Для измерения количества
оборотов двигателя используется тахометр. Тахометр состоит из счётчика,
считающего импульсы, поступающие с датчика координаты на двигателе, регистра,
хранящего результаты измерений, и распределителя импульсов, частота которых
выбирается таким образом, чтобы за период этих управляющих импульсов T на счётчик поступило определенное
количество импульсов, по которым определяется скорость вращения двигателя. С
распределителя поступают короткие импульсы, смещённые друг относительно друга.
Первый поступает на тактовый вход регистра, обеспечивая сохранение показаний
счётчика в нём, а второй обнуляет счётчик.
Если на один оборот
двигателя приходится 1000 импульсов, и за время измерения Т на счетчик
поступает Х импульсов, то выражение, по которому определяем угловую скорость
вращения, имеет вид:
W=60Х/1000T (об/мин)
где: W - угловая скорость вращения
двигателя.
Х - количество импульсов
за T с.
Структурная схема
тахометра приведена на рис. 48.
Рис. 48. Структурная
схема тахометра
Счетчик делитель задает
необходимое время подсчета импульсов с кодового датчика. Коэффициент зависит от
времени измерения по формуле: 80*Х, где Х- время измерения в мс. Период
измерения не должен быть слишком большим. Иначе счетчик переполнится и
обнулится.
Сигнал с СС0 – записывает
данные в регистр.
Сигнал с СС2 – обнуляет
счетчик.
Сигнал с СС0 поступает на 1 такт раньше, чем с СС2. Т.е.
Сначала измерение записывается в регистр, а потом обнуляется.
3.1.1 Счетчик-делитель
Так как частота ГТИ 20МГц, то для того чтобы обеспечить
необходимые временные задержки логических элементов, необходимо уменьшить
частоту сигнала, поставив делители. Требуемая частота сигнала – 50КГц. Чтобы
добиться данной частоты установим делитель на 400. Он представляет из себя
последовательно включенные делители на 5 и на 16.
Приведём состояния счетчика-делителя на 5 и переходы между
ними. В соответствии с указанными переходами для каждого триггера в правой
части таблицы записываются функции возбуждения.
Таблица 9.
Исходное состояние
|
Следующее
состояние
|
Функции
возбуждения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имея в виду, что вместо
символа произвольного сигнала можно подставлять любую
переменную («0» или «1»), на основании таблицы запишем:
(в
столбце оставлена всего одна единица),
,
.
Для функций выберем варианты с наибольшим числом констант,
чтобы меньше нагружать источники сигналов. Примем, что ,
и .
Рис.49 Делитель на 5.
Реализация счетчика-делителя на 16 – аналогичная.
3.1.2 Тахометр
Сигнал требуемой частоты подается на 8-ми разрядный счетчик,
после которого происходит сравнение на «0» и на «2». Т.е. сигналы записи в
регистр и сброса счётчика импульсов разнесены по тактам. Это необходимо для
того, чтобы не происходило одновременного сброса счётчика и считывания данных с
него.
Рис.50 Тахометр.
На схеме вход В – вход с генератора требуемой частоты. На
вход А поступают сигналы с датчика, стоящего на двигателе. Выходы out7 – out0 – значение текущей скорости двигателя.
Заключение
В данном курсовом проекте исследовали влияние нелинейности на
характеристики двигателя: пришли к выводу, что можно перейти от описания модели
двигателя полиномом 3го порядка к кусочно-непрерывным линейным функциям.
Спроектировали схемы управления шаговым двигателем:
втягивание, выдвижение штока, используя подход построения счетчика с
произвольным порядком счета; схему переключения режимов работы на основе
мультиплексоров типа 2/1; схему формирования управляющих сигналов. Для
разработки схем управления можно воспользоваться альтернативным методом, использующим
средства автоматизации – язык VHDL.
Литература
1.П.В.Агуров
«Интерфейсы USB. Практика использования и
программирования» Спб.: БХВ – Петербург, 2004.
2.М.С.Голубцов,
А.В.Кириченкова «Микроконтроллеры AVR: от простого к сложному». Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Солон –
пресс,2004. 304с.
3.В.В.Гребнев
«Микроконтроллеры семейства AVR
фирмы Atmel». – М.:ИП-РадиоСофт, 2002. 176с.
4.Давыдова
«Двигатель шаговый ДШМ 27,6-11,13-2 технические условия». 2007 – 42с.
5.В.Ю.
Зотов «Проетирование цифровых устройств на основе ПЛИС фирмы XILINX в САПР WebPack ICE», Москва, 2003.
6.Г.М.Кутьков
В.Н.Сидоров «Тракторы и автомобили» Учебно–методическое пособие. Москва –
Калуга. 2007.
7.В.Н.Сидоров
«Методика расчёта тягово-динамических характеристик трактора» методическое
пособие. Калуга.
8. Е.П. Угрюмов «Цифровая
схемотехника» СПБ.: БХВ – Петербург, 2004.
Приложение
1
Q8
|
Q7
|
Q6
|
Q5
|
Q4
|
Q3
|
Q2
|
Q1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|