Никель-металлогидридные аккумуляторы
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Электротехнический
институт
Направление
551300–Электротехника, электромеханика и электротехнологии
Кафедра –
Электропривода и электрооборудования
Реферат по
дисциплине
«Источники
гарантированного и бесперебойного электропитания промышленных предприятий»
на тему НИКЕЛЬ-МЕТАЛЛОГИДРИДНЫЕ
АККУМУЛЯТОРЫ
Студенты группы 7М142
Крупина Н.В._______________
Кондрашов С.А._____________
«_____»________________
Руководитель профессор, д.т.н.
Гарганеев А.Г._______________
«_____»___________2009г.
Томск – 2009
Содержание
Введение
1.
Терминология
2.
Аккумуляторы: виды и происхождение
3.
Никель-металлогидридные аккумуляторы
4.
Основные процессы Ni-MH аккумуляторов
5.
Конструкция электродов Ni-MH аккумуляторов
6.
Конструкция Ni-MH аккумуляторов
7.
Характеристики Ni-MH аккумуляторов
8.
Зарядка Ni-MH аккумулятора
9.
Достоинства и недостатки Ni-MH аккумуляторов
10.
Стандарты и обозначения НМ-аккумуляторов
11.
Хранение и эксплуатация Ni-MH аккумуляторов
12.
Производители и перспективность НМ-аккумуляторов
13.
Утилизация
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Практически невозможно представить современный мир без
всякого рода электронной техники. Цифровые технологии настолько удачно
вписались в нашу жизнь, сделав ее удобней и интересней, что отказаться от них
мы уже просто не в силах.
Однако не стоит забывать, что для работы мобильных
устройств нужны портативные источники питания, которые смогли бы обеспечить все
более возрастающие потребности современной электроники. Мы получили WiFi и
Bluetooth, освободившись от проводов для передачи данных, но мы все еще
остаемся привязанными к электрическим сетям.
Прикладная наука, однако, не стоит на месте, предлагая
все новые и новые виды источников электроэнергии. С другой стороны все же
странно, что при наличии такого числа новых технологий, у нас все еще «умирают»
батарейки телефонов, смартфонов, КПК и прочих гаджетов. Происходит это потому,
что люди задумываются над правильным обращением с аккумулятором исключительно
тогда, когда он окончательно вышел из строя и его со спокойной душой можно
сдать в утиль. При этом следует понимать, что замена аккумулятора может влететь
в копеечку. Не спорим, мало кому нравится строго соблюдать правила
эксплуатации, но, к сожалению, только таким образом долговечность аккумулятора
может быть доведена до максимума.
На сегодняшний день распространены аккумуляторы пяти
различных электрохимических схем никель-кадмиевые (Ni-Cd),
никель-металлогидридные (Ni-MH), свинцово-кислотные (Sealed Lead Acid, SLA),
литий-ионные (Li-Ion) и литий-полимерные (Li-Polymer). Определяющим фактором
для всех перечисленных элементов питания является не только портативность (т.е.
небольшой объем и вес), но и высокая надежность, а также большое время работы.
Основные параметры аккумулятора - это энергетическая плотность (или удельная
энергия по массе), число циклов заряд/разряд, скорости зарядки и саморазряда.
Cвинцово-кислотный аккумулятор состоит, как правило, из двух пластин
(электродов), помещенных в электролит (водный раствор серной кислоты). У
никелево-кадмиевого элемента отрицательные и положительные пластины скатаны
вместе и помещены в металлический цилиндр. Положительная пластина состоит из
гидроксида никеля, а отрицательная - из гидроксида кадмия. Две пластины
изолированы разделителем, который увлажнен электролитом.
Никелево-металлогидридный аккумулятор конструктивно похож
на никелево-кадмиевый аккумулятор, но имеет иной химический состав электролита
и электродов. В литиево-ионном аккумуляторе электроды и сепаратор (разделитель)
помещены в электролит из литиевой соли.
Существует огромное количество мифов и легенд о якобы
идеальном режиме эксплуатации, о способах «тренировки», хранения, методах и
режимах зарядки и восстановления аккумуляторов, но давайте попробуем
разобраться.
1.Терминология
Аккумулятор (от лат. аccumulator — собиратель, accumulo —
собираю, накопляю) — устройство для накопления энергии с целью ее последующего
использования. Электрический аккумулятор преобразует электрическую энергию в
химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование. Зарядка
аккумулятора происходит путем пропускания через него электрического тока. В
результате вызванных химических реакций один из электродов приобретает
положительный заряд, а другой — отрицательный.
Аккумулятор, как электрический прибор, характеризуется
следующими основными параметрами: электрохимической системой, напряжением,
электрической емкостью, внутренним сопротивлением, током саморазряда и сроком
службы.
Емкость аккумулятора — количество энергии, которой должен
обладать полностью заряженный аккумулятор. В практических расчетах емкость
принято выражать ампер-часах ().
Количество ампер-часов показывает период времени, в течение которого будет
работать данный аккумулятор при силе тока в 1 ампер. Стоит, правда, добавить,
что в современных мобильных устройствах используются токи гораздо меньшей силы,
поэтому емкость аккумуляторов часто измеряется в милиампер-часах ( или , или mAh). Номинальная емкость (как должно быть)
всегда указывается на самом аккумуляторе или на его упаковке. Однако реальная
емкость не всегда совпадает с номинальной. На практике, реальная емкость
аккумулятора колеблется в пределах от 80% до 110% от номинального значения.
Удельная емкость — отношение емкости аккумулятора к его габаритам
или массе.
Цикл — одна последовательность заряда и разряда
аккумулятора.
Эффект памяти — потеря емкости аккумулятора в процессе
его эксплуатации. Она проявляется в тенденции аккумулятора приспосабливаться к
рабочему циклу, по которому батарея работала определенный период времени.
Другими словами, если заряжать аккумулятор несколько раз, не разрядив его перед
этим полностью, он как бы «запоминает» свое состояние и в следующий раз просто
не сможет разрядиться полностью, следовательно, емкость его уменьшается. По
мере увеличения числа зарядно-разрядных циклов эффект памяти проявляется все
отчетливее.
При таких условиях эксплуатации внутри аккумулятора
происходит увеличение кристаллов на пластине (о строении аккумуляторов будет
рассказано ниже), которые и уменьшают поверхность электрода. При мелких
кристаллических образованиях внутреннего рабочего вещества площадь поверхности
кристаллов максимальна, следовательно, максимально и количество энергии,
запасаемой аккумулятором. При укрупнении кристаллических образований в процессе
эксплуатации — площадь поверхности электрода уменьшается и, как следствие,
уменьшается реальная емкость.
На рисунке 1 изображено действие эффекта памяти.
Рисунок 1 – Эффект памяти.
Саморазряд — самопроизвольная потеря аккумулятором
запасенной энергии с течением времени. Это явление вызвано
окислительно-восстановительными процессами, протекающими самопроизвольно, и
присуще всем типам аккумуляторов, независимо от их электрохимической системы.
Для количественной оценки саморазряда используется величина потерянной
аккумулятором за определенное время энергии, выраженная в процентах от
значения, полученного сразу после заряда. Саморазряд максимален в первые 24
часа после заряда, поэтому оценивается как за первые сутки, так и за первый
месяц после заряда. Величина саморазряда аккумулятора в значительной степени
зависит от температуры окружающей среды. Так, при повышении температуры выше
100°С саморазряд может увеличиться в два раза.
2. Аккумуляторы: виды и происхождение
Лидирующее положение на рынке по производству
аккумуляторов занимает Япония, Тайвань, Китай, Южная Корея, и они постоянно
увеличивают масштабы своего «скромного» присутствия на мировом рынке.
На рынке сегодня присутствуют десятки различных
конструкций аккумуляторов, и каждая фирма-изготовитель старается достичь
оптимального сочетания характеристик — высокой емкости, малых размеров и веса,
работоспособности в широком температурном диапазоне и в экстремальных условиях.
В то же время исследования показывают, что более 65%
пользователей мобильной и портативной техники хотят иметь еще более емкие
аккумуляторы, и они готовы заплатить немалые деньги за возможность пользоваться
«машинкой» (или телефоном) в течение нескольких дней без подзарядки. Именно
поэтому в большинстве случаев, требуется покупка более емкой батареи, чем
идущая в комплекте.
По электрохимической системе аккумуляторы делятся на
несколько видов:
- свинцово-кислотные (Sealed Lead Acid, SLA);
- никель-кадмиевые (Ni-Cd);
- никель-металлогидридные (Ni-MH);
- литий-ионные (Li-Ion);
- литий-полимерные (Li-Pol);
- топливные.
В современной портативной электронике свинцовые
аккумуляторы уже не используются, поэтому мы начнем наш экскурс с никелевых
батарей, все еще применяемых в аккумуляторах для фотоаппаратов, ноутбуков,
видеокамер и других устройств.
Родоначальником никелевых аккумуляторов были
никель-кадмиевые (Ni-Cd) батареи, изобретенные еще в далеком 1899 году шведским
ученым Вальдемаром Юнгнером (Waldmar Jungner). Принцип их работы заключался в
том, что никель выступает в качестве положительного электрода (катода), а
кадмий в качестве отрицательного (анода). На первых порах это был открытый
аккумулятор, в котором кислород, выделяющийся во время заряда, уходил прямиком
в атмосферу, что мешало созданию герметичного корпуса и, вкупе с дороговизной
необходимых материалов, заметно притормозило начало массового производства.
C 1932 года предпринимались попытки возобновить
эксперименты. В то время была предложена идея введения внутрь пористого
пластинчатого никелевого электрода из активных металлов, которые обеспечили бы
лучшее движение зарядов и значительно снизили бы стоимость производства
аккумуляторов.
Но только после второй мировой войны (в 1947 году)
разработчики пришли к почти современной схеме герметичных Ni-Cd аккумуляторов.
При такой конструкции внутренние газы, выделяющиеся во время заряда поглощались
не прореагировавшей частью катода, а не выпускались наружу, как в предыдущих
вариантах.
Если по каким-либо причинам (превышение зарядного тока,
понижение температуры) скорость анодного образования кислорода окажется выше
скорости его катодной ионизации, то резкое повышение внутреннего давления может
привести к взрыву аккумулятора. Для предотвращения этого корпус батареи
изготавливается из стали, а иногда даже имеется предохранительный клапан.
С тех пор конструкция Ni-Cd батарей существенных
изменений не претерпела (рисунок 2).
Рисунок 2 - Строение Ni-Cd аккумулятора
Основу любого аккумулятора составляют положительный и
отрицательный электроды. В данной схеме положительный электрод (катод) содержит
гидрооксид никеля NiOOH с графитовым порошком (5-8%), а отрицательный (анод) —
металлический кадмий Cd в виде порошка.
Аккумуляторы этого типа часто называют рулонными, так как
электроды скатаны в цилиндр (рулон) вместе с разделяющим слоем, помещены в
металлический корпус и залиты электролитом. Разделитель (сепаратор),
увлажненный электролитом, изолирует пластины друг от друга. Он изготавливается
из нетканого материала, который должен быть устойчив к воздействию щелочи.
Электролитом чаще всего выступает гидрооксид калия KOH с добавкой гидроксида
лития LiOH, способствующего образованию никелатов лития и увеличения емкости на
20%.
Рисунок 3 - Напряжение на аккумуляторе во время заряда
или разряда, в зависимости от текущего уровня зарядки.
Во время разрядки активные никель и кадмий
трансформируются в гидрооксиды Ni(OH)2 и Cd(OH)2.
К основным преимуществам Ni-Cd аккумуляторов относятся:
- низкая стоимость;
- работа в широком температурном диапазоне и устойчивость
к ее перепадам (например, Ni-Cd аккумуляторы могут заряжаться при отрицательной
температуре, что делает их незаменимыми при работе в условиях крайнего севера);
- они могут отдавать в нагрузку значительно больший ток,
чем другие виды аккумуляторов;
- устойчивость к большим токам заряда и разряда;
- относительно короткое время заряда;
- большое количество циклов «заряда-разряда» (при
правильной эксплуатации они выдерживают более 1000 циклов);
- легко восстанавливаются после длительного хранения.
Недостатки Ni-Cd аккумуляторов:
- наличие эффекта памяти — если регулярно ставить не до
конца разряженный аккумулятор на зарядку, его емкость будет снижаться за счет
роста кристаллов на поверхности пластин и других физико-химических процессов.
Чтобы аккумулятор не «отдал концы» раньше времени, хотя бы раз в месяц его
необходимо «тренировать», о чем сказано чуть ниже;
- кадмий — очень токсичное вещество, поэтому производство
Ni-Cd аккумуляторов плохо сказывается на экологии. Также возникают проблемы с
переработкой и утилизацией самих аккумуляторов.
- низкая удельная емкость;
- большой вес и габариты по сравнению с другими типами
аккумуляторов при одинаковой емкости;
- высокий саморазряд (после заряда за первые 24 часа
работы теряют до 10%, а за месяц — до 20% запасенной энергии).
Рисунок 4 - Саморазряд Ni-Cd аккумуляторов
В настоящее время число выпускаемых Ni-Cd аккумуляторов
стремительно сокращается, им на смену пришли, в частности, Ni-MH батареи.
3. Никель-металлогидридные аккумуляторы
На протяжении нескольких десятилетий никель-кадмиевые
аккумуляторы использовались достаточно широко, но высокая токсичность
производства заставляла искать альтернативные технологии. В результате были
созданы никель-металлогидридные батареи, производимые и по сегодняшний день.
Несмотря на то, что работы над созданием Ni-MH
аккумуляторов начались еще в 1970-е годы, устойчивые металлогидридные
соединения, способные связывать большие объемы водорода, были найдены только
через десять лет.
Первый Ni-MH аккумулятор, в котором в качестве основного
активного материала металлогидридного электрода применялся сплав LaNi5, был
запатентован Виллом в 1975 г. В ранних экспериментах с металлогидридными
сплавами, никель-металлогидридные аккумуляторы работали нестабильно, и
требуемой емкости батарей достичь не получалось. Поэтому промышленное
использование Ni-MH аккумуляторов началось только в середине 80-х годов после
создания сплава La-Ni-Co, позволяющего электрохимически обратимо абсорбировать
водород на протяжении более 100 циклов. С тех пор конструкция Ni-MH
аккумуляторных батарей непрерывно совершенствовалась в сторону увеличения их
энергетической плотности.
Никель-металлогидридные аккумуляторы по своей конструкции
являются аналогами никель-кадмиевых аккумуляторов, а по электрохимическим
процессам – никель-водородных аккумуляторов. Удельная энергия Ni-MH-аккумулятора
значительно выше удельной энергии Ni-Cd- и Ni-Н2-аккумуляторов (таблица 1).
Таблица 1
Параметр
|
Аккумуляторы
|
Ni-Cd
|
Ni-Н2
|
Ni-MH
|
Ном. напряжение, В
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
Удельная энергия:
Втч/кг
Втч/дм3
|
|
|
|
20 – 40
|
40 – 55
|
50 – 80
|
60 – 120
|
60 – 80
|
100 – 270
|
Удельная мощность, Вт/кг
|
50 – 400
|
50 – 100
|
50 – 1100
|
Срок службы:
годы
циклы
|
|
|
|
1 – 5
|
2 – 7
|
1 – 5
|
500 – 1000
|
2000 – 3000
|
500 – 2000
|
Саморазряд, %
|
20 – 30 (за 28 сут.)
|
20 – 30 (за 1 сут.)
|
20 – 40 (за 28 сут.)
|
Рабочая температура,
|
- 50 - +60
|
- 20 - +30
|
- 40 - +60
|
Вредные вещества
|
Cd
|
Нет
|
Нет
|
Страницы: 1, 2, 3
|