(iБ)2 = 1702
= 28900 А2. 
 
потери напряжения: 
 
 
потери мощности: 
 
Для варианта с меньшим расстоянием определяются необходимые
величины как математические ожидания: 
 
DUпч,ср = М[Duпчi];(20) 
DUпн,ср = М[Duпнi];(21) 
(22) 
(23) 
DPтс
= М[Dpi];(24) 
 
Iм – максимальное мгновенное значение тока
фидера. 
Математические ожидания рассчитываются по формуле: 
 
М[x] = å(xi×pi),(25) 
 
где     хi - случайная величина; 
рi – вероятность появления этой величины. 
 
DUпч,ср = 201×0,264 + 394×0,5 + 485×0,222
= 358 В; 
DUпн,ср = 361×0,264 + 358×0,5 + 333×0,222
= 348 В; 
DPтс
= 601277×0,264 + 746610×0,5 + 911518×0,222
= 734399 Вт. 
 
Максимальное мгновенное значение тока фидера Iм выбирается из табл. 4, как наибольшее из мгновенных
значений: фидер А1 Iм = 1945 А. 
Среднеквадратический ток наиболее загруженного фидера
находится из соотношения: 
 
(26) 
 
для максимально загруженного фидера при максимальном числе
поездов, одновременно находящихся на зоне питания, т.е. для фидера А1 при числе
поездов n = 4. 
Методом сечения графика движения поездов рассчитывается
только вариант с наименьшим расстоянием между тяговыми подстанциями L1. 
  
3.2 Аналитический метод расчета 
 
Расчет аналитическим методом производится для обоих
вариантов размещения тяговых подстанций, чтобы сравнить по первому варианту
сходимость двух методов и получить необходимые электрические величины для
второго варианта. Известны различные аналитические методы расчета /4, 5/. 
Исходными величинами для расчета являются: 
-
средние и эффективные токи одиночно следующих поездов четного и нечетного
направлений: Iпч,ср, Iпн,ср, Iпч,э, Iпн,э; 
-
средние числа поездов одновременно находящихся на зоне питания в четном и
нечетном направлениях. 
С учетом принятого условия, что количества перевозимых
грузов по направлениям одинаковы, числа поездов, одновременно находящихся на зоне
питания в четном и нечетном направлениях, равны: 
 
(27) 
  
Средние токи поездов 
Средние токи поездов принимаются равными значениям,
полученным при методе сечения графика движения поездов. 
Результирующий средний ток поезда 
 
(28) 
 
вариант 1: 
вариант 2: 
3.2.2.
Эффективные токи поездов 
Эффективные токи поездов также берутся из метода сечения.
Результирующий среднеквадратичный ток поезда определяется из соотношения: 
 
(29) 
 
вариант 1: 
вариант 2: 
Среднее
число поездов 
Среднее число поездов, одновременно находящихся на
межподстанционной зоне, равно: 
 
(30) 
 
где     Т - период графика, равный 720 мин. 
вариант 1: 
вариант 2: 
Средний и
эффективный токи подстанции Б при следовании одиночных поездов в чётном и
нечётном направлениях 
Так как в курсовом проекте кривые потребления тока на всех
межподстанционных зонах приняты одинаковыми, то для расчётов токов подстанции Б
можно использовать равенства: 
 
IБ1 = IА1; IБ2 = IА2.(31) 
 
Ток подстанции Б от поездов, следующих по межподстанционной
зоне А–Б, равен сумме токов двух фидеров: 
 
 
 = IБ3 + IБ4.(32) 
Ток подстанции Б от поездов, проходящих по следующей
межподстанционной зоне 
 
 =
IБ1 + IБ2 = IА1 + IА2.(33) 
 
В результате средний ток подстанции Б от одиночного поезда
равен соответствующему среднему току поезда Iпч,ср и Iпн,ср, а
среднеквадратичный ток - соответственно среднеквадратичным токам Iпч,э и Iпн,э. 
Средний ток подстанции Б при равных по длине
межподстанционных зонах для чётного и нечётного поездов равен: 
 
.(34) 
 
вариант 1: 
вариант 2: 
Аналогично определяются квадратичные значения токов
подстанции Б при следовании одиночных поездов. 
Квадрат эффективного тока подстанции Б от чётного и
нечётного поездов 
 
.   (35) 
 
вариант 1: 
вариант 2: 
Средний и
среднеквадратичный токи подстанции Б 
Средний ток подстанции Б 
 
IБ,ср = 2×nс×IБ,ср1.(36) 
 
вариант 1: 
IБ,ср = 2×2,6×420 = 2184 А. 
вариант 2: 
IБ,ср = 2×2,8×407 = 2279 А. 
Средний квадратичный ток подстанции Б определяется из соотношения: 
 
(37) 
 
где     DБ= 2×nc×D1 – дисперсия тока подстанции Б; 
 -
дисперсия тока одиночного поезда. 
вариант 1: 
вариант 2: 
3.2.6.
Эффективный ток наиболее загруженного фидера 
Эффективный ток наиболее загруженного фидера вычисляется
для максимального числа поездов n0, одновременно находящихся на зоне
питания, что соответствует минимальному интервалу между поездами, т.е. 
 
(38) 
 
где      – максимальная пропускная
способность за сутки. 
Максимальное число поездов на фидерной зоне равно: 
.(39) 
 
вариант 1: 
 
вариант 2: 
 
Путём сравнения в табл. 2 токов фидеров при следовании
одиночных поездов чётного и нечётного направлений определяется фидер с
наибольшим средним током Iф,ср1. 
Для этого фидера в табл. 2 вычисляется и эффективный ток
фидера Iф,э1. 
Квадрат эффективного тока фидера при nфм поездах равен: 
 
(39) 
 
где     Dф1 – дисперсия тока
фидера при движении одного поезда 
 
(40) 
 
вариант 1: 
вариант 2: 
3.2.7.
Максимальный ток фидера 
Максимальный ток фидера вычисляется с использованием
формулы нормального закона распределения для максимального числа поездов на
фидерной зоне nфм: 
 
(41) 
 
Если nфм>2, то
максимальный ток фидера следует рассчитывать по приведенной формуле. Если nфм<2, то максимальное значение следует принять равным 1,5×Iп,м. Значение Iп,м - максимальный ток поезда берется
по кривым потребляемого тока четного или нечетного поезда. 
вариант 1: 
вариант 2: 
Средняя
потеря напряжения до поезда 
Средние потери напряжения до поезда вычисляются по формуле: 
 
,(42) 
 
где     DUср,1 - средняя потеря напряжения от одного поезда, берется по
данным табл. 2; 
 
.(43) 
 
вариант 1: 
вариант 2: 
Средние
потери мощности в контактной сети 
Средние потери мощности в тяговой сети равны: 
 
(44) 
 
вариант 1: 
вариант 2: 
Результаты расчетов сводятся в табл. 5. 
 
Таблица 5. Результаты расчета электрических величин 
 
  | 
   Величина 
   | 
  
   Методы и варианты 
   | 
  
 
  | 
   Метод сечения графика
  движения поездов 
  (вариант 1) 
   | 
  
   Аналитический метод 
   | 
  
 
  | 
   Обознач. величины 
   | 
  
   Значение величины 
   | 
  
   Обознач. величины 
   | 
  
   Значение величины 
   | 
  
 
  | 
   вариант 1 
   | 
  
   вариант 2 
   | 
  
 
  | 
   Среднее число поездов,
  одновременно находящихся на зоне питания 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   nс 
   | 
  
   2,6 
   | 
  
   2,8 
   | 
  
 
  | 
   Средний ток поезда, А 
   | 
  
   Iпч,ср 
  Iпн,ср 
   | 
  
   752 
  928 
   | 
  
   Iпч,ср 
  Iпн,ср 
  Iп,ср1 
   | 
  
   752 
  928 
  420 
   | 
  
   759 
  868 
  407 
   | 
  
 
  | 
   Среднеквадратичный ток
  поезда, А 
   | 
  
   Iпч,э 
  Iпн,э 
   | 
  
   796 
  1007 
   | 
  
   Iпч,э 
  Iпн,э 
  Iп,э1 
   | 
  
   796 
  1007 
  642 
   | 
  
   802 
  976 
  631 
   | 
  
 
  | 
   Среднеквадратичный ток
  наиболее загруженного фидера, А 
   | 
  
   Iф,э 
   | 
  
   1617 
   | 
  
   Iф,э 
   | 
  
   1565 
   | 
  
   1630 
   | 
  
 
  | 
   Максимальный ток фидера,
  А 
   | 
  
   Iф,м 
   | 
  
   1945 
   | 
  
   Iф,м 
   | 
  
   2400 
   | 
  
   2400 
   | 
  
 
  | 
   Средний ток тяговой
  подстанции Б, А 
   | 
  
   IБ,ср 
   | 
  
   2244 
   | 
  
   IБ,ср 
   | 
  
   2184 
   | 
  
   2279 
   | 
  
 
  | 
   Среднеквадратичный ток
  тяговой подстанции Б, А 
   | 
  
   IБ,э 
   | 
  
   2402 
   | 
  
   IБ,э 
   | 
  
   2449 
   | 
  
   2549 
   | 
  
 
  | 
   Средняя потеря напряжения
  до поезда, В 
   | 
  
   DUпч,ср 
  DUпн,ср 
  DUп,ср 
   | 
  
   358 
  348 
  353 
   | 
  
   DUпч,ср 
  DUпн,ср 
  DUп,ср 
   | 
  
   498 
  563 
  530 
   | 
  
   402 
  416 
  409 
   | 
  
 
  | 
   Средняя потеря мощности
  в тяговой сети, кВт 
   | 
  
   DРтс 
   | 
  
   734 
   | 
  
   DРтс 
   | 
  
   1166 
   | 
  
   933 
   | 
  
 
 
Сравнивая два метода расчета, нетрудно заметить, что метод
сечения графика дает более точные значения, чем аналитический метод, но и более
трудоемок, и требует знание графика движения поездов на рассматриваемой межподстанционной
зоне. Очень часто такой график не известен, поэтому приходится пользоваться
только аналитическим методом расчета. 
  
 
 
4. Выбор
оборудования тяговых подстанций 
 
К основному оборудованию тяговых подстанций относятся
выпрямительные агрегаты и понизительные трансформаторы тяговых подстанций постоянного
тока. 
  
4.1 Число и мощность тяговых
агрегатов подстанции постоянного тока 
 
Число агрегатов определяется по мощности на тягу 
 
Pт = Uтп×Iтп,э.(45) 
 
вариант 1: 
расчет ведется с использованием значений, полученных при
методе сечения графика движения поезда 
Pт = 3,3×2402 = 7927 кВт. 
вариант 2: 
Pт = 3,3×2995 = 9884 кВт. 
Для обоих вариантов выбирается выпрямительный агрегат типа
ТПЕД-3150–3,3кУ1 с двухмостовой (нулевой, мостовой) схемой выпрямления; Idном = 3150 А; Udном = 3300 В; Pвн = 3,3×3150 = 10395 кВт, типы диодов в плече ДЛ133–500–14,
установка охлаждения наружная, охлаждение воздушное принудительное. 
Число выпрямительных агрегатов без учета резерва 
 
(46) 
 
где     Pв,н - номинальная мощность
агрегата. 
вариант 1: 
вариант 2: 
Так как выпрямительные агрегаты поставляются
промышленностью комплектно, то необходимо проверить соответствие мощности
тягового трансформатора по условиям при двухступенчатой трансформации: 
 
,(47) 
 
где     l - коэффициент мощности тяговой подстанции постоянного тока,
равный 0,92…0,93; 
вариант 1: 
. 
вариант 2: 
. 
Для обоих вариантов выбирается преобразовательный
трансформатор типа ТРДП-12500/10ЖУ1 uк = 8,2%; Рхх = 16 кВт; Ркз = 71,5
кВт. 
  
4.2 Число и мощность
понизительных трансформаторов 
Число и мощность понизительных трансформаторов определяется
по суммарной мощности на тягу и районные потребители: 
 
Sпт = (Sт + Sp)×кp,(48) 
 
где     ; 
 
Sp - мощность районной нагрузки,
принимаемая в пределах до 0,25 мощности на тягу; 
кр - коэффициент, учитывающий
разновременность максимумов тяги и районной нагрузки, принимаемый равным 0,97. 
вариант 1: 
Sпт = (8524 + 0,25×8524)×0,97
= 10335 кВт. 
вариант 2: 
Sпт = (10628 + 0,25×10628)×0,97
= 12886 кВт. 
Для обоих вариантов выбирается трехобмоточный понизительный
трансформатор типа ТДТН-16000/110–66 UВН = 115 кВ; UСН = 38,5 кВ; UНН = 11 кВ; 
Pхх = 26 кВт; Pкз = 105 кВт; uк: ВН-СН = 17%, ВН-НН = 10,5%, СН-НН = 6%; 
iхх = 1,05%. 
Число понизительных трансформаторов 
 
,(49) 
 
где     Sпт,н - номинальная мощность
трансформатора; 
кпер - коэффициент перегрузки
трансформатора, допускаемый техническими условиями. 
вариант 1: 
. 
вариант 2: 
. 
Согласно Правилам устройства системы тягового
электроснабжения железных дорог РФ бесперебойность питания нагрузок тяги (кроме
слабозагруженных линий) обеспечивается установкой на подстанциях: 
– переменного тока напряжением 25 кВ и постоянного
тока с двойной трансформацией – не менее двух понижающих трансформаторов; 
– системы 2х25 кВ с однофазными трансформаторами –
резервного трансформатора с возможностью подключения его к каждому плечу
питания; 
– постоянного тока - не менее двух
выпрямительных агрегатов. 
В случае отключения одного понижающего трансформатора или
выпрямительного агрегата оставшиеся в работе должны обеспечивать заданные размеры
движения при принятых в проекте схеме питания контактной сети и организации
движения поездов, а так же питание нагрузок нетяговых электроприемников первой
и второй категорий. 
Согласно этим требованиям на каждой тяговой подстанции
устанавливаются 2 понижающих трансформатора, 2 преобразовательных
трансформатора и 2 выпрямительных агрегата. 
  
 
 
5. Расчёт
токов короткого замыкания и выбор 
уставок токовых защит 
 
В тяговых сетях существует опасность того, что токи
короткого замыкания могут быть соизмеримы с максимальными рабочими токами,
поэтому необходимо рассчитать минимальные токи короткого замыкания для двух точек
– на посту секционирования и на шинах соседней подстанции (см. рис. 4, 5,
6). 
Расчетная схема для расчетов токов КЗ 
 
Рис. 4 
 
Схема замещения для расчетов токов КЗ в точек К1 
 
Рис. 5 
 
Для тяговой сети постоянного тока минимальный ток короткого
замыкания в точке К1 
 
,(50) 
 
где     Ud0 - напряжение холостого
хода на шинах тяговой подстанции, равное 3650 В; 
Схема замещения для расчетов токов КЗ в точек К2 
 
Рис. 6 
 
р - возможное снижение напряжения в первичной сети, р = 0,05; 
uд - падение напряжения в дуге в месте короткого замыкания,
принимаемое равным 150…200 В; 
Iнагр - ток нагрузки неповрежденных
фидеров; 
r -
внутреннее сопротивление тяговой подстанции; 
Rо - сопротивление линии отсоса
определяется из условия, что сечение отсоса должно быть не менее трех сечений
тяговой сети, а длина отсоса в пределах от 0,2 до 0,5 км; 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |