Тепловые двигатели. Охрана окружающей среды
Тепловой двигатель.
Ещё в давние времена люди
старались использовать энергию топлива для превращения её в механическую. В
17в. был изобретён тепловой двигатель, который в последующие годы был
усовершенствован, но идея осталась той же. Во всех двигателях энергия топлива
переходит сначала в энергию газа или пара, а газ (пар) расширяясь, совершает работу
и охлаждается,
а часть его внутренней
энергии при этом превращается в механическую энергию. К сожалению, коэффициент
полезного действия не высок.
К тепловым двигателям
относятся: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая и газовая
турбины, реактивный двигатель. Их топливом является твёрдое и жидкое топливо,
солнечная и атомная энергии.
Двигатель
внутреннего сгорания.
В наше время чаще
встречается автомобильный транспорт, который работает на тепловом двигателе
внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе. Рабочий цикл в двигателе
происходит за четыре хода поршня, за четыре такта. Поэтому такой двигатель и
называется четырёхтактным. Цикл двигателя состоит из следующих четырёх тактов:
1.впуск, 2.сжатие, 3.рабочий ход, 4.выпуск. (схема №1)
Для усиления мощности и
лучшей системы обеспеченности равномерности вращения вала, используют 4,8 и
более цилиндровых двигателей. Особенно мощные двигатели на теплоходах,
тепловозах и др.
Паровая
турбина.
В современной технике так же
широко применяют и другой тип теплового двигателя. В нём пар или нагретый до
высокой температуры газ вращает вал двигателя без помощи поршня, шатуна и
коленчатого вала. Такие двигатели называют турбинами.
В современных турбинах, для
увеличения мощности применяют не один, а несколько дисков, насажанных на общий
вал. Турбины применяют на тепловых электростанциях и на кораблях.
Наибольшее значение имеет использование тепловых двигателей на тепловых
электростанциях, где они приводят в движение роторы генераторов электрического
тока.
Тепловые двигатели- паровые турбины- устанавливают также на всех АЭС для
получения пара высокой температуры. На всех основных видах современного
транспорта преимущественно используются тепловые двигатели: на автомобильном-
поршневые двигатели внутреннего сгорания; на водном- ДВС и паровые турбины; на
ж/д- тепловозы с дизельными установками; в авиации- поршневые, турбореактивные
и реактивные двигатели. Без тепловых двигателей современная цивилизация
немыслима. Мы не имели бы в изобилии дешевую электроэнергию и были бы лишены
всех двигателей скоростного транспорта. Отрицательное влияние тепловых машин на
окружающую среду связано с действием различных факторов.
Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие
чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается.
Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу
углекислого газа.
В третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными
соединениями, вредными для здоровья человека. А автомобильные двигатели
ежегодно выбрасывают в атмосферу два-три тонн свинца.
Один из путей уменьшения путей загрязнения окружающей среды- использованием в
автомобилях вместо карбюраторных бензиновых двигателей дизелей, в топливо
которых не добавляют соединения свинца. Перспективными являются разработки
автомобилей, в которых вместо бензиновых двигателей применяются
электродвигатели или двигатели, использующие в качестве топлива водород.
Выбросы вредных веществ в атмосферу- не единственная сторона воздействия
энергетики на природу. Согласно законам термодинамики производство
электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без
отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это не может не
приводить к постепенному повышению средней температуры на земле. Одно из
направлений, связанное с охраной окружающей среды, это увеличение эффективности
использования энергии, борьба за её экономию.
|