Разработка электропривода лифта для высотного здания
Введение
Целью данного курсового
проекта является разработка электропривода лифта для высотного здания.
Техническими требованиями
для проектируемого электропривода является питание от общепромышленной 3-х
фазной сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц.
В динамических режимах
работы (пуск, торможение) привода должно соблюдаться условие:
а £ аДОП,
где аДОП –
допустимое по условиям работы ускорение.
По условию на курсовое
проектирование заданы следующие технические параметры:
1) грузоподъемность лифта
G1 = 7,5 кН;
2) вес кабины G2 = 11,8 кН;
3) вес погонного метра
каната G3 = 14,8 Н;
4) максимальная высота
подъема Н = 70 м;
5) максимальное
количество остановок n =
20;
6) точность останова ±m = 20 мм;
7) коэффициент загрузки
кабины лифта К1 = 0,75;
8) число несущих канатов
К2 = 4;
9) КПД системы h = 0,85;
10) скорость перемещения
кабины V = 2,5 м/с;
11) передаточное
отношение редуктора i = 18,3;
12) радиус ведущего
канатного шкива R = 0,8;
13) жесткость 1 метра
каната С1М = 2,13*106 Н/м.
Дополнительно в задании
указано, что момент инерции вращающихся частей кинематической схемы (кроме
двигателя) составляет 25% от момента инерции двигателя.
По технологии
эксплуатации лифт должен обеспечивать нормальную работу и режим наладки, при
скорости 25% от номинальной.
1 Анализ и описание
системы «электропривод – рабочая машина»
1.1 Количественная оценка
вектора состояния или тахограммы требуемого процесса
По условию эксплуатации
лифта требуется обеспечить точность останова ±m = 20 мм. Это означает, что электропривод перед торможением
должен иметь скорость, обеспечивающую данную точность торможения. Скорость
определим по формуле 1:
VПОН = ÖК12*аДОП2*t02 + 2*К2*аДОП*(±m)/КП – К1*аДОП*t0,
Где К1 = ;
К2 = ;
КП = 1,05…1,25
– поправочный коэффициент;
аДОП = 3 м/с2
– допустимое ускорение для пассажирских лифтов /1/;
t0 = 0,2…0,25 с – суммарное среднее значение времени
срабатывания всех последовательно действующих в схеме управления аппаратов;
DV/DVП0 = 0,2…0,5
– относительное отклонение остановочной скорости;
Dt/t0 = 0,15 – относительное отклонение параметра t0;
Dа/аДОП = 0,1…0,5 –
относительное отклонение ускорения.
К1 = = 0,5.
К2 = = 1.
VПОН = Ö0,52*32*0,2252
+ 2*1*3*0,02/1,15 – 0,5*3*0,225 = 0,129 м/с.
Полученное значение VПОН означает, что для обеспечения
точности останова необходимо предварительно переходить на пониженную скорость VПОН = 0,129 м/с и только потом тормозиться
до 0.
Время разгона до
номинального значения скорости при пуске:
tП = .
tП = = 0,83 с.
Путь, проходимый кабиной
лифта при разгоне:
SП = .
SП = = 1,041 м.
Время торможения от
номинальной скорости до пониженной:
tТП = .
tТП = = 0,79 с.
Путь, проходимый кабиной
лифта при торможении до пониженной скорости:
SТП = .
SТП = = 0,93 м.
Время торможения до 0:
tТ0 = .
tТ0 = = 0,043 с.
Путь, проходимый кабиной
лифта при торможении до 0:
SТ0 = .
SТ0 = = 0,0027 м.
Количество остановок по
заданию равно n = 20. Расстояние между остановками:
L = .
L = = 3,5 м.
Суммарное расстояние,
проходимое кабиной лифта в установившихся режимах:
LУСТ = L – SП – SТП – SТ0.
LУСТ = 3,5 – 1,041 – 0,93 – 0,0027 =
1,5263 м.
Принимаем время работы на
пониженной скорости равное tПОН = 1с.
Расстояние, проходимое
кабиной лифта на пониженной скорости:
SПОН = VП*tПОН.
SПОН = 0,129*1 = 0,129 м.
Расстояние, проходимое
кабиной лифта на номинальной скорости:
SН = LУСТ – SПОН.
SН = 1,5263 – 0,129 = 1,3973 м.
Время работы на
номинальной скорости:
tН = .
tН = = 0,55 с.
Время, затрачиваемое
кабиной лифта на движение между остановками:
tРАБ = tП + tН + tТП + tПОН + tТ0.
tРАБ = 0,83 + 0,55 + 0,79 + 1 + 0,043 =
3,213 с.
Принимаем среднее время
паузы в работе, затрачиваемое на выход и вход пассажиров tПАУЗЫ = 10 с.
Принимая во внимание, что
количество остановок n = 20
и то, что в общий цикл входит как подъем кабины лифта так и опускание, общее
время цикла опускания-подъема со всеми остановками равно:
ТЦ = 2*(tРАБ + tПАУЗЫ)*n.
ТЦ = 2*(3,213
+ 10)*20 = 528,52 с = 8,8 мин.
Построение тахограммы
процесса произведем после построения нагрузочной диаграммы.
1.2 Количественная оценка
моментов и сил сопротивления
Принимая во внимание, что
в задании на курсовое проектирование имеются данные только по жесткости
канатов, можно представить механическую систему лифта как двухмассовую систему.
При этом при рассмотрении возьмем случай, когда кабина находится внизу.
Принимаем, что в состав J1 входит масса электродвигателя,
редуктора и ведущего шкива. По заданию на курсовое проектирование:
J1 = 1,25*JДВ.
В состав второй массы
следует внести массу кабины и канатов:
J2 = JК.ПР. + JКАБ.ПР.,
Где JК.ПР. – приведенный к валу двигателя
момент инерции канатов;
JКАБ. ПР. – приведенный к валу двигателя
момент инерции кабины.
Момент инерции канатов,
приведенный к валу двигателя:
JК.ПР. = ,
где RПР – радиус приведения.
Радиус приведения
определяется по формуле:
RПР = .
RПР = = 0,0437 м.
JК.ПР. = = 1,61 кг*м2.
Найдем приведенный к валу
двигателя момент инерции загруженной кабины:
JКАБ.ПР. = .
JКАБ.ПР. = = 3,43 кг*м2.
Суммарный момент инерции
второй массы:
J2 = 1,61 + 3,43 = 5,04 кг*м2.
Суммарная жесткость
канатов между массами J1 и J2 может быть определена исходя из следующих выражений при
паралельно-последовательном соединении элементов жесткости 1 метра каната.
При последовательном
соединении:
= S.
При параллельном
соединении:
СS = SСК.
Приведение жесткости к
валу двигателя:
СПР = СК*RПР2.
Жесткость каната длиной
Н:
= 70*.
= 70*.
С70 = 30428,57
Н/м.
Жесткость 4 параллельных
ветвей канатов:
С470
= К2*С70.
С470
= 4*30428,57 = 121714,28 Н/м.
Приведенная к валу двигателя
жесткость С12:
С12 ПР. =
121714,28*0,04372 = 232,43 Н/м.
Принимая во внимание, что
на данном этапе не известен момент инерции двигателя, и поэтому, невозможно
определить момент инерции первой массы, условно примем, что:
JS =J1 + J2 = J2.
JS = 5,04 кг*м2.
Динамический момент в
переходных режимах опеределяется по формуле:
МДИН = JS*E,
Где E – угловое ускорение.
E = .
E = = 68,64 с-2.
МДИН =
5,04*68,64 = 345,99 Н*м.
Статический момент при
подъеме кабины:
МС = .
Статический момент при
опускании кабины:
МС = .
В процессе работы
возможны два различных режима загрузки: с пустой кабиной; с загруженной
кабиной. Принимая это во внимание, найдем моменты нагрузки для различных режимов.
Подъем пустой кабины:
МСПП = = 606,87 Н*м.
Подъем груженой кабины:
МСПГ = = 907,74 Н*м.
Опускание пустой кабины:
МСОП = = 438,46 Н*м.
Опускание груженой
кабины:
МСОГ = = 655,84 Н*м.
По полученным значениям
построим механическую характеристику механизма (рисунок 1.3).
По полученным значениям МС
и МДИН строим нагрузочную диаграмму и тахограмму за цикл работы
(рисунок 1.4). Для упрощения приведем только два отрезка (подъем и опускание
груженой кабины, как наиболее тяжелых режима).
Для построения
нагрузочной диаграммы найдем моменты, действующие в динамических режимах:
МСПГ + МДИН
= 907,74 + 345,99 = 1253,73 Н*м.
МСПГ – МДИН
= 907,74 – 345,99 = 561,75 Н*м.
МСОГ + МДИН
= 655,84 + 345,99 = 1001,83 Н*м.
МСОГ – МДИН
= 655,84 – 345,99 = 309,85 Н*м.
Рассчитаем эквивалентный
момент нагрузки по формуле:
МЭКВ = Ö .
МЭКВ = Ö
= 1173,62 Н*м.
Определим
продолжительность включения двигателя:
ПВР = *100%.
ПВР = *100% = 24,31%.
Произведем перерасчет на
стандартное значение ПВСТ = 100%.:
МЭКВ(ПВСТ)
= МЭКВ*Ö .
МЭКВ(100%) =
1173,52*Ö = 578,65 Н*м.
Расчетная скорость
электродвигателя:
wДВ = .
wДВ = = 57,18 с-1.
Расчетная мощность
двигателя:
РРАСЧ = К*МЭКВ(100%)*wДВ,
Где К = 1,1 – коэффициент
запаса по динамике.
РРАСЧ =
1,1*578,65*57,18 = 36395,9 Вт.
2 Анализ и описание
системы «электропривод – сеть» и «электропривод – оператор»
По условию на курсовое
проектирование задано, что электропривод лифта получает питание от 3-х
фазной сети переменного тока напряжением 380В, частотой 50 Гц. Принимая во
внимание полученную расчетную мощность двигателя можно с уверенностью считать,
что независимо от системы электропривода, на которой будет реализовываться
электропривод лифта, Данные параметры питающей сети могут обеспечить требуемое
качество.
В электроприводе лифта
управление выполняется из различных мест:
1) из кабины лифта;
2) с каждого этажа.
В кабине лифта находится
пульт управления, на котором может задаваться необходимый этаж, а также
производиться остановка движения. Пульт имеет в своем составе светосигнальную
аппаратуру, предназначенную для сигнализации выбранного этажа.
На каждом этаже находится
пульт, на котором вызывается лифт на данный этаж. Рядом с кнопкой вызова
находится светосигнальная лампа, предназначенная для сигнализации того, что
лифт находится в движении, а также при вызове с данного этажа – что вызов
принят.
3 Выбор принципиальных
решений
Производим оценку
различных вариантов. В качестве рассматриваемых вариантов принимаем:
1) АД с фазным ротором;
2) система Г-Д;
3) система ТП-ДПТ с НВ.
Для оценки воспользуемся
методом экспертных оценок. Сравнение предлагаемых систем производится
относительно n-характеристик систем, важных с точки
зрения цели проектирования, путем сравнения определенных (для каждого варианта)
значений соответствующих показателей качества qi. Показатели качества служат для
количественной характеристики степени выполнения требований задания, а также
других требований.
На основании шкалы оценок
может быть охарактеризована степень выполнения каждого отдельного требования, а
также оценена степень важности каждого параметра относительно других. Для этого
вводится весовой коэффициент l.
Выбор наилучшего решения
производится определением взвешенной суммы:
S = Sli*qi.
Подсчитаем полученные результаты:
S´ = 10 + 10 + 15 + 20 + 20 + 15 + 10 =
100.
Sp = 20 + 4 + 20 + 8 + 16 + 6 + 25 =
99.
S¢ = 25 + 8 + 25 + 12 + 16 + 12 + 25 =
123.
Выбираем систему ТП-ДПТ с
НВ
4 Расчет силового
электропривода
4.1 Расчет параметров и
выбор двигателя
Исходя из расчетной
мощности электродвигателя и расчетной скорости выбираем электродвигатель
постоянного тока с независимым возбуждением типа 2ПН280LУХЛ4 2:
РН = 37 кВт;
UН = 220 В;
IН = 195,5 А;
nН = 600 об/мин;
hН = 86 %;
RЯ = 0,037 Ом;
RДП = 0,017 Ом;
RВ = 25,2 Ом;
l = 3;
JДВ = 2,09 кг*м2.
Найдем момент инерции
первой массы:
J1 = 1,25*2,09 = 2,61 кг*м2.
По расчетной схеме
(рисунок 1.2) определим обобщенные параметры 3:
g = .
g = = 2,93.
W12 = Ö С12*.
W12 = Ö 232,43* = 11,62 с-1.
W02 = .
W02 = = 6,78 с-1.
В данном случае J1 и J2 соизмеримы. Так как отсутствуют
возмущения, изменяющиеся с частотой, близкой к W12 = 11,62 с-1, можно не
учитывать жесткость механической связи. Поэтому можно принять С12 = ¥ и перейти к одномассовой расчетной
схеме:
JS = J1 + J2.
JS = 2,61 + 5,04 = 7,65 кг*м2.
Динамический момент в
переходных режимах:
МДИН =
7,65*68,64 = 525,09 Н*м.
По нагрузочной диаграмме
(рисунок 1.4) найдем уточненные моменты, действующие в динамических режимах:
МСПГ + МДИН
= 907,74 + 525,09 = 1432,8 Н*м.
МСПГ – МДИН
= 907,74 – 525,09 = 382,65 Н*м.
МСОГ + МДИН
= 655,84 + 525,09 = 1180,93 Н*м.
МСОГ – МДИН
= 655,84 – 525,09 = 130,75 Н*м.
Найдем эквивалентный
момент при новых значениях моментов:
МЭКВ = Ö
= 1240,67 Н*м.
Произведем перерасчет на
стандартное значение ПВСТ = 100%.:
МЭКВ(100%) =
1240,67*Ö = 611,7 Н*м.
Расчетная мощность
двигателя:
РРАСЧ =
611,7*57,18 = 34,97 кВт.
Выбранный
электродвигатель по мощности проходит. Проверим условие перегрузочной
способности. Номинальный момент электродвигателя:
МН = ,
Где wН – номинальная круговая частота вращения двигателя.
wН = .
wН = = 62,8 с-1.
МН = = 589,17 Н*м.
Условие проверки по
перегрузочной способности:
l*МН ³ ММАКС.,
Где ММАКС. –
максимальный момент нагрузки в динамических режимах.
3*589,17 = 1767,5 ³ 1432,8 Н*м.
Выбранный
электродвигатель соответствует требованиям по перегрузочной способности.
Рассчитаем параметры
электродвигателя.
Приведенное к рабочей
температуре сопротивление якорной цепи:
RЯ.ПР..= 1,2*(RЯ+RДП)+,
RЯ.ПР.=1,2*(0,037+0,017) + = 0,075 Ом.
Коэффициент
электродвигателя:
Се = ;
Се = = 3,269 В×с;
Индуктивность
якоря:
LЯ = bК*,
Где bК = 0,6 – для нескомпенсированных электродвигателей.
LЯ = 0,6* = 0,001 Гн.
4.2 Расчет
параметров и выбор силовых преобразователей
В качестве силового
преобразователя выбираем комплектный электропривод серии ЭПУ1 по следующим
параметрам:
1) по номинальному току нагрузки:
IН ³ IЯН;
2)
по номинальному выходному напряжению:
UВЫХ
³
UЯН;
3) по перегрузочной способности:
lПР ³ lДВ;
4) по
диапазону регулирования:
DПР ³ DРАСЧ;
5)
по наличию реверса;
6)
По напряжению питающей сети:
UСЕТИ = UВХ
Для выбора
преобразователя используем следующие параметры:
IЯН = 195,5 А;
UЯН = 220 В;
lДВ = 3;
DРАСЧ = .
wПОН = .
wПОН = = 2,9463 с-1.
DРАСЧ = = 21,28.
UСЕТИ = 380 В.
По
полученным параметрам выбираем электропривод ЭПУ1-2-4627ЕУХЛ4 со следующими
параметрами 4:
1) ток
блока управления – 400 А;
2) выпрямленное
напряжение блока – 230 В;
3) Напряжение
питающей сети – 380 В;
4) диапазон
регулирования – до 50;
5) перегрузочная
способность – 2;
6) с
обратной связью по ЭДС.
Параметры
вводного токоограничивающего реактора типа РТСТ-265-0,156У3 5
1)
номинальный фазный ток –265 А;
2)
номинальная индуктивность фазы – 0,00156 Гн;
3) активное
сопротивление фазы – 0,0072 Ом.
Оценим
необходимую индуктивность якорной цепи с точки зрения ограничения пульсаций
выпрямленного тока при работе в нижней точке диапазона регулирования скорости.
При этом, требуемая индуктивность контура якорной цепи:
Lа = ,
Где in = 0,02…0,05 – относительная величина
действующего напряжения первой гармоники.
en
= ,
amax = arccos ;
Edmin
= Ce *wmin + DUСД
+ DUВ,
Где DUсд = (0,005…0,01)*UН – падение напряжения на сглаживающем дросселе;
DUВ = 1…2 В – падение напряжения на тиристолрах в
открытом состоянии.
Ed0 = Ce *wН + DUСД + DUВ.
Edmin = 3,269*2,95 + 0,01*220 + 2 = 13,84
В.
Страницы: 1, 2
|