Проверка технического состояния АКБ
Лабораторная
работа № 1
Тема: "Проверка
технического состояния АКБ"
Цель
работы:
Изучение способов и приобретение практических навыков проверки технического
состояния АКБ.
Содержание
работы:
1) Внешний осмотр батареи, измерение уровня, плотности и t0 электролита.
2) Определение
ЭДС аккумуляторов и АКБ.
3) Определение степени
разряженности АКБ, измерение напряжения под нагрузкой, измерение напряжения 2‑х
соседних аккумуляторов.
4) Определение
падения напряжения на мастики.
Оборудование: Стеклянная трубка Æ5–8 мм, денциметр с
пипеткой со шкалой 1,100–1,300г/см3, термометр со шкалой от 0 до 1000С,
вольтметр магнитоэлектрической системы со шкалой от 0 до 15В и ценой деления
0,2В, аккумуляторные пробники-S107, S‑108.
Ход работы
Внешний
осмотр
Визуально
определяют состояние моноблока, крышек, пробок, мастики, выводов батарей,
обращает внимание на наличие электролита и состояние его поверхности. Моноблок
и крышки должны быть очищены от грязи и электролита и не иметь трещин.
Загрязненные крышки и мастику протирают тканью смоченной 10% раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Если
батарея имеет трещины, то она подлежит ремонту. Проверяют и прочищают
вентиляционные отверстия в крышках АКБ (пробках).
Трещины в мастике
устраняют оплавлением ее нагретым паяльником, сильно поврежденную заменяют.
Покачивание выводов определяют плотность их крепления. Окисленные выводы
зачищают шкуркой или специальной щеткой, и смазывают техническим вазелином или
маслом для двигателя.
Наблюдая за
поверхностью электролита обращают внимание на выделение пузырьков газа, наличие
пузырьков свидетельствует об ускоренном саморазряде из-за загрязнения
электролита посторонними веществами. При наличии разряда электролит заменяют.
Перед этим АКБ необходимо разредить током, равным 0,1 емкости батареи до
напряжения 1,2 В на одном аккумуляторе (или до 7,2 В на зажимах батареи).
Сливают
электролит, предварительно замерив его плотность. Затем в аккумуляторы заливают
чистый электролит той же плотности, которую имел загрязненный электролит после
разряда, и заряжают батарею.
Измерение
уровня электролита
Уровень
электролита в аккумуляторах должен быть на 10…15 мм (у аккумуляторной
батареи 6СТ‑55 5…10 мм) выше предохранительного щитка.
Уровень
электролита измеряют стеклянной трубкой, которая опускается в аккумулятор до
упора в предохранительный щиток, затем закрывается сверху пальцем и
приподнимается.
Если уровень
электролита ниже нормального, то в аккумуляторы заливают дистиллированную воду,
если выше, то электролит отбирают резиновой грушей во избежание его
расплескивания при эксплуатации батареи.
Доливку воды
в аккумуляторы производят непосредственно перед зарядом батареи, а на
автомобиле – при работающем двигателе. Несоблюдение этого требования может
вызвать замерзание воды в аккумуляторах и ускоренный саморазряд из-за разной
плотности электролита в верхней и нижней частях аккумулятора.
Необходимо
помнить, сто после доливки воды без заряда плотность электролита замерить
невозможно.
Нельзя
повышать уровень доливкой в аккумуляторы электролита, так как это приведет к
повышению его плотности. Электролит доливают только в случае вытекания
(например, при опрокидывании батареи). По цвету электролита в измерительной
трубке можно судить о его загрязненности. Электролит бурого цвета
свидетельствует об осыпании активного вещества «плюсовых» электродов
аккумулятора.
Измерение
плотности электролита
Плотность
электролита в каждом аккумуляторе замеряют денсиметром или плотномером. При
выполнении лабораторной работы рекомендуется пользоваться денсиметром, так как
он имеет меньшую погрешность измерений.
Для измерения
плотности электролита необходимо с помощью резиновой груши несколько раз (для
удаления пузырьков воздуха со стенок пипетки) набрать электролит в пипетку до
всплытия денсиметра. Не вынимая пипетку из аккумулятора и не допуская касания
денсиметром стенок пипетки по нижней части мениска электролита в пипетке по
шкале денсиметра, определяют плотность электролита. Допускается отклонение
плотности электролита в аккумуляторах одной батареи не более чем на 10 кг/м3
(0,01г/см3). При большем отклонении батарею нужно зарядить. Для
определения величины температурной поправки необходимо измерить температуру
электролита.
Определение
степени разреженности аккумуляторов и батарей
Снижение
плотности электролита на 10 кг/м3 по отношению к плотности у
полностью заряженного аккумулятора соответствует разряду аккумулятора примерно
на 6 %. Например, если плотность электролита в заряженном аккумуляторе
была 1280 кг/м3, а измерения при 2980К (+250С)
– 1220 кг/м4, то плотность понизилась на 60 ед., что соответствует 36 %
разреженности.
Степень
разреженности батареи определяется по степени разреженности аккумулятора,
имеющего самую низкую плотность электролита.
Батареи,
имеющие степень разреженности более 25 % зимой и 50 % летом, должны
сниматься с эксплуатации и заряжаться.
Необходимо
учитывать, что снижение плотности электролита в аккумуляторах может происходить
не только в результате разряда, но и в результате действия неисправностей
(сульфатация, замыкание электродов).
Для того
чтобы определить эти неисправности и подтвердить подсчитанную степень
разреженности, необходимо измерить ЭДС и напряжение аккумулятора под нагрузкой.
Определение
ЭДС аккумуляторов по плотности и вольтметром
ЭДС аккумулятора
определяется по уравнению
Е0=0,84+γ25×10-3
Но величину
ЭДС с достаточной точностью можно определить и вольтметром без нагрузки так как
Uв=Е0-IвRа,
где Uв – показания вольтметра; Iв – сила тока,
потребляемая вольтметром; Rа - внутреннее сопротивление аккумулятора.
Так как
величины Iв и Rа малы, то практически величина IвRа близка нулю и вольтметр
показывает величину Е0, т. е. Uв=Е0. сравнивая
величины ЭДС, подсчитанной и измеренной, судят о наличии неисправностей
батареи.
Если Uв=Е0, то
степень разреженности, подсчитанная по плотности, соответствует действительной.
Если Uв=0, то в аккумуляторе имеет место полное короткое замыкание
электродов или обрыв в цепи. Для определения обрыва необходимо замерить
напряжение батареи. Если Uв=0, то в аккумуляторе имеет место полное короткое
замыкание электродов или обрыв в цепи. Для определения обрыва необходимо
замерить напряжение батареи. Если Uв значительно меньше Е0 (например, Uв=0,5…1,5В), в
аккумуляторе имеется частичное замыкание электродов. Если Uв больше Е0, то
в аккумуляторе сульфатированы электроды или отстоялся электролит.
У
аккумуляторных батарей со скрытыми межэлементными соединениями замеряются ЭДС
всей батареи, а ЭДС по плотности подсчитывается как сумма Е0 всех
аккумуляторов. Если при измерении вольтметром ЭДС батареи равна нулю, то в цепи
одного или нескольких аккумуляторов имеется обрыв. Если напряжение батареи,
замеренное вольтметром, равно 10В, то в одном аккумуляторе полное или в
нескольких – частичное короткое замыкание. Частичное замыкание электродов можно
устранить промывкой аккумулятора дистиллированной водой. При полном коротком
замыкании батарею нужно ремонтировать.
С помощью
измерения и подсчета ЭДС невозможно выявить наличие таких неисправностей, как
уплотнение активного вещества и разрушение электродов.
Определить
эти неисправности, а также выявить общую пригодность аккумуляторных батарей к
эксплуатации позволяет измерение напряжения под нагрузкой.
Измерение
напряжения под нагрузкой
Напряжение
каждого аккумулятора под нагрузкой, близкой к стартерной, измеряется
аккумуляторным пробником Э108 или нагрузочной вилкой ЛЭ2.
Для проверки
аккумуляторов батарей емкостью 45…100А/ч пробником Э108 необходимо:
Затянуть
гайку и отвернуть гайку;
Если емкость
батареи 100…145А/ч, то гайку завертывают, отвертывают;
Если емкость
батареи 145…190А/ч, завертывают до упора обе гайки.
Испытывая
аккумуляторы, плотно прижимают острия ножек к выводам проверяемого аккумулятора
и в конце пятой секунды определяют напряжение по вольтметру. На сильно
окисленных выводах необходимо сделать царапины ножками приборов для создания
надежного электрического контакта. Так как величина тока разряда близка к
стартерной, то повторные измерения напряжения под нагрузкой будут несколько
ниже вследствие частичного разряда аккумуляторов. Увеличивать время проверки
аккумулятора нельзя, так как это повлечет за собой получение неверного
результата измерений.
Напряжение
исправного и полностью заряженного аккумулятора в конце пятой секунды при
проверке нагрузочной вилкой ЛЭ2 должно быть не менее 1,7В и не менее 1,4В при
проверке пробником Э108. напряжение всех аккумуляторов не должно отличаться
более чем на 0,1В. При меньших величинах напряжения к эксплуатации непригодна и
ее нужно заряжать или ремонтировать.
Заключение о
техническом состоянии аккумуляторов делается с учетом всех ранее замеренных и
подсчитанных параметров. Например, если γ25=1270 кг/м3; Uв=Е0 (батарея
заряжена), но напряжение под нагрузкой Uн=1,3В, то это
свидетельствует о разрушении электродов или уплотнении активного вещества.
Такая батарея требует ремонта.
|