2.2 Анализ системы электропривода и схемы управления
Электропривод
токарно-винторезного станка 16Б16П питается от сети переменного напряжения 380
В.
Напряжение
цепи управления 110 В переменного тока, напряжение цепи управления
электромагнитными муфтами 24 В постоянного тока .Напряжение цепи местного
освещения 24 В переменного тока, цепи сигнализации 29 В переменного тока.
Электропривод
станка состоит из четырех трехфазных асинхронных электродвигателей:
привода
шпинделя типа 4АМI32М8/4У3 мощностью 5 кВт, n=1500 об/мин, U=380 В;
привода
быстрых перемещений каретки и суппорта типа ДПТП224СIУ3 мощностью 0,37 кВт, n=1500 об/мин, U=380 В;
привода
насоса охлаждающей жидкости типа X1422МУХЛ4 мощностью 0,12 кВт, n=3000 об/мин,U=380 В;
привода
насоса смазки,в комплекте со станцией смазки С4814 мощностью 0,12 кВт, n=3000 об/мин,U=380 В;
Электродвигатели
установленные на станке имеют низкий коэффициент полезного действия, и создают
много шума в работе.
Коробка
скоростей главного привода станка имеет две электромагнитные муфты, посредствам
которых осуществляется пуск и торможение шпинделя станка.
Органы
управления станком сосредоточены в шкафу управления.
На станке размешается
пульт управления . На нем находятся следующие кнопки:
рукоятка
включения электрооборудования станка в сеть;
рукоятка
включения насоса охлаждения;
рукоятка
переключения скорости главного электродвигателя;
кнопка
включения ускоренных ходов каретки и суппорта;
рукоятка
пуска станка и реверсирования шпинделя;
кнопка аварийная;
кнопка пуска
главного электродвигателя;
Также на
пульте управления находится сигнальная лампа HL2, сигнализирующая
наличие питания сети и HL1,сигнализирующая наличие питания трансформатора.
Установленные
автоматические выключатели устарели и не отвечают требованиям безопасности .
Они нуждаются в замене на более современные с лучшими характеристиками.
Необходимая скорость
вращения двигателя М1 главного привода задается установкой переключателя S1 в положение 1 –первая, малая
скорость, или в положение 2 –вторая скорость.
Установкой рукоятки
вводного выключателя F1 в положение 1 электрооборудование станка подключается к питающей
сети и включается сигнальная лампа НL1.
При
воздействии на кнопку управления S7 включается реле К2, К3,КТ и магнитные пускатели К1, К7 .
Магнитный пускатель К7 включает электродвигатель М1 главного привода, а
магнитный пускатель К1 –электродвигатель М4 станции смазки.
После запуска
электродвигателя М1 могут быть включены: переключателем S11 –магнитный пускатель
К10 электронасоса охлаждения М3, а рукояткой управления, левой или правой
–шпиндель станка. Перемещение каретки может происходить независимо от запуска электродвигателя
М1; кнопкой управления S10 включается магнитный пускатель К9 электродвигателя М2 быстрых
перемещений каретки и суппорта.
Работа
одновременно двумя рукоятками управления, например, включение шпинделя правой
рукояткой, а отключение левой –невозможно.
Если одной из
рукояток шпиндель включен –вторая рукоятка никакого действия на работу привода
не оказывает, так как, если работает правой рукояткой, реле К2 оказывается
отключенным, а при работе левой рукоятки отключается реле К3 . Но, если обе
рукоятки находятся в нейтральном положении и реле К2 и К3 включены, то начинать
работу можно любой рукояткой управления.
Для останова
шпинделя рукоятку управления следует перевести из положения 3 в положение 2
“Шпиндель стоп”.При этом контакты переключателя s9 в цепях 3 и 5
замыкаются и включается реле КЗ, а контакт в цепи 9 размыкается и отключает
реле К4 и через него К6 . Контакт К6 в цепи 25 отключает электромагнитную муфту
Y1, а в цепи 27 включает
электромагнитную муфту Y2 . Шпиндель тормозится и останавливается, но
электродвигатель М1 продолжает вращаться в прямом направлении . После останова
шпинделя реле К11 отключается и отключает электромагнитную муфту Y2.
При
торможении реле К11 включается и отключается с помощью модуля времени АТ .
Время торможения шпинделя задается в пределах 2…3 секунды и регулируется
потенциометром модуля времени АТ1.
Чтобы
включить обратный ход шпинделя “Шпиндель назад “, рукоятку управления следует
перевести из положения 2 “Шпиндель стоп “ в положение 1 “Шпиндель назад”. При
этом контакты переключателя S9в цепях 3 и 5 размыкаются и реле КЗ отключается, а контакт S9 в цепи 10 замыкается и
включает реле К5.
При включении
реле контакт К5 в цепи 13 размыкается и отключает магнитный пускатель К7 хода
вперед электродвигателя М1 главного привода, контакт К5 в цепи 15 замыкается,
включает магнитный пускатель К8 хода назад, и электродвигатель М1 начинает вращаться
в обратном направлении .Другой контакт реле К5 в цепи 12 включит реле К6.
Контакт К6 в
цепи 25 замыкается, включает электромагнитную муфту Y1, и шпиндель станка
начинает вращаться в обратном направлении.
Для останова
шпинделя рукоятку управления из положения 1 следует перевести в положение 2
“Шпиндель стоп” . При этом контакты переключателя S9в цепях 3 и 5 замыкается
и включается реле КЗ, контакт S9 цепи 10 размыкается и отключается реле К5 . Обесточенное
реле К6отключает электромагнитную муфту Y1 и включает
электромагнитную муфту Y2 . При отключении реле К5 магнитный пускатель К8 остается
включенным и двигатель М1 продолжает вращаться в обратном направлении.
При
управлении шпинделем станка правой рукояткой управления команда“Шпиндель
вперед“ или “Шпиндель назад“ подается переключателем S8 . При подаче этих
команд переключателем S8 реле К2 отключается, а реле К3 остается включенным . В
остальном действие электросхемы аналогично действию при управлении шпинделем
станка левой рукояткой управления.
Релейноконтакторная
схема используемая для управления станком 16Б16П обладает следующими
недостатками:
низкая
надежность;
большая
потребляемая мощность;
большие
габариты схемы;
затраты
энергии на срабатывание;
при
длительном хранении катушки реле стареют.
Используемое напряжение
110 В, для цепи управления не отвечает нынешним требованиям ГОСТа и является
опасным для работающих на станке.
Контакты реле
и пускателей изнашиваются, в них возникает искрение,что может привести к
возникновению пожара.
Тепловые реле
используемые для защиты электродвигателей от перегрузки устарели и не могут
обеспечить надежную защиту.
Понижающий
трансформатор используемый для питания цепей управления и местного освещения
уже устарел, нуждается в замене .Он потребляет большую мощность при низком
коэффициенте полезного действия.
В связи с
указанными недостатками возникает необходимость модернизации станка 16Б16П.
2.3
Предложения по модернизации
Схему
управления станком 16Б16П переводим на постоянное напряжение 24В, которое
является безопасным для обслуживающего персонала и повышает надежность работы схемы
. Для питания местного освещения используем источник питания с напряжением 24В
переменного тока . Силовая цепь питается напряжением 380В, частотой 50Гц;
Производим
замену устаревших типов электродвигателей на современные серии АИР и RA . В них применены
высокопрочные алюминиевые сплавы и пластмассы, использована более совершенная
система вентиляции, обеспечивающая снижение температуры нагрева двигателей.
Также применены подшипники с улучшенными виброакустическими характеристиками, что
позволит снизить уровень шума при работе электродвигателя и повысить надежность;
Применяем современные
конструкции аппаратов управления и защиты . Они обладают более высокой
надежностью, меньшим шумом в работе и меньшими габаритами и массой;
В данной схеме
применяется большое коли чество магнитных пускателей, что делает схему
энергоемкой, а также приводит к большому коли честву переключений, изза чего снижается
надеж ность схемы . Поэтому магнитные пускатели заменяем тиристорными, с
управлением на герконовых реле . Двигатель быстрых перемещений суппорта, а
также двигателя насоса охлаждения и насоса смазки включаем с помощью герсиконового
контактора . Герконовые реле и герсиконовые контакторы имеют гермитичные магнитоуправляемые
контакты, находящиеся в среде защитного газа . В результате их контактная система
имеет повышенную износостойкость и надежность контактирования. Контакты не
окисляются, не загрязняются и не требуют постоянного ухода и обслуживания;
Производим
замену плавких предохранителей в силовой цепи на автоматические выключатели,
которые обладают более высокой надежностью и быстродействием;
Защиту цепей
управления и местного освещения осуществляем при помощи предохранителей.
2.4
Выбор электродвигателей
Электродвигатели
выбирают по следующим условиям:
по роду тока
и величине напряжения;
по
конструктивному исполнению;
по степени
защиты от воздействия окружающей среды;
по частоте
вращения ротора;
по мощности.
Покажем выбор
электродвигателя для главного привода. Выбор осуществляем по условиям:
nном nмех ( )
Рном
Рz / ( )
где nном – номинальная частота вращения
электро
двигателя,
об/мин;
nмех – частота вращения входного
вала механизма,
об/мин;
Рном –номинальная
мощность электродвигателя,кВт;
коэффициент полезного
действия станка, по
паспорту
принимаем =0,9.
По условиям (
) и ( ) имеем:
nном 1500 об/мин
Рном 4,47/0,9
= 4,97 кВт
По ( ) выбираем
электродвигатель марки АИР112М4 с Рном =5,5 кВт, ном=
85,5 %, nном= 1500 об/мин, cos =0,86, Iп/Iном=7,0.
Выбор электродвигателей
М2М4 аналогичен . Данные выбора заносим в таблицу 3.
Номинальный
ток электродвигателя Iном, А, определяем по формуле:
Iном = Рном / ( 3 Uc ном cos ном ), ( )
где Uc –номинальное напряжение
сети, кВ;
ном– коэффициент полезного действия
электро
двигателя,
о.е.;
cos ном –номинальный коэффициент
мощности, о.е..
Пусковой ток
электродвигателя Iп, А, определяем по формуле:
Iп = Iном Iп/Iном, ( )
где Iп/Iном –кратность пускового тока,
о.е.
Для
электродвигателя М1 по формулам ( ) и ( ) имеем:
Iном = 5,5 /( 3 0,38 0,855
0,86 ) =11,3 А
Iп =11,3 7 =79,1 А
Расчет
номинальных и пусковых токов остальных электродвигателей аналогичен . Данные
заносим в таблицу 3.
Таблица 3
Обо
зна
чение
|
Марка
двига
теля
|
nмех,
об/
мин
|
Рмех,
кВт
|
nном, об/
мин
|
Рном, кВт
|
сos н
о.е
|
ном,
%
|
Iп
Iном,
о,е
|
Iном,
А
|
Iном,
А
|
М1
|
АИР 112М4
|
1500
|
5,00
|
1500
|
5,500
|
0,86
|
85,5
|
7,0
|
11,3
|
79,1
|
М2
|
АИР 63А2
|
3000
|
0,37
|
3000
|
0,370
|
0,86
|
72,0
|
5,0
|
0,9
|
4,5
|
М3
|
П25
|
3000
|
0,12
|
3000
|
0,125
|
0,75
|
70,0
|
5,0
|
0,4
|
2,0
|
М4
|
АИР 50В2
|
3000
|
0,12
|
3000
|
0,120
|
0,75
|
63,0
|
4,5
|
0,4
|
1,8
|
2.5
Разработка схемы управления и описание ее работы
Разработку
схемы управления токарновинторезного станка модели 16Б16П ведем согласно с
предложениями по модернизации .Схема электрическая принципиальная после
модернизации представлена на листе2 графической части проекта.
Перед началом
работы станка необходимо электрическую часть подключить к цеховой сети
посредствам автоматического выключателя QF2, при этом загорается
сигнальная лампа HL1.
Необходимая
скорость вращения электродвигателя М1, задается установкой переключателя SА1 в положение 1 –первая,
малая скорость, или в положение 2 –вторая скорость.
При
воздействии на кнопку управления SВ2 включаются герконовые реле КV7, КV8,КV3 и герсиконовый
контактор КМ3. Герконовое реле КV3 включает электродвигатель М1 главного привода замыкая свои
контакты КV3.1КV3.3 в цепи тиристорного
пускателя.
Рассмотрим
работу тиристорного блока на примере фазы А . В момент похождения положительной
полуволны напряжения на фазе А,происходит открытие тиристора VS1 ( так как положительная
полуволна является прямой для VS1 ) и закрытие тиристора VS2 (так как положительная
полуволна является обратной для VS2 ). Формируется открывающий импульс тока в цепи
управления тиристора VS1. Открывающий импульс на управляющий электрод
тиристора VS1 подается по цепи : фаза А, диод VD1, токоограничивающий
резистор R1,
Замыкающий контакт KV2.1, управляющий электрод тиристора VS1, катод тиристора VS1 . Тиристор VS1 открывается и на фазе А
двигателя М1 появляется напряжение . Ток на обмотку статора двигателя поступает
по цепи : фаза А, тиристор VS1, обмотка статора двигателя М1, тиристор VS4 – фаза В или тиристор VS6 – фаза С . В следующий
полупериод прохождения отрицацельной полуволны напряжение в фазе А происходит
закрытие тиристора VS1, и открытия тиристора VS2 . Открывающий импульс на управляющий электрод
тиристора VS2 поступает по цепи : другая фаза ( на которой сейчас
положительная полуволна ), обмотка статора двигателя М1, диод VD2, замыкающий контакт KV2.1, токоограничивающий
резистор R1,
управляющий электрод тиристора VS2 . Тиристор VS2 открывается и на
обмотке двигателя появляется напряжение . В остальных фазах работа тиристорных
блоков аналогична.
Герсиконовый
контактор КМ3, замкнув свой контакт КМ3.1 включает электродвигатель М4 станции
смазки.
После запуска
электродвигателя М1 могут быть включены: переключателем SA3 –герсиконовый контактор
КМ2 электронасоса охлаждения М3.
Нажатием
кнопки управления SB3 включается герсиконовый контактор КМ1 электродвигателя быстрых
перемещений каретки и суппорта М3.
Работа
одновременно двумя перключателями управления, например, включение шпинделя
переключателем SA4, а отключение переключателем SA5 –невозможно.
Если одним из
переключателей шпиндель включен –второй переключатель никакого действия на работу
привода не оказывает, так как, если работает переключатель SA4, герконовое реле КV7 оказывается отключенным,
а при работе переключателем SA5 отключается герконовое реле КV8 . Но, если оба
перключателя находятся в нейтральном положении и герконовые реле КV7 и КV8 включены, то начинать
работу можно любым переключателем управления.
Чтобы
включить рабочий ход шпинделя переключателем SA4, его нужно перевести из
положения 2 “Шпиндель стоп “ в положение 3 “ Шпиндель вперед “ . При этом
герконовое реле KV7 отключается, а герконовое реле KV6 включается и замкнув
свой контакт KV6.2 включает герконовое реле KV4.
Герконовое
реле замкнув свой контакт KV4.2 включает электромагнитную муфту YC1 и шпиндель начинает
вращаться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|