Аристотель (384-322гг. до н. э.)
Аристотель
(384-322гг.
до н. э.)
По мере
накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё более
насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших мыслителей древности—
Аристотелем (384-322гг. до н. э.)
«Аристотель—
«самая универсальная голова» среди древнегреческих философов», сказал Ф.
Энгельс про этого великого учёного Древней Греции.Аристотель родился в
Греции , в г. Стагире, расположенном рядом с Македонией.
В 366 г. до н. э. он приехал в Афины в академию Платона
и пробыл там вместе с Платоном около 20-ти лет.
В 339 г. до н. э. Аристотель организовал в Афинах
свой Лицей и успешно руководил им 13 лет.
Умер Аристотель в 322 году до н. э. на острове Эвбея.
ПРЕДМЕТ
ФИЗИКИ, ПРИРОДА
В отличие от первой философии,
которая изучает неподвижное и необособленное, обособляемое только мыслью,
физика изучает подвижное и не обособленное от материи, она «имеет дело с таким
бытием, которое способно к движению, и с такой сущностью, которая в
преимущественной мере соответствует понятию, однако же, не может существовать
отдельно от материи». С другой стороны, физические сущности в отличие от
математических, подобно метафизическим существуют самостоятельно. Поэтому
Аристотель и ставил физику на второе место после метафизики («Что же касается
физики, то она также есть некоторая мудрость, но не первая») и говорил о ней
как о «второй философии». Предмет физики – природа, а «природа есть только
отдельный род существующего».
Древнегреческое «фюзис»
(природа) динамично. В словаре философских терминов Аристотель отмечает, что о
природе говорят в шести значениях. Это и
1)
возникновение рождающихся вещей;
2)
то основное в составе вещи, из чего вещь рождается;
3)
источник движения каждой из природных вещей;
4)
тот основной материал, из которого она состоит, или возникает какая-либо
из вещей, то есть материя;
5)
форма;
6)
сущность.
Подытоживая, Аристотель
говорит, что «природою в первом и основном смысле является сущность, а именно
сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых». Что
касается материи, то она является природой лишь постольку, поскольку способна
определяться через сущность.
Аристотель считал, что физика должна
быть чисто умозрительной дисциплиной. Метод физики Аристотеля – аналитический.
Философ расчленяет стихийно сложившиеся представления и понятия о природе,
движении, времени и т.д. Анализ Аристотеля глубокомыслен. Он находит в этих
понятиях разные смыслы и противоречия. Он выявляет их рациональный смысл,
формулирует проблемы, находит в них противоречия, иногда даже находит их
решение. Но решения эти никогда не подкрепляются экспериментом. Физика
Аристотеля совершенно оторвана от деятельности. У него нет и намека на
экспериментальный метод.
Физика Аристотеля не всегда
была на вершине физики его времени. Стагирит не принял ни догадки пифагорейца
Филолая о том, что Земля – не центр мира, ни атомизм Левкиппа – Демокрита, он
остался на позициях геоцентризма (на два тысячелетия утвердив его) и архаического
представления о веществе как совокупности четырех стихий, состоящих в свою
очередь из комбинации сухого, холодного, влажного и горячего (вода – влажное и
холодное, земля – сухое и холодное, воздух – влажное и горячее, огонь – сухое и
горячее). Физика Аристотеля подчинена его метафизике, телеологии и теологии. Но
все же в активе физики Аристотеля были и немаловажные моменты – учение о
вечности и несотворенности материи, движения и мира.
В аристотелевской
натурфилософии фундаментальное место занимает учение о движении. Движение он
понимает в широком смысле, как изменение вообще, различая изменения
качественные, количественные и изменения в пространстве.
Кроме того в понятие движения
он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идёт об
усвоении человеком знаний или об обработке материалов. Понятие движение
включает в себя также переход из одного состояния в другое, например из бытия в
небытие.
Все механические
движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные.
Круговое движение - это самое совершенное движение, присущее только небесному
миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель -
бог, живущий за сферой неподвижных звёзд, где кончается материальная Вселенная.
Земные же движения,
где всё несовершенно и имеет начало и конец, бывают естественные и
насильственные. Естественное движение- это движение тяжёлого тела вниз к центру
Мира, к центру Земли, и лёгкого вверх. Это движение тел происходит само собой,
в результате стремления тела занять своё естественное место. Оно не нуждается в
силах. Все остальные движения на Земле насильственные и могут происходить
только под действием внешних сил ( в том числе равномерное и прямолинейное
движение). Свой основной принцип динамики Аристотель формулирует так: « Всё,
что находится в движении, движется благодаря воздействию другого».
У Аристотеля мы находим также
и соображения, дающие основание для, количественного определения силы. Для того
чтобы лучше разобраться в сути дела
введём некоторые современные
термины и обозначения: f- сила, действующая на
тело,
р—вес тела. Рассуждения
Аристотеля сводятся к следующему: сила пропорциональна произведению скорости
тела, к которому она приложена, на его вес, т.е.
f= pv = ps/t ,
где s- пройденный путь, t- соответствующее время, а v - скорость.
Но вместе с тем Аристотель
верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной
Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей
тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь,
превратив их в догмы.
Аристотеля называют
крёстным отцом физики: ведь название его книги «Физика» стало названием всей
физической науки.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи “Аристотель”
2.
А. Н. Чанышев “Аристотель”
3.
Аристотель. Категории
Реферат студентки Ι курса 73 группы Курбановой
Лолы
|