Квантовая теория
Содержание
Введение
Квантово-механическое описание
реальности
Основные трактовки квантово-механической
теории
Заключение
Список литературы
Введение
Квантовая
теория в ряду других современных физических теорий занимает совершенно особое
место. Если обратить внимание на те изменения, которые она принесла в
основополагающие принципы и категории нашего пони мания мира, переворот в
науке, произведенный теорией квантов с начала 20-х годов, можно сравнить по
значению лишь с коперниковским переворотом во времена Ренессанса. В то время
переход от конечного космоса к бесконечному Универсуму был связан с совершенно новой
точкой зрения, по-новому определившей положение человека во Вселенной, и
принесшей совершенно новые принципы наблюдения и объяснения мира. Квантовая же
механика наше понимание реальности потрясает таким образом, что в своем
значении она остается еще до сих пор во многом непонятой. Рассматривая
фундаментальные вопросы современной физики, мы неизбежно сталкиваемся с
философскими, онтологическими и метафизическими, в прямом смысле этого слова,
проблемами. Трудно не согласиться с утверждением Д'Эспанья, что « ... в наши
дни попытки сконструировать образ реальности, свободный от всякой метафизики,
больше напоминает попытку построения квадратуры круга» [D'Еsраgnаt,
1991, р.231]. Более того, те или иные метафизические представления, имплицитно
или эксплицитно пронизывают все наше мировоззрение - от уровня обыденного до
научно-теоретического.
Квантово-механическое описание реальности
Современная
физика в своих основах выходит к очень глубоким философским вопросам. Оказывается,
что «те проблемы..., которыми физики занимаются в своей переполненной
оборудованием лаборатории, не менее глубоки, чем те, над которыми размышлял
Платон на поросших травой лужайках. Чем определяются пределы познания?
Действительно ли наше восприятие в некотором смысле формирует физический мир? Присутствует
ли во Вселенной элемент случайности, или все события предопределены заранее?»
[Хорган, 1992, с. 70-71]. Видно, что все эти вопросы в равной мере являются как
физическими, так и философскими (метафизическими). Между ними, оказывается,
трудно провести границу.
Жаркие
споры и дискуссии о реальности квантово-механических состояний,
о «соучастии» человека в творении мира и о роли в этом его сознания, о
множественности миров, о локальности, о детерминизме и каузальности, об особой
роли вероятности в квантовой механике по сравнению с классической
статистической физикой и многие другие вопросы, как нельзя лучше иллюстрируют,
каким радикальным образом подвергаются сомнению наши основные представления и
категории. По странности, парадоксальности и даже видимой абсурдности по сравнению
со здравым человеческим смыслом квантовая механика и ее многочисленные
интерпретации превосходит научно-фантастическую литературу [Lenk, 1995, s.
202]. Альберт Эйнштейн сказал однажды: «Если квантовая механика права, то мир
сошел с ума» [Хорган, 1992, с. 72]. И сейчас многие физики, такие, например,
как теоретик из Нью-Йорка Даниель Гринбергер констатируют: «Эйнштейн был прав.
Мир сошел с ума» [Там же, с. 72] Нильс Бор утверждал, по словам его ученика Уилера,
что если «квантовая физика не приводит вас в замешательство, то вы ее не поняли
по-настоящему» [Там же, с. 73]. До сих пор все проведенные эксперименты
подтверждают наихудшие опасения Эйнштейна. «В области философских трактовок
нужно ожидать только одного ... - если что и можно усвоить из квантовой теории и
ее интерпретаций, это только одно: здесь необходимо полностью отказаться от
обыденного разума и не доверять «здравому человеческому рассудку» [Lenk, 1995, с.
202]. Квантовая механика ставит множество «загадок», и одна из них
демонстрируется, например, в связи с проблемой наблюдателя в «творении»
объективной реальности. Как-то в разговоре с Паскуалем Йорданом Эйнштейн сказал
о теоретиках в области квантовой теории: «Все же они не считают всерьез, что
Луна не существует, когда на нее никто не смотрит». В противовес этому
утверждению физик Давид Н. Мэрмин из Корнуэльского Университета написал в одной
из своих статей, что теперь мы можем с определенностью доказать, что Луна
действительно не существует, когда на нее никто не смотрит: «We
now know
that the
mооn
is demonstrabIy
not there
when nobody
looks» [Joumal
of Philosophy,
78 (1981), р. 397]. Проблема объективности мира является одной из наиболее
интригующих в квантовой механике, и Мэрмин вовсе не одинок в своих выводах. Отнюдь
не мала и партия его противников. Можно было бы привести и множество других не
менее шокирующих обыденное сознание выводов, делающихся из квантовой теории, очень
часто прямо противоположных друг другу. Однако мы не в этом видим свою задачу,
тем более что специалистам в области философских проблем квантовой теории все
эти дискуссии очень хорошо знакомы. Вопрос который нас здесь интересует,
состоит в следующем: Можно ли вообще описать эту странную, прямо-таки «сюрреальную»
реальность квантовой физики?
Необычайность
свойств квантовой механики приковывает внимание к ней множество специалистов и
философов. В последнее время, начиная с начала 90-х годов, произошло
значительное увеличение количества работ, так или иначе посвященных этой теме.
К сожалению, множество из них носит либо спекулятивный, либо прямо-таки
мистический характер, поскольку в них должным образом не анализируются
действительные и актуальные проблемы реконструкции квантовой реальности.
Квантовая теория с ее гносеологическими уроками служит основанием для утверждений
о становлении нового, неклассического типа научной рациональности. Именно на
квантовую механику ссылаются тогда, когда говорят о том, что необходимо
отказаться от стандартов и идеалов классической рациональности, когда, в
частности, утверждают, что идеал объективности знания в современной науке
перестал играть свою центральную роль.
Есть
и еще один круг проблем, тесно связанный с дискуссиями по поводу изменения типа
рациональности, где апелляция различных сторон к квантовой механике играет
немаловажную роль. Диалогический характер современного мышления, плюрализм
мнений, который, как полагают многие представители современной культуры, не
является чем-то временным и преодолимым, а является чем-то принципиальным и
неустранимым. Такой плюрализм многие исследователи считают одним из важнейших уроков,
преподнесенных квантовой механикой человеческому мышлению [Аршинов, 1992]. Некоторые
весьма смутные аргументы, почерпнутые именно из квантовой теории, имеют в виду,
по-видимому, и те гуманитарии, которые, упрекая классическое естествознание в
равнодушии к человеку и бездуховности, с надеждой говорят о якобы идущих в
современном научном нании процессах гуманизации знания, настаивают на при сущем
современной науке человеческом измерении.
Что
во всем этом на самом деле соответствует действительности, а что является
только мифом? Как отделить здесь зерна от плевел? Очевидно, что задача эта
совсем не простая.
Но
что можно сказать с определённостью, так это то, что ответы на вопросы о том,
какие именно изменения претерпевает научная рациональность в ХХ веке, что
происходит при этом с идеалом объективности научного знания, на самом ли деле
наука освобождается от своей беспристрастности и «приобретает человеческое
лицо», невозможны без тщательного, скрупулезного анализа той реальной
познавательной ситуации, которая существует в рассматриваемой нами области
физического знания. В настоящее же время, в полном соответствии с известным в
постмодернизме принципом Фидлера - «Пересекайте границы, засыпайте рвы» - происходит
наступление не только на идеалы и нормы классической науки, но, можно сказать,
и на науку вообще. Ситуацию, которая складывается к настоящему времени (если
судить по анализу последней литературы), можно было бы характеризовать словами
Артура Файна из его книги «The Shaky Game»: «Любой абсурд имеет теперь своего
защитника» [Fine, 1988, р. 1]. В связи с этим мне представляется как нельзя
более актуальным обращение к последним дискуссиям вокруг квантовой механики, и
в первую очередь к проблеме квантово-механической реальности. Именно вокруг нее
было сломано столько копий по поводу интерпретации квантовой механики, в том
числе и в нашей стране. Известны дискуссии по этому поводу между А. Эйнштейном.
Н. Бором, в. Гейзенбергом. Э. Шредингером; в нашей стране в них приняли
живейшее участие - К.В. Никольский, В.А. Фок, Д.И. Блохинцев, Л.И. Мандельштам,
С.И. Вавилов. М.А .Марков, М.Э. Омельяновский. А.А. Тяпкин и др.; [см. напр.
обзор: Философские проблемы квантовой физики, 1992].
Одна
из самых первых интерпретаций квантовой теории - копенгагенская, в смысле
описания квантовой реальности была скорее запретительной. Копенгагенская
интерпретация фактически запрещает говорить о какой-либо квантовой реальности.
«Нет никакой квантовой реальности, а существует лишь абстрактное
квантовомеханическое описание» [цит. по: Heгbeгt, 1987, с. 33] - так можно было
бы в вкратце ее выразить. Бор, родоначальник копенгагенской трактовки,
подчеркивал, что мы должны быть прагматиками при интерпретации квантовых
феноменов. У нас есть лишь возможность говорить о результатах эксперимента.
измерения (и, причем, только на классическом языке). Квантовые явления возникают
лишь при наблюдении, до этого они «не существуют».У истоков копенгагенской
трактовки на ранних этапах ее разработки стоял и Вернер Гейзенберг, который в
то время разделял ее основные положения. Однако позднее точка зрения
Гейзенберга значительно изменилась, и можно уверенно говорить о его собственной
интерпретации квантовой механики. Гейзенберг фактически был единственным
теоретиком из копенгагенской школы, пытавшимся понять, что же все-таки стоит за
квантовым явлением, что оно есть в своей сущности. Его рассуждения приводили к
утверждению о необходимости построения новой квантовой онтологии. Гейзенберг
справедливо утверждает, что в квантовой механике мы сталкиваемся не просто лишь
с удобным формализмом, неким правилом, адекватно описывающим, вообще говоря,
неизвестную нам ситуацию, а с формализмом, действительно отображающим реальное
положение дел: « ... модифицированная логика квантовой теории неизбежно влечет
за собой модификацию онтологии» [Гейзенберг, 1987, с. 222]. О неразрывности
онтологических представлений с физической теорией, реконструирующей реальность,
утверждает и современный философ науки Цао, который останавливается на лом
вопросе в целом ряде своих работ. «. .. Онтология является неустранимым
концептуальным элементом в логической реконструкции реальности. Так как
онтология дает картину мира, она дает основание, на которой может базироваться
теория. Это помогает объяснить ее конститутативную роль в теоретической структуре
науки ... » [Сао, 1997, р.10].
При
этом «базисная онтология теории рассматривается как несводимый концептуальный
элемент в логической реконструкции реальности в рамках этой теории. В
противовес видимости или эпифеноменам, а также в отличие от просто
эвристических или конвенциальных средств теории базисная онтология касается
реального существования ... в качестве репрезентации глубокой реальности
онтология теории обладает большой объясняющей силой: все явления и феномены,
описываемые теорией, могут быть выведены из нее как результат ее поведения»
[Сао, 1999, р.l0].
Проблема
квантово-механической реальности до сих пор является остро дискуссионной. Хотелось
бы подчеркнуть следующее - то, что в методологической литературе формулируется
как проблема квантово-механической реальности на самом деле представляет собой
две как бы «склеенные» между собой, но, по сути дела, хотя и тесно связанные,
но различные проблемы. Одна из них - это проблема взаимоотношения объекта и
субъекта, материи и сознания (то, что, чаще всего, и имеется в виду, когда
говорят о проблеме реальности в микромире и проблеме объективности описания);
другая - стоящая за ней проблема квантовой онтологии. В методологическом
сознании эти две проблемы фигурируют как нечто нераздельное. Но если за этой
целостностью не увидеть внутренней дифференцированности, решить проблему
описания квантово-механической реальности невозможно. Обычно при обсуждении
эпистемологических оснований проблемы квантовой реальности апеллируют к
недостаткам декартовской гносеологии, с ее разделением, разграничением субъекта
и объекта познания. Предполагается, что в квантовой механике, в отличие от
классики, декартовский принцип разделения субъекта и объекта познавательной
деятельности перестает быть справедливым. Из творцов квантовой теории на этом
настаивал В Гейзенберг. «Именно эту разделенность и должны мы в соответствии с
современной физикой подвергнуть критике», - утверждал он [Heisenberg, 1987, s.
64]. Такая точка зрения очень распространена и в методологической литературе.
Ее сторонники ссылаются на то, что квантово-механическая реальность создается
только в процессе измерения, в процессе взаимодействия измерительного прибора и
квантового объекта. И одни из них вообще отказываются говорить о существовании какой-либо
реальности за квантово-механическими феноменами (см., упомянутую выше,
копенгагенскую трактовку), другие говорят о творении объективной реальности
наблюдателем и об особой роли его сознания в этом процессе. Как известно, одной
из плодотворных попыток выйти из затруднительной ситуации в интерпретации
квантовой теории явилось появление принципа дополнительности Бора. Хотя
проблема объективности, субъект - объектных отношений и является серьезной
трудностью в решении задачи теоретической реконструкции закономерностей
микромира (она все еще фактически не решена, и дискуссии вокруг нее
продолжаются), тем не менее, она не выводит гносеологию за рамки декартовской
эпистемологии. Декартовский принцип разделения субъекта и объекта оказывается
справедливым и здесь.
квантовый теория механика
Основные трактовки квантово- механической теории
В
настоящее время существует множество трактовок квантовой механики, что
указывает на явную или неявную убежденность, авторов в возможности такой
интерпретации. На мой взгляд, любая интерпретация квантовой теории может быть
только тогда адекватной, когда она одновременно «схватывает» все выделенные
выше характерные особенности описания квантово-механической реальности. Существующие
же интерпретации «ухватывают» лишь те или иные из этих особенностей, оставляя в
тени другие. Так, в трактовке Уиллера внимание акцентируется в основном на
принципе «участия», «зависимости от иного», у Пригожина на динамическом
аспекте, у Бома на целостности и
динамичности и т.д.
В
связи с этим, представляется полезным рассмотреть основные известные интерпретации,
хотя здесь возможно дать лишь краткий обзор существующих точек зрения, так как
подробный анализ является предметом специального исследования и занял бы
слишком много места [подробнее см., например, Lenk, 1995; Herbert, 1987].
1.
Копенгагенская
трактовка квантовой механики является наиболее известной и сформулирована в
основном Н.Бором. Эта точка зрения развивалась в работах не только Бора, но и
В. Гейзенберга, В Лаули, уточнялась впоследствии учениками Бора. Необходимо
отметить, что первоначально «копенгагенская трактовка» никогда не фиксировалась
ее зачинателями в каком-либо одном единственном тексте. Она существует скорее во
множестве интерпретаций, которые хотя и не различаются в своем физическом
содержании, но имеют ряд различий философского плана [см.: Bohr, 1966;
Heisenberg, 1959; У. Weizsaecker, 1971]. В этой трактовке утверждается - и это
является центральным пунктом в ней - что в виду неустранимых парадоксов
квантовой механики, мы можем знать с определенностью как «реальные» только
результаты измерений. В сфере применимости квантовой механики нельзя задавать вопросы
о том, что представляет собой, например, электрон, когда фактически не
производится его наблюдение с помощью экспериментальной установки того или
иного типа (выявляющей либо корпускулярные, либо волновые его свойства).
Квантово-механические предсказания относятся лишь к ситуациям фактического
наблюдения. Как уже отмечалось во введении, такая точка зрения является
ограничительной, т.к. она запрещает спрашивать о сущности явления до измерения.
Бор не отрицает реальности окружающего мира, но указывает на принципиальную
невозможность более подробного анализа взаимодействия между микрообъектом и
прибором. С его точки зрения объяснение квантово-механического явления состоит
не в сведении его к какому-либо «механизму», стоящему за этим явлением, но в
построении теории нового типа и ее интерпретации (концепция Дополнительности).
2.
Развитием копенгагенской трактовки является интерпретация, предложенная
учеником Бора Дж.Уилером. В копенгагенской интерпретации квантовой механики
можно вычленить два независимых тезиса: 1. Не существует никакой реальности вне
наблюдения. 2. Наблюдение «создает» реальность. Копенгагенская школа настаивает
на существовании только «феноменологической» реальности.
Страницы: 1, 2
|