Органолептические методы используются для предварительной оценки
технического состояния машины. В неисправной машине появляются дополнительные
шумы, стуки, повышение температуры, по которым судят о характере дефекта.
Визуальный осмотр труднодоступных зон промышленных установок, который является
одним из видов метода, проводится с помощью эндоскопов. Они выпускаются
фирмами: ДАО "Оргэнергогаз" ИТЦ "Оргтехдиагностика"
(Россия), МНПО "Спектр" (Россия), IT Concepts/Интек (Россия), OLYMPUS
(США), EVEREST VIT (США), Helling GmbH (Германия) и другими. Эндоскопы имеют
различные конструкции: гибкие и жесткие, волоконно-оптические и линзовые, и
подразделяются, в свою очередь, на фиброскопы, бороскопы, видеоэндоскопы. Для
освещения контролируемого участка в них устанавливается источник света, а
встроенная видеокамера позволяет отображать информацию на экран монитора.
Визуальный контроль может быть дополнен стробоскопическими методами
Иногда применяются технические стетоскопы (функционирующие в звуковом
диапазоне частот), которые позволяют локализовать дефектный узел машины с
повышенными стуками и шумами.
Для количественной оценки технического состояния машины необходимо
применение инструментальных методов диагностирования. В настоящее время
определен комплекс параметров, которые характеризуют техническое состояние
основных узлов и систем компрессорного оборудования.
Параметрическая диагностика (по термогазодинамическим параметрам) широко
применяется при контроле состояния проточной части центробежных машин,
цилиндро-поршневой группы и клапанов поршневых машин, негерметичность
уплотнений и тому подобное. В качестве диагностических признаков используются
параметры давления и температуры газа ступеней компрессора, его
производительность, температура охлаждающей воды в холодильниках, рубашках
цилиндров, ее расход, ток, потребляемый электродвигателем из сети и тому
подобное . Результаты этих измерений представляются на регистрирующих
устройствах центрального пульта управления цеха или на ЭВМ. В дополнение к этим
параметрам могут измеряться температура подшипников, давление масла, уровень
вибрации.
Эффективным методом диагностирования состояния трущихся деталей является
анализ продуктов износа в смазочном масле (трибодиагностика). Одним из
отечественных основоположников этого метода являются ученые РГУНГ им. И.М.
Губкина. Среди всего многообразия способов определения концентрации продуктов
изнашивания в отработанном масле наибольшее распространение получили
спектральные методы, характеризующиеся высокой точностью и чувствительностью.
Посредством анализа проб масла определяют концентрацию в нем того или иного
составляющего элемента материала трибосопряжения, по величине которой оценивают
осредненный износ соответствующей детали. Недостатком метода является
определение суммарного износа деталей, изготовленных из одних и тех же
конструкционных материалов. Следует отметить, что широкого распространения в
промышленности трибодиагностика пока еще не получила.
Для контроля деградационных процессов деталей машин и элементов
конструкций оборудования нашел распространение метод поверхностной активации
(МПА), разработанный в МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНЦ РФ Физико-энергетического
института (г. Обнинск) и других научно-исследовательских институтах. Он основан
на измерении интенсивности излучения радионуклидной метки, установленной на
контролируемом участке поверхности объекта. В результате уноса радиоактивного
вещества смазочным маслом в машине или транспортируемой средой в трубопроводе,
ее излучение уменьшается. По градуировочным кривым это изменение переводят в
величину износа. Этот метод применяется при определении износа цилиндров,
подшипников двигателей, компрессоров, коррозии трубопроводов и другого
оборудования газовой и нефтехимической промышленности.
Практический опыт показал, что для контроля технического состояния узлов
машинного оборудования и трубопроводов нагнетателей вибрационный метод является
одним из наиболее информативных. Он основан на использовании информации,
содержащейся в колебательных процессах. При этом любой дефект какого-либо узла,
который подвергается механическому воздействию со стороны движущихся частей или
потока пульсирующего газа, характеризуется индивидуальным "вибрационным
портретом".
Однако развитие того или иного дефекта в узле машины приводит не столько
к увеличению суммарного значения вибрации, сколько к возрастанию амплитуды
отдельных гармоник, даже незначительного относительно общего уровня, и поэтому
организация контроля поведения отдельных частотных составляющих позволяет
распознавать различные неисправности и следить за ходом их развития. Технически
это реализуется при разложении вибросигнала в спектр с помощью преобразования
Фурье.
Статистическое накопление и анализ корреляционно-спектральных
характеристик вибросигнала, проведенные применительно к оппозитным
компрессорам, позволили установить их взаимосвязи с износом в узлах механизма
движения.
Существенную помощь при диагностировании и хорошим дополнением к
экспериментальным методам оценки технического состояния машинного оборудования
может служить компьютерное моделирование динамики и изнашивания узлов,
позволяющее связать воедино изменение функциональных и динамических параметров
машины с износом отдельных ее элементов и прогнозировать эти процессы на время
будущей эксплуатации.
Неисправный узел, работа которого сопровождается ударом, эффективней
диагностировать с помощью анализа амплитуды огибающей вибросигнала. Этот метод
базируется на том, что периодическая последовательность ударных импульсов,
возбуждающая в той или иной степени весь спектр собственных частот механизма,
наилучшим образом - без помех, вызванных рабочим процессом,- проявляется в
высокочастотной области в виде амплитудной модуляции вибрационного процесса.
Полосовая фильтрация высокочастотного сигнала с последующим
преобразованием Гильберта (либо детектированием) и спектральным анализом
амплитудной огибающей позволяет по частоте следования удара локализовать
дефектный узел. Наибольшее применение этот метод нашел при контроле состояния
подшипников качения и зубчатых передач. Его использование перспективно и для
выявления некоторых дефектов поршневых компрессоров.
4.
Ремонт оборудования компрессорных установок
4.1
Организация ремонтных работ
Для предприятий, эксплуатирующих компрессорное оборудование, характерны
следующие основные методы проведения ремонта:
обезличенный метод;
метод ремонта специализированной организацией;
метод ремонта заводом-изготовителем.
При решении вопроса о целесообразности ремонта следует также учитывать,
что основными показателями, определяющими эффективность ремонта, являются не
только его стоимость, которая характеризуется уровнем затрат на ремонт
оборудования по сравнению со стоимостью нового, но и качество, которое
характеризуется соотношением эксплутационных показателей отремонтированной и
новой машин. Чем выше качество ремонта, тем ниже уровень и темпы наращивания
эксплутационных затрат после него.
Основной причиной дефектов, возникающих в процессе эксплуатации, является
потеря работоспособности составных частей компрессора при превышении
предельного износа. При длительной работе любой машины даже при нормальных
условиях эксплуатации и соблюдении правил технического обслуживания ее
составные части изнашиваются. Изнашивание сопряженных деталей является причиной
85% отказов компрессорного оборудования.
Свыше 70% затрат на ремонт поршневых
компрессоров связано с износом поршней и цилиндров.
4.2 Разборка
компрессора
При остановке компрессора на техосмотр или ремонт подвергать компрессор
разборке необходимо только после внимательного ознакомления с конструкцией
машины по чертежам и изучения инструкции по эксплуатации.
Перед полной разборкой узлов компрессора необходимо:
а) обесточить электрооборудование;
б) убедиться, что в системе нет давления, открыв вентили разгрузки и
продувки компрессора;
в) закрыть вентиль подвода охлаждающей воды и слить воду из компрессора и
холодильников, отвернув сливные пробки.
При частичной разборке или замене ряда вышедших из строя деталей пункт в)
выполнять по мере необходимости.
Порядок разборки компрессора и его оборонных единиц легко может быть
установлен по чертежам.
Порядок разборки.
1. Отсоединить трубы воздухопровода и водопровода от цилиндров.
2. Отсоединить от обратных масляных клапанов, установленных на цилиндре
трубки смазки, освободив их из-под скоб крепления.
3. Отсоединить трубки подвода смазки к сальникам цилиндров.
4. Вынуть из цилиндров клапаны по одному на каждую полость сжатия. При
замене клапанов следует помнить, что порядок снятия клапанов следующий:
а) ослабить нажимной болт (провернув на 2-3 оборота), предварительно
отвернув крепящую его контргайку;
б) отвернуть гайки, крепящие клапанную крышку и снять крышку,
в) снять нажимной стакан. На горизонтальных цилиндрах в нижних клапанных
гнездах нажимной стакан закрепляется стопором. Чтобы снять нажимной стакан,
необходимо повернуть стопор;
г) снять клапан.
5. Произвести замер линейного мертвого пространства, для чего:
а) через клапанное окно, ввести в полость цилиндра на глубину 20...30 мм
свинцовую пластину;
б) провернуть коленчатый вал на один оборот, вставив рукоятку в торец
вала (со стороны эл. двигателя);
в) вынуть свинцовую пластину и замерить штангенциркулем толщину оттиска с
точностью до десятых долей мм, величины записать.
6. Снять крышки цилиндров, для чего:
а) снять гайки, крепящие крышку к цилиндру;
б) через клапанное окно вложить между поршнем и крышкой деревянный
брусок;
в) провернув коленчатый вал поршнем оторвать крышку от цилиндра;
г) снять крышку.
Демонтаж поршня.
а) перекусить кусачками вязальную проволоку стопорного болта,
расположенного на крейцкопфе.
б) ослабить стопорный болт закладной гайки;
в) отвернуть контргайку штока поршня;
г) освободить поршень от крейцкопфа, вращая поршень ключом;
д) вынуть поршень из цилиндра, предохраняя его от перекосов.
Демонтаж сальников.
а) отвернуть гайки крепления сальника;
б) ввернуть в крышку сальника два отжимных болта и завинчивая их, вынуть
сальник из гнезда.
Демонтаж цилиндров.
а) застропить цилиндр;
б) отвернуть гайки крепления цилиндра к раме и снять цилиндр.
Демонтаж узла крейцкопфа в сборе с шатуном.
а) снять крышку шатуна;
б) вынуть крейцкопф с шатуном из рамы.
Демонтаж блока смазки
а) слить масло из лубрикатора и блока смазки в поддон, вывернув сливные
пробки;
б) отвернуть накидные гайки к трубкам смазки, гайки крепления лубриктора
к раме, застропить и снять лубрикатор;
в) отсоединить патрубки от блока смазки;
г) снять блок смазки.
4.3 Очистка и
мойка деталей
Перед тем как приступить к дефектации деталей, в передовых ремонтных
цехах (мастерских) применяют многостадийную мойку, т. е., вначале промывают
неразобранные, частично разобранные сборочные единицы, а после этого отдельные
детали. Перед мойкой все детали должны быть тщательно очищены от грязи, масла,
нагара. Это необходимо сделать, чтобы замерить износы и обнаружить дефекты.
Более эффективными моющими средствами являются синтетические моющие средства
(CMC) типа Лабомид и МС на основе поверхностно-активных веществ и щелочных
добавок.
Моющие средства типа МЛ-51, Лабомид-101 и Лабомид-102 (кальцинированная
сода, триполифосфат натрия, жидкое стекло.
Рис. 7. Стационарная моечная ванна :
1 - трубопровод; 2 - специальный механизм; 3 - камера промывки; 4 -
сопла.
4.4
Дефектация деталей
Для обеспечения безаварийной, безопасной работы оборудования
компрессорной установки после разборки компрессора производят дефектацию узлов
и отдельных деталей трубопроводов, определяют их состояние. При поузловой
дефектации выявляют отклонения деталей узлов от заданного взаимного положения.
При подетальной дефектации определяют возможность повторного использования
деталей и характер требуемого ремонта. Производят сортировку деталей на
следующие группы: детали, имеющие износ в пределах допуска и годные для
повторного использования без ремонта; детали, имеющие износ выше допуска и
непригодные к ремонту.
Состояние деталей определяют внешним осмотром,
обмером, а также с помощью методов, позволяющих обнаружить скрытые дефекты
(магнитная и ультразвуковая дефектоскопия и рентгеноскопия). Внешний осмотр
деталей дает возможность выявить видимые пороки детален: наружные трещины,
изгибы, задиры, выкрашивание или износ антифрикционного слоя, срыв резьбы,
коррозию и т. д. Осмотр заканчивают обмером деталей с помощью измерительного инструмента.
Отклонения геометрической формы цилиндрических деталей проявляются в
нецилиндричности или некруглости (овальность, огранка), а также в отклонении
профиля продольного сечения (конусообразность, бочкообразность).
Овальность и конусообразность характерны для
вращающихся деталей компрессоров - шеек валов и коленчатых валов, головок
шатуна, поршней и поршневых колец.
Мелкие трещины деталей выявляют с использованием
проникающих веществ. Этот метод заключается в следующем: на поверхность детали,
очищенной ацетоном или бензином, наносят кистью или пульверизатором 3-4 слоя
проникающего раствора, подкрашенного анилиновым красителем (15 г красителя
"Судан Ш" на 1 л раствора). Мелкие детали погружают в красящий
раствор, который под действием капиллярных сил проникает в дефектное место
детали. Затем деталь промывают 5%-ным раствором кальцинированной соды и
вытирают насухо. На очищенную поверхность детали кистью или пульверизатором
наносят тонкий слой белого абсорбирующего покрытия, имеющего следующий состав:
0,6 л воды, 0,4 л этилового спирта, 300-350 г каолина или мела. Затем жидкость,
выделяющаяся из пор дефектов, окрашивает абсорбирующее покрытие в красный цвет
в зоне дефекта. Этот метод дефектации деталей дает возможность обнаружить
поверхностные дефекты размером до 0,01 мм, однако глубину трещин методом
цветной дефектоскопии определить нельзя. Состояние деталей проверяют
невооруженным глазом или с помощью лупы 5-7-кратного увеличения. Цветную
дефектоскопию применяют для проверки состояния деталей, изготовленных из
углеродистых, а также коррозионно-стойких сталей, у которых образование мелких
трещин от коррозионного растрескивания происходит около сварных швов.
Кроме цветной дефектоскопии, для определения состояния
деталей применяют люминесцентную дефектоскопию, используя люминесцентный
дефектоскоп или кварцевые приборы типа ЛЮМ-1, ЛЮМ-2. С помощью этих приборов
облучают проверяемые детали ультрафиолетовым излучением. Под действием УФ-лучей
выявляются поверхностные дефекты деталей глубиной не менее 0,02 мм. Необходимо
соблюдать следующую последовательность операций: очистка поверхности детали;
нанесение на поверхность детали люминесцентного состава; осмотр детали при
ультрафиолетовом излучении.
Рекомендуется применять следующий люминесцентный
состав: 55-75 % керосина; 15-20 % вазелинового масла; 10- 20 % бензина или
бензола; 2-3 г/л эмульгатора ОП-7; 0,2 г/л дефектоля зелено-золотистого. Этот
способ дефектоскопии позволяет обнаружить поверхностные дефекты деталей,
изготовленных из магнитных и немагнитных материалов.
Проверку деталей с применением магнитной и
ультразвуковой дефектоскопии, а также рентгеноскопии используют в тех случаях,
когда при внешнем осмотре деталей возникают подозрения о наличии скрытого
порока или когда проверка предусмотрена правилами ремонта, в частности при
дефектации аппаратов, подлежащих проверке по правилам Госгортехнадзора.
Магнитная порошковая дефектоскопия основана на резком
изменении параметроз магнитного поля рассеяния в зоне дефекта. В качестве
индикатора используют ферромагнитные частицы. Силовые линии в намагниченной
детали огибают дефект как препятствие, имеющее малую магнитную проницаемость.
Для выявления, дефекта детали необходимо перпендикулярное расположение дефекта
в направлении магнитного поля. Деталь необходимо проверять в двух взаимно
перпендикулярных направлениях. Магнитный порошок, применяемый при дефектации,
приготовляют из сухого мелкоразмолотого железного сурика или из чистой железной
окалины, которая измельчается в шаровой мельнице и просеивается. Мельчайшие
частицы железного порошка, нанесенные на деталь пылевидным слоем (сухой метод)
либо в виде водной или масляной суспензии (мокрый метод), концентрируются над
трещиной и этим ее обнаруживают. Для получения 1 л водяной суспензии разводят
15-20 г олеинового, ядрового или хозяйственного мыла в небольшом количестве
теплой воды, затем добавляют 50-60 г магнитного порошка и полученную смесь
тщательно растирают в ступе. После этого доливают горячую воду до 1 л. Для
проведения контроля применяют специальные магнитные дефектоскопы.
Страницы: 1, 2, 3
|