавы проводят электрический ток |ионы | | |
|Атомные |Твердые, высокая температура |Атомы |Ковалентная|Алмаз, |
|кристаллы |плавленая, нерастворимы практически | |связь |карбору|
| |ни в каких растворителях | | |нд |

Изложение видов химической связи на уроках физики на основе сведений, известных учащимся из химии, позволяет значительно расширить знания учащихся о внутреннем строении физического тела, объяснить зависимость физическая свойств от его структуры.

Помимо использования данных химии на уроках физики мы также вводим такую форму межъядерной связи, при которой учитель химии обращает особое внимание на те вопросы своего курса, которые имеют непосредственное отношение к молекулярной физике. Задача заключалась в том, чтобы на уроках химии была отражена физическая сущность ряда предусмотренных программой физико-химических процессов. Не говоря о значении такой взаимосвязи для курса химии она позволяет в известной мере дополнить знания учащихся по молекулярной физике.

Так, например, проведение разнообразных химико-технологических процессов связано с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Поэтому многие разделы химии могут содействовать расширению и углублению знаний учащихся по молекулярной физике разъяснением механизма агрегатных превращений, установлением влияния примесных компонентов в смесях на точку кипения, плавления и температуру кристаллизации различных веществ и т.п.

Такие темы, как «Металлы», «Теория химического строения органических соединений», «Строение и свойства высокомолекулярных соединений» и др. способствуют развитию представлений о внутренней структуре твердого тела и характеризуют его физические свойства на основе атомно-молекулярной теории.

Таким образом, приведенные примеры взаимосвязи физики и химии при изложении основ молекулярной физики убедительно демонстрируют одностороннюю связь, применяемую для усиления глубины изложения и доказательности отдельных разделов молекулярной физики, и дополняющую связь, характеризующую возможности расширения кругозора учащихся по молекулярной физике при изучении взаимосвязанных с нею тем химии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимова В. Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения»
2. Максимова В. Н. «Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе средней школе»
3. Янцен В. Н. «Межпредметные связи на опыте преподавания физики во взаимосвязи с химией в средней школе»
4. Янцен В. Н. «Взаимосвязь физики с химией при изучении вопроса молекулярной химии»


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.