·
подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
·
подготовка учебных пособий по теме;
·
подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных
билетов, программ мероприятий и т.п.
Комплексные методы:
·
составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы,
оформление библиографии;
·
информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые),
например проекты типа «Процесс изготовления батарейки» с последующей
интерпретацией и публичным представлением результатов;
·
телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических
Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
·
учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы
исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др.,
использование математических методов для обработки полученных данных, а также
грамотное представление полученных результатов в форме структурированного
научного текста, оформление выводов и т.д.;
·
выпуск ученических СМИ – печатных, электронных.
Для диагностики сформированности информационной компетенции мы
придерживались взгляда Киселёвой Т.Г., которая в свою очередь опиралась на
разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В.,
Смирновой И.В. Данные авторы подчеркивают, что «оценка посредством
компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от
традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может
осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного
верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку
компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не
деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные
аспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых
вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом
заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые
названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть
спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от учащегося
совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации,
разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое
задание всегда требует развернутого ответа» [19].
2. Компетентностно-ориентированные задания в школьном курсе физики
2.1 Критерии
компетентностной ориентации заданий по физике
Основными областями для оценки образовательных достижений в 2006
году были «естественнонаучная грамотность», «математическая грамотность» и
«грамотность чтения». [6]
Задания, используемые при проверке естественнонаучной грамотности,
грамотности чтения и математической грамотности являлись комплексными или
структурированными. Каждое из заданий включало отдельный текст, в котором
описывалась некоторая проблема, и 1–6 вопросов различной трудности. По
результатам выполнения заданий оценивалась способность учащихся понять проблему
(т.е. «Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач» [4] – что является требованием по освоению учебной
программы, и вместе с тем, является одной из сторон учебно-познавательной
компетенции. На основании чего можно говорить о компетентностной направленности
задания), тем или иным образом связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией,
и решить ее, используя знания из той или иной предметной области (что так же
нашло отражение в требованиях к подготовке выпускников: «Освоение обучающимися
в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и
способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной
области» [4], что в свою очередь обнаруживается в информационных компетенциях,
как владение информацией и её использование) [6]. Собственно, именно выполнение
таких заданий и показало бы уровень готовности учащихся к полной «взрослой»
жизни, что в данном случае показывало бы сформированность ключевых компетенций.
Именно решение задач, не связанных с учёбой в школе, и является показателем
готового человека к разнообразным трудностям в жизни.
Естественнонаучная грамотность в рамках международного исследования
PISA характеризуется:
1.
контекстом (личностный, социальный, глобальный), т.е. те жизненные
ситуации, которые можно рассматривать с точки зрения науки;
2.
знаниевым компонентом, в который входят знания об окружающем мире
и знания о естественных науках;
3.
компетентностный компонентом, под которым понимают умения
применять имеющиеся научные знания к жизненным ситуациям;
4.
аффективный компонентом, который оценивает интерес и
любознательность к естественным наукам.
Ниже перечислены умения, которые проверяются в заданиях
международного исследования:
·
распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть
исследованы научными методами (т.е. «владение основными методами научного познания,
используемыми в физике» [4], что имеет место в требованиях к подготовке
выпускников в стандарте общего образования. Именно владение методами,
применение методов исследования на практике и является учебно-познавательной
компетенцией);
·
выделять информацию (объекты, факты, экспериментальные данные и
др.), необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при
проведении научного исследования (выделение необходимой информации – анализ,
синтез – умения входящие к информационные компетенции, а так же в стандарт: «Способность
к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации» [4]);
·
делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с
учётом предложенной ситуации;
·
демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, чётко и
ясно формулировать выводы, доказательства и др.;
·
демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий. [6]
Таким образом, в исследованиях PISA нашли отражения задания, с
помощью которых можно проверить учащихся на наличие готовности оперировать
полученными знаниями, умениями и способами деятельности в школе для дальнейшей
жизни, что является составляющими компетенций. Так же, в исследовании имеется и
раздел вопросов, отвечая на которые, учащиеся показывают своё отношению к
предмету деятельности, а придерживаясь определения компетентности учащегося,
что компетентность – это совокупность личностных качеств ученика
(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),
обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и
личностно-значимой сфере [7], можно говорить о компетентностно ориентированных
заданиях, т.е. тех заданиях, умение выполнять который, говорит о
сформированности той или иной компетенции.
Учитывая, что исследования PISA может претендовать на исследование
с компетентностно-ориентированными заданиями, установим, какие же требования к
таким заданиям оно предъявляет.
Задания должны быть (PISA):
-
С недостающими данными, вернее, задания, в которых вместо расчётов
или оценок необходимо просто использовать здравый смысл. Например: Пётр налил
себе в чашку кофе, температура которого была около 90°С, и чашку холодной
минеральной воды с температурой около 5°С. Обе чашки одинаковые, объём напитков
тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20°С.
-
Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды
через 10 минут?
o
A) 70°С и 10°С;
o
В) 90°С и 5°С;
o
С) 70°С и 25°С;
o
D) 20°С и 20°С.
-
На понимание отдельных элементов научного исследования. Примером
такого задания может являться следующее: на какой из предложенных вопросов
можно ответить при помощи научного исследования?
o
что является объектом исследования, а что вспомогательными
средствами для его проведения?
o
как правильно выбрать условия проведения опыта для проверки данной
гипотезы?
o
какую гипотезу проверяет описанный в задании опыт?
o
какие выводы можно сделать на основании описанных в задании
результатов исследования? и т.п. Такого типа задания используются у нас и в
ЕГЭ, и в ГИА.
-
На оптимальный поиск информации. Например: в следующем
высказывании выделено несколько слов: «По прогнозам астрономов, в
текущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождение
Сатурна по диску Солнца». Какие три из выделенных слов были бы
наиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужно
узнать, когда именно может произойти это прохождение?
Иная точка зрения на компетентностные задания сформулирована у
Павловой в статье о познавательных компетентностных задачах. Она выделяет
следующие требования:
1)
могут иметь несколько способов решения;
2)
предполагают комплексное использование предметных (в данном случае
физических) знаний из разных предметов или разделов, а также других предметных
областей;
3)
повышенный уровень сложности;
4)
условия задач связаны с профессиональной деятельностью, с
реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство,
архитектура и т.д.);
5)
строятся на предметном (физическом) содержании, рассматриваемом в
вузовском курсе предмета (физики) и школьном курсе предмета (физики);
6)
включают следующие типы задач: на обоснование возможного
применения предметных (физических) знаний в конкретной ситуации; на применение
предметных (физических) знаний в конкретной предметной (физической) или непредметной
(нефизической) ситуации; на построение предметных (физических) объектов и
ситуаций; на формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям;
на оценку способа решения (правильно / неправильно, рационально / нерационально)
и полученного результата (правдоподобность).
Однако, Павлова, отмечает, что компетентностные задачи не
обязательно должны удовлетворять всем вышеперечисленным требованиям
одновременно, достаточно, чтобы они удовлетворяли хотя бы двум из них [8].
Так же при анализе статьи Оксюкевич Т.В. о компетентностных заданиях
[9], в которой приведены задания, компетентностно-ориентированных, сформулируем
собственные требования к задачам, которые будут являться компетентностно-ориентированными:
1.
предполагают комплексное использование физических знаний из разных
разделов;
2.
условия задач связаны с реальными жизненными ситуациями или
другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.);
3.
строятся на физическом содержании, рассматриваемом в школьном
курсе физики;
4.
имеют содержание следующего характера (типы заданий):
a.
на обоснование возможного применения физических знаний в
конкретной ситуации;
b.
на применение физических знаний в конкретной физической или
нефизической ситуации;
c.
на построение физических объектов, ситуаций, моделей;
d.
на формулирование свойств конкретного объекта, модели по заданным
условиям;
e.
на оценку способа решения (правильно / неправильно,
рационально / нерационально) и полученного результата (правдоподобность).
Задания по какой-либо теме, рассматриваемые в курсе физики, не
должна иметь только одно из предложенных условий. Требуется комплексное
содержание заданий, для достижения «компетентностно ориентированного задания».
Первое условие предполагает, что задания должны направлять учащихся не к двум
параграфам учебника, и искать в них две-три формулы, которые можно подставить и
решить, а будут подвигать учащихся на размышление, касающиеся того, где можно
найти тот иной материал, как он выглядит, какой несёт смысл, и главным образом,
как связать этот материал, с материалом из другой темы.
Второй пункт условий должен вносить в задания смысл «жизненных
ситуаций», т.е. именно те ситуации, которые могут встретиться в повседневной
жизни, в быту, в обществе, на производстве и т.п. В контексте таких заданий
можно выделить следующее:
·
познание и объяснение явлений и процессов окружающей
действительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей;
·
знакомство с современными научными исследованиями, расширяющими
представления об окружающем мире и ведущие к изменению качества жизни;
·
освоение и использование современной техники и технологий;
·
выполнение роли грамотного потребителя, обеспечение безопасного
образа жизни (в рамках использования этой техники и различных технологий); [1]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|