Логистика в работе электроэнергетических систем
Институт
экономики и управления
Кафедра
экономики и управления
Реферат
Логистика
в работе электроэнергетических систем
Пирогов Григорий
Группа 321
Руководитель:
Савенкова Татьяна
Ивановна,
к.т.н., д.э.н., профессор
Таллинн
2010 г.
Для
лучшего понимания данной темы автор считает нужным упомянуть сначала о том что
такое электроэнергетика и каковы ее особенности и проблемы как промышленности, а
потом, причем тут логистика.
Электроэнергетика - одна
из наиболее фондоемких отраслей промышленности, выполняющая системообразующую
роль в народном хозяйстве любой промышленно-развитой страны. Основная
особенность электроэнергетики - это непрерывность и практическое совпадение во
времени процессов производства, распределения и потребления электроэнергии.
Отсюда возникают главные технические и организационные проблемы отрасли,
поскольку в ней полностью отсутствует прямая возможность складировать готовую
продукцию энергетического потока, в то время как режим работы региональных
энергосистем и единой энергосистемы страны, должны быть направлены на покрытие
переменной части суточных, недельных, сезонных и годовых графиков электрических
нагрузок.
В этой
связи при планировании электроэнергетического хозяйства нельзя ориентироваться
только на показатели средней мощности электроснабжения. Здесь обязательно
учитывается вероятность возникновения крайне неравномерного режима
электропотребления, что в корне отличает электроэнергетические предприятия от
подавляющего большинства других производственно-коммерческих структур, где
основной задачей обычно является нацеленность на ритмичный режим работы, а не
на оперативное, с высочайшей надежностью выполнение электроэнергетических
заказов потребителей. Иначе и быть не может, ибо даже при кратковременном
нарушении работы энергосистемы или ее перегрузке потребители рискуют
недополучить электроэнергию, а то и вовсе оказаться отключенными от
энергосистемы с вытекающими отсюда последствиями. Чтобы до предела снизить
вероятность появления такой ситуации необходимо постоянно сохранять баланс
между генерированием и потреблением электроэнергии. Обеспечить данный баланс
при переменной электрической нагрузке и аварийных ситуациях можно двумя путями:
созданием определенных резервных мощностей региональных энергосистем и
созданием мощных межсистемных электрических сетей для перетока электроэнергии в
случае необходимости из одной региональной энергосистемой в другую.
Электроэнергетика по
своей физической природе функционирует как потоковый процесс:
1.
группировка
потоков электроэнергии является объектом товародвижения и основой формирования
логистической системы электроэнергетики;
2.
логистический
подход при формировании тарифной политики электроснабжения основан на
максимально возможном учете индивидуальных особенностей электропотребления;
3.
разработаны
научно-методические основы прямого и укрупненного нормирования расхода
электроэнергии как необходимого условия логистической системы управления
электроснабжением.
Энергосистема как
топливно-энергетический комплекс охватывает энергетические ресурсы, выработку,
преобразование, передачу и использование различных видов энергии. В
энергосистему входят электроэнергетика, снабжение различными видами топлива,
атомная энергетика – все это в масштабах страны образует единую энергетическую
систему.
Принципиально важным
является то, что электропроизводство, электросбыт и электроснабжение
представляют собой потоковые процессы в силу своей физической сущности в
электроэнергетической системе, которая включает следующие элементы:
1.
электростанции;
2.
повышающие
трансформаторы;
3.
синхронные
компенсаторы;
4.
понижающие
трансформаторы у потребителей;
5.
статические
конденсаторы разного напряжения;
6.
электроприборы,
включая электродвигатели;
7.
электротехнические
установки;
8.
электрические
сети.
Для региональных
энергосистем и предприятий электросетей появляются свои специфические задачи,
обусловленные функциями в области планирования и ведения режимов. Так для
региональных энергосистем одной из главных задач является распределение
электрических и тепловых нагрузок между электростанциями, а для электросетей
предприятий -выбор эксплуатационной схемы сети и закона регулирования
напряжения в центрах питания распределительных сетей. Следует заметить, что на
уровне филиалов региональных энергосистем и электросетей предприятий среди
функций оперативного управления преобладают функции диспетчерского управления:
переключения, локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций. На
уровне центрального аппарата региональных энергосистем и электросетей
предприятий больший приоритет имеют задачи по прогнозированию режима отпуска
энергии и поступления оплаты за нее. Многолетняя практика показала, что
существующая иерархическая система требований к отдельным подсистемам
электроэнергетики в целом обеспечивает подчинение режима каждой отдельной
энергосистемы оптимальному режиму единой энергосистемы и, наоборот, режим
работы единой энергосистемы зависит от сигналов обратной связи с региональными
энергосистемами, межсистемными энергетическими сетями и т.д. Вглядываясь глубже
с позиций логистики, в электроэнергетике можно увидеть своеобразный гибрид
управления логистическим процессом по «тянущему» и «толкающему» способам с
использованием концепций производства-поставления товара «точно в срок» и
«реагирования на спрос».
Как
комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых между собой поставщиков
топливно-энергетических и других видов ресурсов, генерирующих мощностей
электростанций, электросетевых предприятий, сбытовых организаций и всевозможных
потребителей электроэнергии электроэнергетику невозможно представить вне
системного подхода, который, как известно, является основополагающим принципом
логистики.
Логистика отождествляется с процессом
управления и выступает элементом менеджмента. Чаще всего объектом управления
логистики выступают товарно-материальные потоки в сфере обращения и
производства, а также финансовые, информационные и другие потоки, которые
обеспечивают и описывают изменения пространственно-временного положения
товарно-материальных потоков.
При всем разнообразии толкований
логистики в них прямо или опосредованно присутствуют определяющие понятия –
поток и управление. Данное обстоятельство предопределяет условие логистизации
управляемого процесса.
Логистика в
электроэнергетике применяется в сферах аналогичных тем, в которых она применяется
в любой традиционной коммерческой логистической системе (в логистике
контрактов, логистике закупок, логистике запасов, производственной логистике,
транспортной логистике, логистике хранения, логистике сбыта и др.), но со
специфическими особенностями. Эти особенности делают энергетическую логистику
более технической наукой.
В работе
электроэнергетическая логистика рассматривается как наука об управлении и
оптимизации энергетических потоков, потоков услуг в сфере энергоснабжения и
связанных с ними информационных и финансовых потоков в системе энергоснабжения
для достижения поставленных целей.
Следовательно, основной
деятельностью любой энергетической компании является энергетическая логистика,
а любая энергетическая компания является логистической энергетической системой.
Практика создания
логистических управляющих систем позволила сформулировать следующую систему
принципов энергетической логистики:
1.
безопасность
управленческих решений – реализация управленческих решений не должна приводить
к ущербу жизни, здоровья и имущества людей;
2.
экологичность
управленческих решений – реализация управленческих решений должна
сопровождаться минимальным влиянием на окружающую среду;
3.
надежность функционирования
системы энергоснабжения – реализация любого управленческого решения должна
обеспечивать нормальное непрерывное функционирование системы энергоснабжения;
4.
эффективность
затрат – управленческое решение должно обеспечивать максимальную эффективность
функционирования всей системы энергоснабжения;
5.
адаптивность
управленческих решений – управленческое решение должно быть рассчитано с учетом
всех изменений внешней среды и самой системы энергоснабжения к моменту
окончания его исполнения;
6.
синхронизация
управленческих воздействий – управленческое решение должно быть рассчитано с
учетом того, что его влияние на разные элементы системы энергоснабжения может
наступить не одновременно, например вследствие их удаленности друг от друга;
7.
регулирование в
режиме реального времени – частота выработки управленческих решений, величина,
время и место исполнения соответствующих управляющих воздействий на систему
энергоснабжения должны обеспечивать заданную точность управления во всех ее
элементах;
8.
минимизация
информационных потоков – персонал и система автоматического управления высшего
уровня должны быть обеспечены всей необходимой информацией, объем которой
должен быть минимальным;
9.
защита информации
– информация, используемая при управлении системой энергоснабжения, должна быть
защищена от несанкционированного доступа;
10.
доступность
информации – процессы выработки и контроля реализации управленческого решения
должны быть обеспечены всей необходимой информацией;
11.
прогнозирование в
управленческих решениях – управленческое решение должно быть рассчитано с
учетом развития во времени текущей ситуации у потребителей, в окружающей среде
и в самой системе энергоснабжения;
12.
финансовое
обеспечение управленческих решений – реализация любого управленческого решения
должна быть обеспечена соответствующими финансовыми средствами;
13.
системность
управленческих решений – управленческое решение должно влиять на изменение не
только энергетических потоков, но и потоков информации и финансов, учитывать
взаимодействие элементов системы энергоснабжения между собой, а также
соответствовать всем принципам энергетической логистики.
Основная задача, решаемая
энергетической логистикой, – это автоматическое распределение нагрузки между
элементами системы энергоснабжения. Качественное дифференцирование
логистической системы электроэнергетического комплекса зависит от надежности
работы всех звеньев системы.
Введение надежности в
качестве классифицирующего критерия логистических цепей электроэнергетического
комплекса и определение их видов в зависимости от восстанавливаемости позволяет
оценить степень надежности логистических цепей на основе определения
показателей, связанных с явлениями отказа – событиями, заключающимися в
нарушении работоспособности. С точки зрения предотвращения, отказы можно
разделить на постепенные и внезапные. Если первые можно прогнозировать и
предотвращать профилактическими мероприятиями, то внезапные отказы представляют
наибольшую опасность для функционирования цепи. Возможность предотвращения
постепенных отказов основывается на диагностировании параметров,
свидетельствующих о нарушениях в порядке работы, в то время как внезапные
отказы проявляются в виде резкого изменения параметров, что говорит о
разрушении стабильного поведения логистической цепи.
Классифицировать отказы,
возникающие в звеньях логистической цепи, можно на основе перечня логистических
функций выполняемых данным звеном. Причины отказов могут быть различными –
техническими или организационными, но независимо от природы возникновения
необходимо составление максимально полного перечня возможных сбоев в работе
логистического звена, что позволит как выявить причины их появления, так и
принять соответствующие меры по их предотвращению.
Участники логистической
цепи могут увеличить степень ее надежности путем повышения уровня
восстановления каждого звена на основе выработки механизмов реагирования на
отказы и предотвращения угроз. Однако кардинально ряд внешних воздействий можно
устранить только с участием соответствующих государственных институтов и на
основе мер макроэкономического регулирования.
Одной из сложностей
использования логистики в электроэнергетике, необходимость добавить в свойства
логистического звена такие характеристики как:
1.
безотказность
выполнения логистических операций (сохранение работоспособности звена в течение
установленного времени работы данного участка цепи);
2.
сохраняемость (свойство
логистического звена сохранять работоспособность в достаточном количестве
циклов функционирования логистической цепи);
3.
ремонтопригодность
(возможность разрабатывать и реализовывать организационно-экономические
мероприятия, обеспечивающие поддержание на необходимом уровне безотказности его
работы).
Вся электроэнергетическая
система должна обладать определенным уровнем надежности (сохранять во времени
установленные значения всех параметров). К показателям надежности, как было
изложено выше, следует отнести: безотказность, сохраняемость,
ремонтопригодность. Однако следует заметить, что забота о надежности системы
зависит не только от надежности и качества распределения, качества сбыта, но и
качества эксплуатации. Надежность постоянно изменяется в процессе эксплуатации
электроэнергетической системы (турбины, генераторы, трансформаторы,
электроприборы и др.) и при этом характеризует её состояние. Чтобы она
сохраняла работоспособное состояние и обеспечивала заданный уровень качества,
необходимо, чтобы все звенья, входящие в систему, имели высокий уровень
надежности и утвержденные технические регламенты.
Учитывая все
вышесказанное автор считает что электроэнергетика неспособна функционировать
без использования логистики, так как та является ее неотъемной частью.
Литература
1.
Т.И.Савенкова.
Логистика учебное пособие. Москва. ОМЕГА-Л. 2009.
2.
Альбеков А.У.,
Тлепцерищев А.М. Организация
и функционирование логистической системы электроэнергетического комплекса
Ростовской области. Монография. Ростов. РИНХ. 2006.
3. А.А. Полуботко.
Надежность и качество поставок электроэнергии – категории эффективности
логистической системы. Статья. Ростов. РИНХ. 2009.
4. Осика Л.К. Операторы коммерческого учета на рынках
электроэнергии. Технология и организация деятельности. Москва
ОМЕГА-Л. 2007.
5. Осика Л.К. Коммерческий и технический учет электрической
энергии на оптовом и розничном рынках: теория и практические рекомендации.
Москва ОМЕГА-Л. 2006.
|