Звуковые волны
В 1947 г. английский физик Дэннис
Габор предложил интересный способ устранения аберрации[a] в электронных
микроскопах. Он предложил преобразовывать электронную волну в световую,
устранять хорошо известную оптическую аберрацию, а потом снова преобразовывать
эту волну в электронную и, уже очищенную от аберрации, использовать
в дальнейшем. Однако чтобы «подлечить» световую волну следует её
каким-то образом зафиксировать, и обычная фотография для этой цели
не подойдёт. Когда мы смотрим на фотографический, снимок все предметы
изображённые на нём кажутся нам плоскими. Что особенно выражено при
косом рассматривании снимка. Дело в том, что фотография даёт нам
информацию только об амплитуде световой волны, излучаемой предметом,
но абсолютно ничего не говорит о её фазе. Другими словами плёнка
фиксирует только интенсивность падающего на неё света, то есть те
предметы, которые при съёмке были освещены сильнее, получились ярче
и на фотографии. Однако уловить фазу, то есть определить насколько
одна волна пришла позже другой, ни один прибор не в состоянии. Дело
в том, что частота видимого света равна 4·1014 — 7,5·1014 Гц
и поэтому фазу этой волны представляет довольно большие трудности.
Однако всем известна картина интерференции света с чередующимися
чёрными и белыми полосами. Причём, как известно, чёрные полосы
это те области, где волны, прошедшие через щели, сошлись в противофазе,
то есть со сдвигом фаз в 180о, а белые области там –
где волны попали в фазу, то есть со сдвигом фаз в 0о. Остальные
участки серого цвета соответствуют промежуточным случаям, когда сдвиг
фаз больше или меньше 180о.
Таким образом,
на этом рисунке смогла запечатлеться информация и о фазе световой
волны и об её амплитуде, но только это картина суммарной волны,
получившейся в результате интерференции, и как бы находящаяся в «зашифрованном»
состоянии.
Итак, Лондон,
1947г. Габор пытается поймать световую волну. Для этого он берёт
полупрозрачный кубик и освещает его руной лампой[b], которая тогда была наилучшим источником
световых волн постоянной длины. Таким образом волна от лампы (А1)
попала на кубик, и появилась отражённая волна (А2), которая,
сложившись с волной А1, образовала новую суммарную световую
волну:
А3 = А1+ А2
На пути
волны А3 Габор поставил очень чувствительную фотопластинку.
В результате на ней зафиксировалась интерференционная картина — перемежающиеся
белые и чёрные полосы.
Итак, Габору
удалось «заморозить» световую волну, испускаемую кубиком. Но вместе с
ней на фотопластинке зафиксировалась и «побочная» полна от лампы. Поэтому
перед учёным встал нелёгкий вопрос: как же из этой «смеси» добыть
изначальную волну (А2)?
Чтобы
понять смысл метода, предложенного Габором, достаточно представить
искомую волну, как производную:
А2 = А3 – А1
Где “ – А1”
говорит о том, что свет от лампы идёт в обратном направлении, таким
образом погашая «лишнюю» волну на фотопластинке и оставляя только
волну, отражённую кубиком (А2).
Если
посмотреть на такую восстановленную волну, то можно увидеть сфотографированный
предмет, который словно парит в воздухе.
[a] Аберрация (от лат. Aberratio - уклонение) ¾ буквально отклонение от нормы. В электронных
линзах это искажение изображения из-за немоноэнергеичности пучка электронов.
[b] Ртутная лампа —
газоразрядный источник света, работающий на ртутных парах, в которых
при электрических разрядах возникает главным образом ультрафиолетовый и
видимый свет.
|