Чтобы уменьшить длительность аварийного
состояния подстанции, применяют передвижные резервные трансформаторы мощностью
до 25-32 MB-А, которые могут быть
быстро доставлены на подстанцию с помощью автотранспорта и введены в работу.
Время, необходимое для замены поврежденного трансформатора резервным, зависит
от массы трансформатора и состояния дорог. Обычно для этого необходимо От 1 до
5 суток. На подстанциях, обеспеченных передвижным резервом, длительность
аварийного состояния минимальна и число «отжитых» суток при аварийной
перегрузке трансформатора не слишком велико.
Дальнейшее увеличение мощности двух-трансформаторных
подстанций при увеличении нагрузки сверх принятого уровня производится, как
правило, путем замены трансформаторов на более мощные. При проектировании
подстанций номинальный ток коммутационных аппаратов, сечения шин в
присоединениях трансформаторов выбирают, как правило, с учетом возможности
замены трансформаторов более мощными.
Подстанции с одним трансформатором
допускаются при условии резервирования потребителей 1-й и 2-й категорий по
сетям среднего и низшего напряжения, а также для электроснабжения потребителей
3-й категории при наличии в районе передвижных резервных трансформаторов и
возможности замены поврежденного трансформатора в течение не более 1 суток.
На подстанциях с высшим напряжением ПО-220
кВ и двумя пониженными напряжениями 35 и 6-10 кВ применяют трехобмоточные трансформаторы
110-220/35/10-6 кВ.
Режим работы трансформаторов. На
подстанциях с несколькими трансформаторами (автотрансформаторами) принято держать
все трансформаторы включенными, несмотря на то, что нагрузка подстанции
подвержена значительным изменениям в течение суток и года. Экономия
электроэнергии, которая могла бы быть получена при отключении части
трансформаторов в часы минимума нагрузки, относительно невелика. В то же время
частые отключения трансформаторов нежелательны, так как каждое отключение
связано с перенапряжением, а каждое включение - с появлением значительного
переходного тока и соответствующих электродинамических сил в обмотках. При этом
нарушается прочность крепления обмоток. Систематические Отключения и включения
трансформаторов связаны с износом коммутационных аппаратов.
Регулирование напряжения.
Трансформаторы и автотрансформаторы,
установленные на подстанциях, как правило, должны быть выполнены с устройствами
для изменения коэффициента трансформации под нагрузкой. Исключение из этого
правила может быть сделано только для небольших трансформаторов с низшим
напряжением 380/220 В. На подстанциях с автотрансформаторами при наличии
потребителей, присоединенных к третичным обмоткам автотрансформаторов,
предусматривают установку линейных регулировочных трансформаторов для
независимого регулирования напряжения на стороне низшего напряжения.
Схемы распределительных устройств
высшего напряжения определяются положением подстанции в
сети, напряжением сети, числом присоединений. Различают следующие типы подстанций
по признаку их положения в сети высшего напряжения: подстанции узловые,
проходные, присоединенные на ответвлениях и концевые. Как известно, узлом
называют точку сети, в которой сходятся не менее трех линий. Предполагается при
этом, что каждая линия связывает узел с источником энергии. Однако встречаются
подстанции с двумя питающими линиями, к сборным шинам которых присоединено еще несколько
линий, питающих
подстанции того же напряжения. Такие
подстанции также принято относить к числу узловых. Число узловых подстанций в
системе относительно невелико. Узловые и проходные подстанции являются
транзитными, поскольку мощность, передаваемая по линии, проходит через сборные
шины этих подстанций.
Изучение схем РУ высшего напряжения
подстанций удобно начать с рассмотрения схем узловых подстанций большой
мощности. Согласно рекомендациям Норм технологического проектирования подстанций
РУ 330-750 кВ следует выполнять но схемам кольцевого типа в соответствий с
числом присоединений, а именно: при трех и четырех присоединениях -
соответственно по схемам треугольника или квадрата; при пяти-шести
присоединениях- по схеме трансформаторы - шины с присоединением линий через два
выключателя; при семи - восьми присоединениях- по схеме трансформаторы - шины с
присоединением линий по схеме 3/2; при числе присоединений свыше восьми - по
полной полуторной схеме. Перечисленные схемы относятся к одному виду и
позволяют постепенно преобразовать РУ от простого к сложному по мере развития
подстанции.
Распределительные устройства высшего
напряжения 220 кВ при трех-четырех линиях рекомендуется также выполнять по
схемам кольцевого типа. При этом линии и трансформаторы подлежат присоединению
к углам треугольника или квадрата через разъединители и отделители (рис.
1.2.1).В таких схемах число выключателей получается минимальным. Недостаток их
заключается в том, что линия и соответствующий трансформатор в случае
повреждения в одной из этих ветвей отключаются вместе. Работа неповрежденной
ветви (линии, трансформатора) может быть быстро восстановлена путем отключения
соответствующего отделителя и повторного включения выключателей. Эти операции
целесообразно автоматизировать.
Для РУ высшего напряжения НО-220 кВ при
числе присоединений, равном семи и более, НТП рекомендуют схему с двумя
системами сборных шин и обходной системой. Распределительные устройства высшего
напряжения 110-220 кВ с числом присоединений до 10 и преобладанием парных линий
или линий, резервированных от других подстанций, могут быть выполнены с одной
секционированной системой сборных шин и обходной системой. При числе линий до
четырех и трансформаторах мощностью до 63 MB-А
допускается присоединение последних к сборным шинам через отделители.
. Распределительные устройства высшего
напряжения проходных подстанций ПО-220 кВ на линиях с двусторонним питанием
следует выполнять с одним выключателем и ремонтной перемычкой из двух нормально
отключенных разъединителей. При этом трансформаторы подлежат присоединению к
линии по обе стороны выключателя через разъединители и отделители (рис. 1.2.2).
При такой схеме в случае повреждения линии слева или справа от рассматриваемой
подстанции отключению подлежит поврежденный участок вместе с трансформатором.
Работа последнего может быть быстро восстановлена после отключения
разъединителя поврежденной линии и повторного включения выключателя. В случае
повреждения трансформатора и отключения соответствующего участка линии
поврежденный трансформатор должен быть отсоединен, а линия включена вновь.
В схемах с трансформаторами,
присоединенными через отделители (рис. 1.2.1, 1.2.2), трансформаторы подлежат
отключению линейными выключателями, отстоящими часто на значительном
расстоянии. Передача отключающего импульса от защиты трансформатора к
соответствующему выключателю может быть осуществлена по специальным линиям
связи. Применение получили также схемы-с короткозамыкателями, включение которых
равносильно искусственному к.з. у зажимов трансформатора.
Рис.
1.2.1 - Схема РУ высшего напряжения узловой подстанции 220 кВ с присоединением
трансформаторов вместе с линиями к углам квадрата
Рис.
1.2.2 - Схема РУ высшего напряжения 110-220 кВ проходной подстанции с одним выключателем
При этом ток в линии резко увеличивается
и срабатывает линейная защита, отключающая линию вместе с поврежденным
трансформатором. Полное время отключения линии и трансформатора составляет 0,5-0,8
с. Оно слагается из времени срабатывания защиты трансформатора, короткозамыкателя,
линейной защиты и линейных выключателей. После отключения трансформатора
наступает пауза (необходимая для проверки отсутствия тока). Затем отключается
отделитель, действующий относительно медленно, и повторно включается линия. Для
проверки работы отделителей и короткозамыкателей при отключенном трансформаторе
предусматривают разъединители с ручным управлением.
Для РУ высшего напряжения 35 кВ при
числе присоединений до десяти включительно НТП рекомендуют одиночную систему
сборных шин. При большем числе присоединений допускается схема с двумя
системами сборных шин.
Особое место занимают
двухтрансформаторные подстанции 35 - 220 кВ, подлежащие присоединению к
параллельным линиям на ответвлениях или в качестве концевых подстанций. Число
таких подстанций очень велико.
Нормы технологического проектирования
подстанций рекомендуют для них ряд типовых схем без выключателей:
а) блочную схему с присоединением
трансформаторов к линиям через разъединители, отделители и установкой короткозамыкателей;
б) блочную схему с разъединителями,
отделителями и короткозамыкателями у трансформаторов и ремонтной перемычкой из двух
нормально отключенных разъединителей со стороны линий;
в) блочную схему с разъединителями,
отделителями и короткозамыкателями на линиях и перемычкой с отделителем
двустороннего действия у трансформаторов.
Блочная схема без перемычки
целесообразна при небольшой длине линий, поскольку при этом вероятность
отключения линии вместе с трансформатором относительно мала. Недостаток этой
схемы заключается в том, что при повреждении и ремонте линии в работе остается
один трансформатор. Электроснабжение не прерывается, но оставшийся в работе
трансформатор может оказаться сильно перегруженным.
Схема с ремонтной перемычкой из
разъединителей (рис. 1.2.3) обеспечивает возможность присоединения обоих
трансформаторов к одной линии при ремонте второй.
Рис.
1.2.3 - Схема присоединения подстанции с перемычкой из разъединителей
Схемы
распределительных устройств низшего напряжения. Для
РУ 6-10 кВ рекомендуют схему с одной секционированной системой сборных шин
(рис. 1.2.4,). Для ограничения тока к. з. секционный выключатель при
нормальной работе должен быть разомкнут. В случае отключения трансформатора
секционный выключатель включается автоматически устройством АВР. При
необходимости дальнейшего ограничения тока к. з. применяют трансформаторы с
расщепленными обмотками низшего напряжения или токоограничивающие реакторы
(простые или сдвоенные) у трансформаторов.
Рис.
1.2.4 - Схема РУ 6-10 кВ – одиночная схема сборных шин, секционированная через
разомкнутый выключатель
1.3 Показатели и критерии надежности
Мерой надежности объекта является всякий
алгоритм вывода суждения о наличии свойства надежности или о наличии уверенности
в выполнении заданных функций в прошедшем, настоящем и будущем времени. На
множестве объектов какого-либо класса мерой надежности будут алгоритмы вывода
суждений о более или менее высоком уровне надежности одного объекта по
сравнению с другим и определения объекта с оптимальным уровнем надежности. Мера
надежности включает в себя показатели надежности и критерии (логические или
аналитические выражения, связанные с алгоритмом вывода).
В качестве показателей надежности
используются следующие:
время безотказной работы Ti
и
время восстановления п, измеряемое в часах или годах (ч или год);
среднее время безотказной работы Т и
среднее время восстановления х, ч или год;
среднее значение параметра потока
отказов ю и средняя интенсивность отказов К, измеряемые
в годах в минус первой степени (год-1);
частота аварий и отказов определенного,
k-то, вида
A(k),
год-1;"
вероятность отказов Q(t)
и
вероятность безотказной работы P(t)
в
заданный промежуток времени;
Q(t)+P(t)
= l;
условная вероятность отказов Q(s/i)
при
возникновении какого-либо события (требования на срабатывание, например);
вероятность застать
объект в любой момент определенного периода в работоспособном (kr
-
коэффициент готовности) или неработоспособном (q
-
коэффициент простоя) состоянии;
число конъюнкций (наложений
отказов на состояния) N,
C(k),
квалифицированных
как аварии;
условный недоотпуск энергии в
течение года AW,
коэффициент
обеспеченности продукцией п и средний народнохозяйственный ущерб У от
нарушения функционирования.
Логические критерии надежности записываются
в виде условий безотказной работы или условий отказа объекта (системы) с
помощью функций алгебры логики и логических диаграмм и относятся ко всем
объектам данного класса.
Аналитические критерии надежности записываются
как неравенства оценок временных, частотных и вероятностных показателей
надежности и их нормативных значений. Например,
Ti>tp;
Q(tP)<Qu(tP);
Л(к)<Ли(к),
где tP
-
расчетное время работы.
При сравнении различных объектов (или
вариантов) из множества возможных в данном классе аналитические критерии
надежности записываются как условие максимума или минимума показателя
надежности у лучшего объекта (варианта). Аналитический критерий оптимальности
решения записывается как условие экстремума целевой функции в виде приведенных
затрат с учетом ущерба или в виде комплексной оценки эффективности. Судить о
наличии свойства конкретного объекта выполнять данные функции можно только в
конкретные моменты и периоды времени в прошлом.
Временной мерой надежности будет
совокупность наработок на отказ 7"J.
Усредняя оценку наработок по множеству реализации и оценивая разброс и
тенденцию к изменению, можно говорить о вероятности выполнения заданных функций
в ближайшем будущем P(Ti>tp).
Но
эта вероятность будет мерой уверенности в существовании свойства только при
условии стабильности обстоятельств функционирования, состояния объекта,
однородности наблюдения, достаточности объема наблюдений, справедливости
гипотез о законе распределения.
Для множества объектов сравнение их по
уровню надежности возможно на основе временных и частотных мер Т, Я, со,
х, Л. Но оценки этих показателей по результатам эксплуатации получаются
с очень большим интервалом неопределенности (например, для частоты отказов
различие в оценке составляет 2-3 порядка). Прогнозирование этих показателей
дает весьма условные оценки по тем же причинам, что и применение вероятностных
мер. Условность временных, частотных и вероятностных мер является причиной
неопределенности в оценках показателей надежности оборудования.
Говоря о надежности класса объектов, не
имеют в виду ни конкретный момент времени, ни конкретный объект данного класса.
Речь идет о степени уверенности в том, что при некоторых определенных условиях Z
и X
объект
данного класса выполнит У или не выполнит У заданных функций с известной
вероятностью (через Z
обозначаются
условия функционирования, а через X
-
условия работоспособности). Если эта вероятность равна нулю или единице, то
мера надежности является логической, если эта вероятность находится в интервале
{0; 1}, то мера надежности будет вероятностной.
Логическая мера надежности записывается
в виде функции алгебры логики (ФАЛ) как условие достаточной работоспособности
(безотказности) - ФР или условие отказа - ФО с помощью знаков конъюнкции Д или
дизъюнкции V/ • Формирование
массива ФО (или ФР) и составляет содержание первого этапа расчета надежности
системы.
Переход от логической меры надежности к
вероятностной -(уверенности в выполнении или невыполнении функций) возможен
только при введении условных оценок вероятностей событий или состояний.
Вероятностные, частотные и временные меры получаются на основе логической меры.
Вследствие этого они условны, а оценки их показателей имеют большой интервал
неопределенности.
Исходные данные о надежности элементов
системы могут быть представлены точечными оценками средних значений
показателей. В таких случаях результаты расчета надежности системы также
представляются в виде точечных оценок средних значений показателей.
Использование статистических оценок средних значений и среднеквадратических
отклонений дает основу для применения формул теории точности при измерении
неопределенности результата с помощью среднеквадратической погрешности.
При прогнозировании на экспертной основе
показателей надежности нового оборудования оценки могут быть представлены
верхней и нижней границей интервала неопределенности. Аналогично верхняя и
нижняя границы определяются для доверительного интервала при использовании
статистических данных испытаний и эксплуатации. В этих условиях
неопределенность показателей надежности системы оценивается с помощью
пессимистических и оптимистических оценок, полученных при подстановке
соответствующих граничных значений исходных данных в полученные расчетные
формулы для системы. Экспертнофакторный подход позволяет оценивать интервал
неопределенности с помощью уравнения регрессии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|