p> Разумеется дети с большим интересом повозятся с предложенными моделями,
испробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в физическое
содержание происходящего на экране. Как показывает практический опыт
обычному школьнику может быть интересна в течении 3-5 минут в зависимости
от красочности и сложности, а затем неизбежно возникает вопрос: А что
делать дальше?
К сожалению авторы программ не продумали методику использования моделей в
процессе индивидуального обучения, задачи и вопросы, которые прилагаются к
моделям крайне не многочисленны и не всегда удачны, то есть выбора
практически нет. Что же делать чтобы урок в компьютерном классе был не
только интересен по форме но и дал максимальный учебный эффект? Учителю
необходимо заранее подготовить план работы для учащихся с выбранной для
изучения компьютерной моделью, сформулировать задачи, согласованные с
возможностями модели, а также желательно предупредить учащихся, что им
будет необходимо ответить на вопросы или написать небольшой отчёт о
проделанной работе. Идеальным является вариант, при котором учитель в
начале урока раздаёт учащимся указанные материалы в распечатанном виде.
Какие же виды учебной деятельности можно предложить учащимся при работе с
компьютерными моделями? * Прежде всего это знакомство с моделью, то есть небольшая исследовательская работа - экскурс по устройству модели и её функциональным возможностям, в которую входит знакомство с основными регулировками модели. В ходе этой работы учитель в компьютерном классе, переходя от ученика к ученику помогает освоить модель, поясняя наиболее сложные моменты и задавая вопросы, отвечая на которые учащиеся глубже вникают в суть происходящего на экране. * После того как компьютерная модель освоена в первом приближении, имеет смысл предложить учащимся выполнить 1 - 3 компьютерных эксперимента. Эти эксперименты позволят учащимся научиться уверенно управлять происходящем на экране и вникнуть в смысл демонстраций. * Далее, если модель позволяет, можно предложить учащимся экспериментальные задачи, то есть задачи для решения которых не обязательно производить вычисления, а необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент. Как правило учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Цель подобных заданий... * На данном этапе, когда учащиеся уже достаточно хорошо овладели моделью и углубили свои знания по изучаемому явлению, имеет смысл предложить 2 - 3 задачи не требующих длительного решения, которые необходимо решить без использования компьютера (некоторых учеников даже необходимо отсадить подальше от ...), а затем проверить полученный ответ, поставив эксперимент на компьютере. Задачи, правильность решения которых можно проверить, используя компьютерную модель. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров заложенные авторами модели. Следует отметить, что, если эти задачи решаются в компьютерном классе, то их решение не должно превышать 5 -8 минут. В противном случае работа с компьютером становится мало эффективной. Задачи, требующие более длительного решения имеет смысл предлагать в виде домашнего задания. Задачи, требующие более длительного решения, имеет смысл предлагать для предварительной проработки в виде домашнего задания и только после этого использовать их в компьютерном классе. * Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательские задачи, то есть задачи в ходе решения которых учащимся необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым продвинутым ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности. * Творческие задания лучше предложить ученикам в виде домашнего задания. В рамках таких заданий учащиеся самостоятельно придумывают и решают задачи, а затем проверяют свои результаты в компьютерном классе. Как начинать работать с компьютерным курсом. Идеально начинать работать с компьютерным курсом "Открытая физика 1.0"
в индивидуальном режиме с одним или двумя учениками. Можно также
попробовать использовать курс при работе с небольшой группой учащихся в
рамках факультативных занятий. Это наиболее мягкие режимы, которые позволят
вам хорошо освоить компьютерный курс, а также понять основные сложности,
связанные с таким способом преподавания и, возможно, разработать
собственные приёмы и методики использования курса на уроках. После того,
как вы достаточно хорошо освоите компьютерные модели курса, можно начинать
демонстрировать опыты с их использованием при объяснении материала в
классе, если, конечно, у вас есть возможность использовать монитор с
экраном не менее 17 дюймов или мультимедийный проектор. К сожалению, в данной версии компьютерного курса отсутствует функция
сохранения числовых значений параметров экспериментов, поэтому у вас не
будет возможности подготовить серию опытов с выбранными вами параметрами и
заранее записать их в долговременную память компьютера, чтобы затем
показать на уроке. Начальные условия опытов имеет смысл подобрать заранее и
записать их для себя на бумаге, чтобы на уроке не возникало заминок или
невразумительных экспериментов. На уроке же вам придётся заново
устанавливать выбранные значения параметров, что при работе в классе не
всегда удобно. Поэтому, если для вас не важны начальные условия хотя бы
некоторых экспериментов, то лучше оставить их такими, какими предлагают
авторы курса. В этом случае, после открытия окна модели для демонстрации
эксперимента достаточно нажать кнопку "Старт". При использовании моделей для демонстрации экспериментов, постарайтесь
привлечь кого-нибудь из учащихся в качестве помощника, так как, особенно на
первых порах, вам будет достаточно сложно манипулировать мышью и
одновременно давать необходимые пояснения классу. Конечно, необходимо
заранее подготовить подробный план демонстраций и объяснить помощнику, что
и в какой момент от него потребуется. Лучше всего дать ему список
экспериментов с указанием начальных условий, тогда он сможет подготовить
очередной опыт, пока вы обсуждаете с классом результаты предыдущего
эксперимента или какой-нибудь другой вопрос. И только после того как компьютерный курс вами будет более или менее
освоен, имеет смысл начинать с ним работать в компьютерном классе с большой
группой учащихся Как проводить первые уроки в компьютерном классе. Следует особо отметить, что на первых уроках в компьютерном классе,
желательно присутствие, особенно в течении первых 10-15 минут, учителя
информатики или коллеги, знакомого со спецификой класса, так как наверняка
будут возникать технические сбои и неполадки, даже если накануне вы всё
проверили и убедились в полной исправности оборудования и программного
обеспечения (испытано не один раз, особенно на открытых уроках). В компьютерном классе с большой группой ребят лучше начинать с
фрагмента урока длительностью не более 10-15 минут, причём обязательно
следует учесть, что все правила работы, а также задания, которые учащиеся
будут должны выполнить, необходимо разъяснить им до того, как они сели за
компьютеры. Это даже лучше сделать не в компьютерном классе, а в кабинете
физики. После того, как ваши ученики окажутся перед экранами компьютеров,
общаться с ними будет возможно только индивидуально. Многолетний опыт
показывает, что ребята так сильно увлекаются работой (не обязательно
продуктивной), что учителя они просто не слышат, как бы громко он к ним ни
обращался. Только после того, как вы проведёте несколько фрагментов уроков и на
своём опыте ощутите основные преимущества и трудности такого преподавания,
имеет смысл попытаться провести целый урок в компьютерном классе. Для этого
вам лучше разработать подробный план урока, а также сформулировать вопросы
и задания к компьютерным моделям, которые будут предложены учащимся для
изучения, причём вряд ли целесообразно предлагать для изучения на одном
уроке более двух-трёх моделей. Для того, чтобы урок дал максимальный
эффект, необходимо вопросы и задания к моделям заранее распечатать и
раздать учащимся в начале урока. Часть разработанных нами заданий, которые
вы можете использовать на своих уроках, содержится на дискете данного
методического комплекта. Содержание дискеты приведено в приложении. При разработке плана урока постарайтесь учесть, что длительность
работы ребят за компьютерами не должна превышать 30 минут, так как они
обязательно должны в конце урока оформить небольшой отчёт (можно в виде
ответов на заготовленные вами вопросы) с осмыслением выполненной работы.
Возможно, стоит обсудить всей группой основные трудности и обменяться
мнениями о полученных результатах. Компьютерные уроки без указанной
концовки, как показывает опыт, менее эффективны. Заметим, что на первых уроках, возможно, следует выделять учащимся
время на не запланированные вами эксперименты. Пусть они познакомятся даже
с не относящимися к теме урока моделями (ведь на первых порах им всё
интересно), иначе они обязательно будут пытаться делать это украдкой. После
этого стоит обсудить с учащимися следующие вопросы: > Какие модели с их точки зрения самые интересные?
> Что они узнали нового, поработав с той или иной моделью?
> Какие опыты они поставили и какие получили результаты? Цель обсуждения - показать, что поставить осмысленный опыт и получить
результат совсем не просто и здесь есть чему поучиться. Возможно, даже
имеет смысл объявить конкурс на самый интересный опыт. Пусть ребята вволю
поэкспериментируют и как следует освоят интерфейс курса. Это вам сэкономит
время на последующих уроках. Конечно, если вы смелый и решительный учитель, то можете сразу попытаться
провести целый урок в компьютерном классе. Но, в таком случае, постарайтесь
психологически подготовиться к тому, что урок будет скомкан или вообще
сорван как по техническим причинам, так и по причинам того, что ни вы, ни
ваши ученики к такому старту, возможно, окажетесь не готовы. Компьютерные модели для курса «Квантовая физика 11 класс». Краткое описание моделей, примеры теории и задач входящих в
компьютерный курс Квантовой физики: > Фотоэффект Компьютерная программа предназначена для изучения законов фотоэлектрического эффекта. Предусмотрена возможность выбора ряда параметров: длины волны и интенсивности падающего света, величины и знака напряжения между анодом и фотокатодом. Программа позволяет измерить задерживающий потенциал и определить красную границу фотоэффекта. [pic] Теория: Фотоэффектом называют вырывание электронов из вещества под действием
света. Фотоэффект был открыт Г. Герцем (1887 г.). Теория фотоэффекта была
развита А.Эйнштейном (1905 г.) на основе квантовых представлений.
Классическая волновая теория света оказалась неспособной объяснить
закономерности этого явления. Согласно квантовых представлений свет излучается и поглощается отдельными
порциями (квантами), энергия Е которых пропорциональна частоте ( E=h( , где h=6.63*10-34Дж*с - постоянная Планка. Чтобы вырвать электрон из вещества, нужно сообщить ему энергию,
превышающую работу выхода А. Максимальная кинетическая энергия
фотоэлектрона определяется согласно Эйнштейну уравнением [pic] Это уравнение объясняет основные закономерности фотоэффекта: 1. Количество электронов, вырываемых с поверхности металла в секунду,
прямо пропорционально световому потоку Р. 2. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает
с частотой света ( и не зависит от падающего светового потока. Если между фотокатодом и анодом вакуумного фотоэлемента создать
электрическое поле, тормозящее движение электронов к аноду, то при
некотором значении задерживающего напряжения U0 анодный ток прекращается.
Величина Uз определяется соотношением [pic] Если частота света меньше некоторой определенной для данного вещества
минимальной частоты (min, то фотоэффект не происходит ("красная граница
фотоэффекта") [pic], или [pic] У щелочных металлов красная граница лежит в диапазоне видимого света. > Комптоновское рассеяние Программа позволяет изучить явление рассеяния g - квантов на свободных электронах и познакомиться с понятием комптоновской длины волны (постоянная Комптона). Возможно изменение ряда параметров компьютерного эксперимента: длины волны падающего излучения и угла рассеяния фотона. На экран дисплея выводится график зависимости интенсивности рассеянного излучения от длины волны фотона, рассеянного под заданным углом. [pic] Теория: Явление Комптона состоит в изменении длины волны рентгеновских лучей,
происходящем при их рассеянии на электронах, входящих в состав легких
атомов. Это явление было открыто в 1923 г. Комптоновское рассеяние
объясняется на основе представления о фотонах, имеющих энергию
[pic] и импульс[pic] , где h=6.63*10 -34Дж*c - постоянная Планка, (-
частота фотона. Процесс рассеяния сводится к столкновению фотонов с
электронами, которые можно приближенно считать свободными.
Расчет, выполненный на основе законов сохранения энергии и импульса,
приводит к следующему соотношению:
[pic],
где [pic] - длина волны падающего излучения, [pic] - длина волны
рассеянного излучения, m- масса электрона, с - скорость света, (- угол
рассеяния.
Величина
[pic]нм называется постоянной Комптона.
В спектре рассеянного излучения наряду со смещенной спектральной линией с
длиной волны[pic] наблюдается и несмещенная спектральная линия с длиной
волны (. Наличие несмещенной линии объясняется тем, что часть фотонов
рассеивается на электронах , сильно связанных с атомами. Соотношение
интенсивностей смещенной и несмещенной линий зависит от рода материала.
Явление Комптона является ярким подтверждением квантовой теории. > Постулаты Бора Программа предназначена для изучения квантовых свойств атомных систем. Она позволяет познакомиться с понятием энергетических уровней атома водорода с правилом квантования стационарных боровских орбит, а также с квантовыми переходами между уровнями. [pic] > Квантование электронных орбит Компьютерная программа предназначена для ознакомления с квантовыми постулатами Бора и теорией де Бройля о двойственной природе микрообъектов, то есть о наличии у них корпускулярных и волновых свойств. Программа иллюстрирует правило квантования круговых боровских орбит в атоме водорода, которое с точки зрения де Бройля сводится к утверждению о существовании стоячих электронных волн на стационарных орбитах. [pic] > Волновые свойства частиц Программа представляет компьютерный эксперимент по прохождению электронного пучка через одну или две щели. Она позволяет познакомиться с проявлением двойственной природы микрообъектов, то есть наличием у них волновых и корпускулярных свойств. Иллюстрируется принцип неопределенности Гейзенберга. > Дифракция электронов Программа иллюстрирует основную концепцию современной квантовой физики - понятие двойственной природы всех материальных объектов. Она моделирует явление рассеяния электронов в кристаллах с помощью мысленного эксперимента по дифракции электронных волн на одномерной решетке. Показано, что дифракционная картина образуется в результате вероятностного процесса. Предусмотрена возможность изменения периода решетки и скорости электронов. На экран дисплея выводятся значение длины волны электронов и график распределения интенсивности в дифракционной картине. > Лазер; двухуровневая модель Компьютерная программа представляет модель различных процессов, возникающих при распространении резонансного светового пучка в квантовой системе с двумя энергетическими уровнями: поглощение фотонов, спонтанное и стимулированное излучение. Программа позволяет познакомиться с понятиями накачки, инверсной населенности уровней и усилителя света. [pic] > Энергия связи ядер Программа предназначена для ознакомления с понятием энергии связи ядер и дефекта массы. На экран выводятся графики зависимости числа нейтронов от числа протонов в стабильных ядрах и зависимости удельной энергии связи нуклонов в ядре от массового числа. Программа позволяет подбирать различные сочетания чисел нейтронов и протонов для образования стабильного ядра и определить для этого ядра формулу химического элемента и удельную энергию связи. [pic] > Относительность длины Программа позволяет изучить постулаты специальной теории относительности Эйнштейна - принцип относительности и принцип постоянства скорости света. Программа моделирует эксперимент по измерению длины твердого тела двумя наблюдателями, находящимися в различных инерциальных системах отсчета. Возможно изменение относительной скорости систем отсчета. Результат измерения длины стержня в движущейся системе отсчета выводится на экран дисплея. [pic] > Относительность времени Программа позволяет познакомиться с одним из важных следствий специальной теории относительности Эйнштейна - относительностью промежутков времени. На экране дисплея представлен эксперимент по измерению интервала времени между двумя событиями наблюдателями в различных системах отсчета. Результаты измерения собственного времени и времени по часам движущегося наблюдателя выводятся на экран дисплея. [pic] Так же в каждую модель входит по одной задаче а завершает курс две
видеозаписи эксперемента с точным объяснением темы. > Серия Бальмера водорода. [pic] > Деление ядер . [pic] Прежде всего, на основе вашего календарного плана определите, какие
компьютерные модели вы сможете использовать при объяснении нового материала
и/или предложить учащимся для работы в компьютерном классе. Далее имеет
смысл к каждой выбранной модели составить таблицу, в которую следует
занести названия параметров, которые может изменять пользователь, задавая
при этом начальные условия экспериментов, обозначения этих параметров,
пределы и шаг их изменения. В эту таблицу также следует занести аналогичную
информацию о параметрах модели, которые рассчитываются компьютером при
выполнении экспериментов, и выводятся на экран монитора. Для создания такой
таблицы нужно открыть соответствующую модель, определить диапазоны
изменения регулируемых параметров, а затем провести несколько экспериментов
с крайними значениями этих параметров, чтобы определить предельные значения
и шаг расчёта рассчитываемых параметров. Заключение Хочется выразить уверенность, что в следующих версиях курса "Открытая
физика" количество компьютерных моделей будет расти, их функциональные
возможности станут разнообразнее, а пределы изменения числовых значений
параметров, описывающих эксперименты, будут расширены. Надеемся, что со
временем появится задачник с вопросами и задачами, условие которых будет
согласовано с функциональными возможностями моделей, а также рабочие
тетради для учащихся с бланками компьютерных лабораторных работ. Вполне
возможно, что через некоторое время появятся компьютерные обучающие
задачники, в которых также будут использоваться компьютерные модели. Так
что в перспективе учитель будет располагать компьютерной лабораторией, в
рамках которой он сможет провести демонстрацию любого эксперимента из курса
физики или проиллюстрировать любую задачу из школьного сборника задач. Необходимо отметить, что сильно усложняет работу с обсуждаемыми курсами
при работе с классом и, тем более, при индивидуальной работе ограниченное
число задач и вопросов, которыми авторы сопровождают модели. Функциональные
возможности моделей позволяют составить значительное число задач различных
типов почти к каждой модели, но авторы ограничились лишь одной задачей в
"Открытой физике". Надеемся, что со временем появится задачник с вопросами
и задачами, условие которых будет согласовано с функциональными
возможностями моделей, а также рабочие тетради для учащихся с бланками
компьютерных лабораторных работ. Вполне возможно, что через некоторое время
появятся компьютерные обучающие задачники, в которых также будут
использоваться компьютерные модели. Так что в перспективе учитель будет
располагать компьютерной лабораторией, в рамках которой он сможет провести
демонстрацию любого эксперимента из курса физики или проиллюстрировать
любую задачу из школьного сборника задач. Тем не менее, даже на сегодняшний день, компьютерные курс "Открытая
физика", безусловно, являются чрезвычайно полезными при изучении физики,
как в классе, так и при индивидуальной работе. Итак, кратко подведем итоги.
Можно ли изучать физику при помощи компьютерных моделей? Безусловно, да.
Более того, роль компьютерного моделирования в учебном процессе будет
повышаться по мере появления новых компьютерных программ. Однако,
качественный скачок в этой области будет возможен тогда, когда разработчики
осознают, что, для получения действительно эффективных обучающих программ,
им необходим тесный контакт с учителями-педагогами, хорошо знакомыми с
компьютерными технологиями и использующими эти технологии при работе с
учащимися. Список литературы и сайтов Политика в области образования и новые информационные технологии, журнал "Информатика и образование", Москва, ї5, с.10. 1996. 1. А. Ф. Кавтрев. Компьютерные программы по физике в средней школе. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург: "Информатизация образования", ї1, с. 42-47, 1998. 2. Е. И Бутиков. Лаборатория компьютерного моделирования. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург: "Информатизация образования", ї5, с.26, 1999. 3. А. С. Чирцов. Информационные технологии в обучении физике. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург: "Информатизация образования", ї2, с.3, 1999. 4. Е. И. Бутиков. Основы классической динамики и компьютерное моделирование. Материалы 7 научно-методической конференции, Академическая Гимназия, Санкт-Петербург - Старый Петергоф, с. 47, 1998. 5. А. Ф. Кавтрев. "Компьютерные модели в школьном курсе физики". Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург: "Информатизация образования", ї2, с. 41-47, 1998. 6. М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А Резник "Информационная среда обучения", Санкт-Петербург: "Свет", с.121, 1997. 7. А. Ф. Кавтрев. "Методика использования компьютерных моделей на уроках физики". Пятая международная конференция "Физика в системе современного образования" (ФССО-99), тезисы докладов, том 3, Санкт- Петербург: "Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена", с. 98-99, 1999. 8. А. Ф. Кавтрев "Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе "Дипломат", Сборник РГПУ им. А. И. Герцена "Физика в школе и вузе", Санкт-Петербург: "Образование", с. 102-105, 1998. 9. П. И. Белостоцкий, Г. Ю. Максимова, Н. Н. Гомулина "Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии". Газета "Физика" ї20, с. 3, 1999. 10. В.А. Буров «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе». Москва Просвещение 1979г Сайты, на которых можно познакомиться с некоторыми статьями из приведённого выше списка: 1. http://www.college.ru/ 2. http://www.emc.spb.ru/ 3. http://www.cacedu.unibel.by/
Страницы: 1, 2
|