Научная работа по физике на тему "Баллистическое движение тел"
Управление образования г.Владимира
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №36
Научно исследовательская работа.
Тема:
Баллистическое движение тел
Работу выполнили
Вознесенский Дмитрий
Гаврилов Артем
Ученики 10 «Г»
Учитель физики
Равицкая В. С.
Актуальность выбранной темы
Механика является наукой о движении, а движение охватывает все
происходящее во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.
По образному выражению академика А. Ю. Ишлинского, «механика - основа познания
природы и база творений техники» .
На всем протяжении истории науки механика была, есть и будет фундаментом
физики, наиболее тесно связанной с окружающим нас миром.
Механика является тем разделом физики, который благодаря строгости и
логичности своего построения в сильной степени способствует развитию мышления
учащихся. От его усвоения зависит успешность изучения всех разделов курса
физики.
Что касается опытов, то«опыты в механике предназначены для того, чтобы
облегчить учащимся освоение основных понятий, связать эти понятия с
реальными движениями. Кроме того, и это не менее важно, цель ряда опытов
заключается в том, чтобы показать принципиальную возможность измерения основных
величин».
Изучая баллистику, учащиеся повторяют основные теоретические положения и
законы кинематики, а также исследуют и выводят новые закономерности, которые
можно и даже необходимо проверять на опыте.
Лабораторные работы, представленные ниже, дают возможность глубоко
исследовать баллистическое движение и основные физические величины его
характеризующие, а также мотивируют учащихся к более детальному
исследованию аспектов этой и других тем.
Работы предусматривают не только измерение основных величин и
подтверждение теории на основе эксперимента, но также и привитие экспериментальных умений. К ним относят не только умения,
связанные непосредственно с выполнением эксперимента, но и умения высказывать и
обосновывать гипотезы, совместно решать проблемы, выбирать и конструировать
способ деятельности, оценивать результаты собственной и коллективной
деятельности .
Цель работы:
Изучение баллистического движения на уроках
физики у нас вызвало большой интерес. Но к сожалению эта тема в учебнике нам
дана поверхностно и мы в серьёз решили заинтересоваться ей. Мы хотим рассказать
про баллистику как науку, показать баллистическое движение в практической
части.
Теоретическая часть
История возникновения баллистического движения
В многочисленных войнах на протяжении всей
истории человечества враждующие стороны, доказывая своё превосходство,
использовали сначала камни, копья , и стрелы, а затем ядра, пули, снаряды, и
бомбы.
Успех сражения во многом определялся точностью
попадания в цель.
При этом точный бросок камня, поражение
противника летящим копьём или стрелой фиксировались воином визуально. Это
позволяло при соответствующей тренировке повторять свой успех в следующем
сражении.
Значительно возросшая с развитием техники
скорость и дальность полёта снарядов и пуль сделали возможным дистанционные
сражения. Однако навыка война, разрешающей способности его глаза было
недостаточно для точного попадания в цель артиллерийской дуэли первым.
Желание побеждать стимулировало появление
баллистики (от греческого слова ballo-бросаю).
Баллистика как наука
Возникновение баллистики относится к 16 в.
Баллистика-наука о движении снарядов, мин,
пуль, неуправляемых ракет при стрельбе (пуске). Основные разделы баллистики:
внутренняя баллистика и внешняя баллистика. Исследованием реальных процессов,
происходящих при горении пороха, движении снарядов, ракет (или их моделей) и т.
д., занимается эксперимент баллистики. Внешняя баллистика изучает движение
снарядов, мин, пуль, неуправляемых ракет и др. после прекращения их силового
взаимодействия со стволом оружия (пусковой установкой), а также факторы,
влияющие на это движение. Основные разделы внешней баллистики: изучение сил и
моментов, действующих на снаряд в полёте; изучение движения центра масс снаряда
для расчета элементов траектории, а также движение снаряда относит. Центра масс
с целью определения его устойчивости и характеристик рассеивания. Разделами
внешней баллистики являются также теория поправок, разработка методов получения
данных для составления таблиц стрельбы и внешнебаллистическое проектирование.
Движение снарядов в особых случаях изучается специальными разделами внешней
баллистики, авиационной баллистикой, подводной баллистикой и др.
Внутренняя баллистика изучает движение
снарядов, мин, пуль и др. в канале ствола оружия под действием пороховых газов,
а также другие процессы, происходящие при выстреле в канале или камере
пороховой ракеты. Основные разделы внутренней баллистики: пиростатика,
изучающая закономерности горения пороха и газообразования в постоянном объёме;
пиродинамика, исследующая процессы в канале ствола при выстреле и
устанавливающая связь между ними, конструктивными характеристиками канала
ствола и условиями заряжания; баллистическое проектирование орудий, ракет,
стрелкового оружия. Баллистика (изучает процессы периода последствия) и
внутренняя баллистика пороховых ракет (исследует закономерности горения топлива
в камере и истечения газов через сопла, а также возникновение сил, действий на
неуправляемые ракеты).
Баллистическая гибкость оружия - свойство
огнестрельного оружия, позволяющее расширять его боевые возможности повышать
эффективность действия за счёт изменения баллистич. характеристик. Достигается
путем изменения баллистич. коэффициента (напр., введением тормозных колец) и
начальной скорости снаряда (применением переменных зарядов). В сочетании с
изменением угла возвышения это позволяет получать большие углы падения и
меньшее рассеивание снарядов на промежуточные дальности.
Баллистическая ракета, ракета, полет которой,
за исключением относительно небольшого участка, совершается по траектории
свободно брошенного тела. В отличие от крылатой ракеты баллистическая ракета не
имеет несущих поверхностей для создания подъёмной силы при полёте в атмосфере.
Аэродинамическая устойчивость полёта некоторых баллистических ракет
обеспечивается стабилизаторами. К баллистическим ракетам относят ракеты
различного назначения, ракеты-носители космических аппаратов и др. Они бывают
одно- и многоступенчатыми, управляемые и неуправляемыми. Первые боевые баллистические
ракеты ФАУ 2- были применены фашисткой Германией в конце мировой войны.
Баллистические ракеты с дальностью полёта св.5500 км (по иностранной
классификации - св.6500 км) называются межконтинентальными баллистическими
ракетами. (МБР). Современные МБР имеют дальность полёта до 11500 км (напр., амер. «Минитмен» 11500 км, «Титан -2» ок.11000 км, «Трайдер-1» около7400 км,). Их
пуск производят с наземных (шахтных) пусковых установок или ПЛ. (из надводного
или
подводного положения). МБР выполняются многоступенчатыми,
с жидкостными или твердотопливными двигательными установками, могут оснащаться
моноблочными или многозарядными ядерными головными частями.
Баллистическая трасса, спец. оборудованный на
арт. полигоне участок местности для эксперимент, изучения движения арт.
снарядов, мини др. На баллистической трассе устанавливаются соответственные
баллистические приборы и баллистич. мишени, с помощью которых на основе опытных
стрельб определяются функция (закон) сопротивления воздуха, аэродинамические
характеристики, параметры поступательного и колебат. движения, начальные
условия вылета и характеристики рассеивания снарядов.
Баллистические условия стрельбы, совокупность
баллистич. характеристик, оказывающих наибольшее влияние на полёт снаряда
(пули). Нормальными, или табличными, баллистическими условиями стрельбы
считаются условия, при которых масса и начальная скорость снаряда (пули) равны
расчётной (табличной), температура зарядов 15°С, а форма снаряда (пули)
соответствует установленному чертежу.
Баллистические характеристики, основные
данные, определяющие закономерности развития процесса выстрела и движения
снаряда (мины, гранаты, пули) в канале ствола (внутрибаллистические) или на
траектории (внешнебаллистические). Основные внутрибаллистические характеристики:
калибр оружия, объём зарядной каморы, плотность заряжания, длина пути снаряда в
канале ствола, относительная масса заряда (отношение её к массе снаряда), сила
пороха, макс. давление, давление форсирования, характеристики прогрессивности
горения пороха и др. К основным внешнебаллистическим характеристикам относятся:
начальная скорость, баллистический коэффициент, углы бросания и вылета,
срединные отклонения и др.
Баллистический вычислитель, электронный прибор
стрельбы (как правило, прямой наводкой) из танков, БМП, малокалиберных зенитных
пушек и др. Баллистический вычислитель учитывает сведения о координатах и
скорости цели и своего объекта, ветре, тем-ре и давлении воздуха, начальной
скорости и углах вылета снаряда и др.
Баллистический спуск, неуправляемое движение
спускаемого космического аппарата (капсулы) с момента схода с орбиты до
достижения заданной относительно поверхности планеты.
Баллистическое подобие, свойство артиллерийных
орудий, заключающееся в сходстве зависимостей, характеризующих процесс горения
порохового заряда при выстреле в каналах стволов различных артиллерийных
систем. Условия баллистического подобия изучаются теорией подобия, основу
которой составляют уравнения внутренней баллистики. На основании этой теории
составляются баллистические таблицы, используемые при баллистич.
проектировании.
Баллистический коэффициент (С), одна из
основных внешнебаллистических характеристик снаряда (ракеты), отражающая
влияние его коэффициент формы(i), калибра (d),и массы(q) на способность
преодолевать сопротивление воздуха в полёте. Определяется по формуле
С=(id/q)1000, где d в м, a q в кг. Чем меньше баллистич. коэффициент, тем легче
снаряд преодолевает сопротивление воздуха.
Баллистическая
фотокамера, специальное устройство для фотографирования явления выстрела и
сопровождающих его процессов внутри канала ствола и на траектории с целью
определения качественных и количественных баллистических характеристик оружия.
Позволяет осуществлять мгновенное одноразовое фотографирование к.-л. фазы
изучаемого процесса или последовательное скоростное фотографирование (более 10
тыс. кадровс) различных фаз. По способу получения экспозиции Б.Ф. бывают
искровые, с газосветными лампами, с электрооптическими затворами и
рентгенографичные.
Исаак Ньютон – краткая биография
Исаак Ньютон (1642 - 1727) – великий ученый, сделавший большой
вклад в развитие физики, математики, астрологии. Родился в местечке Вулсторп
Англии.
После школы образование в биографии Ньютона было получено в
колледже святой Троицы при Кембриджском университете. Под влиянием физиков,
Ньютон еще в студенчестве сделал несколько открытий, в большей степени
математических.
В период с 1664 по 1666 год он вывел формулу бинома Ньютона,
формулу Ньютона –Лейбница, вывел закон всемирного тяготения. В 1668 году в
биографии Исаака Ньютона получена степень магистра, в 1669 – профессора
математических наук. Благодаря созданному Ньютоном телескопу (рефлектору) были
сделаны значительные открытия в астрономии. Ученый был членом Королевского
двора (с 1703 - президент), смотрителем Монетного.
Законы Ньютона являют собой основы классической механики.
Первый закон Ньютона объясняет сохранение скорости тела при скомпенсированных
внешних воздействиях. Второй закон Ньютона описывает зависимость ускорения тела
от приложенной силы. Из 3х законов Ньютона могут быть выведены другие законы
механики.
Любовь Ньютона к математике обусловила величайших ряд его
открытий в данной науке. Так он описал интегральное, дифференциальное
исчисление, метод разностей, метод поиска корней уравнения (метод Ньютона).
История открытия закона всемирного тяготения
Огромный рост числа молодых энергичных работников,
подвизающихся на научной ниве, есть счастливое следствие расширения научных
исследований в нашей стране, поощряемых и лелеемых Федеральным правительством.
Измотанные и задерганные научные руководители бросают этих неофитов на произвол
судьбы, и они часто остаются без лоцмана, который мог бы провести их среди
подводных камней государственного субсидирования. По счастью, они могут
вдохновляться историей сэра Исаака Ньютона, открывшего закон всемирного
тяготения. Вот как это произошло.
В 1665 году молодой Ньютон стал профессором
математики в Кембриджском университете -- своей альма-матер. Он был влюблён в
работу, и способности его как преподавателя не вызывали сомнений. Однако нужно
заметить, что это ни в коей мере не был человек не от мира сего или же непрактичный
обитатель башни из слоновой кости. Его работа в колледже не ограничивалась
только аудиторными занятиями: он был деятельным членом Комиссии по Составлению
Расписаний, заседал в управлении университетского отделения Ассоциации Молодых
Христиан Благородного Происхождения, подвизался в Комитете Содействия Декану, в
Комиссии по Публикациям и прочих и прочих комиссиях, которые были необходимы
для надлежащего управления колледжем в далёком 17 веке. Тщательные исторические
изыскания показывают, что всего за пять лет Ньютон заседал в 379 комиссиях,
которые занимались изучением 7924 проблем университетской жизни, из коих решена
31 проблема.
Однажды (а было это в 1680 году) после очень
напряжённого дня заседание комиссии, назначенное на одиннадцать часов вечера --
раньше времени не было, не собрало необходимого кворума, ибо один из старейших
членов комиссии внезапно скончался от нервного истощения. Каждое мгновение
сознательной жизни Ньютона было тщательно распланировано, а тут вдруг
оказалось, что в этот вечер ему нечего делать, так как начало заседания
следующей комиссии было назначено только на полночь. Поэтому он решил немного
пройтись. Эта коротенькая прогулка изменила мировую историю.
Была осень. В садах многих добрых граждан,
живших по соседству со скромным домиком Ньютона, деревья ломились под тяжестью
спелых яблок. Всё было готово к сбору урожая. Ньютон увидел, как на землю упало
очень аппетитное яблоко. Немедленной реакцией Ньютона на это событие --
типичной для человеческой стороны великого гения -- было перелезть через
садовую изгородь и сунуть яблоко в карман. Отойдя на приличное расстояние от
сада, он с наслаждением надкусил сочный плод.
Вот тут его и осенило. Вез обдумывания, без
предварительных логических рассуждений в мозгу его блеснула мысль, что падение
яблока и движение планет по своим орбитам должны подчиняться одному и тому же
универсальному закону. Не успел он доесть яблоко и выбросить огрызок, как
формулировка гипотезы о законе всемирного тяготения была уже готова. До
полуночи оставалось три минуты, и Ньютон поспешил на заседание Комиссии по
Борьбе с Курением Опиума Среди Студентов Неблагородного Происхождения.
В последующие недели мысли Ньютона все снова и
снова возвращались к этой гипотезе. Редкие свободные минуты между двумя
заседаниями он посвящал планам её проверки. Прошло несколько лет, в течение
которых, как показывают тщательные подсчёты, он уделил обдумыванию этих планов
63 минуты 28 секунд. Ньютон понял, что для проверки его предположения нужно
больше свободного времени, чем то, на которое он может рассчитывать. Ведь
требовалось определить с большой точностью длину одного градуса широты на
земной поверхности и изобрести дифференциальное исчисление.
Не имея ещё опыта в таких делах, он выбрал
простую процедуру и написал краткое письмо из 22 слов королю Карлу, в котором
изложил свою гипотезу и указал на то, какие великие возможности она сулит, если
подтвердится. Видел ли король это письмо -- неизвестно, вполне возможно, что и
не видел, так как он ведь был перегружен государственными проблемами и планами
грядущих войн. Однако нет никакого сомнения в том, что письмо, пройдя по
соответствующим каналам, побывало у всех начальников отделов, их заместителей и
заместителей их заместителей, которые имели полную возможность высказать свои соображения
и рекомендации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|