Меню
Поиск



рефераты скачать Общие вопросы методики преподавания физики

p>Урок контроля и учета знаний:
Формы проведения:
1. Индивидуальный опрос (один у доски)
2. Фронтальный (все сразу)
3. Рефераты
4. Решение задач
5. Используются тесты и раздаточный материал
Специальные виды урока контроля и учета знаний:
1. Письменные и контрольные работы

2. Контрольные и лабораторные работы – это 1) проведенная работа без инструкции (для слабых учащихся)

2) с измененным заданием (ученики это делали, но нужно определить что-то другое).
3. Зачеты (по большому разделу)

Структура работы:
1. Вступительный инструктаж
2. Выполнение работы
3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)

Комбинированный урок: (чаще всего проводится)
- пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.
Структура:
1. проверка д/з и повторение пройденного
2. изложение нового материала
3. упражнения и проверка усвоения нового материала
4. домашнее задание

Система учебных занятий:
Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.

ТЕМА6: Методика и техника школьного физического эксперимента.

6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача.
Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его проведения. Это отражение научного метода познания.

Цели:

1. служит источником знания
2. является методом обучения
3. это вид наглядности.
Классификация по организационному признаку:
1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты

Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша)
2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения.
3. Физический практикум
4. Внеклассные опыты и наблюдения
. Количественные и качественные
. Экспериментальные задачи
. Творческие задания

6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.

Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов.
Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними.
Цель:
Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического мира и опытах.
Требования:
1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации
2. Должны быть на каждом уроке.
3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в ней.
4. Не должен загромождать урок
5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность.
Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны
(для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды
Дюара.

6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты.
Для фронтальных лабораторных работ:
1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися, непродолжительные (10-45 мин).
2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.
На первой ступени: проверка физических закономерностей (например, параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по составлению простейших схем.
На второй ступени: определение физических констант, закономерностей, физических величин.
Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или рассчитанные на один урок, творческие задания.
Классификация по дидактическим целям:
1. Наблюдение и изучение физических явлений
2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.
3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.
4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота)
5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана)
Схема проведения лабораторной работы:
1. Вступительная беседа
2. Проведение эксперимента
3. Обработка результатов
4. Выводы
На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что будет более высокая оценка за дополнительное задание.
Инструкция (есть ход выполнения работы)
Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая погрешность должна получится).
Критерии оценки:
1. Степень самостоятельности (по наблюдению)
2. Грамотность оформления

Для фронтальных опытов:
Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин), выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие
(наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.

6.4 Физический практикум.
Отличие:
Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим практикумом вводная беседа включает:
1. Задачу практикума
2. Его содержание
3. График выполнения
4. Анализ каждой работы и правила ее выполнения
5. Правила пользования измерительными приборами
6. Анализ
7. Форма отчета и время сдачи
8. Требования к допуску
Задача учителя:
1. Воспитывать самостоятельность
2. Развивать и закреплять практические навыки
3. Помогать отстающим
4. Давать дополнительные задания
5. Оценивать результаты работы
В отчете у школьников должны быть ответы на контрольные вопросы.
Д/з физический кабинет.

Тема 7 : Контроль знаний и умений учащихся по физике.

7.1 Методы и формы контроля.
Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися.
Функции проверки :

1. Ориентирующая

2. Обучающая

3. Диагностирующая

4. Контролирующая

5. Развивающая

6. Воспитательная
Методы проверки:

1. Устный

2. Письменный

3. Графический

4. Практический
Виды проверки:
По объему:
1. Текущие
2. Итоговые
По количеству учащихся:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Классная

4. Массовая
Формы проверки:

1. Устный опрос

2. Контрольная письменная работа

3. Контрольная лабораторная практическая работа

4. Зачет и диспуты

5. Решение задач

6. Физический диктант
Ориентирующая функция проверки ориентирует преподавателя на слабые и сильные стороны усвоения материала. Передовые учителя при изложении нового материала обязательно задают вопросы цель которых выделить главное в изучаемом материале. Сам процесс проверки помогает учащимся выделить главное в изучаемом, а учителю определить степень усвоения этого главного.

Обучающая функция. Самая главная функция проверки. Проверка помогает уточнить и закрепить знания выполнения проверочных заданий. Способствует формированию знаний до более высокого уровня. Формирует умение самостоятельности и работы с книгами.
Контролирующая. Для контрольных работ и самостоятельных работ она является главной.
Диагностирующая. Устанавливает причины успехов и неудач учащихся.
Проводятся специальные диагностирующие работы, которые определяют уровень усвоения знаний (их 4 уровня).

Развивающая функция. Проверка определяет способности студента распоряжаться объемом своих знаний и умением строить собственный алгоритм решения задач.
Воспитательная функция. Приучает учащихся к отчетности, дисциплинирует их, прививает чувство ответственности, необходимости систематических занятий.

7.2 Методы текущих и итоговых проверок и выполняемые ими функции.
Методы:
1. Устный
2. Письменный
3. Графический (умение строить и читать графики)
4. Практический (умение проводить эксперименты)

Чаще используется устный, индивидуальный или фронтальный опрос и решение задач.
Виды деятельности при текущем опросе:

1. Устное изложение

2. Решение качественных и расчетных задач

3. Выполнение практических работ (лабы, опыты, экспериментальные задачи)

4. Построение и чтение графиков, решение задач с помощью графиков

5. Физические диктанты

6. Работы с дидактическим материалом
Главное в текущей проверке – не контроль знаний, а выявление знаний и не знаний. Текущая проверка имеет ориентирующую функцию, обучающую, воспитательную, развивающую, диагностирующую.
Контрольная функция является вспомогательной. Воспитательное значение имеет выставляемая учителем оценка, она должна быть объективной. Нельзя снижать оценку за плохое поведение.
Итоговая проверка проводится по теме, разделу, за четверть, полугодие.
Основная функция контролирующая.
Любая проверка носит обязательно и обучающую функцию, так как помогает повторить, закрепить, привести знания в систему. Чаще проверяется в виде письменных, контрольных работ (расчетные и качественные задачи, тесты, контрольные и лабораторные работы), в старших классах: зачеты, диспуты, дискуссии. При проверке контрольной работы учитывается способ решения задач, выявляют типичные ошибки и затруднения. Недостаток контрольной: охватывают небольшой объем материала.
Качественные задачи предполагают не громоздкие ответы, а также не должно быть ответов типа «да» и «нет». Они должны содержать не более трех-пяти предложенных или четырех логических шагов для объяснения.
Физический диктант: знание формул, формулировок законов, определений понятий, усвоение и правильное понимание физических терминов, символических обозначений, знания систем единиц и единиц измерения физических величин.
Доклады способствуют умению работ с литературой, выделять главное, обобщать, обосновывать, систематизировать и делать выводы.
Экспериментальные задачи и контрольные, лабораторные работы проверяют наличие экспериментальных умений.

7.3 Требования к знаниям и умениям.
Это планируемый результат обучения, который предполагает наличие таких компонентов:

1. Основное содержание обучения (то, что необходимо знать)

2. Степень усвоение основного содержания до определенного уровня.
Уровни усвоения:

I. Воспроизведение.
II. Умение работать по образцу (подставлять формулы в решение задач).
III. Умение применять знание в измененной ситуации.
IV. Творческий уровень – умение самостоятельно создавать новые для учащегося методы решения задач, новые конструкции, новые модели.

3. Виды деятельности учащихся по усвоению содержания обучения до определенного уровня. Например: пересказ – уровень воспроизведения; решение типичных задач – умение работать по образцу.

Структура содержания обучения:
1. Понятийные объекты (факты, понятия, законы, теории, методы науки).
2. Деятельностные объекты (умение и навыки). Подраздел:

1. Частные или предметные.

2. Общие (интеллектуальные умения и умения рационального учебного труда)
Предметные умения:
1. Умение проводить эксперимент.
2. Умение измерять.
3. Умение наблюдать.
4. Умение решать задачи.
5. Читать и строить графики.
6. Умение читать и строить схемы
Интеллектуальные умения:
1. Абстрагировать
2. Анализировать
3. Синтезировать
4. Обобщать, делать выводы
5. Конкретизировать
Умения рационального учебного труда:
1. Умение планировать учебную деятельность.
2. Умение работать с книгой
3. Умение оформлять результаты (конспект, реферат, тезисы, отчеты, доклады)
4. Умение контролировать учебную деятельность и корректировать ее
Теории, законы и основные физические понятия должны быть усвоены на третьем уровне. К основным понятиям физики относятся сквозные понятия (m,
(, a, p, F, E…). Понятия, которые входят в ядро темы, но не относятся к основным, должны быть усвоены на первом и втором уровне. Итоговая проверка должна состоять из заданий, которые выявляют все четыре уровня усвоения знаний.

7.4 Тесты.
Достоинства: может охватывать большой объем материала.
Недостаток: дают проверку окончательного результата, но не показывают ход решения.
Требования: ответы должны содержать типичные ошибки учащихся, неправильные ответы не должны быть неправдоподобными.
После тестов учащиеся должны быть готовыми к устным ответам по ним.
Что нужно использовать для составления тестов?:
1. Расчлененный силлогизм. Пример:

Магнитное поле действует: a) На покоящийся заряд b) На движущийся заряд c) На любой электрический заряд.
2. Пишется половина фразы, а оставшуюся часть ученик пишет самостоятельно.
3. Задание с выбором правильного ответа.
4. Предложить перечислить что-либо.
5. Предложить сформулировать закон, определение, и т.д.
6. Написать какую-либо фразу в конце которой стоят буквы И и Л (истинно, ложно)

7.5 Оценка знаний и умений.

1. Знание фундаментальных и важных опытов по физике, умение описывать физическое явление.
2. Знание физических законов и умение применять их.
3. Владение основными положениями физических теорий.
4. Навыки пользования физической терминологией и математической записью физических закономерностей
5. Определение основных физических понятий и величин.
6. Навыки пользования измерительными приборами, умение измерять и ставить несложные физические опыты.
7. Умение решать задачи разных типов.
8. Умение объяснять явления природы и техники на основе изученных закономерностей.
9. Знание основных этапов истории развития физики.
10. Навыки устной речи и оформления результатов письменных работ.
11. Умение работать с литературой.
Ошибки учащихся делятся на:
1) грубые
2) негрубые
3) недочеты
Грубые:
1) не усвоил физические законы и теории и не умеет их применять при решении задач.
2) Не знает формул и не умеет оперировать ими.
3) Не умеет читать и строить графики и схемы
4) Не знает единиц измерения физических величин.
5) Неправильно истолковывает условие задачи, не владеет способами решения.
Негрубые:
1) Неточность чертежа, графика или схемы.
2) Неточное написание наименования единиц измерения
3) Выбор нерационального решения.
Недочеты:
1) Нерациональная запись математических преобразований.
2) Недочеты в формулировках.
3) Ошибки в вычислениях.
4) Небрежное выполнение работы.

Тема 8: Развитие творческих способностей.

Методика развития творчества учащегося строится на основных закономерностях научного творчества. Рубинштейн рассмотрел основные этапы научного творчества и представил в виде таких циклов:
1. Обобщение исходных данных
2. Построение абстрактной модели (выдвижение гипотезы)
3. Вывод теоретических следствий
4. Экспериментальная проверка этих следствий
Обучая творчеству можно использовать этот принцип цикличности. Однако не всегда уместно заново «переоткрывать» все законы физики на уроках, достаточно, чтобы учащиеся умели сопереживать научным открытиям и видеть основную роль и место этапов творчества.
Рекомендуемые методы:
1. Рассказ + демонстрация
2. Схемы, учебные модели, проблемный подход
3. Мел
4. Лабораторная работа
Пример: урок получения новых знаний.
Тема: свойства газов.
1. Обобщение исходных данных
Что учащиеся знают о газах?
- Газ обладает свойством диффузии
- Газ заполняет весь объем
- Газ обладает свойством сжатия и расширения
2. Построение модели
Строим модель идеального газа: упругие шарики-молекулы, которые находятся в постоянном движении.
Параметры газа V, N, m0, , отсюда выводят давление газа на стенки сосуда.
[pic], n-концентрация молекул, Екин=[pic], [pic]
3. Вывод теоретических следствий
Если постоянна, т.е. =const, то [pic]
4. Проверка.
Закон Бойля-Мариотта, если Т=const при постоянной массе, то РV=const.
Существуют экспериментальные методы для проверки закона Бойля-Мариотта.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.