1.6 Выбор и проверка силового оборудования схемы электроснабжения
1.6.1 Расчет
токов короткого замыкания
Согласно
Правилам устройства электроустановок [2], выбор и проверка электрических
аппаратов и токоведущих элементов по электродинамической и термической
устойчивости производится по току трехфазного короткого замыкания Ik(3), поэтому в проекте
необходимо произвести расчет токов короткого замыкания Ik(3) для всех РУ.
Мощность
короткого замыкания, МВА, на шинах подстанций, которые являются источниками питания
сетевого района, приведена в таблице 1.10
Таблица 1.10
– Мощность короткого замыкания
Наименование подстанций
|
Мощность короткого замыкания, МВА
|
РТП‑220
|
111,8
|
ЦРП
|
70
|
РППЦ-АБ
|
87
|
Зная мощность
короткого замыкания, по [12] находим сопротивление источника питания, Ом,
. (1.17)
где UHOM – номинальное напряжение
сети, кВ;
SК.З – мощность короткого
замыкания источника питания, МВА.
Полное сопротивление линии, по которой будет
протекать ток короткого замыкания, определяем по формуле, Ом,
, (1.18)
где r – активное сопротивление
линии, Ом;
х – индуктивное
сопротивление линии, Ом.
Расчет активного и реактивного
сопротивления линии ведем по формулам:
, (1.19)
где - активное сопротивление 1 км линии,
Ом/км;
- индуктивное сопротивление 1 км линии,
Ом/км;
- длина линии, км.
Полное
сопротивление до точки короткого замыкания рассчитываем по формуле:
. (1.20)
Ток
трехфазного короткого замыкания, кА, находим по формуле:
. (1.21)
Пример расчета:
Рисунок 1.3 –
Схема замещения для расчета токов короткого замыкания в распределительной сети
Для участка
ЛЭП РТП‑220 – РППЦ:
-
мощность
короткого замыкания источника питания Sк.з.= 111,8 МВА;
-
тип
линии – АС‑50;
-
длина
линии 2 км;
-
активное
сопротивление 1 км линии 0,65 Ом/км;
-
реактивное
сопротивление 1 км линии 0,392 Ом/км.
-
сопротивление
источника питания
Ом.
Активное
сопротивление линии: Ом.
Индуктивное
сопротивление линии: Ом.
Полное
сопротивление линии:
Ом.
Сопротивление
до точки короткого замыкания: Ом.
Ток короткого
замыкания на шинах: кА.
Результаты
остальных расчетов по формулам (1.17) – (1.21) приводим в таблице 1.11.
Таблица 1.11
– Токи короткого замыкания.
Наименование трансформаторной подстанции
|
, Ом
|
, Ом
|
, кА
|
, кА
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ЦРП
|
0,151
|
1,085
|
5,588
|
4,862
|
ТП №16 «Склад ГСМ»
|
1,859
|
2,794
|
2,169
|
1,887
|
ТП №17 «Локомотивное депо»
|
0,873
|
1,807
|
3,356
|
2,919
|
ТП №18 «Котельная»
|
2,29
|
3,224
|
1,880
|
1,636
|
ТП №55 «2‑й подъем»
|
3,850
|
4,784
|
1,267
|
1,102
|
ТП №19 «Водозабор»
|
3,827
|
4,761
|
1,273
|
1,108
|
ТП №8
|
0,421
|
1,355
|
4,474
|
3,892
|
ТП №5
|
1,263
|
2,197
|
2,760
|
2,401
|
ТП №2
|
1,763
|
2,697
|
2,205
|
1,918
|
ТП №20 «Очистные»
|
1,214
|
2,148
|
2,823
|
2,456
|
РППЦ-АБ
|
0,151
|
1,085
|
2,44
|
2,1
|
1.6.2
Расчет максимальных рабочих токов
Электрические
аппараты выбираем по условиям длительного режима работы сравнением рабочего
напряжения и наибольшего длительного рабочего тока присоединения, где
предполагается установить данный аппарат, с его номинальным напряжением и
током. При выборе необходимое исполнение аппарата.
Расчет
максимальных рабочих токов производится на основании номинальных параметров
оборудования по формулам:
– для
вторичных вводов силовых трансформаторов 10 кВ, А:
, (1.22)
где Кпер
– коэффициент, учитывающий перегрузки трансформаторов, принимается равным 1,5.
– для
сборных шин подстанции 10 кВ, А:
, (1.23)
где Крн2
– коэффициент распределения нагрузки на шинах вторичного напряжения, равный 0,5
– при числе присоединений пять и более; 0,7 – при меньшем числе присоединений.
– для
первичных вводов трансформаторов РУ‑10 кВ, А:
, (1.24)
– для
сборных шин подстанции 0,4кВ кВ, А:
, (1.25)
– для
вторичных вводов трансформаторов РУ – 0,4 кВ, А:
, (1.26)
Таблица 1.12
– Расчет максимальных рабочих токов
Наименование потребителя
|
Iрmax, А
|
1
|
2
|
Вторичная обмотка
трансформатора 10 кВ
|
|
Сборные шины подстанции 10 кВ
|
|
Первичная обмотка
трансформатора ЗРУ‑10кВ
|
|
ТП‑17
|
|
По найденным
максимальным рабочим токам производим выбор силового оборудования по условию:
, (1.27)
где Iн – номинальный ток
аппарата, кА;
Iрабmax – максимальный рабочий
ток, кА.
1.6.3 Проверка сборных жестких шин на
трансформаторных подстанциях
В закрытых РУ‑10 кВ сборные шины
выполнены жесткими алюминиевыми шинами.
Сборные
жесткие шины проверяются по [14]
– по
длительно допускаемому току:
, (1.28)
где Iдоп. – длительно допускаемый
ток для проверяемого сечения, А;
Iр.max – максимальный рабочий
ток сборных шин.
– по
термической стойкости
, (1.29)
где q – проверяемое сечение, мм
qmin – минимальное допустимое
сечение токоведущей части по условию её термической стойкости, мм;
Вк – тепловой импульс тока
короткого замыкания для характерной точки подстанции, кА;
С – коэффициент,
Тепловой
импульс тока короткого замыкания по [14] находим по формуле:
(1.30)
где Iк – ток короткого замыкания
на шинах подстанции, кА;
– время протекания тока короткого замыкания,
с;
Та – постоянная времени цепи
короткого замыкания, с.
Находим время
протекания тока короткого замыкания, с.,
, (1.31)
где tз – время срабатывания
основной защиты, с;
tв – полное время
отключения выключателя, с.
– по
электродинамической стойкости
, (1.32)
Электродинамическая
стойкость шин, укрепленных на опорных изоляторах, проверяется по механическому
напряжению , возникающему в них при коротком замыкании,
МПа,
, (1.33)
где l – расстояние между
соседними опорными изоляторами, м;
а – расстояние между осями
шин соседних фаз, м;
iу – ударный ток короткого
замыкания, кА;
W – момент сопротивления шины
относительно оси, перпендикулярной действию усилия, м.
Ударный ток
короткого замыкания определяем по формуле
(1.34)
Момент
сопротивления однополюсных прямоугольных шин при расположении плашмя определяем
по формуле
, (1.35)
где в – толщина
шины, м;
h – ширина шины, м;
– допустимое механическое напряжение в
материале шин.
Пример
расчета:
На ЦРП установлены шины размером 40х5.
Проверяем по
длительно допускаемому току.
Для шин
сечением 200 мм, выполненных из алюминиевого
материала по [9] длительно допускаемый ток Iдоп.=513 А.
Максимальный
расчетный ток сборных шин Iр.max=69,28 А
513А > 69,28
А.
Проверяем по
термической стойкости:
Сечение шин q=200 мм;
время
протекания тока короткого замыкания tк=0,14 с.
Для
распределительных сетей напряжением 10 кВ постоянная времени цепи короткого
замыкания Та = 0,045 с.
Ток короткого
замыкания Iк
= 5,58 кА таблица (1.11)
Тепловой
импульс тока короткого замыкания:
кА2с.
Согласно [12]
для алюминиевых шин коэффициент С=88 .
Минимально
допустимое сечение токоведущей части
мм2.
Условие
проверки 200 мм> 21 мм выполняется.
Проверяем по
электродинамической стойкости:
Момент
сопротивления шины:
м3.
Ударный ток
короткого замыкания:
кА.
Механическое
напряжение в материале шины при длине пролета l=1 м и расстоянии
между шинами фаз а = 0,25 м
МПа.
Допустимое
механическое напряжение в материале шин [12]что
больше . Таким образом, по результатам расчетов
видно, что шины, установленные на подстанции ЦРП удовлетворяют условиям
проверки.
Аналогичные
расчеты для остальных подстанций приводим в таблице 1.12.
Таблица 1.12
– Проверка сборных шин в распределительных сетях 10 кВ ст. Февральск
Наименование подстанции
|
Тип токоведущих частей мм2
|
Соотношение паспортных данных и расчетных
данных
|
Iдоп. /Iр.max., А
|
q/qmin, мм2
|
, МПа
|
ЦРП
|
А‑40х5
|
513/69,28
|
200/21
|
40/6,6
|
ТП №16 «Склад ГСМ»
|
А‑40х5
|
513/69,28
|
200/17
|
40/40,2
|
ТП №17 «Локомотивное депо»
|
А‑40х4
|
456/173
|
160/15
|
40/4,3
|
ТП №18 «Котельная»
|
А‑60х6
|
827/69,28
|
360/15
|
40/1,2
|
ТП №55 «2‑й подъем»
|
А‑40х4
|
456/43,3
|
160/22
|
40/8,3
|
ТП №19 «Водозабор»
|
А‑40х5
|
513/28,3
|
200/16
|
40/3,9
|
ТП №8
|
А‑40х4
|
513/69,28
|
160/35
|
40/21,3
|
ТП №5
|
А‑40х4
|
456/109
|
160/49
|
40/31,3
|
ТП №2
|
А‑60х6
|
703/69
|
300/18
|
40/2,4
|
ТП №20 «Очистные»
|
А‑40х4
|
456/43,3
|
160/18
|
40/5,7
|
РППЦ-АБ
|
А‑30х4
|
347/70
|
120/28
|
40/25,3
|
По
результатам расчетов видно, что сборные шины в распределительных сетях 10 кВ,
полностью удовлетворяют паспортным данным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|