В античные времена наука,
искусство и философия находились в неразрывном единстве и гармонии, а в самой
науке дисциплинарные деления были едва намечены. Но в Новое время наука
распалась на автаркические владения, каждое из которых вырезало из тела природы
собственный фрагмент, скрупулезно разбирало его по клеточкам и пыталось понять
принцип его деятельности исходя только из него самого.
Неудивительно, что в последующую
эпоху, особенно со второй половины ХХ века, усилилось встречное стремление:
понять мир в его целостности, усмотреть в искусственно рассеченных сферах нечто
существенно общее и как к естественному итогу прийти к объединению наук,
созданию единой науки о единой природе. Объединение наук при этом, конечно,
понималось не как непродуктивное механическое слияние, а как вычленение в них
некоторого общего содержательного ядра и стыковка наук в качестве лишь условно
поделенных участков единого исследовательского поля.
Синергетика в наиболее
последовательной форме отвечает на этот вызов времени. Она говорит о возможных
способах объединения естественных и ряда гуманитарных наук — с сохранением,
разумеется, их собственной идентичности и предметной специфики, а также о
перспективах кросс-дисциплинарной коммуникации, творческого диалога
специалистов в различных областях. Объединение возможно вокруг изучения
основополагающего феномена — феномена самоорганизации. Вероятно, объединение
наук осуществимо не во всей их целостности, а лишь в определенном аспекте —
изучении сложных образований (систем) на различных уровнях реальности,
механизмов их эволюции и самоорганизации.
Оппозиция “живое — неживое”
мыслится при этом как главный, но не единственный камень преткновения из числа
тех, что лежит на пути объединения. Столь же важной представляется задача
объединить в едином исследовательском фокусе микро- и макромиры, мир
индивидуальной психологии и поведения и мир массовых общественных процессов,
наконец, мир науки с тем, что можно назвать жизненным миром человека, миром
человеческой экзистенции. Синергетика призвана не только вернуть науке
целостного человека, но и науку вернуть человеку, поставить ее лицом к его
реальным проблемам и заботам.
К сущности синергетики относится
универсальный характер раскрываемых ею закономерностей, а значит, по
необходимости междисциплинарный характер проводимых в ее рамках исследований.
На первое место она ставит общность процессов эволюции и самоорганизации,
имеющих место в физических, химических, биологических, социальных и иных
системах. Указание же на специфику, несхожесть этих систем рассматривается
скорее в качестве уточняющей, корректирующей поправки, выносится за скобки. При
этом задача синергетики — не просто уловить внешние аналогии, а установить
внутренние изоморфизмы поведения таких систем.
Синергетика равным образом
предполагает как восхождение от конкретных экспериментальных данных к
теоретическим и междисциплинарным обобщениям, так и обратный процесс —
прикладное использование теоретических представлений и разработанных моделей в
различных дисциплинах и сферах практической деятельности.
Соответственно в синергетике
можно выделить два направления — синергетику теоретическую и прикладную, хотя
такое членение весьма условно. Ученые, работающие над какими-либо конкретными
задачами в своей области, часто предлагают синергетическому сообществу свежие
идеи и гипотезы общего порядка, родившиеся в ходе решения таких задач. А
предложенные идеи и гипотезы часто дают неожиданный импульс для исследований в
совершенно иной дисциплинарной области , в результате чего в научном сообществе
происходит постоянный конструктивный обмен идеями.
Сила и эффективность синергетики
— в постоянной взаимной подпитке дисциплин, в том, что, выражаясь компьютерным
языком, специалист в одной области знаний имеет возможность находиться в режиме
прямой связи с базами данных других специальных наук.
В этом заключается существенное
преимущество синергетики перед двумя ее предшественниками, с которыми ее часто
сравнивают, — кибернетикой, детищем 50-х годов, и так называемым системным
подходом (созданием общей теории систем), получившим развитие в 60-х годах.
И кибернетика, и системный подход
функционировали следующим образом: они вытягивали, абстрагировали нечто общее
из различных конкретных дисциплин и затем работали преимущественно с этой
абстрагированной эссенцией. Задающими категориальными схемами были в
кибернетике “вход — выход” и “сигнал — отклик”, а в системном подходе “элемент
— система”, “обратная связь — гомеостазис”. Ученые получали тюбик такой
эссенции и добавляли ее в котел своей дисциплины, считая, что тем самым
применяют кибернетические идеи или реализуют системный подход. Не было прямой
стыковки, непосредственного взаимодействия дисциплин, давших материал для
получения абстрагированной вытяжки — того, что как раз является животворным для
синергетического сообщества.
Здесь физик охотно читает книгу
нейрофизиолога о странных аттракторах в деятельности мозга, метеоролог находит
много интересного в работах по гидродинамике и даже галактической астрономии
(что неудивительно, поскольку и тут и там речь идет о вихревых
формообразованиях и тонкой структуре хаоса в турбулентных течениях), психиатр
черпает ценные подсказки по лечению своих пациентов, изучая сценарии эволюции
детерминированного хаоса, и все они прекрасно общаются на универсальном языке
“аттракторов”, “флуктуаций” и “бифуркаций”.
Одной из связующих точек в
создании международного синергетического сообщества стал Институт теоретической
физики и синергетики при Университете Штутгарта, основанный и долгие годы
бессменно возглавлявшийся Германом Хакеном. В 1997 году Хакен отметил свой
семидесятилетний юбилей и ушел с должности директора, возглавив Центр
синергетики в этом институте. Объединение ученых вокруг института
способствовало налаживанию регулярных личных контактов и широкому
распространению идей синергетики в научном мире.
Наглядным воплощением авторитета
и высокой продуктивности синергетики стала серия индивидуальных и коллективных
монографий под общим названием “Синергетика”, выпускаемая ведущим немецким
научным издательством “Springer” в тесном сотрудничестве с Институтом Хакена. С
середины 70-х годов вышло уже более 70 томов. Перечисление специальных научных
областей, представители которых печатались в серии, вышло бы, наверное, за
пределы двух десятков.
Вместе с тем и тридцать лет
спустя “синергетики” так и не стали называть себя “синергетиками”. Физик
скромно скажет: “Я использую синергетические модели”, как скажет и увлеченный
синергетикой химик, биолог или географ-урбанист. Трудно найти подходящее место
для синергетики в научной табели о рангах. Что это: теория? парадигма?
дисциплина? наука? Все эти слова кажутся не очень подходящими. Правильно было
бы назвать синергетику научным направлением, а еще точнее — научным
движением, по аналогии с движением политическим. Здесь нет ни строгого членства,
ни четкой организационной иерархии, ни институционального отнесения к одной из
научных рубрик, созданных для удобства университетского преподавания и
продвижения по диссертационным ступеням. Есть деятельное устремление
ученых-единомышленников, состоящее в том, чтобы познать — каждому с данного ему
в силу его научной специализации угла зрения — один из удивительных феноменов
бытия: феномен самоорганизации.
Открытость. Нелинейность.
Аттракторы
Итак, мы имеем систему, открытую
для протока энергии или иного достаточно интенсивного воздействия извне.
Система понимается как сложная, то есть содержащая очень большое, иногда с
трудом исчислимое множество элементов — атомов в кристалле лазера, молекул в
химическом растворе, людей в обществе, нейронов в мозге, находящихся в сложном
взаимодействии друг с другом, — и поэтому процессы в системе строятся как
массовые кооперативные процессы.
Вместе с тем сложность или
простота системы — понятия относительные. Прибегать к ним как к определяющим
показателям кажется нам не очень продуктивным. Синергетика способна
рассматривать всякую систему одновременно и на макроуровне — как целостность,
описываемую достаточно просто немногими параметрами порядка, и на микроуровне —
как сложное взаимодействие множества элементов.
Например, пламя, будучи видимым
выражением структуры горения, может изображаться и как самостоятельное
образование, как собственно пламя, с его формой, цветом, температурой, иными
объективными показателями, и как сочетание, взаимодействие множества не до конца
сгоревших частиц, которые и образуют видимый язычок. Наконец, пламя может быть
разобрано и на более мелкие составляющие и представлено в виде турбулентного
потока разогретых, быстродвижущихся молекул.
На разных уровнях можно описать и
какое-либо психологическое явление, скажем, пережитое человеком глубокое
потрясение. На одном уровне, описываемом собственно психологической наукой, оно
будет выглядеть как перегруппировка, переконстелляция элементов духовного мира
человека — небольшого множества описываемых в психологических и моральных
терминах показателей (“У меня заново открылись глаза”, “Я стал другим
человеком”). Но тот же личностный сдвиг может быть представлен на уровне
перестройки нейронных сетей, обеспечивающих течение психологических процессов. А
тут мы снова, как и в случае с пламенем, имеем дело уже с практически
необозримым множеством.
То же самое может быть сказано и
о соотношении понятий “хаос” и “порядок”, которым в синергетике иногда
неправомерно придается сущностный, самодостаточный смысл. Нет абсолютного хаоса
и абсолютного порядка. Корректнее было бы говорить, что возрастает мера
упорядоченности (или хаотичности) по какому-либо показателю за счет или в
противоположность снижению меры упорядоченности (или хаотичности) по иному
показателю. Сам хаос имеет тонкую, иногда невидимую для внешнего наблюдателя
структуру, например, в турбулентном течении. А порядок — это организованный
хаос.
Открытость — необходимое, но не
достаточное условие для самоорганизации системы. Система должна быть еще и нелинейной
.
С математической точки зрения
нелинейность означает особый тип математических уравнений, описывающих не
плавный, а существенно неравномерный рост функции и имеющих несколько
качественно различных решений. Отсюда ясен и физический смысл нелинейности:
определенному набору решений нелинейного уравнения соответствует множество
путей эволюции системы, описываемой этим уравнением, а переход в то или иное
относительно устойчивое состояние системы или русло эволюции происходит
скачкообразно, соответственно особым точкам графической кривой.
Для тех, кто любит образные
разъяснения, можно предложить такое: вы берете свисток или дудку и начинаете
туда дуть, сначала слабо, потом все сильнее и сильнее (открытость системы и
проток энергии). В какой-то момент при усилении потока воздуха неясное шипение
вдруг скачком (нелинейность) переходит в свист — который, в сущности,
представляет собой резонансную звуковую волну единого тона, то есть
упорядоченную волновую структуру. Но если вы переусердствуете и станете дуть
изо всей имеющейся у вас мочи, то радующий душу чистый звук перейдет в
прерывистый хрип со слюнями на выходе (незнание синергетики).
Вернемся к сравнению синергетики
с кибернетикой. Кибернетика и различные варианты теории систем исследовали
главным образом процессы гомеостаза, поддержания равновесия в технических,
биологических и социальных системах. Кибернетика пыталась свести сложные
нелинейные эволюционные процессы к линейным, по крайней мере на определенных
стадиях, где это возможно. Она рассматривала только те случаи, когда нелинейная
система могла исследоваться, как если бы это была линейная система с медленно
изменяющимися параметрами. Кибернетика разрабатывала алгоритмы и методы
внешнего контроля над системами. Синергетика же изучает процессы самоорганизации
систем, их своего рода самоконтролирование, основу для чего создают нелинейные
свойства систем.
Итак, если нелинейная система
открыта и ее внутренние флуктуации или внешние воздействия превысят некое
пороговое значение, то она может скачком перейти в новое макроскопическое
состояние. Но что это за состояние? И какие состояния вообще возможны?
Мы подходим здесь к одному из
центральных тезисов синергетики. Это — дискретность возможных состояний, в
которые может переходить система в процессе эволюции, а также заданность,
ограниченность их числа. Иначе говоря, спектр возможных структур-аттракторов
эволюции, то есть структур, на которые выходят эволюционные процессы в этой
системе, не является сплошным . В процессе эволюции система может перейти или в
то, или в это состояние, но не во что-то среднее между ними.
Только определенный набор
эволюционных путей разрешен, ибо только этот набор соответствует внутренним
свойствам рассматриваемой системы. В принципе, по крайней мере в задачах
математической физики, которые связаны, например, с выявлением относительно
устойчивых структур самоорганизации плазмы, этот набор математически вычисляем.
Проиллюстрировать представление о
дискретности и ограниченности набора потенциальных состояний можно многими
примерами. В физической и химической областях мы сталкиваемся с
основополагающими феноменами — дискретностью энергетических уровней в атоме,
соответствующих заданным орбитам электронов, и качественной определенностью
химических элементов, представляющих собой набор возможных в природе типов
атомов.
Дискретность проявляется и в
движениях живых существ. Давным-давно человек заметил, что лошадям свойственны
определенные аллюры: шаг, рысь, иноходь, галоп. В каждом аллюре движение членов
лошади согласовано строго определенным образом, причем переход от одного типа
движения к другому совершается скачком. Бесчисленные лошадиные поколения на
Земле воспроизводят один и тот же набор аллюров.
Можно наблюдать характерные
положения хобота слона, хвоста кошки и собаки, соответствующие вполне
определенным эмоциональным состояниям или реакциям животных. Они не меняются от
особи к особи и не имеют промежуточных, полувыраженных ступеней.
Обратимся теперь к понятию аттрактора.
Под аттрактором понимается состояние системы, к которому она эволюционирует.
Наличие спектра потенциально возможных устойчивых структур-аттракторов системы
есть просто иное, переформулированное отображение идеи дискретности. Набор
аттракторов можно образно представить как набор лунок на поле настольной игры,
в одну из которых обязательно скатится пущенный пружиной металлический шарик.
На графике аттрактор выглядит как
схождение траекторий к одной точке или замкнутой петле, в пределах которой
регулярно колеблется состояние системы. Точка схождения не зависит от того, из
какого места графика тянется траектория, то есть от начальных условий движения.
В синергетике говорят о конусе притяжения аттрактора, который как бы затягивает
в себя множество возможных траекторий системы, определяемых разными начальными
условиями. Воронка притяжения стягивает разрозненные исходные линии траекторий
в общий, все более узкий пучок.
Парадоксальность действия
аттрактора заключается в том, что он осуществляет как бы детерминацию будущим,
точнее, предстоящим состоянием системы. Состояние еще не достигнуто, его не
существует, но оно каким-то загадочным образом протягивает щупальца из будущего
в настоящее. Здесь и встает философская проблема возможности целеполагания в
неорганической природе. Можно ли аттрактор рассматривать как своего рода цель
движения системы? В синергетике отвечают: в онтологическом смысле — вряд ли. Но
в методологическом смысле взгляд на аттрактор по аналогии с целью, как если бы
это была избранная системой цель, часто оказывается действенным.
Не надо думать, что “траектории”,
“воронки притяжения”, “аттракторы” — это что-то очень далекое от обычной жизни.
“Коготок увяз — всей птичке пропасть”, — народ давным-давно сформулировал идею,
которую синергетика облекает в строгие математизированные одежды.
А вот как осмысливал события
своей жизни А. И. Герцен. “Всякий человек, много испытавший, — писал он, —
припомнит себе дни, часы, ряд едва заметных точек, с которых начинается
перелом, с которых тянет ветер с другой стороны; эти знамения или
предостережения вовсе не случайны, они — последствия, начальные воплощения
готового вступить в жизнь обличения, тайно бродящего и уже существующего” 7.
Читателя, впервые знакомящегося с
мировоззренческим и методологическим содержанием синергетики, может
преследовать смутное чувство, что он где-то об этом уже слышал. И потом до него
доходит: да ведь это же диалектический материализм! Взять хотя бы одну из
ключевых синергетических идей — плавное количественное нарастание по
какому-либо ведущему параметру и внезапный (хотя и, в принципе, математически
описываемый) переход системы в качественно новое состояние. Возможно, для
западного ученого, чье мировоззрение формировалось, скажем, в духе кантианства,
логического позитивизма или критического рационализма К. Поппера, здесь
содержатся элементы откровения, что отчасти объясняет репутацию синергетики как
пионерской дисциплины. Но советскому читателю, которого со школы воспитывали в
духе марксизма-ленинизма, памятен закон перехода количественных изменений в
качественные: им в марксизме объясняется и возникновение жизни на определенной
стадии развития материи, и возникновение сознания, и возникновение
человеческого общества, и смена одной общественно-экономической формации
другой.
Вместе с тем имеются существенные
различия между синергетикой и диалектическим материализмом. В частности,
марксизм предлагает безальтернативную картину развития общества.
Капиталистическая стадия с необходимостью сменяет феодальную стадию, и с такой
же необходимостью на смену капитализму должен прийти коммунизм. Синергетике же
чужда идея предзаданности исторического хода развития. Она утверждает, что,
хотя набор возможных эволюционных путей ограничен, из них в силу воздействия
случайных факторов может быть выбран тот или иной.
Страницы: 1, 2
|