Двигатель внутреннего сгорания, тепловой двигатель, в котором химическая энергия
топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу.
Первый
практически пригодный газовый Д. в. с. был сконструирован французским механиком
Э. Ленуаром (1860). В 1876 немецкий изобретатель Н. Отто построил более
совершенный 4-тактный газовый Д. в. с. По сравнению с паромашинной установкой
Д. в. с. принципиально более прост, т. к. устранено одно звено энергетического
преобразования — парокотельный агрегат. Это усовершенствование обусловило
большую компактность Д. в. с., меньшую массу на единицу мощности, более высокую
экономичность, но для него потребовалось топливо лучшего качества (газ, нефть).
В
1880-х гг. О. С. Костович в России построил первый бензиновый карбюраторный
двигатель. В 1897 нем. инженер Р. Дизель, работая над повышением
эффективности Д. в. с., предложил двигатель с воспламенением от сжатия.
Усовершенствование этого Д. в. с. на заводе Л. Нобеля в Петербурге (ныне
«Русский дизель») в 1898—99 позволило применить в качестве топлива нефть. В
результате этого Д. в. с. становится наиболее экономичным стационарным тепловым
двигателем. В 1901 в США был разработан первый трактор с Д. в. с. Дальнейшее
развитие автомобильных Д. в. с. позволило братьям О. и У. Райт построить первый самолёт с Д.
в. с., начавший свои полёты в 1903. В том же 1903 рус. инженеры установили Д.
в. с. на судне «Вандал», создав первый теплоход. В 1924 по проекту Я. М.
Гаккеля в Ленинграде был создан первый удовлетворяющий практическим требованиям
поездной тепловоз.
По
роду топлива Д. в. с. разделяются на двигатели жидкого топлива и газовые. По
способу заполнения цилиндра свежим зарядом — на 4-тактные и 2-тактные. По
способу приготовления горючей смеси из топлива и воздуха — на двигатели с
внешним и внутренним смесеобразованием. К двигателям с внешним
смесеобразованием относятся карбюраторные, в которых горючая смесь из жидкого
топлива и воздуха образуется в карбюраторе, и газосмесительные, в
которых горючая смесь из газа и воздуха образуется в смесителе. В Д. в. с. с
внешним смесеобразованием зажигание рабочей смеси в цилиндре производится
электрической искрой. В двигателях с внутренним смесеобразованием (дизелях) топливо
самовоспламеняется при впрыскивании его в сжатый воздух, нагретый до высокой
температуры.
Рабочий
цикл 4-тактного карбюраторного Д. в. с. совершается за 4 хода поршня (такта),
т. е. за 2 оборота коленчатого вала. При 1-м такте — впуске поршень движется от
верхней мёртвой точки (в. м. т.) к нижней мёртвой точке (н. м. т.). Впускной
клапан при этом открыт (рис. 1) и горючая смесь из карбюратора поступает
в цилиндр. В течение 2-го такта — сжатия, когда поршень движется от н. м. т.
кв. м. т., впускной и выпускной клапаны закрыты и смесь сжимается до давления
0,8—2 Мн/м2 (8—20 кгс/см2). Температура смеси в конце сжатия
составляет 200—400°C. В конце сжатия смесь воспламеняется электрической искрой
и происходит сгорание топлива. Сгорание имеет место при положении поршня,
близком кв. м. т. В конце сгорания давление в цилиндре составляет 3—6 Мн/м2
(30—60 кгс/1см2), а температура 1600—2200°C. 3-й
такт цикла — расширение называется рабочим ходом; в течение этого такта
происходит преобразование тепла, полученного от сгорания топлива, в
механическую работу. 4-й такт — выпуск происходит при движении поршня от н. м.
т. к в. м. т. при открытом выпускном клапане. Отработавшие газы вытесняются
поршнем.
Рабочий
цикл 2- тактного карбюраторного Д. в. с. осуществляется за 2 хода поршня или за
1 оборот коленчатого вала (рис. 2). Процессы сжатия, сгорания и
расширения практически аналогичны соответствующим процессам 4-тактного Д. в. с.
При прочих равных условиях 2-тактный двигатель должен быть в 2 раза более
мощным, чем 4-тактный, т. к. рабочий ход в 2-тактном двигателе происходит в 2
раза чаще, однако на практике мощность 2-тактного карбюраторного Д. в. с. часто
не только не превышает мощность 4-тактного с тем же диаметром цилиндра и ходом
поршня, но оказывается даже ниже. Это обусловлено тем, что значительная часть
хода (20—35% ) поршень совершает при открытых окнах, когда давление в цилиндре
невелико и двигатель практически не производит работы; продувка цилиндра
требует затрат мощности на сжатие воздуха в продувочном насосе; очистка
пространства цилиндра от продуктов сгорания газов и наполнение его свежим
зарядом значительно хуже, чем в 4-тактном Д. в. с.
Рабочий
цикл карбюраторного Д. в. с. может быть осуществлен при очень большой частоте
вращения вала (3000—7000 об/мин). Двигатели гоночных автомобилей
и мотоциклов могут развивать 15 000 об/мин и более. Нормальная горючая
смесь состоит примерно из 15 частей воздуха (по массе) и 1 части паров бензина.
Двигатель может работать на обеднённой смеси (18 : 1) или обогащенной смеси (12
: 1). Слишком богатая или слишком бедная смесь вызывает сильное уменьшение
скорости сгорания и не может обеспечить нормального протекания процесса
сгорания. Регулирование мощности карбюраторного Д. в. с. осуществляется
изменением количества смеси, подаваемой в цилиндр (количественное
регулирование). Большая частота вращения и выгодные соотношения топлива и
воздуха в смеси обеспечивают получение большой мощности в единице объёма
цилиндра карбюраторного двигателя, поэтому эти двигатели имеют сравнительно
небольшие габариты и массу [ 1—4 кг/квт ( 0,75—3 кг/л. с.)].
Применение низких степеней сжатия обусловливает
умеренные давления в конце сгорания, вследствие чего детали можно делать менее
массивными, чем, например, в дизелях. При увеличении диаметра цилиндра
кароюраторного Д. в. с. возрастает склонность двигателя к детонации, поэтому карбюраторные Д.
в. с. не делают с большими диаметрами цилиндров (как правило, не более 150 мм).
Примером карбюраторного Д. в. с. может служить двигатель ГАЗ-21 «Волга».
Это 4-цилиндровый 4-тактный двигатель, развивающий мощность 55 квт (75 л.
с.) при 4000 об/мин и степени сжатия 6,7. Удельный расход
топлива на наиболее экономичном режиме составляет 290 г;(квт.ч).
Наибольшая
мощность 4-тактного карбюраторного Д. в. с. 600 квт (800 л. с.).
Мотоциклетные карбюраторные 2-тактные и 4-тактные Д. в. с. имеют мощность от
3,5 до 45 квт (от 5 до 60 л. с.). Авиационные поршневые двигатели с
непосредственным впрыском бензина и искровым зажиганием развивают до 1100 квт
(1500 л. с.) и более.
Карбюраторные
Д. в. с. представляют собой сложный агрегат, включающий ряд узлов и систем.
Остов
двигателя — группа неподвижных деталей, являющихся базой для всех остальных
механизмов и систем. К остову относятся блок-картер, головка (головки)
цилиндров, крышки подшипников коленчатого вала, передняя и задняя крышки
блок-картера, а также масляный поддон и ряд мелких деталей.
Механизм
движения — группа движущихся деталей, воспринимающих давление газов в цилиндрах
и преобразующих это давление в крутящий момент на коленчатом валу двигателя.
Механизм движения включает в себя поршневую группу (поршни, шатуны, коленчатый
вал и маховик).
Механизм
газораспределения служит для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры и
выпуска отработавших газов. Эти функции выполняют кулачковый (распределительный)
вал, приводимый в движение от коленчатого вала, а также толкатели, штанги и
коромысла, открывающие клапаны. Клапаны закрываются клапанными пружинами.
Система
смазки — система агрегатов и каналов, подводящих смазку к трущимся
поверхностям. Масло, находящееся в масляном поддоне, подаётся насосом в фильтр
грубой очистки и далее через главный масляный канал в блок-картере под
давлением поступает к подшипникам коленчатого и кулачкового валов, к шестерням
и деталям механизма газораспределения. Смазка цилиндров, толкателей и других
деталей производится масляным туманом, образующимся при разбрызгивании масла,
вытекающего из зазоров в подшипниках вращающихся деталей. Часть масла отводится
по параллельным каналам в фильтр тонкой очистки, откуда сливается обратно в
поддон.
Система
охлаждения может быть жидкостной и воздушной. Жидкостная система состоит из
рубашек цилиндров и головок, заполненных охлаждающей жидкостью (водой,
антифризом и т. п.), насоса, радиатора, в котором жидкость охлаждается потоком
воздуха, создаваемым вентилятором, и устройств, регулирующих температуру воды.
Воздушное охлаждение осуществляется обдувом цилиндров и головок вентилятором
или потоком воздуха (на мотоциклах).
Система
питания осуществляет приготовление горючей смеси из топлива и воздуха в
пропорции, соответствующей режиму работы, и в количестве, зависящем от мощности
двигателя. Система состоит из топливного бака, топливоподкачивающего насоса,
топливного фильтра, трубопроводов и карбюратора, являющегося основным узлом
системы.
Система
зажигания служит для образования в камере сгорания искры, воспламеняюшей
рабочую смесь. В систему зажигания входят источники тока — генератор и
аккумулятор, а также прерыватель, от которого зависит момент подачи искры. В
систему включается распределитель тока высокого напряжения по соответствующим
цилиндрам. В одном агрегате с прерывателем находятся конденсатор, улучшающий
работу прерывателя, и катушка зажигания, с которой снимается высокое напряжение
(12—20 кв). В то время, когда Д. в. с. не имели электрического
зажигания, применялись запальные калоризаторы.
Система
пуска состоит из электрического стартёра, шестерён передачи от стартёра к
маховику, источника тока (аккумулятора) и элементов дистанционного управления.
В функции системы входит вращение вала двигателя для пуска.
Система
впуска и выпуска состоит из трубопроводов, воздушного фильтра на впуске и
глушителя шума на выпуске.
Газовые
Д. в. с. работают большей частью па природном газе и газах, получаемых при
производстве жидкого топлива. Кроме того, могут быть использованы: газ,
генерируемый в результате неполного сгорания твёрдого топлива, металлургические
газы, канализационные газы и пр. Применяются как 4-тактные, так и 2-тактныс
газовые Д. в. с. По принципу смесеобразования и воспламенения газовые двигатели
разделяются на: Д. в. с. с внешним смесеобразованием и искровым зажиганием, в
которых рабочий процесс аналогичен процессу карбюраторного двигателя; Д. в. с.
с внешним смесеобразованием и зажиганием струей жидкого топлива,
воспламеняющегося от сжатия; Д. в. с. с внутренним смесеобразованием и искровым
зажиганием. Газовые двигатели, использующие природные газы, применяются на
стационарных электростанциях, компрессорных газоперекачивающих установках и т.
п. Сжиженные бутано-пропановые смеси используются для автомобильного транспорта
(см. Газобаллонный автомобиль).
Экономичность
работы Д. в. с. характеризуется эффективным кпд, который представляет собой
отношение полезной работы к количеству тепла, выделяемого при полном сгорании
топлива, затраченного на получение этой работы. Максимальный эффективный кпд
наиболее совершенных Д. в. с. около 44%.
Основным
преимуществом Д. в. с., так же как и др. тепловых двигателей (например, реактивных двигателей),
перед двигателями гидравлическими и электрическими является независимость от
постоянных источников энергии (водных ресурсов, электростанций и т. п.), в
связи с чем установки, оборудованные Д. в. с., могут свободно перемещаться и
располагаться в любом месте. Это обусловило широкое применение Д. в. с. на
транспортных средствах (автомобилях, с.-х. и строительно-дорожных машинах,
самоходной военной технике и т. п.).
Совершенствование
Д. в. с. идёт по пути повышения их мощности, надёжности и долговечности,
уменьшения массы и габаритов, создания новых конструкций (см., например, Ванкеля двигатель). Можно
наметить также такие тенденции в развитии Д. в. с., как постепенное замещение
карбюраторных Д. в. с. дизелями на автомобильном транспорте, применение многотопливных двигателей,
увеличение частоты вращения и др.
Двигатель
внутреннего сгорания (ДВС)
Один из самых
распространенных двигателей — двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Его
устанавливают на автомобили, корабли, тракторы, моторные лодки и т. д., во всем
мире насчитываются сотни миллионов таких двигателей. Существует два типа
двигателей внутреннего сгорания — бензиновые и дизели.
Бензиновые
двигатели внутреннего сгорания работают на жидком топливе (бензине, керосине и
т. п.) или на горючем газе (сохраняемом в сжатом виде в стальных баллонах или
добываемом сухой перегонкой из дерева). Проектируют двигатели, где горючим
будет водород.
Основная часть ДВС
— один или несколько цилиндров, внутри которых происходит сжигание топлива.
Отсюда и название двигателя.
Внутри цилиндра
скользит поршень — металлический стакан, опоясанный пружинящими кольцами
(поршневые кольца), вложенными в канавки на поршне. Поршневые кольца не
пропускают газов, образующихся при сгорании топлива, в промежутки между поршнем
и стенками цилиндра.
Поршень снабжен
металлическим стержнем — пальцем, он соединяет поршень с шатуном. Шатун
передает движения поршня коленчатому валу (см. рис.).
Верхняя часть
цилиндра сообщается с двумя каналами, закрытыми клапанами. Через один из
каналов — впускной подается горючая смесь, через другой — выпускной удаляются
продукты сгорания. В верхней части цилиндра помещается свеча — приспособление
для зажигания горючей смеси посредством электрической искры.
Наибольшее
распространение в технике получил четырехтактный
двигатель. Рассмотрим его работу. 1-й такт — впуск
(всасывание). Открывается впускной клапан. Поршень, двигаясь вниз, засасывает в
цилиндр горючую смесь. 2-й такт — сжатие. Впускной клапан закрывается. Поршень,
двигаясь вверх, сжимает горючую смесь, при сжатии она нагревается. 3-й такт —
рабочий ход. Поршень достигает верхнего положения. Смесь поджигается
электрической искрой свечи. Сила давления газов — раскаленных продуктов горения
— толкает поршень вниз. Движение поршня передается коленчатому валу, вал
поворачивается, производится тем самым полезная работа. Производя работу и
расширяясь, продукты сгорания охлаждаются, давление в цилиндре падает почти до
атмосферного. 4-й такт — выпуск (выхлоп). Открывается выпускной клапан,
отработанные продукты сгорания выбрасываются через глушитель в атмосферу.
Из 4 тактов
двигателя только один, третий — рабочий. Поэтому двигатель снабжают маховиком,
инерционным двигателем, запасающим энергию, за счет которой коленчатый
вал (см. Валы и оси машин) вращается в течение остальных тактов. Отметим,
что одноцилиндровые двигатели устанавливают главным образом на мотоциклах. На
автомобилях, тракторах и т. п. для более равномерной работы ставят 4,6,8 и
более цилиндров на общем валу.
Двигатели с
цилиндрами, установленными в виде звезды вокруг одного вала, получили название
звездообразных. Мощность звездообразных двигателей достигает 4 МВт. Используют
их главным образом в авиации.
Дизель — другой
тип двигателя внутреннего сгорания. В отличие от бензинового воспламенение в
его цилиндрах происходит при впрыскивании топлива в воздух, предварительно
сжатый поршнем и, следовательно, нагретый до высокой температуры.
Этот двигатель
назвали по имени немецкого инженера Р. Дизеля, построившего в 1897 г. первый
двигатель с воспламенением от сжатия — в этом и заключается его отличие от
бензинового двигателя внутреннего сгорания, использующего особое устройство для
воспламенения топлива.
Конструктивно
дизель мало чем отличается от бензинового двигателя внутреннего сгорания. На
рисунке видно, что у него есть цилиндр, поршень, клапаны. Да и принцип действия
дизеля такой же. Но есть и отличия: в головке цилиндра находится топливный
клапан — форсунка. Назначение ее — в определенные фазы вращения коленчатого
вала впрыскивать топливо в цилиндр. Клапаны, топливный насос, питающий форсунку,
получают движение от распределительного вала, который, в свою очередь,
приводится в движение от коленчатого вала двигателя.
Пусть начальным
положением поршня будет верхняя мертвая точка. При движении поршня вниз (первый
такт) открывается впускной клапан, через который в цилиндр засасывается воздух.
Впускной клапан при обратном ходе поршня закрывается и в продолжение
всего второго такта остается закрытым.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|