В
настоящее время проблеме возобновления мощностей в экономическом развитии РАО
«ЕЭС России» придается первостепенное значение. И в случае непринятия
кардинальных мер возникнет дефицит мощностей на энергетическом рынке России.
Промышленность будет усиленно развиваться, требуя дополнительной
электроэнергии, а ее не будет.
Кажущееся
благополучие балансов покрытия нагрузок ЕЭС России, обусловленное падением
электро- и теплопотребления соответственно на 22 и 30%, и возникновение
действительных и мнимых резервов притупило остроту проблемы нехватки новых
мощностей. Между тем такое положение может иметь только временный эффект.
Исчерпание ресурса мощностей лишь тепловых электростанций из-за их старения в 2000 г.
составил 25 млн. кВт, в 2005 – 57 млн. кВт и к 2010 г. – достигнет почти
74 млн. кВт, или почти половины всей установленной мощности ТЭС в настоящее
время.
Тепловая
энергетика России располагает уникальной, потенциально эффективной структурой
топлива, в которой 63% составляет природный газ, 28% – уголь и 9% – мазут. В
ней заложены огромные возможности энергосбережения и охраны окружающей среды.
В
тоже время эффективность топливоиспользования на ТЭС, работающих на газе,
недостаточна. Она значительно уступает топливной экономичности современных
парогазовых установок (ПГУ). Однако из-за трудностей с финансированием до
настоящего времени не введен первый парогазовый блок ПГУ-450 на Северо-Западной
ТЭЦ Ленэнерго.
Реальное
повышение технического уровня отечественной теплоэнегергетики при эффективном
использовании капиталовложений на эти цели, может быть достигнуто главным
образом путем реконструкции с переводом действующих ТЭС на природный газ и
строительства новых газовых ТЭС, как правило, с применением ПГУ. Парогазовая
технология на базе современных газовых турбин позволяет на 20% снизить
капиталовложения и на столько же повысить эффективность топливоиспользования,
получить при этом существенный природоохранный эффект.
Тяжелое
финансово-экономиеское положение РАО «ЕЭС России» и его дочерних обществ
обусловлено как общими проблемами российской экономики, так и рядом
специфических факторов:
§
проводится тяжелая тарифная политика, не обеспечивающая
в каждом втором АО-энергокомпенсацию затрат на производство и транспорт
электрической и тепловой энергии;
§
инвестиционная составляющая в тарифах недостаточна даже
для простого воспроизводства основных производственных фондов;
§
увеличивается задолженность потребителей, финансируемых
из федерального и регионального бюджетов, что провоцирует кризис неплатежей, и
проблемы с налоговыми органами по осуществлению налоговых зачетов;
§
отсутствуют четкие механизмы стимулирования снижения
производственных затрат в структурных подразделениях и дочерних обществах РАО
«ЕЭС России».
Сохраняется
отношение к РАО «ЕЭС России» как к министерству, а к АО-энерго – как к
«службам», что не способствует развитию корпоративных отношений в
электроэнергетике и коммерциализации энергетических компаний. Это приводит к
снижению эффективности и конкурентоспособности энергетических компаний, отказу
платежеспособных потребителей от услуг региональных энергетических компаний,
сужению рынка сбыта (особенно тепловой энергии). В 1998 году вводы собственных
тепловых мощностей у потребителей повышали вводы тепловых мощностей в РАО «ЕЭС
России».
Нынешняя
организационная структура электроэнергетики породила конфликт интересов в
отношениях РАО «ЕЭС России» и АО-энерго, так как АО-энерго являются и
покупателями услуг РАО «ЕЭС России» и дочерними или зависимыми акционерными
обществами (ДЗО).
Кроме
того, на региональном уровне отсутствует государственная вертикаль
регулирования тарифов, позволяющая реализовывать какую-либо единообразную
политику. В итоге тарифная политика оказалась слабо управляемой со стороны
федерального центра и в большей степени зависимой от позиции региональных
властей.
В
последние годы в электроэнергетике России неуклонно обостряется проблема
физического и морального старения оборудования электростанций и электрических
сетей. Нарастают мощности энергооборудования ТЭС и ГЭС, отработавшие свой
парковый ресурс.
Низкие
темпы реновации во многом обусловлены дефицитом финансовых ресурсов, как из-за
неплатежей потребителей энергии, так и вследствие недостаточности источников
финансирования этих работ (амортизационных отчислений).
Старение
оборудования – одна из главных причин ухудшения технико-экономических и
экологических показателей электростанций. В результате организации РАО «ЕЭС России»
ежегодно недополучает более 4 млрд. руб. прибыли. Требуется принятие
незамедлительных мер по обеспечению надлежащего технического состояния
генерирующего оборудования электростанций РАО «ЕЭС России».
Перечисленные
выше проблемы усугубляются старением оборудования в электроэнергетике. Его
износ на 01.01.99, по РАО «ЕЭС России» составил уже 52%. Сохранение тенденции
снижения располагаемой мощности электрических станций даже в краткосрочной
перспективе может привести к невозможности удовлетворения растущего спроса на
электроэнергию. Низкая рентабельность и неплатежи, отсутствие государственной
поддержки развития электроэнергетики привели к снижению за последние годы
объема инвестиций в электроэнергетику в 6 раз.
Совмещение
естественно монопольных и не являющихся таковыми видов деятельности в рамках
одной компании не способствует достижению прозрачности финансово-хозяйственной
деятельности и не позволяет вывести из-под государственного тарифного
регулирования потенциально конкурентные виды деятельности.
Все
это приводит к снижению надежности, безопасности и эффективности
энергоснабжения. Нарастает угроза ограничений по удовлетворению будущего спроса
на электрическую и тепловую энергию уже в ближайшие годы.
Атомная
промышленность и энергетика рассматриваются в Энергетической стратегии (2005–2020 гг.)
как важнейшая часть энергетики страны, поскольку атомная энергетика
потенциально обладает необходимыми качествами для постепенного замещения
значительной части традиционной энергетики на ископаемом органическом топливе,
а также имеет развитую производственно-строительную базу и достаточные мощности
по производству ядерного топлива. При этом основное внимание уделяется
обеспечению ядерной безопасности и, прежде всего безопасности АЭС в ходе их
эксплуатации. Кроме того, требуется принятие мер по заинтересованности в
развитии отрасли общественности, особенно населения, проживающего вблизи АЭС.
Для
обеспечения запланированных темпов развития атомной энергетики после 2020 г.,
сохранения и развития экспортного потенциала уже в настоящее время требуется
усиление геологоразведочных работ, направленных на подготовку резервной
сырьевой базы природного урана.
Максимальный
вариант роста производства электроэнергии на АЭС соответствует как требованиям
благоприятного развития экономики, так и прогнозируемой экономически
оптимальной структуре производства электроэнергии с учетом географии ее
потребления. При этом экономически приоритетной зоной размещения АЭС являются
европейские и дальневосточные регионы страны, а также северные районы с
дальнепривозным топливом. Меньшие уровни производства энергии на АЭС могут
возникнуть при возражениях общественности против указанных масштабов развития
АЭС, что потребует соответствующего увеличения добычи угля и мощности угольных
электростанций, в том числе в регионах, где АЭС имеют экономический приоритет.
Основные
задачи по максимальному варианту – строительство новых АЭС с доведением
установленной мощности атомных станций до 32 ГВт в 2010 г. и до 52,6 ГВт в
2020 г. и продление назначенного срока службы действующих энергоблоков до
40–50 лет их эксплуатации с целью максимального высвобождения газа и нефти;
экономия средств за счет использования конструктивных и эксплуатационных
резервов.
В
этом варианте, в частности, намечена достройка в 2000–2010 годы 5 ГВт атомных
энергоблоков (двух блоков – на Ростовской АЭС и по одному – на Калининской,
Курской и Балаковской станциях) и новое строительство 5,8 ГВт атомных
энергоблоков (по одному блоку на Нововоронежской, Белоярской, Калининской,
Балаковской, Башкирской и Курской АЭС). В 2011–2020 гг. предусмотрено
строительство четырех блоков на Ленинградской АЭС, четырех блоков на
Северо-Кавказской АЭС, трех блоков Башкирской АЭС, по два блока на
Южно-Уральской, Дальневосточной, Приморской, Курской АЭС–2 и Смоленской АЭС–2,
на Архангельской и Хабаровской АТЭЦ и по одному блоку на Нововоронежской,
Смоленской и Кольской АЭС–2.
Одновременно
в 2010–2020 гг. намечено вывести из эксплуатации 12 энергоблоков первого
поколения на Билибинской, Кольской, Курской, Ленинградской и Нововоронежской
АЭС.
Основные
задачи по минимальному варианту – строительство новых блоков с доведением
мощности АЭС до 32 ГВт в 2010 г. и до 35 ГВт в 2020 г. и продление
назначенного срока службы действующих энергоблоков на 10 лет.
Основой
электроэнергетики России на всю рассматриваемую перспективу останутся тепловые
электростанции, удельный вес которых в структуре установленной мощности отрасли
составит к 2010 г. 68%, а к 2020 г. – 67–70% (2000 г. – 69%).
Они обеспечат выработку, соответственно, 69% и 67–71% всей электроэнергии в
стране (2000 г. – 67%).
Учитывая
сложную ситуацию в топливодобывающих отраслях и ожидаемый высокий рост
выработки электроэнергии на тепловых электростанциях (почти на 40–80% к 2020 г.),
обеспечение электростанций топливом становится в предстоящий период одной из
сложнейших проблем в энергетике.
Суммарная
потребность для электростанций России в органическом топливе возрастет с 273
млн. т у.т. в 2000 г. до 310–350 млн. т у.т. в 2010 г. и до 320–400
млн. т у.т. в 2020 г. Относительно не высокий прирост потребности в
топливе к 2020 г. по сравнению с выработкой электроэнергии связан с
практически полной заменой к этому периоду существующего неэкономичного
оборудования на новое высокоэффективное, что требует осуществления практически
предельных по возможностям вводов генерирующей мощности. В высоком варианте в
период 2011–2015 гг. на замену старого оборудования и для обеспечения
прироста потребности предлагается вводить 15 млн. кВт в год и в период 2016–2020 гг.
до 20 млн. кВт в год. Любое отставание по вводам приведет к снижению
эффективности использования топлива и соответственно к росту его расхода на
электростанциях по сравнению с определенными в Стратегии уровнями.
Необходимость
радикального изменения условий топливообеспечения тепловых электростанций в
европейских районах страны и ужесточения экологических требований обусловливает
существенные изменения структуры мощности ТЭС по типам электростанций и видам
используемого топлива в этих районах. Основным направлением должно стать
техническое перевооружение и реконструкция существующих, а также сооружение
новых тепловых электростанций. При этом приоритет будет отдан парогазовым и
экологически чистым угольным электростанциям, конкурентоспособным на большей
части территории России и обеспечивающим повышение эффективности производства
энергии. Переход от паротурбинных к парогазовым ТЭС на газе, а позже – и на
угле обеспечит постепенное повышение КПД установок до 55%, а в перспективе до 60%
что позволит существенно снизить прирост потребности ТЭС в топливе.
Для
развития Единой энергосистемы России Энергетической стратегией
предусматривается:
§
создание сильной электрической связи между восточной и
европейской частями ЕЭС России путем сооружения линий электропередачи
напряжением 500 и 1150 кВ, а за 2010 г. и передач постоянного тока,
проходящих по территории России. Роль этих связей особенно велика в условиях
необходимости переориентации европейских районов на использование угля,
позволяя заметно сократить завоз восточных углей для ТЭС;
§
усиление межсистемных связей транзита между ОЭС (объединённой
энергетической системой) Средней Волги – ОЭС Центра – ОЭС Северного Кавказа,
позволяющего повысить надежность энергоснабжения региона Северного Кавказа, а
также ОЭС Урала – ОЭС Средней Волги – ОЭС Центра и ОЭС Урала – ОЭС Северо-Запада
для выдачи избыточной мощности ГРЭС Тюмени;
§
усиление системообразующих связей между ОЭС
Северо-Запада и Центра;
§
развитие электрической связи между ОЭС Сибири и ОЭС
Востока, позволяющей обеспечить параллельную работу всех энергообъединений страны
и гарантировать надежное энергоснабжение дефицитных районов Дальнего Востока.
Нетрадиционные
возобновляемые энергоресурсы (биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная
энергия и т.д.) потенциально способны с избытком обеспечить внутренний спрос
страны. Однако экономически оправданное применение нетрадиционных технологий
использования возобновляемых энергоресурсов ещё будет составлять единицы
процентов от общего расхода энергоресурсов.
Намечаемые
уровни развития и технического перевооружения отраслей энергетического сектора
страны невозможны без соответствующего роста производства в отраслях
энергетического (атомного, электротехнического, нефтегазового,
нефтехимического, горношахтного и др.) машиностроения, металлургии и химической
промышленности России, а также строительного комплекса. Их необходимое развитие
– задача всей экономической политики государства.
тепловой атомный гидравлический энергосистема
Заключение
Основные задачи, которые
предстоит решить для оптимального развития электроэнергетического хозяйства:
1)
обеспечение
повсеместного перехода на энерго- и электросберегающие технологии, определение
реальных потребностей страны и ее регионов в электроэнергии, с учетом
максимальной экономии потребления электроэнергии;
2)
осуществление
модернизации энергетического оборудования;
3)
выработка
научных основ комплексной эксплуатации электростанций разных видов и мощностей;
4)
реализация
действенных мер по охране природы и рациональному природопользованию.
Россия нуждается в
форсированном развитии электроэнергетики: увеличении объема вырабатываемой
электроэнергии. Наращивание объемов производства новых электростанций и
повышение мощностей уже существующих электростанций будет происходить, в
частности, путем увеличения единичных мощностей и эффективности энеогопроизводящих
агрегатов. В России в настоящее время свыше 80 электростанций мощностью 1 млн
кВт и более, что составляет 60% мощностей электростанций страны.
Страницы: 1, 2
|