Меню
Поиск



рефераты скачать История физики

Развитие техники и сильно возросшее значение физики для про­мышленности привели к оснащению физических лабораторий мно­жеством точных приборов и в первую очередь высокосовершенной электроизмерительной и оптической аппаратурой. Строгие методы исследования химического состава и строения тел — спектраль­ный анализ, микроскопия и рентгеноструктурный анализ — были до­полнены ещё более тонкими методами, где световые и рентгеновы лучи были заменены атомными и электронными лучами. Были найдены способы, позволяющие из обычных веществ создавать радиоактивные вещества и осуществлять атомноядерные реакции, т. е. превращение химических элементов. В итоге физика поднялась на современную ступень экспериментальных и теоретических открытий, которые ведут к новому стремительному усовершенствованию и преобразованию тех­ники.

Из сказанного ясно, что одной из характерных черт в разви­тии физики является постепенное и планомерное исследование физи­кой всё более тонких, более скрытых видов физического движения материи, где перемещение испытывают всё более мелкие частицы вещества и где само геометрическое перемещение частиц отступает на второй план в сравнении с другими явлениями. Это направление в историческом развитии физики можно охарактеризовать схемой: исследование механического движения тел (механика твёрдых, жидких и газообразных тел) ® исследование упругих движений тел (тео­рия упругости, акустика) ® исследование молекулярного теплового движения (кинетическая теория, термодинамика) ® исследование элек­трического движения (электродинамика) ® исследование внутримоле­кулярных и внутриатомных движений (физическая химия, оптика) ®  исследование корпускулярно-лучистых и внутриядерных движений (электронная физика, учение о радиоактивности и космических лучах, учение о ядерных превращениях).

Разумеется, эта схема, как и всякая вообще схема, упрощает дело. В действительности перечисленные виды движения так связаны между собой, что во многих случаях открытия, сделанные в области одного из видов движения, сильно влияют на изучение других видов движения. Поэтому нельзя четко выделить исторические этапы в развитии физики, которые строго соответствовали бы приведённой схеме. Тем не менее эта схема правильно указывает общее направление развития физики.

Обращает на себя внимание другая характерная черта в развитии физики: длительное время (в XVII, XVIII и в первой половине XIX в.) при исследовании различных физических видов движения главное место в новых физических теориях занимало понятие силы; в после­дующем, во второй половине XIX в., основное место в физических теориях заняло понятие энергии; в физике XX в. главное место в фи­зических теориях занимает понятие действия (произведение энергии на время). Это направление в развитии физики означает освобождение физики от влияния метафизических представлений, побуждавших рас­сматривать силы как «причины возникновения» движения; физикой была обнаружена необходимость поставить на первое место в тео­риях величину, которая наиболее полно определяет взаимопревращаемость различных видов движения; сначала предполагалось, что такой величиной является энергия, но оказалось, что главную роль играет действие.


Отражение объективной реальности в физических теориях


Материалисты и идеалисты подходят к определению цели и содер­жания физики, к оценке истинности её законов и теорий с совер­шенно различных позиций. Само понимание истины и возможности раскрытия истины при физическом исследовании мира противоположно у материалистов и идеалистов.

Представители наиболее распространённой сейчас за рубежом идеалистической школы — последователи Маха — исходят из того, что наши познания о природе формируются через ощущения, и утвер­ждают, что вследствие этого физическое исследование мира не может нам дать ничего большего, как установление общепризнанных всеми людьми связей между фактами ощущений. Мах в одном из своих сочинений (в 1872 г.) прямо писал, что задача физики заключается в том, чтобы «открывать законы связи между ощущениями».

Наиболее последовательные махисты считают, что именно ощу­щения, а не вещи являются истинными элементами мира; другие ма­хисты неокантианского толка, соглашаясь с материалистами, что причиной ощущений являются объективно существующие вещи, в то же время в противоположность материалистам считают, что наши познания ограничиваются ощущениями, что вещи остаются принци­пиально непознаваемыми.

В соответствии с этим махисты отрицают возможность раскрытия абсолютной истины. По их мнению, абсолютной истины нет, а если бы она и была, то она всегда оставалась бы вне пределов человече­ского познания.

Но что такое истина? Этот вопрос во все времена задавали себе все философы и отвечали на него по-разному.

Философы с религиозными воззрениями безуспешно искали истину в религии, некоторые философы-идеалисты усматривали истину в нрав­ственном совершенствовании человека, другие — в его субъективных представлениях, третьи — в одухотворении всей природы, четвёртые считали истину непознаваемой и т. д. По мнению махистов, знания человека не могут быть достоверными, и поэтому все истины отно­сительны; объективной, абсолютной истины нет.

По мнению махистов, цель науки—не раскрытие истины, а при­ведение фактов в такую систему, которая обеспечивала бы наиболь­шую экономию мышления. Физические понятия, законы и теории, по мнению махистов, не раскрывают природы вещей, но представляют собой только удобную форму для совершенно условного «описания фактов». Под «фактами» махисты подразумевают комплексы наших ощущений,

Как же следует в действительности понимать содержание и гра­ницы физического исследования мира?

'Прежде всего, следует отметить, что в действительности весь ход исторического развития науки, равно как и ход каждого отдельного научного исследования, происходит по диалектическому закону, сфор­мулированному В. И. Лениным в следующих словах: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реаль­ности». Таким образом, научное исследование является единством теории и практики при решающей роли практики и ведущей роли теории.

Результат  эксперимента,   при   постановке  которого исследователь • уже руководится   определённой   гипотезой,   даёт   возможность прове­рить   гипотезу,   уточнить   и   расширить   её до степени теории, уста­новить   физический   закон,   т.   е.   установить   характер   объективной зависимости между различными физическими величинами.

Опыт (наблюдение,   эксперимент,   практика)   является источником всех наших знаний. Но наряду с опытом  для  развития знаний руко­водящее   значение   имеет   теоретическое мышление.   Без теоретических  обобщений, без указаний теории о разумном направлении экспе­риментов невозможно движение науки вперёд.

Теоретические обобщения современной физики подытоживают всё, что было добыто   пытливым   человеческим   умом в области  изучения физических   явлений   за   весь   длинный   период   развития   культуры. Чтобы   уточнить   обобщения   и   охватить   неисчислимое   количество фактов посредством сравнительно   немногих  теоретических понятий и формул,   оказалось   необходимым   создать   ряд   математических наук: дифференциальное   и   интегральное  исчисление,   теорию дифференци­альных и интегральных уравнений, вариационное исчисление, матема­тическую   теорию   вероятностей,   векторный   анализ,   математическую теорию поля,   тензорный  анализ и   т. д.   Нелегко овладеть этим об­ширным   математическим  аппаратом.   Математические трудности, стоящие на пути правильного использования современных физических теорий,   подчас   отпугивают   некоторых   физиков-экспериментаторов; уделом   таких   физиков   является   плоский вульгарный  эмпиризм, который заводит их исследования в тупик.

Нередко случается, что вследствие математических трудностей отдельные физики вместо правильного использования современных физических теорий придумывают свои особые, весьма упрощённые гипотезы «с потолка», гипотезы, которые не учитывают всей слож­ной совокупности изученных физикой фактов, отстают от науки и поэтому обычно оказываются беспомощными или даже вредными.

Физика, обогащаясь   благодаря экспериментам,   опирается в своём развитии на математику. Известная математизация физики нужна, но излишняя   абстрактность   физических   теорий   и   не   вызываемая  дей­ствительной   необходимостью   математически   усложнённая   трактовка вопросов опасны. Такие страдающие чрезмерным формализмом фи­зические теории не используются экспериментаторами  и толкают физику к отрыву от практики.

Характерно, что ненужная гипертрофия математического аппа­рата в некоторых физических теориях, допускаемая их авторами ради математического «искусства для искусства» в явный ущерб физической ясности и простоте теории, измышление без нужды мно­жества новых малополезных символов из-за любви к символике, особое пристрастие к выдуманным вспомогательным величинам и их условным преобразованиям — все эти и им подобные черты форма­лизма в физике более всего свойственны физикам-идеалистам.

Как бы абстрактна ни была теория, если она верна, если она построена правильно, то не только её выводы должны отвечать действительности, но и все звенья теории, все понятия и вели­чины, которыми она оперирует, также должны возможно точ­нее отражать объективную реальность.

Рассмотрим ближе вопрос о нормальном соотношении между теоретическим мышлением и объективной реальностью. Источником мышления являются прежде всего наши впечатления. Трудами великого русского физиолога Сеченова было установлено, что между впечатле­нием и объективными причинами, породившими впечатление, всегда существует некоторое промежуточное звено. Например, при зри­тельных впечатлениях промежуточным звеном является изображение предметов на сетчатке глаза. Промежуточное звено, например полу­ченный на дне глаза образ предмета, деятельностью нервных волокон и коры головного мозга отражается сознанием. В особенности важны убедительные доказательства Сеченова, что формы и свойства пред­метов, их распределение в пространстве, их перемещения отражаются верно, в полном соответствии с действительностью.

Этот вывод Сеченова соответствует марксистско-ленинской теории отражения: наше сознание черпает впечатления из ощущений, ко­торые, с одной стороны, являются результатом воздействия внешних предметов на органы чувств, а с другой стороны, неотделимы от работы мысли; от живого созерцания процесс познания ведёт к аб­страктному мышлению, проверяемому практикой, и в итоге челове­ческое сознание верно отражает объективную реальность.

Деятельность памяти и мышления направлена и на расчленение (анализ) фактов, и на связывание различаемого в одно целое — на обобщение (синтез) посредством отвлечения от второстепенных свойств предмета или маловажных признаков явления. В результате обобщения большого количества фактов наше сознание создаёт пред­ставления и понятия. Таким образом, абстрактное мышление опе­рирует понятиями, которые отражают в полном соответствии с, объективной реальностью типичные черты множества сходных вещей и характерные черты однородных явлений. Отражение — это согласование, соответствие между восприятием или мыслью и объективной реальностью; отражение — это образ, вернее, картина, как бы копия объективного мира.

При физическом исследовании мира, чтобы раскрыть закономер­ности, относящиеся к таким формам движения, как, например, элек­трические явления, которые непосредственно не доставляют нам большого числа чувственных восприятий, мы пользуемся представ­лениями и понятиями, выработанными при исследовании наиболее наглядной, наиболее осязаемой формы движения — механического движения. Именно так были введены в физику понятия об электри­ческой силе, об электрической работе, о магнитной силе и работе и связанные с ними представления об электрической и магнитной напря­жённости полей, об электрическом потенциале и т. п. По мере раз­вития наших познаний о более сложных формах движения некоторые неудачно введённые в физику из механики представления и понятия приходилось отбрасывать, так как ни одна сложная форма движения не сводима полностью к более простой форме движения; другие же понятия в основе своей сохранились, причём в деталях преобразо­вывались соответственно открываемым особенностям изучаемой формы движения.

Таким образом, физические понятия и представления о физических величинах вовсе не являются произвольным плодом творчества нашего мышления или простым результатом соглашений, сделанных физиками в целях унификации измерений, как это кажется махистам; физиче­ские понятия и представления о физических величинах отра­жают объективную реальность и отражают её тем вернее и полнее, чем выше ступень развития физики.

Всё ошибочное, что вводится в науку вследствие недостаточности наших познаний и по вине увлечения формализмом, который часто засоряет физику искусственными, ложными представлениями, — всё это в последующем развитии науки вскрывается как несоответствие истине и отбрасывается.

Развитие физико-теоретических представлений происходит по­средством замены одних устаревших теорий другими, более совер­шенными, которые по-новому, точнее объясняют возросший круг изученных явлений и в то же время сохраняют в себе все зёрна истины, имевшиеся в старых теориях.

Наряду с этой сменой теории, ведущей к их усовершенствованию, т. е. к более полному отражению реальности, громадное значение для развития физики имеет процесс постепенного, а иногда происходящего скачками преобразования смысла, содержания физических понятий.

Примером может служить развитие одного из основных физиче­ских понятий — понятия об атоме вещества.

Древние греки считали атом крайне малой частицей вещества, твёрдой, как крохотный камешек, имеющей шарообразную, овальную или какую-либо другую форму и снабжённой крючкообразными вы­ступами, которые своими сцеплениями при сближении атомов обеспечивают прочность тела. В XVII и XVIII вв. атом понимали как предел механического и химического деления вещества, как абсолютно твёрдую инертную частицу, которая является вместе с тем центром сил взаимного тяготения и сил молекулярного сцепления. В конце XIX и в начале XX вв. атом стали представлять себе как сложную частицу, состоящую из облака положительного электричества и не­которого числа размещённых в нём электронов, которые при внешних воздействиях на них смещаются и двигаются по законам классической электродинамики. Ещё несколько позже, в начале второго десяти­летия XX в., обнаружилось, что положительное электричество атома сосредоточено в крохотном массивном атомном ядре; вокруг ядра с громадной быстротой вращаются электроны, которые удерживаются только на определённых стационарных орбитах и испытывают изме­нение в состоянии движения не по законам классической электро­динамики, а по совершенно иным, квантовым законам. В настоящее время мы знаем, что ядро любого атома является сложным и состоит из положительных ядер водородного атома — протонов и таких же по массе нейтральных частиц—нейтронов; кроме того, стало ясным, что строение атома обрисовывается ближе к истине не геометриче­ской, а энергетической картиной, которая раскрывается волновой механикой (т. III).

Глубокое, коренное изменение претерпело и понятие об элек­тронах, которые ещё недавно физика считала как бы мельчайшими капельками электричества, равномерно распределённого в объёме шарика или же сосредоточенного на поверхности его. Достаточно сказать, что в настоящее время электроны и позитроны мы предста­вляем себе как частицы, которые имеют не только электрические, но и чисто магнитные свойства, как бы вызываемые вращением этих частиц вокруг своей оси, а в действительности имеющие более слож­ное происхождение; кроме того, известно, что электроны и позитроны имеют, как и все вообще мельчайшие частицы материи, некоторые свойства, присущие волнам; наконец, обнаружилось, что при опреде­лённых условиях пара частиц, электрон и позитрон, может превратиться в так называемый гамма-фотон—материальный пакет электромагнит­ных волн, как бы частицу излучения, которое отличается ещё большей проникающей способностью, чем рентгеновы лучи.

Даже такие, казалось бы простые, понятия, как вес и масса, пре­терпели при развитии физики глубочайшие изменения.

Первое преобразование понятия о весе тел было вызвано откры­тием шарообразности Земли: понятие веса пришлось связать с напра­влением силы веса к центру Земли. Ньютонов закон тяготения по­зволил обнаружить неправильность понимания веса тела как неизмен­ного свойства этого тела и привёл к расширенному пониманию веса как проявления тяготения между рассматриваемым телом и земным шаром или другим небесным телом, если имеется в виду вес тела по Отношению, например, к Луне, к какой-либо планете, к Солнцу и т. д.

При этом стала ясной зависимость веса тела на Земле от высоты расположения тела над уровнем моря. В соответствии с этими зако­нами механики и фактом суточного вращения Земли и её неточно шарообразной формы обнаружилась сложная зависимость веса как давления тела на опору от географической широты местности. Ещё более расширенное представление о весе было установлено в эйнштей­новой теории тяготения: здесь понимание тяготения, а в частности, стало быть, и веса, было связано со свойствами самого пространства, в котором расположены тяготеющие массы.

Представление о массе как о количестве материи в теле и в то же время как о мере инертности было введено в физику Ньютоном. Долгое время массу понимали как абсолютное, неизменное свойство тела, совершенно независимое от состояния движения тела, от сте­пени его нагретости, наэлектризованности и т. д. Однако, когда были открыты и исследованы электроны, обнаружилось, что их масса имеет электромагнитное происхождение. Это привело в свою очередь к открытию зависимости массы тела от скорости его движения, что сказывается только при очень больших скоростях, соизмеримых со скоростью света. Это открытие подсказало, что скорость света в пу­стоте (в эфире) есть предельная, наибольшая возможная скорость движения. Наконец, было установлено, что масса тела и энергия тела являются двумя мерами материи в её движении и что эти две меры: одна, определяющая количество материи, — масса, и другая, определяющая размах движения и взаимодействия,—энер­гия, строго пропорциональны друг другу. Коэффициент пропорцио­нальности, на который нужно умножить массу тела, выраженную в граммах, чтобы получить его энергию в эргах, равен квадрату ско­рости света в пустоте (в см/сек).

В процессе развития физики, как известно, неузнаваемо измени­лись представления о теплоте, о магнетизме, о свете, о природе молекулярных сил и т. д. Каждое новое, изменившееся содержание физических понятий всё глубже, вернее, полнее отражает объектив­ную реальность.

Цель физики — содействовать покорению природы человеком и в связи с этим раскрывать истинное строение материи и законы её движения.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.