σтγmax=31,476 даН/мм2≤ [σтγmax]=60
даН/мм2;
σтtmin=17,606 даН/мм2≤ [σтtmin]=60
даН/мм2;
σтtср=15,775 даН/мм2≤ [σтtср]=42 даН/мм2.
Условия выполняются, значит выбранный провод пригоден для
условий проектируемой линии.
5 Выбор изоляторов и линейной
арматуры
Тип изолятора выбирается по механической нагрузке с
учетом коэффициента запаса прочности, который представляет собой отношение
разрушающей электромеханической нагрузки к нормативной нагрузке на изолятор.
Согласно ПУЭ, коэффициенты запаса прочности в режиме наибольшей нагрузки должны
быть не менее 2,7, а в режиме среднегодовой температуры – не менее 5,0.
В нормальных режимах поддерживающая гирлянда изоляторов
воспринимает осевую нагрузку, состоящую из веса провода, гололеда и веса самой
гирлянды.
Нагрузка для изоляторов поддерживающих гирлянд, даН,
2,7·(Gг+Gи)≤ Gэм,
5,0·(Gп+Gи)≤Gэм, (5.1)
где Gг – нагрузка на изолятор от веса провода, покрытого
гололедом, даН,
Gг=γ7·F·lвес, (5.2)
где lвес=280 м – длина весового пролета;
F – общее фактическое сечение провода, мм2;
Gи – нагрузка на изолятор от веса гирлянды, даН,
предварительно Gи=50 даН;
Gп – нагрузка на изолятор от веса провода, даН,
Gп=γ1·F·lвес, (5.3)
Тогда
2,7·( γ7·F·lвес+
Gи)=2,7·(8,5·10-3·173,2·280+50)=1248;
5,0·( γ1·F·lвес+
Gи)=5,0·(3,46·10-3·173,2·280+50)=1089.
Выбирается изолятор с такой разрушающей
электромеханической нагрузкой, чтобы выполнялись условия (5.1). Выбирается
изолятор ПФ70-В с разрушающей электромеханической нагрузкой 7500 даН:
1248<7500;
1089<7500,
т.е. условия выполняются.
Определяется число изоляторов в поддерживающей гирлянде,
n≥,
(5.4)
где λэф – нормированная удельная эффективная длина
пути утечки. Для степени загрязненности атмосферы I λэф=13 мм/кВ;
Uнаиб=1,15·Uном;
lэф – эффективная длина пути утечки, мм,
lэф=lут/k, (5.5)
где lут =355 мм для выбранного изолятора;
k – поправочный коэффициент,
k=, (5.6)
где D – диаметр тарелки изолятора, D=270 мм;
k==1,157;
lэф=355/1,157=306,8;
n≥=5,4.
Полученное значение округляется до шести и увеличивается
на один. В итоге число изоляторов в поддерживающей гирлянде равно семи.
При выборе изоляторов натяжных гирлянд в условия (5.1)
добавляется величина тяжения провода.
Нагрузка на изолятор натяжной гирлянды, даН,
, (5.7)
=5894,
=6949.
Выбирается изолятор ПФ70-В с разрушающей
электромеханической нагрузкой 7500 даН:
5894<7500;
6949<7500,
т.е. условия выполняются.
Число изоляторов в натяжной гирлянде принимается на один
больше, чем в поддерживающей, т.е. восемь штук. Выбор арматуры аналогичен
выбору изоляторов. Коэффициент запаса прочности для условий гололеда должен
быть не менее 2,5. Нагрузка на арматуру поддерживающей гирлянды, даН,
2,5·(Gг+Gи)≤ Gр, (5.8)
2,5·(8,5·10-3·173,2·280+50)=1156.
Выбирается узел крепления гирлянды к траверсе опоры
КГП-7-1, серьгу СР-7-16, ушко У1-7-16 с разрушающей минимальной нагрузкой 70
кН; глухой поддерживающий зажим ПГН-3-5 с минимальной разрушающей нагрузкой 25
кН.
Нагрузка на арматуру натяжной гирлянды, даН,
, (5.9)
=5457.
Для натяжной гирлянды выбирается та же арматура что и для
поддерживающей. Для натяжной гирлянды выбираем болтовой зажим.
Изолятор и линейная арматура изображены на рисунках
5.1-5.5.
Рисунок 5.1 – Изолятор ПФ70-В
Рисунок 5.2 – Узел крепления КГП-7-1
D=16 мм; А=17 мм; d=16 мм; L=80 мм; Н1=32 мм; Н=82 мм
Рисунок 5.3 – Зажим поддерживающий ПГН-3-5
L=220 мм; А=20 мм; Н=66 мм
Рисунок 5.4 – Серьга СР-7-16
D=17 мм; d=16 мм; А=65 мм; b=16 мм
Рисунок 5.5 – Ушко У1-7-16
D=17 мм;D1=19,2 мм; b=16 мм; Н=104 мм
Фактический вес поддерживающей гирлянды, даН,
, (5.10)
где Gиз – вес одного изолятора, даН;
Gарм – суммарный вес элементов арматуры, даН;
=37,81.
Фактическая длина поддерживающей гирлянды, м,
, (5.11)
где Низ – высота одного изолятора, м;
Нарм – суммарная высота элементов арматуры, м;
=1,339.
Получили λгир.ф =1,339 больше, чем принятое в
расчетах λ=1,3.
Проверка соблюдения габарита.
Пересчитанная допустимая стрела провеса, м,
,
=6,161.
Проверка соблюдения требуемых расстояний от низшей точки
провисания провода до земли по условию:
f≤[f]=6,161,
ftmax=3,24<6,161.
Условие соблюдается, т.е. такая длина гирлянды допустима.
Защита от вибрации осуществляется с помощью гасителей
вибрации, представляющих собой два груза, закрепленных на стальном тросике
(рисунок 5.6).
Рисунок 5.6 – Гаситель вибрации ГПГ-1,6-11-400/21
d=11 мм; 2R=21 мм; L=400 мм; H=78 мм
Выбор гасителя вибрации осуществляется с учетом марки и
сечения провода. Выбирается гаситель вибрации ГПГ-1,6-11-400/21. Для
грозозащитного троса гаситель вибрации не требуется, так как σтtср<18,0
даН/мм2.
Расстояние от зажима до места крепления виброгасителя,
мм,
, (5.12)
где d – диаметр провода, мм;
Gп – вес одного метра провода, даН;
=1067,4
мм≈1,07 м.
6 Расстановка опор по профилю
трассы
6.1 Построение шаблона
На заданном профиле трассы расстановка опор производится
с помощью специальных шаблонов. Шаблон представляет собой три кривые провисания
провода, сдвинутые относительно друг друга, построенные в виде парабол для
режима, при котором возникает наибольшая стрела провеса. В п. 4.5 была
определена максимальная стрела провеса, которая соответствует режиму
максимальной температуры, fmax=3,24 м.
Кривая 1 – кривая провисания нижнего провода – строится
на основе формулы стрелы провеса:
, (6.1)
где γfmax, σfmax – удельная нагрузка и
напряжение в проводе в режиме, отвечающем наибольшей стреле провеса. Данная
формула представляется в виде уравнения:
y=a·x2, (6.2)
где
; a=.
Для режима максимальной температуры уравнение примет вид:
,
Для построения кривой 1 в 1-ом квадранте выполняется
несколько расчетов, представленных в виде таблицы 6.1.
Таблица 6.1 – Построение кривой 1
l
|
0
|
50
|
100
|
150
|
202,5
|
x
|
0
|
25
|
50
|
75
|
101,
|
y
|
0
|
0,27
|
0,79
|
1,78
|
3,24
|
Кривая 2, называемая габаритной, сдвинута о вертикали
вниз от кривой 1 на расстояние требуемого габарита от земли Г=6 м. Кривая 3 –
земляная – сдвинута от кривой 1 вниз на расстояние h2-λгир.ф=13,5-1,339=12,161
м (рисунок 6.1).
Рисунок 6.1 – Построение шаблона
Шаблон накладывают на профиль трассы так, чтобы кривая 3
пересекала профиль в месте установки первой анкерной опоры, а кривая 2 касалась
его, при этом ось у должна быть строго вертикальной. Тогда другая точка
пересечения кривой 3 с профилем будет соответствовать месту установки первой
промежуточной опоры. При таком положении шаблона во всех точках пролета габарит
будет не меньше допустимого. Аналогично находится место установки второй
промежуточной опоры и т.д.
После монтажа анкерного участка в проводах происходит
выравнивание напряжения, которое соответствует какому-то условному пролету.
Этот пролет называется условным, и его длина, м, определяется из выражения:
, (6.3)
где li – фактическая длина i-го пролета в анкерном
участке, м;
n – количество пролетов в анкерном участке;
=166.
В результате расчетов получили что lпр отличается от lр
на
∙100%=18%,
что больше допустимых 5%. В таком случае заново
проводится механический расчет, построение шаблона и расстановка опор на
трассе. Для данного курсового проекта допускается изменить расстановку опор без
проведения повторного механического расчета.
Построение нового шаблона.
,
Для построения кривой 1 в 1-ом квадранте выполняется
несколько расчетов.
Таблица 6.2 – Построение кривой 1
l
|
0
|
50
|
100
|
166
|
x
|
0
|
25
|
50
|
83
|
y
|
0
|
0,27
|
0,79
|
2,18
|
Новая расстановка опор показана на рисунке 6.3.
Приведенный пролет, м,
=132
Проверка:
∙100%=20%.
В результате повторного расчета разница между приведенным
и расчетным пролетом снова велика. Расчет повторяется до тех пор пока разница
между значениями пролетов будет не более 5%.
6.2 Проверка опор на прочность
При расстановке опор по профилю трассы все они должны
быть проверены на прочность в реальных условиях. Проверка выполняется
сопоставлением вычисленных для каждой опоры весового и ветрового пролетов со
значениями этих пролетов, указанных в технических характеристиках опоры.
Весовой пролет, м,
, (6.4)
где эквивалентные пролеты вычисляются по формулам:
-первый (большой) эквивалентный пролет, м,
, (6.5)
-второй (малый) эквивалентный пролет, м,
, (6.6),
где l – действительная длина пролета, м;
Δh – разность между высотами точек подвеса провода,
м;
Смежными эквивалентными пролетами, прилегающими к опоре,
могут быть и два больших или два малых эквивалентных пролета. Тогда выражение
(6.4) будет иметь вид:
;
или
.
Ветровой пролет, м,
. (6.7)
Расчет для второй опоры.
=108,4;
=206,9;
=157,6;
=141,0.
Для остальных опор расчет сводится в таблицу 6.2.
Таблица 6.2 – Проверка опор на прочность
№ опоры i
|
l'эi-1, м
|
l”эi-1, м
|
l’эi, м
|
l”эi, м
|
Δhi-1, м
|
Δhi, м
|
lвес, м
|
lветр, м
|
1
2
3
4
5
6
7
|
-
-
-
-
204,3
-
-
|
184,3
108,4
43,1
168,0
-
104,6
148,7
|
205,6
206,9
200,0
-
189,4
173,3
165,0
|
-
-
-
143,7
-
-
-
|
0,55
2,23
2,99
0,86
1,54
1,82
0,58
|
2,23
2,99
0,86
1,54
1,82
0,58
0,41
|
194,9
157,6
121,5
155,8
196,8
138,9
156,8
|
175,5
141,0
154,5
179,0
160,5
154,0
158,5
|
Таким образом, для каждой опоры выполняются условия
7 Расчет монтажных стрел провеса
провода и троса
Определяется исходный режим из соотношений трех
критических пролетов и приведенного пролета: lк1 – мнимый, lпр=166 м>lк3=144,2
м.
На основании полученных соотношений определяется исходный
режим. Это режим максимальной нагрузки с параметрами: σи=[σγ.max]=13,0
даН/мм2, γи=γmax=8,5·10-3 даН/(м·мм2), tи=tгол=-5°С.
Расчет напряжения при монтаже осуществляется с помощью
уравнения
. (7.1)
Стрела провеса провода в интересующем пролете lф, м,
определяется из выражения
, (7.2).
Тяжение провода, даН, рассчитывается по формуле
, (7.3)
С помощью уравнения состояния рассчитывается напряжение в
проводе при температуре монтажа tmax=40°C и tmin=-10°C.
при tmax=40°C:
.
Полученное уравнение приводится к виду:
.
=5,53
даН/мм2.
Тяжение в проводе, даН,
,
=957,8.
при tmin=-10°C:
.
Полученное уравнение приводится к виду:
.
=10,74
даН/мм2.
Тяжение в проводе, даН,
=1860,2
даН.
Для наибольшего пролета lmax=194 м и наименьшего пролета
lmin=125 м по формуле (7.2) рассчитываются стрелы провеса при максимальной и
минимальной температурах, м,
lmax=194 м
=2,94;
=1,52;
lmin=125 м
=1,22;
=0,63.
Расчет при других температурах выполняется аналогично,
результаты заносятся в таблицу 7.1.
Стрела провеса провода в габаритном пролете при
температуре 15°С, м,
, (7.4)
=2,84.
Исходные данные для троса: σтгр=14,7 даН/мм2, γт1=8·10-3
даН/(м·мм2), t=15°C.
Стрела провеса троса в габаритном пролете в режиме грозы
исходя из требуемого расстояния z для габаритного пролета, м,
, (7.5)
=3,104.
Определяется величина напряжения в тросе по известной
величине fтгр, даН/мм2,
, (7.6)
=16,3.
Определяются напряжения в тросе при температуре монтажа
из уравнения состояния, принимая в качестве исходного грозовой режим.
, (7.7)
Для наибольшего пролета lmax=194 м и наименьшего пролета
lmin=125 м рассчитываются стрелы провеса троса, м,
, (7.8)
, (7.9)
Тяжение в тросе, даН,
, (7.10)
Расчет для температуры -10°С.
Полученное уравнение приводится к виду:
.
=20,33
даН/мм2.
Тяжение в тросе, даН,
=988
даН.
Стрела провеса при lmax=194 м, м,
=1,85.
Стрела провеса при lmin=125 м, м,
=0,77.
Расчет при других температурах выполняется аналогично,
результаты заносятся в таблицу 7.2.
Таблица 7.1 – Монтажная таблица провода
Температура, °С
|
Напряжение, даН/мм2
|
Тяжение, даН
|
Стрела провеса в пролете длиной, м
|
l=194
|
l=125
|
-10
0
10
15
20
30
40
|
10,74
9,42
8,24
7,70
7,19
6,28
5,53
|
1860,2
1631,5
1427,2
1333,6
1245,3
1087,7
957,8
|
1,52
1,73
1,97
2,11
2,26
2,59
2,94
|
0,63
0,72
0,82
0,88
0,94
1,08
1,22
|
Таблица 7.2 – Монтажная таблица троса
Температура, °С
|
Напряжение, даН/мм2
|
Тяжение, даН
|
Стрела провеса в пролете длиной, м
|
194 м
|
125 м
|
-10
0
10
20
30
40
|
20,33
18,61
17,03
15,60
14,33
13,20
|
988,0
904,4
827,7
758,2
696,4
641,5
|
1,85
2,02
2,21
2,41
2,63
2,85
|
0,77
0,84
0,92
1,00
1,09
1,18
|
Монтажные графики для провода и троса изображены на
рисунках 7.1 и 7.2.
Рисунок 7.1 – Монтажные графики для провода
Рисунок 7.2 – Монтажные графики для троса
Заключение
В данном курсовом проекте были рассмотрены основные этапы
проектирования механической части воздушных ЛЭП: выполнены выбор промежуточных
опор, механический расчет проводов и грозозащитного троса, выбор линейной
арматуры, произведены расстановка опор по профилю трассы и расчет монтажных
стрел провеса.
В ходе выполнения данного курсового проекта получены
навыки пользования справочными материалами и нормативными документами, а также
навыки выполнения самостоятельных инженерных расчетов с привлечением
прикладного программного обеспечения персональных компьютеров.
Список литературы
1. Правила
устройства электроустановок. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 928 с.
2. Проектирование
механической части воздушных ЛЭП. Учебное пособие по курсовому и дипломному
проектированию. – Киров, 2004.-99 с.
Страницы: 1, 2
|