10. Теория теплорода и механическая концепция
теплоты
Практические потребности актуализировали
исследования в области тепловых явлений. Машиностроение и химическая
промышленность нуждались в методах точного измерения тепловых величин, прежде
всего измерения температуры. Потребности метеорологии, химии. медицины также
требовали совершенствования измерения температуры. Развитие термохимии
(Фарангейт, Делиль, Ломоносов, Реомюр, Цельсий) основывалось на использовании
теплового расширения тел. Совершенствование паровой машины Ньюкомена,
использовавшейся более полувека без изменений, требовало создания
количественной теории тепловых явлений.
Дж.Блэк, изучая природу теплоты, установил, что
различные виды вещества нагреваются в разной степени одним и тем же количеством
теплоты, что позволило ему выявить теплоемкость различных видов вещества, т.е.
количество теплоты, которое необходимо подвести к телу, чтобы повысить его
температуру на один градус по Цельсию или Кельвину. Он установил, что при
таянии льда и снега в течение определенного времени они поглощают тепло, не
становясь при этом теплее. Это позволило ему обнаружить скрытое (латентное)
состояние теплоты.
Блэк понимал теплоту как некую материальную субстанцию
("субстанцию теплоты"). А. Лавуазье называл ее теплородом. Попытки
взвесить ее оказались неудачными, поэтому теплоту стали рассматривать как
особого рода невесомую неуничтожаемую жидкость, способную перетекать от
нагретых тел к холодным. Лавуазье считал, что подобная концепция была в полном
соответствии с его идеей получения теплоты с помощью химических соединений.
Увлечение этой концепцией оказалось столь велико, что кинетическая теория
теплоты, в рамках которой теплота представлялась как определенный вид движения
частиц, отступила на второй план, несмотря на то, что ее разделяли Ньютон, Гук,
Бойль, Бернулли, Ломоносов.
Почему же концепция теплорода все-таки утвердилась,
хотя и на время? П.С.Кудрявцев дает следующее объяснение. Для физического
мышления XVIII века было характерно оперирование различными субстанциями -
электрическими, магнитными, световыми, тепловыми. Свет, электричество,
магнетизм, теплоту научились измерять. Это позволило уподобить невесомые
феномены обычным массам и жидкостям, что способствовало развитию эксперимента и
накоплению необходимых фактов. Иначе говоря, концепция невесомых жидкостей
оказалась необходимым этапом в развитии физических концепций.
11.
Концепция единого универсального взаимодействия частиц вещества Р.Бошковича
Развитие учения о теплоте привело к постановке как
сторонниками теплородной, так и кинетической концепции теплоты вопросов о
строении вещества, о причинах таких свойств тел, как прочность, упругость,
сопротивляемость и т.д. вне зависимости от интенсивности теплового движения. Учения
Декарта, Галилея, Ньютона не давали ответов на эти вопросы. Бернулли такое
свойство как упругость приписывал атомам. Лейбниц утверждал. что представление
о существовании неделимых атомов неверно, поэтому связывание физических свойств
тел с величиной атомов бессмысленно. Р.Бошкович сформулировал идею об едином
универсальном законе взаимодействия частиц вещества, на основе которого он
пытался дать объяснение физическим свойствам вещества. Концепция Бошковича
родственна представлениям Лейбница о существовании непротяженных первых простых
элементов и ньютоновским представлениям об изменяющихся с расстоянием силах.
Бошкович исходил из признания существования закона взаимодействия, действующего
между любой парой точечных частиц - первых элементов материи, неделимых и
непротяженных. На минимальных расстояниях между частицами действует сила
отталкивания, неограниченно возрастающая при их сближении. С увеличением
расстояния между частицами данная сила отталкивания убывает, постепенно
переходя в силу притяжения, которая с дальнейшим увеличением расстояния
уменьшается и постепенно превращается в силу отталкивания. Т.е. сила
взаимодействия многократно меняет знак на сравнительно небольших расстояниях.
При достижении определенного расстояния между двумя частицами сила
взаимодействия становится притягательной, убывающей, в соответствии с законом
тяготения, обратно пропорционально квадрату расстояния. Рациональный смысл
концепции Бошковича заключался в осознании того, что в природе нет абсолютно
жестких неизменяемых тел, что любое тело является системой, состоящей из
находящихся в подвижном равновесии частиц. Концепция Бошковича представляла
собой физическую гипотезу, на основе которой делалась попытка объяснить
физические свойства вещества. Поэтому, в отличие от ньютонианцев, стремившихся
свести задачи движения и взаимодействия тел к математической форме, Бошкович
стремился механические задачи свести к физике сил взаимодействия. Поскольку в
это время не было достаточных данных ни о строении вещества, ни о силах, действующих
между частицами, концепция Бошковича по отношению к магистральной линии
развития физики этого времени оказалась маргинальной.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ XIX
ВЕКА
1. Становление классического естествознания
Социально-экономические и политические
условия развития науки в XIX веке в разных странах не были одинаковыми. И хотя
эти условия не всегда благоприятствовали развитию науки, для XIX века в целом
характерен бурный рост научных исследований и авторитет науки. Во Франции под
влиянием технической революции развиваются преимущественно
физико-математические и естественные науки, руководящим центром которых
выступал Национальный институт. В силу технико-экономической отсталости
Германии в ней не было столь же благоприятных, как во Франции, условий развития
физико-математических и естественных наук - предпочтение отдавалось философии,
богословию и классической филологии. Наличие большого количества университетов,
территориальная близость различных факультетов друг к другу способствовали
активному взаимовлиянию наук. Децентрализация университетской науки
способствовала появлению большого числа научных изданий. Успехи в области
техники обусловили возрастание практицизма, что привело к принижению роли
теоретических исследований и усилению роли прикладных. Особенностью науки в
Англии было отсутствие таких центров, как Национальный институт во Франции и
широкой сети университетов, как в Германии. Поэтому научные исследования чаще
велись в одиночку, в изолированных друг от друга областях науки. Но это были
блестящие исследования, результаты которых из за отсутствия необходимых
научно-исследовательских и учебных организаций нередко разрабатывались учеными
других стран. Известный историк науки Дж.Мерц, характеризуя специфику развития
науки этого периода, отмечал, что наибольшее число совершенных по форме и
содержанию трудов, ставших классическими для всех времен, выполнено, вероятно,
во Франции; наибольшее количество научных работ было, вероятно, выполнено в
Германии; наибольшая доля идей, которые оплодотворяли науку на протяжении века,
принадлежит, вероятно, Англии. Общей для всех стран характерной чертой развития
науки в XIX веке можно считать усиление ее взаимодействия с техникой и
экономикой.
Физика XIX века считается классической. Ньютоновский
феноменологический метод стал главным инструментом познания природы. Законы
классической механики и методы математического анализа демонстрировали свою
эффективность. Физический эксперимент, опираясь на измерительную технику,
обеспечивал небывалую ранее точность. Физическое знание все в большей мере
становилось основой промышленной технологии и техники, стимулировало развитие
других естественных наук. В физике изолированные ранее свет, электричество,
магнетизм и теплота оказались объединенными в электромагнитную теорию. И хотя
природа тяготения оставалась не выясненной, его действия можно было рассчитать.
Утвердилась концепция механистического детерминизма Лапласа, исходившая из
возможности однозначно определить поведение системы в любой момент времени,
если известные исходные условия. Структура механики как науки казалась прочной,
надежной и почти полностью завершенной - т.е. не укладывающиеся в существующие
классические каноны феномены, с которыми приходилось сталкиваться. казались
вполне объяснимыми в будущем более изощренными умами с позиций классической
механики. Складывалось впечатление, что знание физики близко к своему полному
завершению - столь мощную силу демонстрировал фундамент классической физики,
несмотря на то. что в ее отдельных областях гнездились остатки старых
метафизических концепций. Но постепенно последние сдают свои позиции: сходят с
арены теория флюидов, теория теплорода и т.д. Проникновение физических знаний
в промышленность, технику приводит к появлению прикладной физики, а
исследования в ее области значительно расширяли фактический материал,
требовавший теоретической интерпретации. В конце концов неспособность
классической теории объяснить новые факты приводит на рубеже XIX и XX веков к
научной революции в физике.
2. Волновая концепция света О.Френеля
Сформировавшиеся в предшествующее столетие
корпускулярная и волновая концепция света в XIX веке продолжили ожесточенную
борьбу. Первая опиралась на авторитет Ньютона, вторая - на авторитет Гука,
Гюйгенса, Эйлера, Ломоносова. Сторонники корпускулярной концепции надеялись
объяснить с ее позиций затруднения с объяснением явлений дифракции и
интерференции. Т.Юнг дал это объяснение с позиций волновой концепции. Исходя из
высказанных им гипотез о существовании разреженного и упругого светоносного эфира,
заполняющего Вселенную, о возбуждении волнообразных движений в эфире при
свечении тела, о зависимости ощущения различных цветов от различной частоты
колебаний, возбуждаемых светом на сетчатке глаза, о притягивании всеми
материальными телами эфирной среды, вследствие чего последняя накапливается в
веществе этих тел и на малом расстоянии вокруг них в состоянии большей
плотности (но не большей упругости), Юнг делает вывод о том, что излучаемый
свет состоит из волнообразных движений светоносного эфира. Это дало возможность
все разнообразие цветов свести к колебательным движениям эфира, а различие
цветов объяснить различием частот колебаний эфира, а также сформулировать
принцип интерференции.
Прямолинейное распространение света было наиболее
важным аргументом в пользу корпускулярной теории. О.Френель делает новый
существенный шаг в развитии волновой теории. (Идея интерференции вообще
оказалась столь плодотворной, что при встрече с неизвестным видом излучения
всегда стараются получить интерференцию. И если это удается, то тем самым
доказывается его волновой характер.)
Связав принцип Гюйгенса, (согласно которому молекулы
тела, приведенные в колебание падающим светом становятся центрами испускания
новых волн) с принципом интерференции, (согласно которому налагающиеся волны, в
противоположность корпускулярным лучам, не обязательно усиливаются, а могут и
ослабляться до полного уничтожения), Френель дал объяснение прямолинейному
распространению света, показав, что лучи, поляризованные перпендикулярно друг к
другу, не интерферируются. В опытах по дифракции света он установил. что
дифракционные полосы появляются вследствие интерференции лучей. Принцип
интерференции позволил Френелю законы отражения и преломления объяснить
взаимным погашением световых колебаний во всех направлениях, за исключением
тех. которые удовлетворяют закону отражения. Френелю удалось экспериментально
доказать, что световые лучи могут воздействовать друг на друга, ослабляться и
даже почти полностью погашаться в случаях согласных колебаний, что и позволило
ему дать объяснение явлению дифракции. Френель доказал. что свет является
поперечным волновым движением. Он объяснил явление поляризации света в
экспериментальных исследованиях отражения и преломления света от поверхности
прозрачных веществ. Им было установлено, что отражение плоско-поляризованного
света от поверхности прозрачного тела сопровождается поворотом плоскости
поляризации в тех случаях, когда эта плоскость не совпадает с плоскостью
падения или не перпендикулярна к ней. Развивая идеи Гюйгенса о распространении
волн в кристаллах. Френель заложил основы кристаллооптики.
Таким образом, борьба волновой и корпускулярной
концепции света в первой половине XIX века завершается победой волновой
концепции - было установлено, что свет является поперечным волновым движением.
Решающим вкладом в эту победу и явилось объяснение с помощью волновой
концепции явлений дифракции и интерференции света.
3. Концепции классической электродинамики
Классическая электродинамика, представляющая
собой теорию электромагнитных процессов в различных средах и вакууме,
охватывает огромную совокупность явлений, в которых главная роль принадлежит
взаимодействиям между заряженными частицами, которые осуществляются посредством
электромагнитного поля. Разделом электродинамики, изучающим взаимодействия и
электрические поля покоящихся электрических зарядов, является электростатика.
Успехи в области электростатики, выразившиеся в
установлении количественного закона электрических взаимодействий,
способствовали не только накоплению экспериментальных данных в области
электростатических явлений и совершенствованию электростатических машин, но и
созданию математической теории электро- и магнитостатистических взаимодействий.
Открытие Л.Гальвани "животного электричества", создание А.Вольта первого
генератора электрического тока ("вольтова столба"), осуществление
первого описания замкнутой цепи электрического тока, открытие В.В.Петровым
электрической дуги, открытие Г.Дэви и М.Фарадея химического действия
электрического тока, теоретические работы по электро- и магнитостатике
С.Пуассона и Д.Грина были завершающими успехами в области концепции
электрической жидкости, считавшейся в начале XIX века основой электростатики,
подобно тому, как концепция магнитной жидкости считалась основой магнитостатики.
В дальнейшем главным направлением в данной области становится электромагнитизм.
В 1820 г. Х.Эрстедом было открыто магнитное действие
электрического тока - вокруг проволоки с электрическим током было обнаружено
магнитное поле. Таким образом, была доказана связь электричества и магнетизма.
А.Ампер, основываясь на единстве электрических и магнитных явлений, разработал
первую теорию магнетизма, заложив тем самым основы электродинамики. Он различал
понятия электрического тока и электрического напряжения. Основными понятиями
его концепции были "электрический ток", "электрическая
цепь". Под электрическим током Ампер понимал непрестанно чередующиеся
внутри проводника процессы соединения и разделения противоположно заряженных
частиц электричества. (Наименование единицы силы тока носит имя Ампера.) Им
обосновано направление движения тока - направление положительного заряда
электричества, а также установлен закон механического взаимодействия двух
токов, текущих в малых отрезках проводников, находящихся на некотором расстоянии
друг от друга. Из данного закона следовало. что параллельные проводники с
токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в противоположных
направлениях - отталкиваются. Из представления о магните как совокупности
электрических токов, расположенных в плоскостях, перпендикулярных линии,
соединяющей полюсы магнита, вытекал естественный вывод о том, что соленоид
эквивалентен магниту. Революционный смысл этого вывода был очевиден: для
объяснения явления магнетизма больше не требовалось наличия "магнитной
жидкости" - все явление магнетизма оказалось возможным свести к
электродинамическим взаимодействиям.
Следующим шагом в развитии электродинамики было
открытие М.Фарадеем явления электромагнитной индукции - возбуждения переменным
магнитным полем электродвижущей силы в проводниках, - ставшей основой
электротехники. Важным результатом его исследований явилось также обоснование
того, что отдельные виды электричества тождественны по своей природе,
независимо от их источника. Открытие закона электролиза(химическое действие
электрического тока прямо пропорционально количеству проходящего
электричества), открытие вращения плоскости поляризации света в магнитном поле.
Пытаясь объяснить явление электромагнитной индукции на основе концепции
дальнодействия, но встретившись с затруднениями, он высказал предположение об
осуществлении электромагнитных взаимодействий по средством электромагнитного
поля, т.е. на основе концепции близкодействия. Это положило начало формированию
концепции электромагнитного поля, оформленную Д.Максвеллом.
4. Электромагнитное поле Максвелла и эфир
Теория Ньютона успешно объяснила движение планет
вокруг Солнца под влиянием силы притяжения, но не смогла верно объяснить
движение электрически заряженных частиц, которые взаимодействуют друг с другом
через пустое пространство под влиянием электрических и магнитных сил - модель
атома напоминает модель Солнечной системы (в центре атома находится
положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются электроны). Вместе с
тем между гравитационными и электромагнитными силами есть различия:
электрический заряд имеет лишь некоторые частицы, а гравитацией обладают все
формы вещества и энергии; электрические силы бывают положительными и
отрицательными (причем частицы с разным зарядом притягиваются, а с одинаковым -
отталкиваются), а тяготеющие объекты только притягиваются; при малых масштабах
(например, в атоме) резко преобладают электромагнитные силы, а при больших
масштабах (например, при масштабах Земли) - гравитационные. Д.К.Максвелл вывел
систему уравнений, описывающих взаимосвязь движения заряженных частиц и
поведение электромагнитных сил. Центральным понятием теории Максвелла было
понятие поля, которое избавило от затруднений. связанных с ньютоновским
действием на расстоянии. В XIX в. поле описывалось по аналогии с движущейся
жидкостью, поэтому оно характеризовалось с помощью таких терминов, как
"магнитный поток", "силовые линии" и т.п. Описание же поля
как жидкости предполагает среду, передающую действие от одного заряда к другому.
Такую гипотетическую жидкость назвали эфиром. Полагали, что эфир заполняет все
пустое пространство, оставаясь невидимым. Электромагнитные поля представлялись
в виде натяжений в эфире. Заряженные частицы порождали в эфире волны натяжений.
скорость распространения которых, как и показали расчеты, оказалась около
300000 км/с. Свет стал рассматриваться в виде электромагнитных волн, которые
вызывались движениями заряженных частиц и которые распространялись в
пространстве как колебания эфира. С открытием электромагнитных волн (радиоволны,
сверхвысокочастотные. тепловые (инфракрасные), ультрафиолетовые, рентгеновские
волны. гамма-излучения) появилась возможность проверки ньютоновской теории
пространства и времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|