Механика от Аристотеля до Ньютона
Министерство образования
Реферат
По Физике
Механика от Аристотеля до
Ньютона
ученика 9-1 класса
Украино-Американского Лицея
Ручаевского Дмитрия Александровича.
Руководитель:
Карасик Л.В
1997-98 уч. год.
Основная часть
1.
Античная механика
По мере накопления
знаний о мире задача их систематизации становилась всё более насущной. Эта
задача была выполнена одним из величайших мыслителей древности— Аристотелем (384-322гг. до н. э.)
«Аристотель— «самая универсальная голова» среди древнегреческих
философов»,
сказал Ф. Энгельс про этого великого учёного
Древней Греции.
Аристотель родился
в Греции , в г. Стагире, расположенном рядом с Македонией.
В 366 г. до н. э. он
приехал в Афины в академию Платона и пробыл там вместе с Платоном около 20-ти
лет.
В 339 г. до н. э.
Аристотель организовал в Афинах свой Лицей и успешно руководил им 13 лет.
Умер Аристотель в 322
году до н. э. на острове Эвбея.
В аристотелевской
натурфилософии фундаментальное место занимает учение о движении. Движение он
понимает в широком смысле, как изменение вообще, различая изменения
качественные, количественные и изменения в пространстве.
Кроме того в понятие
движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь
идёт об усвоении человеком знаний или об обработке материалов. Понятие движение
включает в себя также переход из одного состояния в другое, например из бытия в
небытие.
Все механические движения Аристотель делит на три
вида: круговые, естественные и насильственные. Круговое движение - это самое
совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и
неизменно, и причиной его является перводвигатель - бог, живущий за сферой
неподвижных звёзд, где кончается материальная Вселенная.
Земные же движения, где всё
несовершенно и имеет начало и конец, бывают естественные и насильственные.
Естественное движение- это движение тяжёлого тела вниз к центру Мира, к центру
Земли, и лёгкого вверх. Это движение тел происходит само собой, в результате
стремления тела занять своё естественное место. Оно не нуждается в силах. Все
остальные движения на Земле насильственные и могут происходить только под
действием внешних сил ( в том числе равномерное и прямолинейное движение). Свой
основной принцип динамики Аристотель формулирует так: « Всё, что находится в
движении, движется благодаря воздействию другого».
У Аристотеля мы
находим также и соображения, дающие основание для, количественного определения
силы. Для того чтобы лучше разобраться в сути дела
4
введём некоторые современные термины и
обозначения: f- сила, действующая на тело,
р—вес тела. Рассуждения Аристотеля сводятся к
следующему: сила пропорциональна произведению скорости тела, к которому она
приложена, на его вес, т.е.
f= pv = ps/t ,
где s- пройденный путь, t- соответствующее время, а v - скорость.
Но вместе с тем
Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в
центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело,
обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении
Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы.
Аристотеля называют крёстным отцом
физики: ведь название его книги «Физика» стало названием всей физической науки.
2. Механика эпохи Возрождения
В середине XV века в Европе начинается быстрый рост
городов, отделение ремесленного (промышленного) производства от натурального
хозяйства. Этот период является началом широкого протестантского движения
против духовной диктатуры католической церкви.
В этой обстановке
рождалось новое естествознание. Ф. Энгельс так охарактеризовал начавшиеся со
второй половины XV века период в истории науки: «Это был величайший
прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха,
которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учёности...». И среди этих титанов эпохи
Возрождения Ф. Энгельс одним из первых называет Леонардо да Винчи ( 1452-1519 гг.), «которому обязаны важнейшими открытиями самые
разнообразные области физики».
«Опыт— отец всякой
достоверности. Мудрость— дочь опыта.» утверждал этот великий учёный.
Леонардо да Винчи
родился 15 апреля 1452 года в небольшом городке Винчи, недалеко от Флоренции.
С 1472 по 1482 год он
живёт и работает во Флоренции, с 1482 по 1499 год — в Милане, затем снова во
Флоренции ( 1499—1506 ) и в Милане ( 1506—1513). В 1516 году Леонардо да Винчи
уезжает во Флоренцию по приглашению французского короля и там проводит свои
последние годы.
«Механика— рай
математических наук»,— говорил Леонардо, много времени и энергии отдавая её
изучению. Работы Леонардо в области механики могут быть сгруппированы по
следующим разделам: законы падения тел; законы движения тела, брошенного под
углом к горизонту; законы движения тела по наклонной плоскости; влияние трения
на движение тел; теория простейших машин( рычаг, наклонная плоскость, блок );
вопросы сложения сил; определение центра тяжести тел; вопросы, связанные с
сопротивлением материалов. Перечень этих вопросов делается ёщё более
значительным, если учесть, что многие из них разбирались вообще впервые.
Остальные же, если и рассматривались до него, то базировались в основном на
умозаключениях Аристотеля, весьма далёких в большинстве случаев от истинного
положения вещей. По Аристотелю, например, тело, брошенное под углом к
горизонту, должно лететь по прямой, а в конце подъёма, описав дугу круга,
падать вертикально вниз. Леонардо да Винчи рассеял это заблуждение и нашёл, что
траекторией движения в этом случае будет парабола.
Он высказывал много ценных мыслей, касающихся сохранения
движения, подходя
5
вплотную к закону инерции. «Импульс» ( impeto ) есть отпечаток движения, который
движущее переносит на движимое. Импульс—
сила, запечатлённая движущим в движимом. Каждый отпечаток тяготеет к
постоянству или желает постоянства… Всякий отпечаток хочет вечности, как
показывает нам образ движения, запечатлеваемый в движущимся предмете».
Леонардо знал и
использовал в своих работах метод разложения сил. Для движения тел по наклонной
плоскости он ввёл понятие о силе трения, связав её с силой
давления тела на плоскость и правильно указав
направление этих сил.
Ещё до Леонардо да
Винчи учёные занимались теорией рычага и блока. Однако выигрыш в силе
происходит за счёт потери во времени. Леонардо критиковал тех, кто
стремился создать вечный двигатель: «О,
искатели вечного движения, сколько пустых проектов создали вы в подобных
поисках! Прочь идите с алхимиками— искатели золота». «Невозможно, чтобы груз,
который опускается, мог поднять в течении какого ни было времени другой, ему
равный, на ту же высоту, с которой ушёл».
Очень характерно для
механики Леонардо да Винчи стремление вникнуть в сущность колебательного движения.
Он приблизился к современной трактовке понятия
резонанса, говоря о росте колебаний при
совпадении собственной частоты системы с частотой извне. « Удар в колокол
получает отклик и приводит в движение другой подобный колокол, и тронутая
струна лютни находит ответ и приводит в слабое движение другую подобную струну
той же высоты на другой лютне».
Леонардо да Винчи
впервые и много занимался вопросами полёта. Первые исследования, рисунки и
чертежи, посвящённые летательным аппаратам, относятся примерно к 1487 году
(первый Миланский период). В первом летательном аппарате применялись
металлические части; человек располагался горизонтально, приводя механизм в
движение руками и нагами.
В дальнейшем Леонардо
заменил металл деревом и тростником, верёвки— жёсткими передачами, а человека
расположил вертикально. Он стремился освободить руки человека: «Человек в своём
летательном аппарате должен сохранять полную свободу движений от пояса и выше…
У человека запас силы в ногах больше, чем нужно по его весу». Однако отсутствие
уверенности в том, что этой силы достаточно для успешного полёта в любых
условиях, привело его к мысли об использовании пружины как двигателя и о
планере, с которым можно осуществить если не полный полёт, то хотя бы парение в
воздухе. Он построил модель планера и готовил его испытание. Стремление
обезопасить человека в процессе этих испытаний побудило его к изобретению
парашюта.
Трудно перечислить
все инженерные проблемы, над которыми работал пытливый ум Леонардо.
Умер он в 1519 году
во Франции.
Любуясь сегодня
великолепными картинами Леонардо да Винчи, рассматривая его остроумные проекты
его различных сооружений, перечитывая глубокие мысли учёного, благодарное
человечество воздаёт и будет воздавать дань этому гиганту из гигантов эпохи
Возрождения.
Однако кроме статики
исследовались вопросы астрономии.
«Революционным актом,
которым исследование природы заявило о своей независимости, было издание
бессмертного творения в котором Коперник бросил — хотя и робко и, так сказать,
лишь на смертном одре — вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда
начинает летоисчисление освобождения естествознания от теологии» — так Ф.
Энгельс характеризовал значение великого труда Н. Коперника.
И. Ньютон на склоне лет писал: «Если я видел
дальше других, то только потому, что
6
стоял на плечах гигантов». Одним из этих
гигантов был Николай Коперник (1473—1543 гг.) , сын своей эпохи, первый астроном нашего
времени.
Н. Коперник родился в
городе Торуне 19 февраля 1473 года.
В 1491 году Н. Коперник поступил в
Краковский университет, где увлекался астрономией, сохранив своё увлечение до
конца своих дней.
В 1494 году, не
закончив Краковский университет, Коперник возвратился домой.
В начале 1506 года Н.
Коперник возвратился на родину, принеся с собой в далёкую Вармию новые знания и
дух Ренесанса, неудовлетворённость космологическими построениями великого
астронома древности Клавдия Птоломея.
Несмотря но свою
занятость, он продолжал усиленно заниматься астрономией. Что же сделал Коперник
в этой области? Сейчас это знают все люди, начиная со школьного возраста, и,
возможно, поэтому грандиозность содеянного Коперником в прозе обыденных и
привычных знаний. А ведь Коперник создал научную картину мира и, заложив тем
самым, по словам академика Амбарцумяна, «первый камень в фундамент современного
естествознания». После возвращения на родину Коперник в течении 10 лет
оформил свои идеи, рождённые в годы учёбы и странствий, в виде научной теории—
гелиоцентрической системы мира. Около 1515 года он решил познакомить с основами
своей теории узкий круг людей и написал для этой цели короткое сочинение
«Николая Коперника о гипотезах небесных движений, им выдвинутых, Малый
Комментарий». В нём пока без соответствующих математических доказательств в
форме шести аксиом были сформулированы основные положения гелиоцентрической
системы мира. В своей системе Коперник низвёл Землю до рядовой планеты, Солнце
он поместил в центре системы, а все планеты вместе с Землёй двигались вокруг
Солнца по круговым орбитам.
Это вело к перевороту в мировоззрении людей.
Но «Малый
Комментарий» был лишь «пристрелочным» трудом. Нужны были очень веские
доказательства выдвинутых положений.
В 1532 году, накануне своего шестидесятилетия, Коперник закончил труд всей
своей жизни «О вращениях небесных тел». Но нужно ли и можно ли его печатать?
Коперник колебался, видя неустойчивую политическую обстановку и религиозные
войны.
Но вот в 1539 году к
Н. Копернику приезжает 25-летний профессор Виттенбергского университета Ретик. Он проводит во Фромбоке 2 года, детально изучает
учение Коперника и в 1540 году с помощью епископа Гизе (большого друга
Коперника) издаёт небольшое сочинение «О книгах обращения Николая Коперника
первое повествование». Талантливое изложение «Первого повествования» было
доступно многим; сочинение сразу нашло своего читателя и на много десятилетий
оказалось прекрасным пропагандистом учения Коперника. (Из-за этого Ретик
потерял кафедру в Виттенбергском университете).
Успех
«Повествования», энтузиазм Ретика и его горячие убеждения опубликовать трактат
полностью постепенно рассеивали сомнения семидесятилетнего Коперника.
И он дал согласие на
опубликование таблиц. Коперник написал предисловие посвящённое Павлу III, Предвосхищая возможные упрёки в отсутствие почтения
к
7
библейской и аристотелевской космологии,
отстаивая свои убеждения с большой смелостью и убедительностью.
В феврале 1543 года
бессмертное творение Н. Коперника «О вращениях небесных сфер» было напечатано.
Оно состояло из 6 книг. Кстати, в качестве эпиграфа к этому произведению были
взяты слова, по преданию, начертанные на дверях академии Платона: «Пусть не
входит никто, не знающий математики».
Учение Коперника вершило своё
революционное дело. Ведь недаром в 1616 году его произведение Было внесено
церковью в «Индекс запрещённых книг». И этот позорный запрет продолжался более
200 лет.
Величие созданной Коперником
гелиоцентрической системы мира обнаружилось после того, как Кеплер открыл
истинные законы эллиптического движения планет, а И. Ньютон на их основе— закон
всемирного тяготения. Это ли не триумф учения Коперника, это ли не
доказательство его истинности?
И в настоящее время учение
Коперника не утратило своего значения. Мы, потомки учёного, склоняем свои
головы перед памятью того, кто раскрыл истинную картину мира, кто совершил
революционный переворот «в развитии системы научного мировоззрения», кто открыл
перед нами дверь во Вселенную.
Ещё одним величайшим
исследователем астрономии и пропагандистом учения Коперника был великий
итальянский учёный ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600).
Страницы: 1, 2
|