Есть свидетельства, что к
созданию первых в истории метательных машин приложил руку сам Архимед.
На рисунках представлена
зависимость дальности и высоты полёта стрелы от её массы, упругости тетивы и
лука (сопротивление воздуха в этом случае мало и поэтому не учитывается).
В истории человечества
водяные двигатели всегда играли особую роль. На протяжении многих веков водяные
машины были главным источником энергии на производстве. Затем развитие тепловых
(а позже - электрических) двигателей сильно сузило сферу их применения. Однако
везде, где имелись дешёвые гидроресурсы (ручей с быстрым течением, водопад или
порожистая река), водяной двигатель мог оказаться предпочтительнее всех других,
поскольку был очень прост по своей конструкции, не требовал топлива и имел
сравнительно высокий КПД. После того как в первой половине XIX
века была изобретена водяная турбина с очень высоким КПД, гидроэнергетика
пережила как бы второе рождение. С началом электрификации по всему миру
развернулось строительство ГЭС, на которых электрогенераторы получали свой
привод от гидротурбин различных конструкций. Об электрогенераторах и
гидротурбинах рассказ будет чуть позже, а сейчас будет рассказ о водяном колесе.
Первые водяные колёса
появились ещё в древности. По конструкции они делились на два основных вида (см.
ниже): нижнебойные (подливные) и верхнебойные (наливные). Нижнебойные водяные
колёса были наиболее простым типом водяного двигателя. Они не требовали для
себя строительства сложных гидротехнических сооружений, но в то же время имели
самый низкий КПД, так как их работа основывалась на достаточно невыгодном
принципе: подтекающая под колесо вода ударяла в лопатки, заставляя их вращаться.
Работа верхнебойных колёс основывалась на использовании веса падающей воды.
КПД верхнебойного водяного
колеса достигал 75%, который был самым высоким из всех созданных тогда
двигателей. Этот своеобразный рекорд был побит с появлением гидротурбин
различных конструкций.
КПД среднебойного колеса
равнялся 65%, нижнебойного - ещё меньше.
Несмотря на относительно
высокий КПД, водяные колёса были маломощными двигателями. Обычно их мощность
равнялась 5 - 6 лс. Для получения больших мощностей строились колёса огромных
размеров, что было связано с новыми трудностями: такая "махина" была
тяжела, громоздка, её было трудно запустить.
Нижнебойное и верхнебойное
водяные колёса отличались по свойствам: при равной мощности первое имело
большую скорость вращения, чем второе.
С появлением такой тепловой
машины, как машина Уатта, водяные двигатели стали забываться. Второе
возрождение водяного двигателя, но уже в другом виде, началось с изобретением в
1750 году венгром Сегнером, работавшем в Геттингенском университете совершенно
нового типа водяного двигателя.
На рисунке слева представлено
верхнебойное водяное колесо, справа - нижнебойное.
Изобретение греческого
механика и учёного Герона Александрийского (II век до нашей
эры). Ёе работа основана на принципе реактивного движения: пар из котла поступал
по трубке в шар, укреплённый на горизонтальной оси; вытекая затем из коленчато-изогнутых
трубок, пар толкал эти трубки в обратном направлении, и шар начинал вращаться.
К сожалению, геронова паровая
турбина в древности оставалась только любопытной игрушкой, так как дешевизна
труда рабов никого не побуждала к практическому использованию машин. Но сам
принцип не был заброшен техникой: в наше время он применяется в устройстве
реактивных двигателей.
Весьма оригинальная находка
гениального механика!
"Одну часть угля, одну
часть серы и шесть частей селитры мелко растолочь и развести льняным или
лавровым маслом, затем положить в трубу и зажечь. Всё летит сейчас же в
желаемом направлении и всё уничтожает своим пламенем…" - так писал в 1220
году византийский автор Марк Грек в своём трактате "Книга огней для
сжигания врагов". С распространением пороха в Европе связано много имён: это
и вышеупомянутый Марк Грек, и монах Роджер Бэкон, и монах Бертольд Шварц. Но
порох был изобретён, хотя нет, даже не изобретён, а почти что случайно открыт
китайским алхимиком Сунь Сымяо в VII веке н.э., о чём было написано им в трактате "Дань
цзин". Изначально порох применялся в качестве зажигательного средства,
скорее всего из - за того, что изготовленный из неочищенных компонентов порох
не давал сильного взрывного эффекта. Но через некоторое время стали применяться
разрывные снаряды, называемые китайцами "Огненный ястреб", "Чёрный
дракон" и другие. Секрет изготовления пороха шёл в Европу по длинной
цепочке: от китайцев к монголам, потом к арабам, затем к византийцам, а потом
уже к европейцам. Именно европейцы научились использовать порох надлежащим
образом: из-за появления пороха в Европе переворот произошёл не только в
военном деле, но и в устройстве европейского общества: феодальный строй был
сменён буржуазным.
Что же позволяло пороху при
горении выделять энергию, способную метать пули и ядра, те, в свою очередь,
могли пробивать рыцарские латы и стены замков? Для этого придётся сделать
небольшое отступление и обратиться к химии: реакция, происходящая при горении
пороха, описывается приблизительно следующим уравнением:
2KNO3+3C+S = K2S+3CO2 +N2,
где K2S - твёрдый остаток горения, а СО2
и N2 - газы. Как
видно из уравнения, горение происходило без использования кислорода воздуха,
поэтому, однажды начавшись, оно с необыкновенной быстротой начинает
распространяться и внутри смеси, и по её поверхности. Образующиеся при горении нагретые
быстрорасширяющиеся газы распространяются во все стороны сметают всё на своём
пути, поэтому реакция приобретала взрывной характер. Однако и при таком составе
в газы обращалось только 40% всей смеси, а остальное составляли твёрдые
продукты горения, осаждавшиеся в виде копоти или дыма.
После распространения пороха
в Европе он стал изготавливаться в самых отдалённых её уголках и применяться во
всех армиях Европейских стран. Несмотря на некоторые недостатки в применении
пороха (дым и копоть, а также дороговизна калийной селитры), эта смесь на
протяжении 6-ти столетий была единственным взрывчатым веществом, используемым человеком.
Для того, чтобы вещество (или
смесь) считалась взрывчатой, оно должно обладать двумя свойствами: оно должно
очень быстро сгорать; при горении должно выделятся большое количество газов,
имеющих высокую температуру и давление. Именно этими свойствами обладал чёрный
порох.
С развитием органической
химии в XIX веке появляются новые вещества, которые обладали
этими свойствами. Но, как оказалось, они были во много раз мощнее пороха.
В 1846 году были изобретены
два мощных взрывчатых вещества: мирный и набожный немецкий бюргер Христиан
Шенбейн изобрёл пироксилин (тринитроцеллюлозу), итальянец из Турина Асканил
Собреро создал нитроглицерин (сложный эфир глицерина и азотной кислоты). Впервые
за тысячу лет человечество получило новые взрывчатые вещества. Но это было
только началом пути: и пироксилин, и нитроглицерин были весьма капризными и
опасными продуктами. Следовало пройти ещё длинный путь, на котором были и
ужасные пожары и взрывы, и гибель людей (среди которых был и брат изобретателя
динамита Эмиль Нобель).
Некоторые опасные взрывчатые
вещества до того, как стало известно об этом их свойстве, использовались в
совершенно мирных целях. Например, тринитрофенол (мощнее тротила!),
использовался в качестве жёлтого красителя. О его истинных свойствах узнали
тогда, когда в Париже взрывом этой, казалось бы, безобидной "краски" была
полностью уничтожена текстильная фабрика.
Участие в изобретении новых
взрывчатых веществ, в частности порохов, принял участие и великий русский
учёный Д.И. Менделеев. Он также предложил несколько усовершенствований в
промышленном производстве пороха, таких, как например, обезвоживание пороха
этиловым спиртом взамен сушке. Но… русское правительство предпочло закупать
порох в Германии, а с началом Первой мировой войны - в Америке, причём тот же
самый менделеевский порох, патент на который был продан.
В целом, значение пороха в
истории человечества весьма значительно. Жаль только, что человек применял его
чаще всего для уничтожения себе подобных, а не в мирных целях (строительство,
добыча полезных ископаемых и другие).
2.1 "Perpetuum mobile" - неосуществимая мачта
средневековья
Созданием "вечных
двигателей", то есть устройств, которые могли бы производить работу только
за счёт себя, в тёмные времена Средневековья занималось не меньшее число людей,
чем число алхимиков, искавших "философский камень".
Все эти горе - изобретатели,
искавшие "perpetuum mobile" делились на две категории: фанатики -
самоучки, тратившие все свои средства на создание всё новых и новых, но
неработающих моделей "вечного двигателя". Второй категорией были
лжеизобретатели, наживавшиеся на том, что простым людям был неизвестен один из
главных законов физики - закон сохранения энергии. Дела этих "изобретателей"
были более успешны.
О "вечных двигателях"
знали многие великие люди, то есть работа над ними велась не втайне от других и
не принималась церковью как ересь. Упоминания о таких мечтателях есть в
произведениях Пушкина (Бертольд из "Сцены из рыцарских времён") и у М.Е.
Салтыкова-Щедрина ("мещанин Презентов" из повести "Современная
идиллия"). Наиболее был известен такой "изобретатель" (мошенник!),
как Орфиерус, двигатель которого желал приобрести падкий до "хитрых махин"
Пётр I за сумму в 100000 рублей - огромные по тем временам
деньги. Но секрет "Колеса Орфиеруса" - так назывался двигатель - был
раскрыт, и оказалось, что он приводился в движение отнюдь не вечными братом и
служанкой "изобретателя". Сам он, разоблачённый, не сдавался до самой
своей смерти и твердил, что "весь свет наполнен злыми людьми, которым
верить весьма невозможно".
Во времена Петра I
славился и другой "вечный двигатель" - некого Гертнера, о котором
писал Шумахер - посланник царя, связывавшийся с Орфиерусом. Вполне был прав
Шумахер, когда сообщал Петру, что французские и английские учёные "ни во
что почитают все оные перпетуи мобилес и сказывают, что оное против принципиев
математических".
На изобретение Сегнера
обратили внимание учёные и инженеры многих стран. Первым откликнулся на новинку
великий математик Эйлер, посвятивший исследованию этого прибора несколько своих
работ. Прежде всего, он указал на недостатки в конструкции Сегнера, отметив при
этом, что при устранении их идея нового двигателя получит более полное воплощение.
В 1832 году французский
инженер Фурнейрон, пользуясь расчётами Эйлера, построил первую гидротурбину,
ещё далеко несовершенную.
В 1837 году уральский мастер
Игнатий Сафонов построил на Алапаевском заводе первую в России гидротурбину,
имевшую КПД, равный 53% - меньше, чем у водяного колеса. Но уже через два года
тот же мастер построил и установил на Ирбитском заводе новую турбину, имевшую
70%-ный КПД.
Вскоре Фурнейрон построил
турбину, имевшую 80% КПД. Эта турбина имела конструкцию, представленную на
верхнем рисунке. Она представляла собой два вложенных друг в друга кольца: наружное,
неподвижное, являлось направляющим аппаратом (рекомендованная Эйлером и впервые
примененная профессором Бюрденом к водяному колесу в 1827 году деталь); внутренним
колесом была сама турбина. Турбина работала, используя реактивный принцип, то
есть, по сути, представляло собой усовершенствованное колесо Сегнера: вода,
попавшая в турбину, вращала её не только за счёт своей кинетической энергии,
но, увеличив свою скорость из-за специальной конструкции лопаток, при вытекании
как бы отталкивалась от турбины, сообщая ей дополнительную энергию. Главными её
отличиями от водяного колеса были постоянное, непрерывное движение воды и
отсутствие затрат энергии на преодоление сопротивления струи воды. Турбины этой
конструкции оказались удобны там, где напор воды невелик, но есть возможность
создать перепад в 10 - 15 м. Конструкция этой турбины представлена на нижнем
левом рисунке.
Большое распространение
получил один из типов реактивной турбины - пропеллерные, имевшие КПД до 94% (наиболее
удачные конструкции).
Появился и другой тип турбин -
струйные (на нижнем правом рисунке). Первую струйную турбину, имевшую промышленное
значение, сконструировал в 1884 году американский инженер Пельтон. Его турбина
использовала активный принцип и имела КПД, равный 85%. Турбина представляла
собой колесо на горизонтальной оси, к которому подведены сопла. Эта турбина
была удобна там, где есть возможность создать сильный напор воды, при котором
колесо турбины могло делать до 1000 оборотов в минуту.
После того, как в 80-е годы XIX
века была разработана система передачи электроэнергии на большие расстояния,
началась новая эпоха в истории водяных двигателей. В соединении с
электрогенератором турбина стала тем могущественным инструментом, с помощью
которого человек подчинил себе силу, скрытую в реках и водопадах.
История тепловых двигателей
имеет более глубокие корни, чем многие думают. Кроме вышеупомянутой турбины
Герона есть свидетельства, что к созданию тепловых машин приложили руку такие
великие учёные, как Архимед, придумавший весьма оригинальную паровую пушку,
именуемую как "Архитронито" ("Самый сильный гром"), и
Леонардо да Винчи, от которого осталось два эскиза примитивного парового
двигателя. Есть упоминания о неком Джиованни Бранка, в 1629 году опубликовавшем
своё изобретение: "толчею для изготовления порошка необычайным двигателем".
Этим двигателем была паровая турбина!
Тепловыми двигателями
называют машины, в которых происходит превращение теплоты, полученной при
сгорании топлива, в механическую работу. Вещество, производящее работу в
тепловых машинах, называют рабочим телом или рабочим веществом. В паровых
машинах рабочим телом является водяной пар, в двигателях внутреннего сгорания -
газ. Тепловые машины могут быть устроены различно, но все они обладают общим
свойством - периодичностью действия, или цикличностью, в результате чего рабочее
тело возвращается в исходное состояние.
Циклы основных современных
тепловых двигателей показаны на рисунке. Полезная работа, совершённая этими
двигателями, численно равна площади фигур, ограниченных графиками тепловых
процессов, происходящих с рабочим телом.
КПД любого (в том числе и
теплового) двигателя не может быть равен 100%. Для тепловых двигателей эта
невозможность определяется из II закона термодинамики: не существует такого
термодинамического процесса, единственным результатом которого было бы
превращение некоторого количества теплоты в работу. Работа А в тепловых
машинах равна разности теплоты, полученной от нагревателя, и теплоты, отданной
охладителю, которым чаще всего является либо атмосфера, либо специальное
устройство.
Французский врач Дени Папен,
встретившись с крупнейшим учёным того времени - Христианом Гюйгенсом, после
долгих и увлекательных бесед с ним был так сильно заинтересован задачами,
стоящими перед инженерами, что решил изменить медицине и посвятить себя технике.
Он выбрал для себя самую важную и интересную по тому времени область техники -
исследование свойств пара и создание теплового двигателя.
В 1680 году Папен изобрёл
паровой котёл. Но, создав котёл, он не сразу нашёл способ его применения, а
даже отошёл от использования пара - его поглотила идея создания машины, в
которой работали бы атмосферное давление и газ, выделявшийся при сгорании
пороха. Эта конструкция и принцип действия показаны на верхнем рисунке. Но
этому первому двигателю внутреннего сгорания не суждено было жить - от неё
отказался сам изобретатель, убедившись, что полезная работа, совершаемая ею, невелика.
И тогда Папен вернулся к пару.
Свою первую паровую машину он построил, используя тот же принцип, только
заменил порох на воду. И, казалось бы, изобретатель добился своего - его
паровая машина работала. Но представив, сколько возни было бы с ней, а в
результате - один рабочий ход в минуту и мощность меньше 1 лс, Папен отказался
и от неё.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|