Превышение температуры
проводника над температурой окружающей среды зависит от количества выделяемого
в нем тепла, следовательно от квадрата длительного прохождения по нему тока, а
также от условий его охлаждения. Работа проводов и кабелей по условиям их
нагрева считается допустимой, если при заданной величине тока температура
проводника не превышает допустимого значения. Ток допустимый из формулы (16)
зависит от удельной электрической проводимости материала и диаметра проводника.
В практических расчетах сетей обычно пользуются годовыми таблицами длительно
допустимых токов нагрузки на провода и кабели из различных материалов и при
различных условиях прокладки. Таким образом, условие проверки выбранного
сечения по нагреву записывается в виде формулы (16).
Наибольшая токовая
нагрузка в послеаварийном режиме будет иметь место при отключении одной цепи
линии.
Аварийные токи:
По [3, табл. 3.15].определяем
допустимые токи по нагреву и все полученные результаты запишем в таблицу 4.
Таблица 4
Линия
|
А – 1
|
А – 2
|
A – 3
|
А – 4
|
А-5
|
4-5
|
|
48,7
|
66,1
|
87,3
|
86,2
|
48,2
|
8,81
|
F=
|
54,1
|
73,4
|
97
|
95,7
|
53,5
|
9,78
|
|
97,5
|
132,26
|
179,7
|
269,49
|
269,49
|
114,6
|
|
390
|
390
|
390
|
390
|
390
|
390
|
Марка провода
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
При сравнении наибольшего
тока в послеаварийном режиме с длительно допустимым током по нагреву выполняется
неравенства (17) и, следовательно, выбранные провода удовлетворяют условию
допустимого нагрева в послеаварийном режиме.
Схема1
Рассмотрим линию с
двухсторонним питанием (А-1-2-А)
По первому закону Кирхгофа
определим переток мощности :
Рассмотрим двухцепные
линии
В нормальном режиме работы
сети наибольший ток в одноцепной линии равен:
(14)
В двухцепной линии:
(15)
Тогда расчетная токовая
нагрузка линии А – 3 в нормальном режиме:
В линии А – 5:
В линии А – 4:
В линии А – 1:
В линии А – 2:
Исходя из напряжения,
расчетной токовой нагрузки, района по гололеду, материала опор и количества
цепей в линии по [табл. 7.8, 1] выбираются сечения сталеалюминевых проводов.
Для линии 110кВ наименьшее сечение сталеалюминевого провода равно 120 мм2.
Использование проводов сечением 70 мм2 и 95 мм2 согласно [ табл. 9.5, 1]
экономически не выгодно и не целесообразно. Так для линии А – 1 выбираем АС –
120;
Для А – 2: АС – 120;
Для 2 – 1: АС – 120;
Для А – 3: АС – 120;
Для А – 4: АС – 120;
Для А – 5: АС – 120.
Наибольшая токовая
нагрузка в послеаварийном режиме будет иметь место при отключении одной цепи
линии.
Аварийные токи:
По [табл. 7.12, 1]
определяем допустимые токи по нагреву и все полученные результаты запишем в
таблицу 4.
Таблица 4
Линия
|
А – 5
|
А – 4
|
A – 3
|
А – 2
|
А-1
|
1-2
|
|
57,3
|
77,4
|
87,3
|
46,01
|
68,6
|
19,8
|
F=
|
63,6
|
86
|
97
|
51,2
|
76,2
|
22
|
|
114,6
|
154,86
|
174,7
|
229,8
|
229,8
|
132,2
|
|
390
|
390
|
390
|
390
|
390
|
390
|
Марка провода
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
АС 120/19
|
При сравнении наибольшего
тока в послеаварийном режиме с длительно допустимым током по нагреву выполняется
неравенства (17) и, следовательно, выбранные провода удовлетворяют условию
допустимого нагрева в послеаварийном режиме.
7. Выбор схем
электрических подстанций
Выбор тех или иных схем
подстанций зависит от конструктивного выполнения линий и подстанций,
протяженности линии и передаваемой по ним мощности нагрузки, характера питаемых
по сети потребителей и требований, предъявляемых ими в отношении надежности
электроснабжения. Электрические подстанции являются одним из наиболее массовых
элементов энергосистем; их часто значительно больше числа электростанций.
Отсюда следует необходимость упрощения главных схем и удешевления,
соответствующих РУ подстанций. Подстанции делятся на тупиковые, ответвительные
и узловые.
Тупиковые станции это
станции, питаемые по одной или двум радиальным линиям. Ответвительные станции
это станции, присоединяемые к одной или двум проходящим линиям на ответвлениях.
Проходные станции это станции, присоединяемые к сети путем захода одной линии с
двусторонним питанием. Узловые станции это станции, присоединяемые к сети не
менее чем по трем питающим линиям.
Основные требования к
главным схемам электрических соединений:
- Схема должна
обеспечивать надежное питание присоединенных потребителей в нормальном,
ремонтном, послеаварийном режимах в соответствии с категориями нагрузки с
учетом наличия или отсутствия независимых резервных источников питания;
- Схема должна
обеспечивать надежность транзита мощности через подстанцию в нормальном,
ремонтном и послеаварийном режимах в соответствии с его значением для
рассматриваемого участка сети;
- Схема должна быть по
возможности простой, наглядной, экономичной и обеспечивать средствами
автоматики восстановление питания потребителей в послеаварийной ситуации без
вмешательства персонала;
- Схема должна допускать
поэтапное развитие РУ с переходом от одного этапа к другому без значительных
работ по реконструкции и перерывов в питании потребителей;
- Число одновременно
срабатывающих выключателей в пределах одного РУ должно быть не более 2 при
повреждении линии и не более четырех при повреждении трансформатора.
Схема 1
Для ПС №1 и №2 выбираем
мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны
трансформаторов по [4, рис. 3.6]:
Рис. 8
Для ПС №3, 4, 5выбираем
два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны линии по [4,
рис. 3.5]:
Рис. 9
Для питающей подстанции А
выбираем схему на рис. 10 – две рабочие и обходная система шин по [4, рис. 3.10]:
Рис. 10
Схема 2
Для ПС №1, 2, 3выбираем схему
на рис. 9 – два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны
линии по [4, рис. 3.5]:
Для ПС №4 и №5 выбираем
схему на рис. 8 – мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой
со стороны трансформаторов по [4, рис. 3.6]:
Для питающей подстанции А
выбираем схему на рис. 10 – две рабочие и обходная система шин по [4, рис. 3.10]
8.Технико-экономический
расчет
Определим суммарные
капиталовложения на сооружение трасс воздушных линий электропередачи.
Вариант 1.
тыс. руб.
Вариант 2.
тыс. руб.
Расчет суммарных годовых
потерь электроэнергии.
Потери эл. эн. в трансформаторах
определяются по формуле:
,
где t – время наибольших
потерь по формуле:
.
Потери электрической
мощности в линиях электропередач.
Вариант 1.
Вариант 2.
Стоимость электроэнергии
составляет
Вариант 1.
тыс. руб
Вариант 2.
тыс. руб
Капитальные вложения в
строительство распределительных устройств 110/10 кВ.
Таблица 5. Стоимость
трансформаторов.
Мощность, МВА
|
Стоимость 1шт.,
|
Количество шт.,
|
Итого, тыс. руб.
|
16000
|
14000
|
2
|
28000
|
25000
|
19000
|
8
|
152000
|
Таблица 6. Стоимость КУ с
выключателями
Марка,
|
Стоимость, тыс. руб.,
|
Количество шт.,
|
Итого, тыс. руб.
|
УКЛ-10,5-2250У3
|
500
|
8
|
4000
|
УКЛ-10,5-2700У3
|
680
|
4
|
2720
|
УКЛ-10,5-3150У3
|
720
|
8
|
5280
|
Стоимость оборудования
подстанций 110/10 кВ.
Вариант1.
Таблица 7.
Наименование РУ
|
Стоимость тыс. руб.,
|
Постоянная часть затрат,
тыс. руб.,
|
Номер узла,
|
Всего, тыс. руб.,
|
РУ-110 кВ. Два блока с
выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны линии.
|
9063
|
11970
|
3,4,5
|
63099
|
РУ-110 кВ. Мостик с
выключателем в цепях линии и ремонтной перемычкой со стороны линии.
|
11150
|
11970
|
1,2
|
35090
|
РУ-110 кВ. Две системы
шин с обходной
|
38800
|
25000
|
А
|
63800
|
Вариант 2.
Таблица 8.
Наименование РУ
|
Стоимость тыс. руб.,
|
Постоянная часть затрат,
тыс. руб.,
|
Номер узла,
|
Всего, тыс. руб.,
|
РУ-110 кВ. Два блока с
выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны линии.
|
9063
|
11970
|
1,2,3
|
63099
|
РУ-110 кВ. Мостик с
выключателем в цепях линии и ремонтной перемычкой со стороны линии.
|
11150
|
11970
|
4,5
|
35090
|
РУ-110 кВ. Две системы
шин с обходной
|
38800
|
25000
|
А
|
63800
|
Капиталовложения в
строительство распределительной электрической сети 110/10.
Вариант 1.
Вариант 2.
Объем реализованной
продукции.
Издержки на амортизацию,
ремонт и обслуживание оборудования.
Суммарные издержки.
Прибыль.
Налог на прибыль.
Принимаем 20%.
Рентабельность сети.
Расчет срока окупаемости.
Величина кредита:
К=548549тыс.руб
Численность персонала N=30
человек.
Средняя зарплата ЗП=15000
тыс.руб.
Покупной тариф на
электроэнергию Тпокуп=163 коп./кВт ч.
Число часов работы сети в
нормальном режиме за год Туст=4500 ч.
РЭС получает определенное
количество эл. эн. по цене:
Отчисления в фонд оплаты
труда и на социальные нужды.
Отчисления на амортизацию
Затраты на
эксплуатационные расходы на ЛЭП и силовое оборудование.
Итого:
Тариф на электроэнергию
для потребителей.
ТРЕАЛ=2,20 руб./кВт ч
Реализованная энергия.
Прочие расходы.
Налоги (относимые на
финансовые результаты).
А) На содержание жилого
фонда.
Б) Налог на имущество.
Налоги ( относимые на
себестоимость за год)
А) Транспортный налог.
Балансовая прибыль.
Налогообладаемая прибыль.
Налог на прибыль.
Чистая прибыль.
Определение срока
окупаемости проекта.
Таблица 9.
Год
|
Ежегодная чистая
прибыль, тыс.руб.
|
Выплата процентов за
кредит, тыс. руб.
|
Остаток непогашенного
долга, тыс. руб.
|
1
|
169605,15
|
548549+54854,9
|
433798,7
|
2
|
169605,15
|
433798,7+43379,8
|
307573,4
|
3
|
169605,15
|
307573,4+30757,3
|
168925,6
|
4
|
169605,15
|
168925,6+16892,56
|
16213
|
5
|
169605,15
|
16213+1621,3
|
-151770,8
|
Срок окупаемости
предприятия составляет 5лет.
Полученный срок является
приемлемым, т.к. соответствует нормативным значениям для данного типа
сооружений.
9. Расчет режимов сети
Максимальный режим
Определение расчетной
нагрузки ПС и расчет потерь в трансформаторах
Расчетная нагрузка ПС
определяется по формуле [1]:
,(35)
где - нагрузка i-ой ПС;
- потери полной мощности в трансформаторе;
- реактивные мощности, генерируемые в начале линии
da и конце линии ab.
Емкостные мощности линий определяются по номинальным
напряжениям [1]:
,(36)
,(37)
где - емкостные проводимости линий.
Для одноцепных линий емкостная
проводимость определяется следующим образом:
,(38)
где - удельная емкостная проводимость линии
(выбирается по [1, табл. 7.5], исходя из марки провода);
- длина линии.
Определим потери мощности
в трансформаторе, согласно [1]:
,(39)
,(40)
где k – количество
одинаковых трансформаторов ПС;
- полная мощность i-ой ПС;
, ,
, - паспортные данные соответствующего
трансформатора.
Потери полной мощности в
трансформаторе:
.(41)
Для ПС № 1 ():
.
Определим расчетную
нагрузку:
Для ПС № 2 ():
Определим расчетную
нагрузку:
Для ПС № ПС№ 3():
Определим расчетную
нагрузку:
Для ПС № 4 ():
.
Определим расчетную
нагрузку:
Для ПС № 5 ():
.
Определим расчетную
нагрузку:
Расчет перетоков мощностей
с учетом потерь в линии
Определим полные
сопротивления линий [1, табл.7,5].
Таблица 10
Линия
|
Марка провода
|
|
А – 4
|
АС – 120/19
|
|
А – 5
|
АС – 120/19
|
|
5 – 4
|
АС – 120/19
|
|
С помощью выражения:
;(42)
определим приближенное
потокораспределение в кольце (без учета потерь мощности):
,
,
По первому закону
Кирхгофа:
Нагрузки в узлах равны:
,
,
.
Потери мощности в линии А
–4:
,
Мощность в начале линии A
– 4:
Потери мощности в линии 5
– 4:
,
.
Мощность в начале линии 5
– 4:
Потери мощности в линии А-5:
,
.
Мощность в начале линии А
– 5:
.
Рассмотрим двухцепные
линии
Определим полные
сопротивления линий [1, табл.7,5].
Таблица 11
Линия
|
Марка провода
|
|
А – 1
|
АС – 120/19
|
|
А-2
|
АС – 120/19
|
|
А-3
|
АС – 120/19
|
|
Нагрузки в узлах равны:
,
,
Потери мощности в линии А
– 1:
,
.
Мощность в начале линии А
– 1:
.
Потери мощности в линии А
– 2:
,
.
Мощность в начале линии А
– 2:
.
Потери мощности в линии А
– 3:
,
.
Мощность в начале линии А
– 3:
.
Определение значения
напряжения в узловых точках в максимальном режиме
Для ПС № 1:
Для ПС № 2:
Для ПС № 3:
Для ПС № 4:
Для ПС № 5:
Регулирование напряжения в
электрической сети в максимальном режиме
Напряжение на шинах
низкого напряжения, приведенное к стороне высшего напряжения для
трансформаторов с нерасщепленными обмотками типа ТДН, ТД, ТДЦ, ТМН определяется по формуле:
,(43)
где - активная и реактивная мощности нагрузки
в рассматриваемом режиме;
- активное и реактивное сопротивление
трансформаторов, определенных.
На подстанциях 2,3,4,5
установлены трансформаторы с расщепленными обмотками, поэтому определяется по формуле:
,(44)
Где
,(45)
,(46)
,(47)
,(48)
,(49)
,(50)
=15 из[4],(51)
.(52)
Для ПС № 1 ():
;
;
;
;
Ответвление регулируемой
части обмотки, обеспечивающее желаемое напряжение на шинах низшего напряжения , может быть определено по
выражению:
,(52)
, округляем .
Действительное напряжение
на шинах низшего напряжения подстанций определяется по формуле:
,(53)
.
Отклонение напряжения на
этих шинах от номинального напряжения ():
,(54)
.
Для ПС № 2 ():
;
;
;
;
;
;
;
Ответвление регулируемой
части обмотки, обеспечивающее желаемое напряжение на шинах низшего напряжения :
, округляем .
Действительное напряжение
на шинах низшего напряжения подстанций:
Отклонение напряжения на
этих шинах от номинального напряжения:
.
Для ПС № 3 ():
;
;
;
;
;
;
;
Ответвление регулируемой
части обмотки, обеспечивающее желаемое напряжение на шинах низшего напряжения :
, округляем .
Действительное напряжение
на шинах низшего напряжения подстанций:
.
Отклонение напряжения на
этих шинах от номинального напряжения:
.
Для ПС № 4 ():
;
;
;
;
;
;
;
Ответвление регулируемой
части обмотки, обеспечивающее желаемое напряжение на шинах низшего напряжения :
, округляем .
Действительное напряжение
на шинах низшего напряжения подстанций:
.
Отклонение напряжения на
этих шинах от номинального напряжения:
Для ПС № 5 ():
;
;
;
;
;
;
;
Ответвление регулируемой
части обмотки, обеспечивающее желаемое напряжение на шинах низшего напряжения :
, округляем .
Действительное напряжение
на шинах низшего напряжения подстанций:
.
Отклонение напряжения на
этих шинах от номинального напряжения:
Послеаварийный режим
Особо тяжелыми для работы
сети могут оказаться так называемые послеаварийные режимы, которые возникают
поле каких-либо отключений, вызванные повреждением оборудования. Рассмотрим
послеаварийные режим, возникающий при наибольших нагрузках сети, когда
требуется мобилизация всех имеющихся возможностей.
;
.
,
.
;
.
,
.
,
.
;
.
.
,
.
;
.
.
,
.
;
.
.
Определение значения
напряжения в узловых точках в послеаварийном режиме
Для ПС № 1:
Для ПС № 2:
Для ПС № 3:
Для ПС № 4:
Для ПС № 5:
Регулирование напряжения в
электрической сети в послеаварийном режиме
Ответвление регулируемой
части обмотки, обеспечивающее желаемое напряжение на шинах низшего напряжения :
.
Действительное напряжение
на шинах низшего напряжения подстанций определяется по формуле:
.
Отклонение напряжения на
этих шинах от номинального напряжения ():
.
Для ПС № 1:
, округляем ;
;
.
Для ПС № 2:
, округляем ;
;
.
Для ПС №3:
, округляем ;
;
.
Для ПС № 4:
, округляем ;
;
.
Для ПС № 5 ():
, округляем .
.
Список используемой
литературы
1.
Солдаткина Л.А. – «Электрические сети и системы»: учебное пособие для
вузов. Москва, Энергия, 1978 г.;
2.
Крючков И.П. и Неклепаев Б.Н. – «Электрическая часть станций и
подстанций», справочник, Москва, Энергия, 1977 г;
3.
Мельников Н.А. – «Электрические системы и сети» Учебное пособие для
вузов. Издание 2-ое, стереотип, Москва, Энергия, 1975 г;
4.
Неклепаев Б.Н. – «Электрическая часть станций и подстанций» Учебник для
студентов, Москва, Энергия, 1976 г;
5.
Рокотян С.С. и Шапиро И.М. - «Справочник по проектированию электроэнергетических
систем» 3-е издание, переработанное и дополненное, Москва, Энергоатомиздат, 1985 г; [1]
6.
Идельчик В. И. – «Электроэнергетические системы и сети», Москва,
Энергоатомиздат, 1989 г, [2]
7.
Файбисович Д. Л. – «Справочник по проектированию электрических сетей»
2-е издание, переработанное и дополненное, Москва, ЭНАС, 2007г; [3]
8.
Валиуллина Д. М., Козлов В. К. – «Районная электрическая сеть
электроэнергетической системы. Метод указания», Казань, гос. энерг. ун-т, 2006;
[4]
Страницы: 1, 2
|