Измерение ускорения свободного падения
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Физический факультет Кафедра общей физики. Крайнов Александр Владимирович ОТЧЕТ о лабораторной работе «Измерение ускорения свободного падения» Измерительный практикум. 1 курс. Группа 7331 Преподаватель измерительного практикума __________________А. М. Оришич «_25_»_ноября_1997 г. Преподаватель компьютерного практикума __________________ В.Г. Казаков «_25_»_ноября__1997 г. Новосибирск. 1997 г. Аннотация
Производились измерения ускорения свободного падения путем бросания
маленького магнита через 3 соленоида. Когда магнит пролетает через
катушки создается ЕДС индукции ,что фиксируется прибором
(цифровым осциллографом),так же фиксируется время когда магнит залетает
в катушку и время , когда
магнит вылетает из нее . Таким образом , зная расстояния между
катушками ,можно определить ускорение свободного падения (далее
называется « G» ) 1 Введение Цель : 1) Ознакомиться с устройством цифрового осциллографа и
приобретение навыков работы с таким прибором.
2) Измерение ускорения свободного падения. 3) Анализ ошибок.
2 Описание эксперимента
Когда выключатель включен, то поле в катушке удерживает магнит от
падения. Когда размыкаешь цепь, то поле исчезает, то под действием силы
тяжести магнит начинает падать с ускорением g . А в это время
осциллограф переходит в другой режим работы, а именно он запоминает
график зависимости напряжения от времени. 1 Методика измерений В качестве рабочего тела намагниченный металлический стержень в качестве
датчиков напряжения - катушки. При падении магнит проходит через
катушки , в которых наводится ЭДС ( закон Фарадея). Измерив
расстояние между катушками и время между импульсами , из известных формул движения тела в поле тяжести , можно вычислить G. 2 Описание установки Для измерения временных интервалов в данной работе применяется цифровой
осциллограф. После визуализации электрических импульсов с датчиков на
дисплее осциллографа с помощью маркера и цифрового табло удобно произвести
измерения времени между импульсами.
В осциллографе С9-10 имеются два маркера , которые перемешаются по
экрану , управляющие переключателя , расположенные под матричным
экраном . 3 Результаты измерений Был проведен ряд измерений ( N=30 ) и при каждом получено свое
значение G и на основании результатов был построен график
зависимости G(N) . [pic] 3 Анализ результатов измерений
1 Обработка результатов
Воспользовавшись формулой [pic] мы без труда , зная
значения [pic] ,[pic] и [pic] можем посчитать значение G . 2 Оценка погрешностей Можем мы также посчитать – среднее квадратичное отклонение б , для
этого воспользуемся следующей формулой [pic] ,где [pic] есть
среднее арифметическое из всех значений G (в данной [pic] и i
пробегает значения от 0 до 30 ). [pic]=9.438891 Проведя все арифметические операции получим б=0.631007
Вычислим также погрешность S=[pic][pic]0.12 . тогда наше
G=9.4388[pic] 0.12 4 Обсуждение полученных результатов После долгих мучений мы получили наше любимое G с учетом
всех погрешностей УРА !!! Но наш результат немного отличается от
всем известного G=9.81 здесь сказывается целый ряд факторов
,например: неточность прибора , отсутствие опыта у экспериментатора (
и так далее. Но в целом работа удалась!!! 5 Выводы и заключение В результате проделанной работы мы научились работать с цифровым
осциллографом С9-10 и с его помощью определили свое значение
G=9.4388[pic]0.12 , даже похожее на правду ( !!
6 Литература
1: А.С. Золкин. Что надо знать при написании курсовой работы
(Методические рекомендации для студентов ). Сибирский физический
журнал , 1995 , номер 4 , стр.65-71
2: Б.А. Князев. В.С. Черкасский. Начало обработки экспериментальных
данных . Новосибирск : НГУ ,1993 , 35 с.
3: Х.-И. Кунце. Методы физических измерений . М .: Мир. , 1989
, 213 с.
4: Лабораторные занятия по физике (для МФТИ)! под ред. Л. Л.
Гольдина . М., Наука., 1983, 703 с. -----------------------
ЗАПУСК ВХОД Y t1 t2 t3 12 В + - Соленоид s s Намагниченный
стержень удерживать запуск катушки V1 t1 V2 t2 V3 t3
|