Районная электрическая сеть
СОДЕРЖАНИЕ 
 
1         ПОТРЕЛЕНИЕ АКТИВНОЙ И БАЛАНС РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В
ПРОЕКТИРУЕМОЙ СЕТИ 
1.1      Задачи проработки раздела 
1.2      Обеспечение потребителей активной и реактивной
мощности 
1.3      Баланс реактивной мощности 
1.4      Размещение компенсирующих устройств электрической
сети 
2         ВЫБОР НОМИНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СЕХЕМЫ,ОСНОВНЫХ
ПАРАМЕТРОВ ЛИНИЙ И ПОДСТАНЦИЙ 
2.1      Задачи и исходные положения проработки раздела 
2.2      Формирование вариантов схемы и номинального
напряжения сети 
2.3      Выбор сечений. Проверка по нагреву и допустимой
потери напряжения 
2.4      Выбор числа и мощности трансформаторов 
2.5      Выбор схем электрических соединений подстанций 
3.        РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ОСНОВНЫХ РЕЖИМОВ СЕТИ 
3.1      Задачи и исходные условия расчетов 
3.2      Составление схемы замещения районный сети 
3.3      Электрический расчет  
3.3.1   Расчет режима максимальных нагрузок 
3.3.2   Расчет режима минимальных нагрузок 
3.3.3   Расчет после аварийных режимов 
4         РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ В СЕТИ 
5         ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТАТЕЛИ
СПРОЕКТИРОВАННОЙ СЕТИ 
1.ПОТРЕБЛЕНИЕ АКТИВНОЙ И
БАЛАНС РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В ПРОЕКТИРУМОЙ СЕТИ 
 
1.1 Задачи проработки
раздела 
 
Задачами расчетов и
анализа получаемых результатов в данном разделе меняются: 
1.оценка суммарного
потребления активной мощности в проектируемой электрической сети; 
2.анализ выполнения
условия баланса реактивной мощности в проектируемой сети; 
3.определение суммарной
мощности компенсирующих устройств, устанавливаемых в сети; 
4.определение мощности
компенсирующих устройств и их размещение. 
 
1.2 Обеспечение
потребителей активной и реактивной мощности 
 
Потребление активной
мощности проектируемой сети в период наибольших нагрузок слагается из заданных
нагрузок в пунктах потребления электроэнергии и потерь мощности в линиях,
понижающих трансформаторах и автотрансформаторах.  
Активная наибольшая
суммарная мощность, потребляемая в проектируемой сети, составляет: 
где 
- активная наибольшая нагрузка подстанции i, i=1,2…n; 
k0(p) = 0,95 …0,96 – коэффициент одновременности наибольших
нагрузок подстанции; 
∆Р*с
=0,05 – суммарные потери мощности в сети в долях от суммарной нагрузки
подстанции. 
Выбираем k0(p) = 0,95, тогда 
 
Соответствующая данной
 необходимая
установленная мощность генераторов электростанций определяется следующим
образом: 
 где 
-электрическая нагрузка собственных нужд; 
-оперативный резерв мощности электростанции. 
Нагрузка собственных нужд
зависит от типа электрической станции и может быть ориентировочно принята для
КЭС – 3..8 %, для ТЭЦ – 8…14;, для АЭС – 5…8%, для ГЭС – 0,5…3% от
установленной мощности генераторов электрической станции. 
Оперативный резерв () обоснованный экономическими
сопоставлениями ущерб от вероятного недоотпуска электроэнергии при аварийном
повреждении агрегатов на электростанции с дополнительными затратами на создание
резерв мощности. Ориентировочно резервная мощность электростанций должна
составлять 10…12% от суммарной установленной мощности генераторов, но не менее
номинальной наиболее крупного из генераторов, питающих рассматриваемых
потребителей. 
Принимаем =10 % ; =3 %, тогда 
 
 
1.3 Баланс реактивной
мощности 
Источником реактивной
мощности в системе является генераторы электростанции. Располагаемая реактивная
мощность электростанций определяется согласно номинальному коэффициенту
мощности установленных на станциях генераторов. Кромке этого, в электрических
сетях широко используется дополнительные источники реактивной мощности –
компенсирующие устройства (КУ). Традиционный тип КУ, устанавливаемых на
подстанциях потребителей, является конденсаторные батареи. 
На основе специальных
расчетов распределения реактивной мощности в электроэнергетической системе для
каждого узла системы определяется реактивная мощность, которую целесообразно
передать из системы в распределительные сети, питающиеся от того или иного зла. 
Поэтому при
проектировании электрической сети, получающей питание от системы, задается
реактивная мощность Qс, которую целесообразно потреблять из
системы (в заданном узле присоединения) в режиме наибольших нагрузок.
Потребление большей мощности приведет к дополнительной нагрузке системных
источников реактивной мощности, дополнительным затратам на генерацию и передачу
этой мощности и, следовательно, к отступлению от оптимального режима питающей
системы. В связи с этим в проекте следует предусмотреть мероприятия,
обеспечивающие выполнение поставленных электроэнергетической системы условий по
потреблению реактивной мощности. 
Для этого необходим
расчет баланса реактивной мощности. 
Следует помнить, что в
питающих сетях реактивная мощность нагрузки в большей мере, чем активная,
определятся потерями в сети. При недостатке реактивной мощности в сети
приходиться использовать дополнительные источники, например, батареи
статических конденсаторов или синхронные компенсаторы. 
Уравнение баланса
реактивной мощности в электрической сети имеет вид: 
где 
=- наибольшая реактивная мощность, потребляемая в сети (мощность
генераторов); 
- суммарная мощность компенсирующих устройств, необходимая по
условию баланса; 
- потери в сопротивлениях линии; 
 - 0,98…1 – коэффициент несовпадения максимумов нагрузок по
времени суток; 
n – количество подстанций. 
Для воздушных линий 100
кВ в первом приближении допускается считать равными потери и генерацию
реактивной мощности в линиях. При выполнении расчетов в сети с номинальными
напряжением 220 кВ необходим приближенный расчет потерь (=0,42 Ом/км) для генерации реактивной
мощности воздушными линиями. 
 
 
Оценить приближенно
потери в трансформаторах подстанций позволяет следующее выражение: 
 
где 
- относительная величина потерь мощности при каждой
трансформации напряжения; 
 - число трансформаций по мощности для -групп из -подстанций; 
- количество подстанций, имеющих одинаковое число
трансформаций нагрузки; 
- количество групп подстанций с разным числом
трансформаций напряжения; 
-номинальная мощность -й подстанции. 
Уравнение баланса имеет вид: 
 
 
1.4 Размещение компенсирующих устройств
электрической сети 
 
Конденсаторные батареи
суммарной мощностью  должны быть распределены между
подстанциями проектируемой сети таким, образом, чтобы потери активной мощности
в сети были минимальными. 
Размещение компенсирующих
устройств (КУ) по подстанциям электрической сети влияют на экономичность сети,
а также на решение задач регулирования напряжения. В связи с этим могут даны
следующие рекомендации по размещению КУ: 
А)в электрических сетях и
более номинальных напряжений (например,220/110/35; 220/110; 110/35 кВ) следует,
в первую очередь, осуществлять компенсацию реактивной мощности в сети более
низкого напряжения, например, 110 или 35 кВ; 
Б) в сети одного
номинального напряжения экономически целесообразна, в первую очередь,
компенсация реактивных нагрузок наиболее электрически удаленных подстанций (по
активному сопротивлению сети); 
В) при незначительной
разнице в электрической удаленности от источника питания в сети одного может
производиться по условию одинаковости коэффициентов мощности нагрузок на шинах
10 кВ, удовлетворяющих требованию баланса реактивной мощности в проектируемой
сети: 
 
, где 
 
- номера подстанций, на которых предусматривается
установка КУ. 
Тогда мощность
конденсаторной батареи в каждом из рассматриваемых узлов определяется в соответствии
с выражением: 
 
 
Компенсация реактивной
мощности оказывает существенное влияние на экономические показатели
функционирования электрической сети, т.к. позволяет снизить потери активной
мощности и электроэнергии в элементах сети. При выполнении норм экономически
целесообразной компенсации реактивной мощности у потребителей на шинах 10 кВ подстанций должен быть
доведен до значений . Исходя
из этого, условия на каждой подстанции должны быть, установлены конденсаторные
батареи мощностью: 
 
 
На пятой подстанции
вычисленном мощность КУ отрицательна и установка КУ в данном узле
нецелесообразна. Исключаем этот узел из числа  и уровняем мощность КУ в узлах сети: 
Рассчитываем мощность КУ
и потребляемую реактивную мощности с учетом мощности установленных
конденсаторных батарей. 
Таблица 1. 
 
  | 
   № 
  П/п 
   | 
  
   Р, МВт 
   | 
  
   Q, МВр 
   | 
  
   Qк, МВАр 
   | 
  
   Q-Qк, МВАр 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   4 
   | 
  
   5 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   22 
   | 
  
   19,36 
   | 
  
   15,07 
   | 
  
   4,29 
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   14 
   | 
  
   8,68 
   | 
  
   5,95 
   | 
  
   2,73 
   | 
  
 
  | 
   3 
   | 
  
   16 
   | 
  
   12 
   | 
  
   8,88 
   | 
  
   3,12 
   | 
  
 
  | 
   4 
   | 
  
   8 
   | 
  
   3,84 
   | 
  
   2,28 
   | 
  
   1,56 
   | 
  
 
  | 
   5 
   | 
  
   4 
   | 
  
   1,32 
   | 
  
   - 
   | 
  
   1,32 
   | 
  
 
  | 
   6 
   | 
  
   8 
   | 
  
   3,84 
   | 
  
   2,28 
   | 
  
   1,56 
   | 
  
 
2 ВЫБОР НОМИНАЛЬНОГО
НАПРЯЖЕНИЯ, СХЕМЫ, ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЛИНИЙ И ПОДСТАНЦИЙ 
 
2.1 Задачи и исходные положения
проработки раздела 
 
В этом разделе проекта
выбираются номинальное напряжение электрических сетей, ее схема, образуемая
линиями электропередачи, схемы электрических соединений понижающих подстанций,
марки проводов воздушных линий и число мощностей трансформаторов подстанций. 
Эти фундаментальные
характеристики определяют капиталовложения и расходы по эксплуатации
электрических сетей, поэтому их комплекс должен отвечать требованиям
экономической целесообразности. При этом следует учитывать, что указанные
характеристики и параметры сети находятся в тесной технико-экономической
взаимосвязи. 
В общем виде требования к
комплексу схем, номинальному напряжению и основным параметрам сети должны
обеспечивать экономическую ее целесообразность (на основе принятых или
нормирования технико-экономических критериев). При обеспечении обоснованной
(или заданной) надежности электроснабжения потребителей электроэнергией и
нормированного количества напряжения. 
Общие принципы
экономически-целесообразного формирования электрических сетей могут быть
сформированы следующим образом: 
А)схема сети должна быть
простой, передача электроэнергии потребителям осуществляться по кратчайшему
пути, что обеспечивает снижение стоимости сооружения линии и экономию потерь
мощности и электроэнергии; 
Б)схемы электрических
соединений понижающих подстанций также должны быть, простыми, что обеспечивает
снижение стоимости их сооружения и эксплуатации, а также – повышение надежности
их работ; 
В)следует стремиться
осуществлять электрические сети с минимальным количеством трансформаций
напряжения, что снижает необходимую установленную мощность трансформаторов и
автотрансформаторов, а также – потери мощности и электроэнергии; 
Г) комплекс номинального
напряжения и схемы сети должны обеспечивать необходимое качество
электроснабжения потребителей и выполнение технических ограничений
электрооборудования линий и подстанций (по тока в различных режимах сети, по
механической прочности и т.д.). 
 
2.2 Формирование
вариантов схемы и номинального напряжения сети 
 
Формирование вариантов
схем сетей: 
А)
радиально-магистрального типа, при котором линии двухцепные или одноцепные, не
образуют замкнутых контуров; 
Б) простейшего замкнутого
кольцевого(петлевого) типа; 
Магистрально0радиальные
сети, как правило: 
А) имеют наименьшую длину
трасс линий; 
Б) такие же величины
потерь напряжения, мощности и энергии; 
В) возможности применения
простых схем на стороне высшего напряжения транзитных (проходных) подстанций; 
Г) могут иметь высокую
суммарную длину и стоимость линий, которые на большей части (или на всех
участках) должны сооружаться двухцепными по условию надежного питания
ответственных и крупных подстанций; 
Д) обладают большими
резервами пр пропускной способности линий при перспективной росте нагрузок в
заданных пунктах. 
Петлевые обычно: 
А) обладают повышенной
длиной трасс линий; 
Б) имеют повышенные
потери мощности и электроэнергии и большие потери напряжения в послеаварийных
режимах (отключение участка «ЭС - подстанции 1» или «ЭС - подстанция 5»; 
В) могут иметь весьма
простые схемы транзитных подстанций; 
Г)могут иметь пониженную
суммарную стоимость линий - одноцепных на всех или большей части участков; 
Д) обладают хорошими
возможностями присоединения новых подстанций, расположенных на территории
района. 
Выбираем: 
1)магистрально-радиальную
двухцепную схему, т.к. в составе потребителей присутствует первая категория
(рисунок 1); 
2)петлевую одноцепную
схему (рисунок 2). 
Определяем номинальное
напряжение сети по формуле Г.А.Илларионова: 
 
 
Определяем номинальное
напряжение в первой ветви: 
Определяем номинальное
напряжение во второй ветви 
 
2.3 Выбор сечений.
Проверка по нагреву и допустимой потери напряжения 
 
Экономический выбор
сечений проводов воздушных линий электропередача проводится по экономической
плоскости тока . 
Порядок расчета:
определяем тока на участке сети: 
 
где 
 
- активная и реактивная мощности линии в режиме
максимальных нагрузок, кВт, квар; 
n – количество цепей линии
электропередачи; 
Выбираем алюминиевый
неизолированный провод. При . 
Определяем экономическое
сечение: 
 
 
Определяем ближайшее
стационарное сечение АС-50/26. 
Данное сечение провода не
укладывается в пределах для линий 110 кВ АС-70-АС-240, поэтому второй вариант
конфигурации сети напряжения 
Расчеты сечению линии
электропередачи по варианту 1 сводим в таблицу 2. 
 
 
  | 
   Линия 
   | 
  
   n 
   | 
  
   S, МВА 
   | 
  
   Uном,кВ  
   | 
  
   I, А 
   | 
  
   Марка провода 
   | 
  
   Iдоп, А 
   | 
  
   Iав, А 
   | 
  
   Откл. 
  линии 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   3 
   | 
  
   4 
   | 
  
   5 
   | 
  
   6 
   | 
  
   7 
   | 
  
   8 
   | 
  
   9 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   58,2 
   | 
  
   110 
   | 
  
   120 
   | 
  
   АС-120 
   | 
  
   375 
   | 
  
   180 
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   2 
   | 
  
   25,6 
   | 
  
   110 
   | 
  
   70 
   | 
  
   АС-70 
   | 
  
   265 
   | 
  
   105 
   | 
  
   
   | 
  
 
Расчетная токовая
нагрузка линии: 
 
, где 
- ток в -й
линии; 
-коэффициент, учитывающий изменение нагрузки по годам
эксплуатации линии, для линий 110…220 кВ принимается равным1,5,для линии 35 кВ; 
- коэффициент, учитывающий число часов использования
максимальной нагрузки Тнб. 
Для линии 1 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |