Технология монтажа воздушных линий электропередач
Введение
Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети,
система энергетического оборудования, предназначенная для передачи
электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в
составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) — устройство, предназначенное для
передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на
открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и
арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).
Конструкция ВЛ, её проектирование и строительство регулируются Правилами
устройства электроустановок (ПУЭ) и Строительными нормами и правилами (СНИП).
Цель выпускной квалификационной работы изучить технологию монтажа, ремонт
и обслуживание воздушных линий.
Задачи:
Описать общие сведения о воздушных линиях;
Изучить применение опор воздушных линий
Изучить монтаж изоляторов, провода и троса
Определить виды монтажа воздушных линий электропередач
Освоить правила безопасности при работе на ВЛ
Изучить способы ремонта воздушных линий
Глава 1. Технология монтажа ВЛЭ
1.1
Общие
сведения о ВЛЭ
Воздушной линией электропередачи (ВЛ или ВЛЭП) называют устройство для
передачи электроэнергии по проводам.
Воздушные линии состоят из трех элементов: проводов, изоляторов и опор.
Расстояние между двумя соседними опорами называют длиной пролета, или
пролетом линии.
Провода к опорам подвешиваются свободно, и под влиянием собственной массы
провод в пролете провисает по цепной линии. Расстояние от точки подвеса до
низшей точки провода называют стрелой провеса. Наименьшее расстояние от низшей
точки провода до земли называется габаритом приближения провода к земле h.
Габарит должен обеспечивать безопасность движения людей и транспорта, он зависит
от условий местности, напряжения линии и т.п.
1.2 Типы
опор ВЛ
Опоры ЛЭП предназначены для сооружений линий электропередач напряжением
35 кВ и выше при расчётной температуре наружного воздуха до –65 °C и являются
одним из главных конструктивных элементов ЛЭП (линий электропередач),
отвечающим за крепление и подвеску электрических проводов на определённом
уровне.
В зависимости от способа подвески проводов опоры делятся на две основные
группы:
· опоры промежуточные, на которых
провода закрепляются в поддерживающих зажимах;
· опоры анкерного типа, служащие для
натяжения проводов; на этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.
Эти виды опор делятся на типы, имеющие специальное назначение.
Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На
промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в
поддерживающих гирляндах, висящих вертикально; на опорах со штыревыми
изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих
случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления
ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и
собственного веса опоры.
Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с
подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на
промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерно-угловые опоры воспринимают
также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов. При углах
поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор
значительно возрастает. При больших углах поворота устанавливаются анкерно
угловые опоры.
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов
с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки
от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и
промежуточная, то есть воспринимает только горизонтальные поперечные и
вертикальные нагрузки. В случае необходимости провода с одной и с другой
стороны от опоры можно натягивать с различным тяжением проводов. В этом случае,
кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет
воздействовать горизонтальная продольная нагрузка.
1.2.1 Промежуточные
опоры, угловые
Промежуточные опоры устанавливаются на прямых участках трассы ВЛ,
предназначены только для поддержания проводов и тросов и не рассчитаны на
нагрузки от тяжения проводов вдоль линии. Обычно составляют 80—90 % всех опор
ВЛ.
Угловые опоры устанавливаются на углах поворота трассы ВЛ, при нормальных
условиях воспринимают равнодействующую сил натяжения проводов и тросов смежных
пролётов, направленную по биссектрисе угла, дополняющего угол поворота линии на
180°. При небольших углах поворота (до 15—30°), где нагрузки невелики,
используют угловые промежуточные опоры. Если углы поворота больше, то применяют
угловые анкерные опоры, имеющие более жёсткую конструкцию и анкерное крепление
проводов.
1.2.2 Конструкции
опор
При сооружении линий электропередачи применяются железобетонные, стальные
и деревянные опоры. По назначению опоры подразделяются на анкерные, угловые,
концевые, промежуточные; по числу цепей – на одно– и двухцепные.
По конструктивному исполнению опоры делятся на свободностоящие и на
оттяжках с шарнирным креплением к фундаменту. Усиливающие конструкцию опоры оттяжки
могут быть и у свободностоящих опор. Могут применяться и подкосы.
Унификация и типизация опор способствуют повышению технического уровня
линейного строительства. Как правило, анкерно-угловые опоры рассчитаны на угол
поворота до 60°. Значения предельных углов поворота на промежуточно-угловых
опорах указаны на монтажных схемах опор и в пояснительных записках. Стальные
анкерно-угловые опоры применяются также в качестве концевых. Вместо повышенных
промежуточных стальных опор 35 кВ рекомендуется применять опоры 110 кВ.
При наличии технико-экономических обоснований опоры могут применяться в
условиях, отличных от принятых в проекте опор. Так, например, опоры для горных
линий могут применяться на пересеченной местности и на равнинных участках
линий, проходящих в IV и V ветровых районах, опоры для городских условий могут
применяться на трассах линий вне городов, опоры для линий более высокого
напряжения могут быть установлены на линиях более низкого напряжения (например,
в районах с загрязненной атмосферой, при пересечении препятствий и т. п.).
1.3 Изоляторы
провода тросы
По конструкции провода неизолированные делятся на однопроволочные,
состоящие из одной проволоки, и многопроволочные, состоящие из нескольких или
даже нескольких десятков проволок.
Однопроволочные провода бывают монометаллические (стальные, медные,
алюминиевые) и биметаллические (сталемедные или сталеалюминиевые).
Биметаллические провода имеют однопроволочный стальной сердечник,
обеспечивающий проводу необходимую механическую прочность, и сваренную с ним
«рубашку» из цветного металла (меди, алюминия). Биметаллическая сталемедная
проволока в качестве проводов на ВЛ 0,4 кВ применяется в условиях загрязненной
атмосферы.
Согласно ПУЭ на ВЛ до 1 кВ сечение биметаллических проводов по условиям
механической прочности должно быть не менее 10 мм2.
Многопроволочные провода бывают монометаллические (алюминиевые, медные) и
комбинированные (сталеалюминиевые, сталебронзовые). Алюминиевые, медные и
сталеалюминиевые провода выпускаются по ГОСТ 839-80. Они состоят из нескольких
повивов проволок одного диаметра. В центре сечения провода располагается одна
проволока, вокруг нее концентрически – шесть проволок второго повива, затем
проволоки третьего повива и т. д. При этом число проволок в каждом повиве
увеличивается на шесть по сравнению с предыдущим. Центральная проволока в
проводе считается первым повивом.
Линейные изоляторы предназначаются для подвески проводов и грозозащитных
тросов к опорам линий электропередачи. В зависимости от напряжения линий
электропередачи применяются штыревые или подвесные изоляторы, изготовленные из
стекла, фарфора или полимеров.
Штыревые изоляторы применяются при напряжении от 0,4 до 6 кВ, при
напряжении от 10 до 35 кВ применяются как штыревые, так и подвесные изоляторы.
Изоляторы из закаленного стекла в отличие от фарфоровых не требуют
проверки на электрическую прочность перед монтажом. В случае наличия дефекта
изолирующая деталь стеклянного изолятора рассыпается на мелкие части, а остаток
стеклянного изолятора сохраняет несущую способность, равную не менее 75 %
номинальной электромеханической прочности изолятора.
Полимерные изоляторы представляют собой комбинированную конструкцию,
состоящую из высокопрочных стержней из стеклопластика с полимерным защитным
покрытием, тарелок и металлических наконечников. Стеклопластиковый стержень
защищается от внешних воздействий защитной оболочкой, стойкой к
ультрафиолетовому излучению и химическим воздействиям. Полимерные изоляторы
позволяют заменить целые гирлянды стеклянных и фарфоровых изоляторов. Кроме
того, полимерные изоляторы значительно легче, чем гирлянды из стекла и фарфора.
Эксплуатационные характеристики изоляторов зависят от аэродинамических
характеристик изолирующей детали («тарелки») изолятора. Хорошее обтекание
изолятора способствует уменьшению загрязнения, лучше происходит его самоочистка
ветром и дождем и, как следствие, не происходит значительного снижения уровня
изоляции гирлянды.
Основные характеристики изолятора – его механическая разрушающая сила,
кН, электромеханическая разрушающая сила, кН, а также соотношение длины пути
утечки изолятора, мм, к строительной высоте изолятора, мм.
Механическая разрушающая сила – наименьшее значение силы, приложенной к
изолятору в определенных условиях, при которой он разрушается.
Электромеханическая разрушающая сила – наименьшее значение силы,
приложенной к изолятору в определенных условиях, находящемуся под действием
разности электрических потенциалов, при которой он разрушается.
Длина пути утечки изолятора – это кратчайшее расстояние или сумма кратчайших
расстояний по контуру наружной изоляционной поверхности между частями,
находящимися под разными электрическими потенциалами. От этой величины зависит
надежность работы изолятора при загрязнении и увлажнении.
Хранение изоляторов на площадке должно осуществляться под навесом и в
таком положении, чтобы избежать скопления воды в полостях изолятора.
1.4 Монтаж
воздушных ЛЭП
Технологический процесс монтажа линии электропередачи (ЛЭП) включает в
себя:
· подготовительные работы, в ходе
которых знакомятся с районом прохождения трассы, разбивают трассу, рубят
просеки, роют котлованы под опоры, подготавливают разного рода
производственные, хозяйственные и коммунальные помещения;
· основные строительно-монтажные
работы, в ходе которых развозят по местам, собирают и устанавливают опоры,
доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.
1.4.1 Разбивка
трассы
Разбивкой трассы ВЛ называют комплекс работ по определению на местности
проектных направлений линии и мест установки опор.
Трасса должна быть проложена на местности так, чтобы после сооружения
линии обеспечивались: нормальные условия движения транспорта и пешеходов,
удобства эксплуатационного обслуживания и ремонта всех элементов линии.
Расстояния от опор ВЛ и проводов до различных подземных коммуникаций и
надземных сооружений приведены ниже.
Разбивку трассы воздушной линии начинают с того, что при помощи теодолита
определяют направление первого прямолинейного участка линии, а затем по этому
направлению устанавливают две вешки: одну в начале участка, а другую - на
расстоянии 200 - 300 м от нее (в зависимости от условий видимости).
По полученному направлению в местах размещения опор, указанных в проекте,
устанавливают временно вешки, которые визируют с концов участка линии для
проверки правильности расположения их в створе сооружаемой ВЛ, а затем эти
вешки удаляют, заменяя пикетными знаками.
1.4.2 Сборка
опор
В процесс сборки и монтажа опор входят: выкладка железобетонных стоек и
отдельных элементов стальных опор, сборка опоры, установка опоры в проектное положение,
ее выверка и закрепление.
Как правило, выкладка опоры и ее элементов производится вдоль оси ВЛ. В
отдельных случаях исходя из рельефа местности и из условий ее подъема в
вертикальное положение выкладка и сборка опоры производится поперек оси трассы
ВЛ.
На косогорах выкладку и сборку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ,
траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии
электропередачи с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а
также линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами и
тросостойкой в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки
опоры до пересечения не меньше 1,5 высоты опоры. Это расстояние считается: от
центра опоры до бровки кювета при пересечении с автодорогами; с железными
дорогами – до проекции линий связи и автоблокировки, а при их отсутствии – до
края основного земляного полотна; с оврагами – до их бровки; с реками – до
уреза воды; с линиями связи и линиями ВЛ – до проекции их крайнего провода.
Если во время осмотра опоры перед сборкой обнаружатся отдельные элементы
опор с повреждениями, то к сборке ее до исправления и замены этих элементов или
деталей приступать запрещается.
1.4.3 Подъем
и установка опор
Установка железобетонных опор производится, как правило, стреловыми
кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания
стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не
должен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разнице
устанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаются
вдоль оси ВЛ.
Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должно
превышать одних суток.
При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производится
установка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхних
концов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовых
связей.
После подъема и установки краном свободностоящих опор в выкопанные
котлованы, опоры должны быть временно раскреплены оттяжками, а затем
установлены нижние и верхние ригели. Окончательное закрепление опор
осуществляется обратной засыпкой грунтом только после их выверки засыпкой в
пазухи грунта с послойным трамбованием.
1.5 Монтаж
проводов и тросов
Для выполнения основной операции при монтаже проводов – навески на опоры
проводов – выполняется ряд подготовительных операций, в том числе:
· доставка барабанов с проводами на
место их раскатки;
· доставка изоляторов и арматуры на
пикеты, где производится их сборка;
· закладка якорей для промежуточной
анкеровки проводов (если это требуется) в длинных анкерных пролетах.
1.5.1 Раскатка,
соединение и ремонт проводов ВЛ
Раскатку барабанов с проводом производят либо с транспортеров,
раскаточных тележек, саней, либо с неподвижных устройств, на которые с помощью
вала устанавливают барабаны. Предпочтение отдается первому способу. Раскатку
начинают от анкерной опоры на очень малой скорости, не допуская волочения
проводов по земле. Оставшиеся на барабане 10–15 витков разматывают вручную в
обратную сторону. При раскатке следующих барабанов оставляют концы, длиной по
2–3 м с каждой стороны для сращивания. При раскатке барабанов необходимо
добиваться синхронности работы раскаточного устройства и скорости движения
трактора.
Раскатку проводов и канатов волочением можно применять только в тех
случаях, когда исключается возможность их повреждения, например, по травяному
покрову, гладкому льду, неглубокому снегу и т. п. Чтобы ограничить волочение
проводов и канатов по земле, их при прохождении опор закладывают в раскаточные
ролики и поднимают на опоры, после чего продолжают раскатку до следующей опоры.
Во время раскатки ведется наблюдение за правильностью сматывания провода с
барабана и повреждениями провода и троса.
Повреждения помечают и устраняют до подъема их на опоры. В зависимости от
конструкции опор для ускорения работы одновременно раскатывают сразу несколько
проводов.
Расщепленные провода в одной фазе раскатывают одновременно с раскаточных
тележек, на которых установлены два или три барабана. Порядок производства
работ при раскатке одновременно нескольких проводов тот же, что и при раскатке
одного провода.
Страницы: 1, 2
|